Напоминание

"Методика формирования словаря у детей дошкольного возраста"


Автор: Комолова Елена Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 39 "Золотой ключик"
Населённый пункт: пос. Фряново, Московской обл, Щелковского р-н
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика формирования словаря у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Составила воспитатель МБДОУ

д

е

т

с

к

и

й сад № 39 «Золотой ключик» поселка

Фряново

Комолова Елена Витальевна

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ

СЛОВАРЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблемы и задачи развития речи детей

дошкольного возраста были актуальны

всегда.

Во все времена развитию речи детей

уделялось большое внимание. Значение

речи в становлении личности ребёнка

настолько велико, что задачи по её

формированию занимают особое место в

воспитании.

В дошкольном возрасте ребенок должен

овладеть таким словарем, который

позволил бы ему общаться со

сверстниками и взрослыми, успешно

обучаться в школе, понимать литературу.

Поэтому дошкольная педагогика

рассматривает развитие словаря у детей

как одну из важных задач развития речи.

Для развития словарного

запаса важно постоянное

общение взрослых с

ребенком. Объем и качество

(точность, образность)

словаря дошкольника

зависят от того, насколько

полноценным является его

общение. Важно беседовать

с дошкольником, задавать

вопросы, создавать

ситуации, в которых

раскроются вероятные

недочеты понимания и

употребления слов

ребенком.

ЗАДАЧИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В

ДЕТСКОМ САДУ

1

обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее

неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже

имеющихся в их лексиконе.

2

закрепление и уточнение словаря

3

активизация словаря

4

устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные,

просторечные, жаргонные)

МЕТОДЫ, И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ.

Практические

Практические

Словесные

Наглядные

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря

обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

• Игра «Что не так?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова,

обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Дать детям инструкцию: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю

домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?»

Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптируется под все изучаемые

темы.

• Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить

подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщить, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой

формы, сделанного из резины». Дошкольники узнают предмет по описанию,

запоминая не только название предмета, но и его признаки.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Игра «Одинаковый»

Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового

внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.

Ребёнку надо найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из

данных 8-16 карточек. Игроки по очереди открывают одну за другой две карточки.

Если картинки оказываются разными, то карточки опять переворачиваются картинкой

вниз. Если же картинки оказываются одинаковыми (или похожими, то открывший их

получает фишку. Поставить задачу: стараться запомнить изображения и 2 раза одну

карточку не открывать.

В конце игры, подсчитав фишки, определяется победитель.

• Игра «Путаница»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова,

обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

Детям раздаются конверты с деталями от разных видов одежды. Они меняются друг с

другом и складывают свою одежду. Игра адаптирована под другие лексические темы.

ВЫВОД

Развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности с

помощью различных методов и приемов. Важно помнить, что для этого

необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря

детей, используя разные приемы словарной работы с учетом

особенностей каждого вида деятельности.

Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде

деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и

видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования