Автор: Насыбуллина Гузель Адхатовна
Должность: Воспитатель по обучению детей татарскому языку
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: с. Базарные Матаки Алькеевский район Республика Татарстан
Наименование материала: Национально региональный компонент как одно из направлений введения ФГОС дошкольного образования.
Тема: Национально региональный компонент как одно из направлений введения ФГОС дошкольного образования.
Раздел: дошкольное образование
Воспитание, созданное самим народом,
основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших
системах, основанных на абстрактных
идеях…
Н К. Ушинский
Уважаемые коллеги!!!
Национально
региональный
компонент
является
одним
из
направлений
введения
ФГОС
дошкольного
образования.
Система
образования
в
соответствии с ФГОС переориентирована на возрождение и удовлетворение
национально-культурных запросов общества, т. е. включение в воспитательно
– образовательный процесс НРК.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет
регионального
компонента,
как
необходимое
условие
вариативности
дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских
чувств
являются
накопление
детьми
социального
опыта жизни в
своем
Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия –
воспитать
подрастающее
поколение
патриотами
своей
Родины,
научить
их
любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям
понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где
ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется,
чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он
вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой
страны под названием – Россия.
Для
эффективной
реализации
культурной
направленности
регионального
компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие
педагогические условия:
формирование
культурной
направленности
личности
дошкольника,
на
основе
обновления
содержания
регионального
компонента
дошкольного
образования с учетом социально-этнической среды группы;
подготовка
педагогического
коллектива
к
реализации
культурной
направленности регионального компонента дошкольного образования;
создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
о р г а н и з а ц и я
э ф ф е кт и в н о го
в з а и м од е й с т в и я
д о ш ко л ь н о г о
образовательного учреждения и семьи.
Использование
регионального
компонента
как
одного
из
средств
социализации дошкольников предполагает следующее:
1.Ознакомление
дошкольников
с
родным
краем
в
ходе
ре а лизации
образовательной программы МБДОУ.
2.
Введение
регионального
компонента
с
учётом
принципа
постепенного
перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее
близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе
родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели
бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и
услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Профессиональное
совершенствование
всех
участников
образовательного
процесса (воспитателей, специалистов);
6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности
инновационной
деятельности
и
ее
результатов
по
основным
направлениям
работы с детьми, педагогами, родителями.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия
возможно при соблюдении следующих факторов:
использование программ и технологий по краеведению;
комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
создание
условий
для
самореализации
каждого
ребенка
с
учетом
накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
учет специфики организации и построения педагогического процесса;
использование
форм
и
методов,
направленных
на
развитие
эмоций
и
чувств.
Сегодня я хочу поделиться опытом о том, как
организуется работа по
реализации национально-регионального компонента в нашем детском саду.
Воспитательная работа с детьми ведётся в соответствии с примерным
комплексно-тематическим планированием, во всех возрастных группах
нами составлены перспективное планирование.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать
культурные, исторические, природные, этнографические особенности
региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к
народным традициям своего региона.
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать
эстетиче ски
привлекательную образовательно-культурную
среду,
направленную,
прежде
всего,
на
обеспечение
духовно-нравственного
развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Совместно с воспитателями в каждой группе, были оформлены уголки НРК.
Уголок обогащен информационным и наглядным материалом о столице РТ, о
родном селе, об их достопримечательностях, о выдающихся личностях, о
композиторах,
художников
РТ
и
их
репродукции,
куклы
разных
национальностей. Воспитателями изготовлены очень много дидактических
игр по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами.
Все полученные впечатления и эмоции дети отражают в рисунках. Часто
проводим с детьми конкурсы рисунков, поделок.
Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках,
таких как Посиделки, Навруз, Ураза, Нардуган, Сабантуй многие другие
праздники. Также организуются различные экскурсии и наблюдения, в
которых дети познают мир животных и растений родного края.
С емья является
главным
источником
народных
традиций.
Поэтому
мы
активно
взаимодействуют
с
родителями,
которые участвуют в народных
праздниках,
оказывают
посильную
помощь
в
оформлении
развивающей
среды. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был
двусторонним.
В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные
образовательные ресурсы, которые облегчили работу воспитателя. В ходе
компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые
не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов. Через
интернет посещают удалённые от нас музеи.