Напоминание

"Формирование оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада по повышению педагогической культуры родителей"


Автор: Мешкова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 246"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада по повышению педагогической культуры родителей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества

семьи и детского сада по повышению педагогической культуры родителей

Мешкова Н.В., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №246», г. Новокузнецк

«И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно»

Л.Н. Толстой

В законодательных актах многих стран, в том числе и в Конституции Российской

Федерации,

закреплено

первоочередное право

родителей

на

воспитание

своих

детей.

Учитывая многие распространенные в настоящее время явления, негативные для развития и

воспитания

ребенка,

воспитание

«ответственного

родительства»

предполагается

осуществлять на всех уровнях общественной жизни.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за

воспитание

детей

несут

ответственность

родители,

а

все

другие

социальные

институты

призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность. В

действительности

формирование

педагогической

культуры

родителей

является

сложным

процессом.

Современная

семья

не

может

воспитывать

ребенка

изолированно

от

других

воспитательных

институтов:

ребенок

ходит

в

дошкольное

учреждение,

потом

в

школу,

занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию

и т.д.

Все

воспитательные

институты

призваны

содействовать

максимальному

развитию

ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те

аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый их них обладает теми или

иными преимуществами. Так, детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет

обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. При всей

1

универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты

условий для гармоничного и разностороннего развития личности.

Детский сад сохраняет субкультуру детства: естественным образом передает игровые

традиции,

способы

самоорганизации,

чего

лишены

многие

современные

дети,

будучи

единственными, у своих родителей и растущие в окружении взрослых.

Современное

дошкольное

учреждение

имеет

возможность

позитивно

влиять

на

культурное поле семьи, рекомендуя книги для чтения, советуя посетить музеи, выставки,

театры, знакомит содержанием и методикой проведения детского домашнего праздника, дня

рождения ребенка.

Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, незримыми нитями связаны со

школой:

родители

беспокоятся

о

том,

насколько

ребенок

подготовлен

к

требованиям

современной

школы,

и

в

силу

своих

возможностей

начинают

ориентироваться

на

эти

требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки детей к обучению в ней.

Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный

фактор

формирования

личности.

Напротив,

эффективность

домашнего

воспитания

возрастает, если оно дополняется системой дошкольного воспитания, с которой у семьи

складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и

дошкольного

учреждения.

Новизна

этих

отношений

определяется

понятиями

«сотрудничество» и «взаимодействие»:

Сотрудничество

- это

общение

«на

равных»,

где

никому

не

принадлежит

привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет

собой

способ

организации

совместной

деятельности,

которая

осуществляется

на

основании

социальной

перцепции

и

с

помощью

общения.

Результатом

взаимодействия

являются

определенные

взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия,

зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие

осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья

свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие

протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать

истинные отношения (В.Н. Мясищев).

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого

2

детского сада: он должен стать открытой

системой. Придать дошкольному учреждению

«открытость

внутрь»

значит

сделать

педагогический

процесс

более

свободным,

гибким,

дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями

(рисунок1)

Рисунок 1 «Модель развивающего взаимодействия ДОУ и родителей»

Рисунок 1 «Модель развивающего взаимодействия ДОУ и родителей»

Нам, педагогам, необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного

процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в

какой-то

деятельности,

мероприятии,

рассказать

о

своих

радостях,

тревогах,

успехах

и

неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Вот, например, после выходных

дней, праздников педагог планирует беседы с детьми о том, где они были, что видели. И часто

получается скучный «допрос» детей. Педагог может продемонстрировать свою открытость

детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные

3

дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. После отпуска педагог

приносит фотографии, угощает плодами из своего сада, огорода ,вовлекает их в беседу о том,

как они провели летний отдых, где были с родителями, что делали. Общаясь с родителями,

педагог

не

скрывает,

когда

в

чем-то

сомневается,

он

просит

совета,

помощи,

всячески

подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический

такт,

профессиональное

важнейшее

качество,

не

позволит

педагогу

опуститься

до

панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим

примером

он

вызывает

родителей

на

доверительное

общение,

и

они

делятся

своими

тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают

свои претензии и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный

процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей

в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть

эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием

организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении

педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые

родители

и

другие

члены

семьи

включаются,

в

проводимую

систематически

образовательную,

оздоровительную

работу

с

детьми.

Например,

ведут

кружки,

студии,

обучают

малышей

некоторым

ремеслам,

рукоделию,

занимаются

театрализованной

деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают

все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они

узнают что-то новое. Важнее другое, - они учатся с уважением, любовью и благодарностью

смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так

интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости

за

свою

семью.

«Открытость

детского

сада

наружу»

означает,

что

детский

сад

открыт

влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его

территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная

школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Например, на праздниках, посвященных Дню

города, Рождеству, Пасхе и др., выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного

учреждения.

Дошкольное

учреждение

представляет

на

выставки

детского

творчества,

4

проводимые в масштабе района, работы своих воспитанников. В День защитника Родины

дети

с

помощью

родителей

приглашают

на

свой

концерт

ветеранов,

военнослужащих,

проживающих в соседних домах.

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны

- и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной,

а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к

педагогу

с

советами,

предложениями,

просьбами,

касающимися

каких-либо

текущих

событий. Например, не кормить ребенка насильно, проследить, как он одевается на прогулку,

и т.д. Педагогов семья интересует прежде всего как источник знаний о ребенке: соблюдается

ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности, какую пищу он предпочитает

дома и т.д.

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что

сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда -

поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных

форм

работы

(индивидуальные

беседы,

консультации,

посещение

семьи

и

др.).

Однако

оказалось, что в глазах родителей педагог не всегда выглядит вполне компетентным в плане

домашнего

воспитания.

Особенно

это

относится

к

молодым

педагогам.

Ценя

их

профессиональные знания, родители понимают «книжность» этих знаний, видят нехватку

социального опыта у молодого педагога, что снижает эффективность сотрудничества. Есть

еще

одна линия воздействия на семью - через ребенка.

Если жизнь в группе интересная,

содержательная,

ребенку

эмоционально

комфортно,

он

обязательно

поделится

своими

впечатлениями с домочадцами.

Смысл работы педагогов с родителями - не только в установлении контактов с ними,

но и в том, что благодаря созданной таким образом, благоприятной эмоциональной почве,

родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми

для восприятия помощипий воспитание

Деловое взаимодействие.

Оно

возникает

при

стремлении

взрослых

организовать

детскую

деятельность

или

регламентировать их поведение. Мотивами поведения родителей выступают:

желание приучать детей к делу, вооружать соответствующими навыками;

стремление умерить активность, унять расшалившегося ребенка или отвлечь его от

недостойного занятия.

5

В

условиях

сотрудничества

ребенок

ищет

возможность

сохранить

общение,

оправдать

доверие взрослых. Воспринимая ненужность своего участия в совместной деятельности,

обусловленное

стремлением

просто

занять

его

чем-то,

отделывается

формальным

исполнением.

Специальные воспитательные воздействия.

Они включают целенаправленные действия и поступки взрослых, смысл которых

состоит в том, чтобы научить, дать образец, побудить к подражанию. Существенным здесь

являйся

сам

подход

к

процессу

воспитания

как

к

решению

воспитательных

задач.

Он

заставляет взрослых анализировать не только поведение детей, но свое собственное.

Мотивы

воспитания

основаны

на

понимании

взрослыми

необходимости

ухода

за

ребенком

и

организации

его

жизнедеятельности

и

стремлении

приобщить

его

к

определенным

ценностям,

выработать

адекватное

отношение

к

окружающему

миру,

заниматься его обучением. При этом отличительной чертой такого стиля воспитания от

педагогического

стиля,

характерного

для

взрослых,

воспитывающих

ребенка

в

образовательном учреждении, выступает субъективизм и имплицитный характер постановки

целей и выбора методов воспитания и обучения. Потому что в этом выражаются идеалы и

представления конкретной семьи, а не общественности, о том, какими она хочет вырастить

своих детей.

Общение ради общения.

В

этом

случае

взрослые

удовлетворяют

свою

потребность

в

любви,

ощущении

родственных уз. Желание приласкать ребенка, поговорить с ним о его заботах, просто побыть

вместе - все это и отличает интимное общение от делового и воспитательного воздействия.

Такой

стиль

характеризует

специфику

воспитания

детей

в

семье,

определяет

глубоко

эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Его «проводниками» становятся

родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к

родителям (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова).

Интимный

характер

этого

стиля

воспитания

-

не

единственный

фактор,

обеспечивающий

его

действенность,

силу,

стойкость.Исследователи

выделяют

еще

два

фактора: постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других

членов семьи в разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день и

наличие

объективных

возможностей

для

включения

детей

в

бытовую,

хозяйственную,

воспитательную деятельность семьи.

6

В

семьях

с

низким

уровнем

педагогической

культуры

родителей

нередко

возникают

проблемы,

с

которыми

взрослые

могут

справиться

адекватным

способом.

Причиной

возникновения

конфликтных

ситуаций

в

таких

семьях

становится

нарушение

показателей

семейной

гибкости

и

семейной

сплоченности

.

С

одной

стороны,

здесь

отмечается

излишний

контроль

над

самостоятельностью

детей

и

игнорирование

их

возрастной потребности в самовыражении, а также изоляция от непродуктивной, с точки

зрения родителей, деятельности и общения со сверстниками. С другой - в таких семьях может

наблюдаться

противопоставление

требований

родителей

и

воспитателей

ДОУ,

которое

посещает ребенок.

В семьях со средним уровнем педагогической культуры родителей У родителей

отмечается непонимание или неумение создавать условия для полноценного развития ребенка

в

семье,

склонность

перекладывать

воспитательные

функции,

а

вместе

с

тем

и

долю

ответственности на дошкольное учреждение. При этом большинство взрослых осознают

важность единства стиля требований к ребенку, хотя и признают, что на практике это не

всегда

получается.

Родителям

со

средним

уровнем

педагогической

культуры

можно

рекомендовать путь оптимизации семейного воспитания, связанный с изменением модели

семейных

взаимодействий

по

параметру

адаптивности,

а

также

совершенствование

технологического и личностно-творческого компонентов педагогической культуры.

В семьях с высоким уровнем педагогической культуры родителей также нередко

возникает

ряд

проблем.

У

таких

родителей

отмечается

первостепенность

целей

формирования

интеллектуальной

сферы

ребенка

в

сравнении

с

его

коммуникативной

компетенцией. Поэтому одной из основных проблем воспитания является непомерно ранее и

интенсивное

обучение,

завышенный

уровень

притязаний

родителей,

который

не

всегда

соответствует возможностям детой. Показатели семейной гибкости и семейной сплоченности

нарушаются

реже

.

Родителям,

относящимся

к

группе

семей

с

высоким

уровнем

педагогической культуры, можно рекомендовать путь оптимизации семейного воспитания,

направленный на коррекцию модели семейных взаимодействий по параметру гибкости и

совершенствование личностно-творческого компонента педагогической культуры.

Таким

образом,

основные

подходы

к

пониманию

семьи

и

факторов

семейного

воспитания

строятся

на

понимании

структуры

взаимоотношений

в

семьях

и

уровне

педагогической

культуры

родителей

в

семье.

Но,

к

сожалению,

до

сих

пор

не

хватает

разработанных методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского

7

сада

с

родителями,

относящимися

к

разным

уровням

педагогической

культуры

и

обладающими различными взглядами на процесс развития, воспитания и обучения детей, тем

более, на выбор приоритетных направлений взаимодействия с педагогами и специалистами

ДОУ.

Для

успешного

взаимодействия

с

родителями,

имеющими

разные

педагогические

установки на сотрудничество с ДОУ, были выбраны следующие направления, выступающие

педагогически - целесообразными методами эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и

родителей:

Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.

Определение приоритетных направлений педагогического

сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников.

П о в ы ш е н и е

п е д а г о г и ч е с к о й

г р а м о т н о с т и

р о д и т е л е й

дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в

процессе проведения семинара-практикума.

Для

решения

данных

задач была

разработана

методика

работы

с

родителями,

включающая три этапа:

1 этап. Проведение проблемного семинара:

Здесь происходило знакомство родителей с результатами педагогической диагностики

детей и графиками, характеризующими специфику выполнения функций педагогического

сотрудничества.

В

результате

их

обсуждения

была

разработана

индивидуальная

программа

сотрудничества для каждой дифференцированной группы родителей воспитанников ДОУ,

отличающихся педагогическими установками на взаимодействие с ДОУ.

2 этап. Организация семинара-практикума:

В

основу

программы

семинара-практикума

были

положены

наши

методические

разработки,

при

реализации

которых

использовались

традиционные

и

нетрадиционные

формы

сотрудничества,

направленные

на

повышение

педагогической

компетентности

родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов ДОУ,

обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества.

3 этап. Презентация семейных творческих проектов

В процессе презентации семейных творческих проектов мы старались создать в группе

эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса, детей, родителей,

8

педагогов, развивать позитивное отношение родителей к дальнейшему сотрудничеству с

педагогами.

На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей:

вопросы к родителям по излагаемому материалу;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения;

приведение примеров из литературных источников,

решение педагогических задач и др.

Использование

традиционных

и

нетрадиционных

методов

сотрудничества

способствовало реальному участию родителей в воспитательно - образовательной работе

детского сада с учетом их интересов и предпочтений.

Такое эффективное взаимодействие с воспитателями и участие в жизни детского сада

позволили

родителям

приобрести

опыт

педагогической

диагностики

и

развивающего

сотрудничества, как со своим ребенком, так и с детским коллективом в целом.

Например, в содержании домашнего воспитания появились новые формы творческого

взаимодействия с ребенком, такие как «Выпуск творческого проекта», что способствовало

духовному сближению членов семьи. Потому что появилось интересное общее дело, мотив

для организации совместной деятельности.

Праздник «День семьи» не только объединил родителей и детей: создалась атмосфера

тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей. Взрослых все

больше

интересовали

события,

происходящие

в

группе,

даже

если

они

не

касались

их

собственного ребенка.

Наиболее контактные взрослые легко вступали в беседу с другими родителями и сразу

откликались

на

просьбы

педагогов.

Многие

из

«зрителей»

и

«наблюдателей»

стали

активными

участниками

мероприятий

в

группе.

Общаясь

с

ребенком

и

педагогами,

почувствовали большую компетентность в семейном воспитании.

Родители убедились в том, что их участие в жизни детского сада нужно не потому, что

этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

9

Список литературы

1.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

2.

Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с

семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.

3.

Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. и др. Воспитателю о работе с семьей: пособие

для воспитателя дет. сада / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. С.

192.

4.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: библиотека учителя и

воспитателя; страницы истории педагогической мысли. - М.: Педагогика, 1991. С. 176.

5.

Макаренко А.С. Книга для родителей: к 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. -

М.: Педагогика, 1988. С. 304.

6.

Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М., Айрис-

пресс, 2006. - 144 с.

7.

Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн.

для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. С. 160.

8.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.

9.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: кн.

для воспитателей детского сада и родителей; пер. с фин. - М., 1993.

10

11



В раздел образования