Автор: Гончарова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №33 Д⁄с"Вишенка"
Населённый пункт: Анапа,с.Варваровка,Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адаптация детей раннего возраста в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Групповая консультация для воспитателей по
теме:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям
детского сада».
Составила педагог: Гончарова Е.А.
Фазы адаптационного периода.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три
степени приспособления ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней),
среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух
недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2
недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в
сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не
нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его
интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как
безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему
восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь
затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания
взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без
осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и
изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче
и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней,
качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней.
Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.
Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.
Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при
расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но
может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая
активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными
навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.
Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений.
Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки
невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и
детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной
нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие
щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий,
вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается
сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая
рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение
безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции
нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким —
эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия.
Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию.
Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет
место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная,
кратковременная.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных -
типологических особенностей каждого малыша. Один активен,
коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт
довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит
уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают
его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от
всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с
окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб
привыкнуть к новой обстановке.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1.Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у
ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в
усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней
атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он
перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и
доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно
принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском
саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не
была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может
спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может
иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в
дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.
- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема
наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями
развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает
эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может
быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее
исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он
впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми
ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти
страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко
боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок
становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще
болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание
ребёнка в детском саду.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных
и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого –
нервничать, плакать, капризничать.
- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не
следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.
Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает
потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом
возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для
подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном
внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами
нуждаются в том же.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Памятки для воспитателя:
1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим
ребенком, узнают следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования
туалетом и т.п.
-как называют ребенка дома
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с
режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается
от режима дня в детском садике.
3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к
новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более
подготовленным
4. Уточнить правила в общении с родителями:
-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в
группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;
- и т.д.
5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период
приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и
после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.
7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от
общения с взрослыми и сверстниками.
10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести
обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование
воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему
адаптацию к перемене в образе жизни.
Список литературы:
1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться
понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-
М.,1983.
3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г.,
часть вторая, М.: «Просвещение», 1988.