Напоминание

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ


Автор: Гончарова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №33 Д⁄с"Вишенка"
Населённый пункт: Анапа,с.Варваровка,Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адаптация детей раннего возраста в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Групповая консультация для воспитателей по

теме:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям

детского сада».

Составила педагог: Гончарова Е.А.

Фазы адаптационного периода.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три

степени приспособления ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней),

среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух

недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2

недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в

сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не

нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его

интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как

безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему

восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь

затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания

взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без

осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и

изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче

и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней,

качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней.

Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.

Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.

Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при

расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но

может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая

активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными

навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.

Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений.

Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки

невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и

детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной

нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие

щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий,

вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается

сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая

рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение

безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции

нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким —

эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия.

Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию.

Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет

место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная,

кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных -

типологических особенностей каждого малыша. Один активен,

коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт

довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит

уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают

его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от

всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с

окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб

привыкнуть к новой обстановке.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1.Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у

ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в

усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней

атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он

перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и

доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно

принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском

саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не

была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может

спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может

иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в

дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема

наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями

развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает

эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может

быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее

исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он

впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми

ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти

страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко

боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок

становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще

болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание

ребёнка в детском саду.

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных

и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого –

нервничать, плакать, капризничать.

- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не

следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает

потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом

возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для

подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном

внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами

нуждаются в том же.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Памятки для воспитателя:

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим

ребенком, узнают следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования

туалетом и т.п.

-как называют ребенка дома

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с

режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается

от режима дня в детском садике.

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к

новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более

подготовленным

4. Уточнить правила в общении с родителями:

-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в

группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

- и т.д.

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период

приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и

после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от

общения с взрослыми и сверстниками.

10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести

обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование

воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему

адаптацию к перемене в образе жизни.

Список литературы:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться

понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-

М.,1983.

3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г.,

часть вторая, М.: «Просвещение», 1988.



В раздел образования