Напоминание

: «От трудового воспитания детей в семье и школе к профессиональному самоопределению»


Автор: Тетерина Надежда Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Огонек"
Населённый пункт: с.Белый Яр Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: : «От трудового воспитания детей в семье и школе к профессиональному самоопределению»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Название статьи: «От трудового воспитания детей в семье и школе к профессиональному

самоопределению»

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры

А.С.Макаренко

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему

самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь

приносила удовлетворение? Профессия нужна человеку не только для того чтобы кормить

себя

и

свою

семью,

но

и

для

того

то

бы

быть

самостоятельным

и

приобрести

социальный статус.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон подрастающего поколения. В

детском

саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении с трудом взрослых, в

приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с

трудом взрослых педагоги

формируют у детей положительное отношение к их труду,

бережное

отношение

к

его

результатам,

стремление

оказывать

взрослым

посильную

помощь. Включая детей трудовую деятельность, педагоги закрепляют трудовые навыки,

воспитывают

привычку

к

трудовому

усилию,

ответственность,

заботливость,

бережливость,

трудолюбие,

готовность

участвовать

в

труде,

не

избегая

неприятной

работы, формируют положительное взаимоотношения между детьми.

Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано

на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к

разным

видам

деятельности;

обеспечение

реализации

интересов,

способностей,

склонностей

дошкольников.

Если

раньше

популярными

среди

дошкольников

были профессии

учителя,

врача,

милиционера,

то

сегодня

девочки

мечтают

стать

фотомоделью,

стилистом,

мальчики

менеджером,

директором

или

бизнесменом.

Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Очень часто

не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире

профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не

понял сути их профессиональной деятельности. Большую роль в ознакомлении детей с

профессиями и трудом взрослых детский сад отводит в работе с родителями, с семьей.

Творческой группой педагогов

детского сада был создан проект по ознакомлению

дошкольников с профессиями родителей, профессиями села.

Цель данного проекта: Формирование у дошкольников представлений о специфике

профессий взрослых (родителей).

Данная цель направлена на решение задач:

Расширять представления детей о различных профессиях.

Обеспечить реализацию интересов, способностей, склонностей детей к разным

видам деятельности.

Знакомить со спецификой профессиональной деятельности представителей

производственной сферы села.

Формировать социальную компетентность воспитанников при ознакомлении с

трудом взрослых.

Воспитывать уважения к труду взрослых.

Направления по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых таблица № 1

I блок

II блок

III блок

IV блок

V блок

Кто

трудится

в

детском саду

Профессии моей

семьи

Кто

трудится

в

селе

Кто

работает

в

городе

Как село помогает городу,

а город селу

В

детском

саду

разработана

определенная

последовательность

ознакомления

дошкольников с социумом ближайшего окружения, которая успешно осуществляется на

практике. Это объекты социальной сферы района, в котором находится детский сад. Наше

учреждение делает шаги в сторону решения этих проблем с помощью педагогических

проектов социальной направленности. Установлена связь с сотрудниками пожарной части

-13 Алтайского района, работниками ГБДД, детской комнатой полиции ими проводятся

ознакомительные занятия, досуги

с детьми по пожарной безопасности, по правилам

дорожного движения, правовому воспитанию консультации для коллектива детского сада.

Уже стало традицией проводить дни и недели родительских профессий, когда в детский

сад мы приглашаем родителей воспитанников – разных профессий Организуем беседы

родителей с детьми, на которых родители приносят орудия труда, показывают спец форму

фотографии, демонстрируют видеоматериалы. Главное в таких встречах живое общение

детей с родителями, что вызывает большой интерес у дошкольников. Другая форма

привлечения

дошкольников

к

труду

взрослых

состоит

в

специальной

организации

совместной трудовой деятельности взрослых с детьми, т. е. когда взрослый и ребенок

оказываются участниками одного трудового процесса. С малых лет следует воспитывать

положительное

отношение

к

труду

и

трудящемуся

человеку,

на

конкретных

мерах

показывать

детям

общественную

значимость

труда

взрослого

раскрывать

богатство

человеческих отношений в труде.

Если детей включают в совместный со взрослыми и

доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и

сделать

больше.

Объясняется

это

тем,

что

на

них

сильно

воздействует

пример

окружающих,

в

котором

по-настоящему

раскрываются

трудовые

взаимоотношения.

Взрослый при этом не ограничивается функцией организатора, а осуществляет функции

партнера по общей работе. Воспитательный смысл включения детей в труд вместе со

взрослыми состоит в том, что, выполняя то или иное дело, они конкретнее ощущают

рабочее

усилие,

каждый

видит

себя

помощником

взрослого,

начинает

понимать

значимость и своего труда. При этом нельзя забывать основное условие - содержание

труда

детей

должно

соответствовать

их

возрастным

возможностям.

Задача

педагогов

состоит

в

том,

чтобы

организовать

участие

детей

в

труде

взрослых

в

процессе

наблюдений и экскурсий, можно осуществить почти всегда, нужно только уметь найти

формы

и

способы

включения

детей

в

посильный

для

них

труд.

Вот

почему

важно

учитывать

этот

фактор,

использовать

его

для

воспитания

у

детей

положительного

отношения

к

труду,

формирования

нравственных

качеств,

положительных

взаимоотношений в процессе труда.

В

результате

внедрения

данного

опыта

воспитанники

овладевают

основными

культурными

способами

деятельности,

проявляют

инициативу

и

самостоятельность

в

разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к

разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Такая

форма работы позволяет осознать значимость труда, сформировать представление о труде,

помочь ориентироваться в мире профессий. Это способствует тому, что дети часто

выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей,

учителей, рабочих, ученых, артистов и др.

Данный

педагогический

опыт

способствует

повышению

качества

образовательного

процесса,

делает

взаимодействие

участников

образовательного

процесса

более

увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным.

Литература

Арнаутова Е. Родителям - о воспитании трудолюбия у дошкольников // Дошкольное

воспитание. - 1993. - №12

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М., 1983

Витковский А. Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. - 2010. - № 2

Воспитание дошкольника в труде // Под ред. Нечаевой В.Г. - М; 1983

Крохина С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в

условиях подготовки к школе// Дошкольное воспитание. - 2010. - №3



В раздел образования