Автор: Тетерина Надежда Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ Белоярский детский сад "Огонек"
Населённый пункт: с.Белый Яр Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: : «От трудового воспитания детей в семье и школе к профессиональному самоопределению»
Раздел: дошкольное образование
Название статьи: «От трудового воспитания детей в семье и школе к профессиональному
самоопределению»
Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры
А.С.Макаренко
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему
самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь
приносила удовлетворение? Профессия нужна человеку не только для того чтобы кормить
себя
и
свою
семью,
но
и
для
того
то
бы
быть
самостоятельным
и
приобрести
социальный статус.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон подрастающего поколения. В
детском
саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении с трудом взрослых, в
приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с
трудом взрослых педагоги
формируют у детей положительное отношение к их труду,
бережное
отношение
к
его
результатам,
стремление
оказывать
взрослым
посильную
помощь. Включая детей трудовую деятельность, педагоги закрепляют трудовые навыки,
воспитывают
привычку
к
трудовому
усилию,
ответственность,
заботливость,
бережливость,
трудолюбие,
готовность
участвовать
в
труде,
не
избегая
неприятной
работы, формируют положительное взаимоотношения между детьми.
Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано
на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к
разным
видам
деятельности;
обеспечение
реализации
интересов,
способностей,
склонностей
дошкольников.
Если
раньше
популярными
среди
дошкольников
были профессии
учителя,
врача,
милиционера,
то
сегодня
девочки
мечтают
стать
фотомоделью,
стилистом,
мальчики
–
менеджером,
директором
или
бизнесменом.
Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Очень часто
не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире
профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не
понял сути их профессиональной деятельности. Большую роль в ознакомлении детей с
профессиями и трудом взрослых детский сад отводит в работе с родителями, с семьей.
Творческой группой педагогов
детского сада был создан проект по ознакомлению
дошкольников с профессиями родителей, профессиями села.
Цель данного проекта: Формирование у дошкольников представлений о специфике
профессий взрослых (родителей).
Данная цель направлена на решение задач:
Расширять представления детей о различных профессиях.
Обеспечить реализацию интересов, способностей, склонностей детей к разным
видам деятельности.
Знакомить со спецификой профессиональной деятельности представителей
производственной сферы села.
Формировать социальную компетентность воспитанников при ознакомлении с
трудом взрослых.
Воспитывать уважения к труду взрослых.
Направления по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых таблица № 1
I блок
II блок
III блок
IV блок
V блок
Кто
трудится
в
детском саду
Профессии моей
семьи
Кто
трудится
в
селе
Кто
работает
в
городе
Как село помогает городу,
а город селу
В
детском
саду
разработана
определенная
последовательность
ознакомления
дошкольников с социумом ближайшего окружения, которая успешно осуществляется на
практике. Это объекты социальной сферы района, в котором находится детский сад. Наше
учреждение делает шаги в сторону решения этих проблем с помощью педагогических
проектов социальной направленности. Установлена связь с сотрудниками пожарной части
-13 Алтайского района, работниками ГБДД, детской комнатой полиции ими проводятся
ознакомительные занятия, досуги
с детьми по пожарной безопасности, по правилам
дорожного движения, правовому воспитанию консультации для коллектива детского сада.
Уже стало традицией проводить дни и недели родительских профессий, когда в детский
сад мы приглашаем родителей воспитанников – разных профессий Организуем беседы
родителей с детьми, на которых родители приносят орудия труда, показывают спец форму
фотографии, демонстрируют видеоматериалы. Главное в таких встречах живое общение
детей с родителями, что вызывает большой интерес у дошкольников. Другая форма
привлечения
дошкольников
к
труду
взрослых
состоит
в
специальной
организации
совместной трудовой деятельности взрослых с детьми, т. е. когда взрослый и ребенок
оказываются участниками одного трудового процесса. С малых лет следует воспитывать
положительное
отношение
к
труду
и
трудящемуся
человеку,
на
конкретных
мерах
показывать
детям
общественную
значимость
труда
взрослого
раскрывать
богатство
человеческих отношений в труде.
Если детей включают в совместный со взрослыми и
доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и
сделать
больше.
Объясняется
это
тем,
что
на
них
сильно
воздействует
пример
окружающих,
в
котором
по-настоящему
раскрываются
трудовые
взаимоотношения.
Взрослый при этом не ограничивается функцией организатора, а осуществляет функции
партнера по общей работе. Воспитательный смысл включения детей в труд вместе со
взрослыми состоит в том, что, выполняя то или иное дело, они конкретнее ощущают
рабочее
усилие,
каждый
видит
себя
помощником
взрослого,
начинает
понимать
значимость и своего труда. При этом нельзя забывать основное условие - содержание
труда
детей
должно
соответствовать
их
возрастным
возможностям.
Задача
педагогов
состоит
в
том,
чтобы
организовать
участие
детей
в
труде
взрослых
в
процессе
наблюдений и экскурсий, можно осуществить почти всегда, нужно только уметь найти
формы
и
способы
включения
детей
в
посильный
для
них
труд.
Вот
почему
важно
учитывать
этот
фактор,
использовать
его
для
воспитания
у
детей
положительного
отношения
к
труду,
формирования
нравственных
качеств,
положительных
взаимоотношений в процессе труда.
В
результате
внедрения
данного
опыта
воспитанники
овладевают
основными
культурными
способами
деятельности,
проявляют
инициативу
и
самостоятельность
в
разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к
разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Такая
форма работы позволяет осознать значимость труда, сформировать представление о труде,
помочь ориентироваться в мире профессий. Это способствует тому, что дети часто
выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей,
учителей, рабочих, ученых, артистов и др.
Данный
педагогический
опыт
способствует
повышению
качества
образовательного
процесса,
делает
взаимодействие
участников
образовательного
процесса
более
увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным.
Литература
Арнаутова Е. Родителям - о воспитании трудолюбия у дошкольников // Дошкольное
воспитание. - 1993. - №12
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М., 1983
Витковский А. Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. - 2010. - № 2
Воспитание дошкольника в труде // Под ред. Нечаевой В.Г. - М; 1983
Крохина С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в
условиях подготовки к школе// Дошкольное воспитание. - 2010. - №3