Напоминание

"Роль книги в жизни ребенка"


Автор: Чарухина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №51
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: "Роль книги в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль книги в жизни ребенка»

«Читайте детям не нотации, а книги» Григорий

«Почему» детям необходимо читать книжки.

Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень

важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит

маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения

способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости,

доверительности. Книга объединяет поколения.

Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике,

заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают

научиться входить в положение других людей.

Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет

горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с

другим.

Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и

взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок

узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его

интересует.

Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей

мыслить образами. Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит

первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма

большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Чтение вслух имеет большое

значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог

благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг.

Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и

уверенны в себе. Читатель в ребёнке сформируется в том случае, если книги будут соответствовать

его возрасту, интересам, взгляду на мир, запросам, душевным порывам. Хорошо, если в книге —

ответ на вопрос, который только ещё зреет в сознании ребёнка. Исходя из этого, круг чтения детей

разного возраста — это круг тех литературных произведений, которые читают или слушают дети,

адекватно их воспринимая. Круг чтения детей старшего дошкольного возраста стремительно

меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у

детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего

школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим

количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их также

могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о

мире. Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы

воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку,

что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен

осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга. Не только от

учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в

доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать,

помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых

компонентов жизни.

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение –

это удовольствие.

Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте

прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.

Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку

самостоятельно выбирать себе книжки и журналы. Посещайте книжные магазины.

Соберите дома интересную детскую библиотеку.

Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого

периода были они прочитаны.

Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных

персонажей и пр.

Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать

ещё больше.

Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот. Придумывайте досуг,

связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные

представления по произведениям.

Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать. Разгадывайте с детьми

кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.

Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность. Обсуждайте с

ребёнком прочитанное.

Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю

знаний, идей, мудрости и опыта.

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не

мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех,

для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство

общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.

Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую

помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в

качестве образования своих детей.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения.

Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда

ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который

поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя.

Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что

становится для детей занятием приятным и желанным.

Когда нужно учить технике чтения?

Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на

слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок

проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует

совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в

ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга

начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными

эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том

случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают. А такова, к сожалению,

современная ситуация. Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а

сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок

достаточно легко и быстро овладеет умение читать. И еще, в педагогике есть такой принцип –

подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать проявится у детей в том случае, если

взрослые владеют техникой выразительного чтения. Сделать процесс чтения более увлекательным

совсем не сложно. Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям

почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы

театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей трактовкой прочитанного.

Совет: «Не заставляйте ребёнка читать с раннего детства, ожидая от него супер результатов: это

может вовсе отбить желание читать. Лучше найдите способы его заинтересовать».

Что же мешает чтению детей?

Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше. Бесконечное сидение перед

телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние

телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут

четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране.

Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята

начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране. Правила борьбы с теле

манией.

Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра.

Выбор для просмотра учебно-образовательных и познавательно просветительных программ.

Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет

положительным примером для ребенка.

Ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже

испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он

открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры,

причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции.

Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут

хорошие развивающие, познавательные игры. Как же привить детям интерес к чтению и любовь к

книгам?

Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ

вызвать отвращение к книге.

Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него

родится любовь к чтению?

Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или

незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже

детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это

согреет его сердце.

Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много

картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок

вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете

посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух

Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.

Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.

Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем

чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного

общения с книгой.

Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и

некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.

Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и

близких людях.



В раздел образования