Автор: Чарухина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №51
Населённый пункт: Кемеровская обл., г. Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: "Роль книги в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Роль книги в жизни ребенка»
«Читайте детям не нотации, а книги» Григорий
«Почему» детям необходимо читать книжки.
Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень
важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит
маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения
способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости,
доверительности. Книга объединяет поколения.
Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике,
заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают
научиться входить в положение других людей.
Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет
горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с
другим.
Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и
взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок
узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его
интересует.
Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей
мыслить образами. Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит
первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма
большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Чтение вслух имеет большое
значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог
благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг.
Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.
Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и
уверенны в себе. Читатель в ребёнке сформируется в том случае, если книги будут соответствовать
его возрасту, интересам, взгляду на мир, запросам, душевным порывам. Хорошо, если в книге —
ответ на вопрос, который только ещё зреет в сознании ребёнка. Исходя из этого, круг чтения детей
разного возраста — это круг тех литературных произведений, которые читают или слушают дети,
адекватно их воспринимая. Круг чтения детей старшего дошкольного возраста стремительно
меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у
детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего
школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим
количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их также
могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о
мире. Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы
воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку,
что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен
осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга. Не только от
учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в
доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать,
помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых
компонентов жизни.
Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:
Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение –
это удовольствие.
Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте
прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку
самостоятельно выбирать себе книжки и журналы. Посещайте книжные магазины.
Соберите дома интересную детскую библиотеку.
Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого
периода были они прочитаны.
Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных
персонажей и пр.
Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать
ещё больше.
Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот. Придумывайте досуг,
связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные
представления по произведениям.
Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать. Разгадывайте с детьми
кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки.
Побуждайте детей к чтению вслух, тренируйте технику чтения, выразительность. Обсуждайте с
ребёнком прочитанное.
Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю
знаний, идей, мудрости и опыта.
Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не
мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех,
для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство
общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.
Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую
помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в
качестве образования своих детей.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения.
Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда
ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который
поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя.
Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что
становится для детей занятием приятным и желанным.
Когда нужно учить технике чтения?
Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на
слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок
проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует
совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в
ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга
начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными
эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том
случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают. А такова, к сожалению,
современная ситуация. Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а
сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок
достаточно легко и быстро овладеет умение читать. И еще, в педагогике есть такой принцип –
подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать проявится у детей в том случае, если
взрослые владеют техникой выразительного чтения. Сделать процесс чтения более увлекательным
совсем не сложно. Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям
почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы
театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей трактовкой прочитанного.
Совет: «Не заставляйте ребёнка читать с раннего детства, ожидая от него супер результатов: это
может вовсе отбить желание читать. Лучше найдите способы его заинтересовать».
Что же мешает чтению детей?
Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше. Бесконечное сидение перед
телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние
телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут
четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране.
Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята
начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране. Правила борьбы с теле
манией.
Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра.
Выбор для просмотра учебно-образовательных и познавательно просветительных программ.
Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет
положительным примером для ребенка.
Ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже
испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он
открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры,
причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции.
Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут
хорошие развивающие, познавательные игры. Как же привить детям интерес к чтению и любовь к
книгам?
Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ
вызвать отвращение к книге.
Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него
родится любовь к чтению?
Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или
незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже
детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это
согреет его сердце.
Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много
картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок
вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете
посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух
Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем
чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного
общения с книгой.
Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и
некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и
близких людях.