Автор: Восипенок Елена Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ№8 с углубленным изучением иностранных языков "города Смоленска
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Урок по истории России
Тема: "Первая российская революция 1905-1907гг"
Раздел: среднее образование
Тема:
«Первая российская революция 1905-1907 гг»
Триединая дидактическая цель:
1.Образовательна:1 уровень - сформировать представление о том, что первая российская
революция была обусловлена социально-экономическими и политическими
противоречиями российского общества в начале 20 века.
2 уровень-знать и разъяснять причины первой русской революции: различать социально-
экономические и политические противоречия российского общества в начале 20 века
3 уровень - уметь выявлять причинно- следственные связи, используя дополнительный
материал.
2.Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с учебным материалом, умение
работать самостоятельно; умение сопоставлять и сравнивать ,показывать и расширять
представление, анализировать ,делать выводы.
3.Вспитывающая: воспитывать у учащихся уважение к истории своей Родины.
Оборудование: 1.Учебник: Данилов А.А. «История России 20 век.»
2.Учебная карта «Революция 1905-1907гг.»
3.Мультимедийная презентация «Революция 1905-1907гг.»
План.
I.Самостоятельная работа
Тема: «Русско-японская война»
Цель: выявить уровень сформированности качества знаний учащихся по теме:
« Русско-японская война»
№ варианта
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Образовательный
аспект
1.Воспроизводящий
уровень
А) Перечислите
причины русско-
японской войны
2.Конструктивный
уровень
Б) Справедливо ли
определение ее как
войны
империалистической.
Свое мнение
обоснуйте.
3.Творческий
уровень
В) Докажите ,что
русско-японская
война стала важным
революционным
фактором(документ)
1.Воспроизводящий
уровень
А) Укажите даты
русско-японской
войны
2.Конструктивный
уровень
Б) Расставьте
события в
хронологическом
порядке
- сражение под
Ляояном;
- гибель «Варяга» и
«Корейца»;
- сражение на р.
Шахэ;
-Портсмутский мир;
- начало обороны
Порт-Артура.
3.Творческий
уровень
В) Определить, о
каких территориях
говорится в
приведенных
фрагментах
1.Воспроизводящий
уровень
А) Перечислите
результаты русско-
японской войны
2.Конструктивный
уровень
Б) Найдите на карте
(дается карточка с
картой) места
крупневших сражений
3.Творческий уровень
В) Какой русский
художник погиб во время
русско-японской войны?
Что вы о нем знаете?
Портсмутского
мирного договора:
« Российское
императорское
правительство,
признавая за
Японией в
(…)преобладающие
интересы, обязуется
не препятствовать
тем мерам, кои
японское
правительство могло
бы почесть
необходимым»
«Россия и Япония
обязуются
эвакуировать
совершенно и
взаимно»
II.Работа над новым материалом
План
А) Антиправительственное движение в 1901-04гг
Б) Причины революции и повод к ней
В) Развитие революции в 1905г
Словарь: революция, движущие силы революции
А) Антиправительственное движение в 1901-04г.г.
В начале XX века Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических,
политических, социальных и национальных противоречий, которые во многом были
порождены особенностями российской модернизации. Но российская власть – имитатор
модернизационных преобразований – оказалось неспособной решить эти проблемы по
собственному почину, т.е. в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание
недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества.
Первыми подали голос студенты. В 1901-02гг. прошли массовые демонстрации студентов,
на своем съезде они приняли решение бороться за политические свободы.1901 г. голод в
стране охватил почти 150 уездов Европейской России с населением 30 млн. человек.
Крестьянство в целом ряде выступлений на юге страны (Полтавской, Черниговской,
Харьковской губерниях), где остро ощущалось малоземелье, предъявило требование
передела земли помещиков. Стачки промышленных рабочих, доведенных до отчаяния
нищетой и бесправием, стали обычным явлением во многих регионах страны. Всего с
1895-1904 гг. общее число забастовок составило 431 тыс. В авангарде стачечного
движения шли рабочие петербургского фабричного округа. Размах массового рабочего и
крестьянского движения оживил деятельность буржуазных и мелкобуржуазных слоев. В
1902-04 гг. оформилась либеральная оппозиции, предлагавшая провести в России ряд
реформ. С 1902г. начала складываться партия социалистов-революционеров (эсеров) -
партия мелкой городской буржуазии и кулачества. Усилившиеся волнения на
национальной почве свидетельствовали о необходимости корректировки
русификаторского курса. После начала русско-японской войны прокатилась волна
выступлений в армии и на флоте. Наиболее крупными были волнения моряков
Севастополя в ноябре 1904г. Тем не менее ситуация в стране была не столь угрожающей.
Все эти выступления не несли угрозу существованию власти, т.к. в обществе еще были
сильны патерналистские настроения, но столь массовое недовольство являлось серьезным
предупреждением о том, что все слои населения имели основательные претензии к
власти, которые уже нельзя игнорировать.
И это понимали многие представители российской элиты. Но Николай II был неумолим.
Считая самодержавную форму правления исторически обусловленной и наиболее
соответствующей народным представлениям о власти, Николай II,тем не менее, совершил
ряд шагов, которые пробили брешь в патерналистских установках народа.
Задание классу: Выслушайте рассказ и ответьте на вопросы, записанные на доске.
1 вариант - какие слои населения приняли участие в антиправительственном движении?
2 вариант - дайте оценку крестьянским выступлением.
3 вариант – о чем свидетельствуют выступления армии и флота?
Вывод: помещичье землевладение и безземелье крестьян, капиталистическая
эксплуатация трудящихся, национальный гнет, политическое бесправие всего народа – все
это привело к революционному взрыву.
Б) Причины революции 1905-07.г. и повод к ней.
Задание классу: прочитай текст учебника, и заполните таблицу
Причины первой российской революции
Политические
Экономические
Социальные
Проверка таблицы по вариантам.
Вывод: ситуация во всех сферах жизни резко ухудшилась, обстановка в стране
накалилась. Это и послужило поводом к началу революции в стране.
С) Развитие революции в 1905 г.
(просмотр видео сюжета «Революция1905-07г.г.)
Задание классу: посмотрите видеосюжет и заполните таблицу «Развитие революции в
1905 году»
Развитие революции в 1905 году
Дата
События
Движущие силы
Вывод: в стране разразилась революция, которая впоследствии заставила Николая II
провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской
империи.
III.Закрепление изученного материала
(работа с документами)
1 группа
Прочти выдержки из текста петиции и дай ей общую оценку. Подумай: как документ
характеризует питерских рабочих? Поставил бы ты свою подпись под петицией? Пошел
бы с ней к царю в январе 1905 г.?
Государь! Мы…пришли к тебе …искать правды и защиты. Мы обнищали, нас
угнетают, обременяют непосильным трудом …,нас толкают все дальше в омут нищеты,
бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше
сил, государь.
Требования рабочих:
Учредительное собрание, избранное на основе всеобщего, тайного, равного
избирательного права;
меры против невежества и бесправия народа: амнистия, политические свободы,
бесплатное народное образование;
меры против народной нищеты: прямые налоги, отмена выкупных платежей, земля
-народу, прекращение войны;
меры против гнета капитала над трудом:8-часовой рабочий день, повышение зарплаты,
свобода профсоюзов, стачек.
Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе…
2 группа.
Выделите основные черты «грабижки». Подумай: о чем они свидетельствуют? Можно ли
вообще доверять очевидцам событий? Как следует походить к их рассказам, оценкам?
«Грабижка»- так назвал В.Г.Короленко, свидетель событий, крестьянское движение на
Украине в 1902 г.
Бунтом этого назвать нельзя.…Пронесся слух, будто велено (кем велено-в точности
неизвестно) отбирать у господ землю и имущество и отдавать мужикам…Насилий было
мало, общего плана совсем не было.…Вскоре выяснилась некоторая общая идея: бывшие
помещичьи крестьяне шли против господ.…При этом исчезало различие между богатыми
и бедными крестьянами. Богачи увозили нагруженные возы, бедняки уносили мешки и
тотчас же бежали опять за новой добычей.…Потом, разумеется, началась расправа…
Движение стихли так же быстро, как и возникло.… При появлении военной силы все
покорялись и награбленное возвращалось собственникам…
3 группа
Война обошлась стране в 2,5 млрд. рублей, людские потери насчитывали 400 тыс. человек
Военные заказы заставляли удлинять рабочий день, выросли цены, мобилизация отрывала
крестьян от земли и семей.
В: Как вы считаете, какое утверждение правильно и почему: война и поражение в ней
породили революцию в России - главная причина революции; военное поражение
приблизило назревание революционного кризиса, война – ускоритель революции?
4 группа.
Тяжко служить в армии, а на флоте и того хуже. Вода-несвежая, солонина, сухари да
дисциплина. Чуть что, офицеры кулак в зубы. Не выдержали матросы. Не слушали
матросы уговоров социал-демократов и прочих партийных, готовивших к осени восстание
на флоте. Натерпелись! Начался бунт.
… Получена телеграмма из столицы: «Немедленно потопить броненосец,…дабы не дать
возможности … открыть огонь по городу и судам. Спасающую команду…если будет
сопротивляться, расстреливать»
В: Что надо делать в такой ситуации? Что можно предложить потемкинцам?
5 группа.
Почти в четырех десятках городов страны, а кое-где в Прибалтике, Грузии, на Украине в
целых районах вспыхивали вооруженные восстания. В Новороссийске и Красноярске
«рабочие республики» продержались почти два месяца. Но самодержавие устояло.
В: Как вы думаете из-за чего? Почему все восстания потерпели поражения?
IY.Итог
Тема революции крайне непопулярна теперь в нашей стране. Между тем хорошо бы
вспомнить, что в начале века революция прокатилась по всему миру. Надо полагать, что
вовсе не случайно она разразилась в России, Иране, Турции, Китае, Мексике. В XX веке
человечество «использует» ее как средство решения стоящих перед ним задач. Вот на что
хотелось обратить ваше внимания. Сейчас все чаще говорят о добром государе
императоре Николай II и его несчастном семействе, расстрелянном большевиками летом
1818 г. Восемнадцатый по счету из династии Романовых был свергнут восставшим
народом. Почему именно Николай II?Обратимся к документам. Дневник, как, глаза, -
зеркало души. Вот несколько типичных записей императора.
… Гулял долго. Погода холодная, ясная…Гулял, убил две вороны…Гулял долго и убил две
вороны…Про ворон-это зимой 1905 г., когда революцию топили в крови.
…Дивная погода. Завтракал Сергей. Миша приехал проститься …
О Сереже с Мишей – в период русско-японской войны.
Май 1896 года. В Москве проходили торжества по случаю коронации. На ходынском поле
устроили народные гулянья с раздачей «царских подарков» 18 мая при громадном
стечении народа произошла страшная давка, погибло 1400 человек, три тысячи тяжело
ранены. Но торжества продолжались. Вечером того же дня император с супругой были на
балу в Кремле, на следующий день был обед у германского посла. Николай II в такие
минуты всегда оставался невозмутимо спокойным. Многие говорили о его равнодушии, но
император знал, что делал. Его идеал можно выразить следующими словами: не надо
трогать ни части, ни целого, и волею Господа мы проживем.
А теперь подумайте, не являются ли события 9 января 1905 г. хладнокровно задуманным
убийством десятков детей, женщин стариков? И произошло это в соответствии с волей
императора? Можно ли Николая II в связи с этим считать преступником? Как оценить его
действия в 1905 году с точки зрения морали?
V.Домашнее задание
1.п.6
2.Прочитать рассказ М.Г.Горького «Савва Мамонтов» и ответить на вопрос: каким бы
было твое поведение 9 января 1905 г.?
3.Интересно узнать: а кто в нашем городе принял активное участие в революции? Хорошо
бы познакомиться с биографиями людей и попытаться не осудить их, а понять, почему же
они действовали именно так, а не иначе