Напоминание

"Первая российская революция 1905-1907гг"


Автор: Восипенок Елена Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ№8 с углубленным изучением иностранных языков "города Смоленска
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Урок по истории России
Тема: "Первая российская революция 1905-1907гг"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

«Первая российская революция 1905-1907 гг»

Триединая дидактическая цель:

1.Образовательна:1 уровень - сформировать представление о том, что первая российская

революция была обусловлена социально-экономическими и политическими

противоречиями российского общества в начале 20 века.

2 уровень-знать и разъяснять причины первой русской революции: различать социально-

экономические и политические противоречия российского общества в начале 20 века

3 уровень - уметь выявлять причинно- следственные связи, используя дополнительный

материал.

2.Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с учебным материалом, умение

работать самостоятельно; умение сопоставлять и сравнивать ,показывать и расширять

представление, анализировать ,делать выводы.

3.Вспитывающая: воспитывать у учащихся уважение к истории своей Родины.

Оборудование: 1.Учебник: Данилов А.А. «История России 20 век.»

2.Учебная карта «Революция 1905-1907гг.»

3.Мультимедийная презентация «Революция 1905-1907гг.»

План.

I.Самостоятельная работа

Тема: «Русско-японская война»

Цель: выявить уровень сформированности качества знаний учащихся по теме:

« Русско-японская война»

№ варианта

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Образовательный

аспект

1.Воспроизводящий

уровень

А) Перечислите

причины русско-

японской войны

2.Конструктивный

уровень

Б) Справедливо ли

определение ее как

войны

империалистической.

Свое мнение

обоснуйте.

3.Творческий

уровень

В) Докажите ,что

русско-японская

война стала важным

революционным

фактором(документ)

1.Воспроизводящий

уровень

А) Укажите даты

русско-японской

войны

2.Конструктивный

уровень

Б) Расставьте

события в

хронологическом

порядке

- сражение под

Ляояном;

- гибель «Варяга» и

«Корейца»;

- сражение на р.

Шахэ;

-Портсмутский мир;

- начало обороны

Порт-Артура.

3.Творческий

уровень

В) Определить, о

каких территориях

говорится в

приведенных

фрагментах

1.Воспроизводящий

уровень

А) Перечислите

результаты русско-

японской войны

2.Конструктивный

уровень

Б) Найдите на карте

(дается карточка с

картой) места

крупневших сражений

3.Творческий уровень

В) Какой русский

художник погиб во время

русско-японской войны?

Что вы о нем знаете?

Портсмутского

мирного договора:

« Российское

императорское

правительство,

признавая за

Японией в

(…)преобладающие

интересы, обязуется

не препятствовать

тем мерам, кои

японское

правительство могло

бы почесть

необходимым»

«Россия и Япония

обязуются

эвакуировать

совершенно и

взаимно»

II.Работа над новым материалом

План

А) Антиправительственное движение в 1901-04гг

Б) Причины революции и повод к ней

В) Развитие революции в 1905г

Словарь: революция, движущие силы революции

А) Антиправительственное движение в 1901-04г.г.

В начале XX века Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических,

политических, социальных и национальных противоречий, которые во многом были

порождены особенностями российской модернизации. Но российская власть – имитатор

модернизационных преобразований – оказалось неспособной решить эти проблемы по

собственному почину, т.е. в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание

недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества.

Первыми подали голос студенты. В 1901-02гг. прошли массовые демонстрации студентов,

на своем съезде они приняли решение бороться за политические свободы.1901 г. голод в

стране охватил почти 150 уездов Европейской России с населением 30 млн. человек.

Крестьянство в целом ряде выступлений на юге страны (Полтавской, Черниговской,

Харьковской губерниях), где остро ощущалось малоземелье, предъявило требование

передела земли помещиков. Стачки промышленных рабочих, доведенных до отчаяния

нищетой и бесправием, стали обычным явлением во многих регионах страны. Всего с

1895-1904 гг. общее число забастовок составило 431 тыс. В авангарде стачечного

движения шли рабочие петербургского фабричного округа. Размах массового рабочего и

крестьянского движения оживил деятельность буржуазных и мелкобуржуазных слоев. В

1902-04 гг. оформилась либеральная оппозиции, предлагавшая провести в России ряд

реформ. С 1902г. начала складываться партия социалистов-революционеров (эсеров) -

партия мелкой городской буржуазии и кулачества. Усилившиеся волнения на

национальной почве свидетельствовали о необходимости корректировки

русификаторского курса. После начала русско-японской войны прокатилась волна

выступлений в армии и на флоте. Наиболее крупными были волнения моряков

Севастополя в ноябре 1904г. Тем не менее ситуация в стране была не столь угрожающей.

Все эти выступления не несли угрозу существованию власти, т.к. в обществе еще были

сильны патерналистские настроения, но столь массовое недовольство являлось серьезным

предупреждением о том, что все слои населения имели основательные претензии к

власти, которые уже нельзя игнорировать.

И это понимали многие представители российской элиты. Но Николай II был неумолим.

Считая самодержавную форму правления исторически обусловленной и наиболее

соответствующей народным представлениям о власти, Николай II,тем не менее, совершил

ряд шагов, которые пробили брешь в патерналистских установках народа.

Задание классу: Выслушайте рассказ и ответьте на вопросы, записанные на доске.

1 вариант - какие слои населения приняли участие в антиправительственном движении?

2 вариант - дайте оценку крестьянским выступлением.

3 вариант – о чем свидетельствуют выступления армии и флота?

Вывод: помещичье землевладение и безземелье крестьян, капиталистическая

эксплуатация трудящихся, национальный гнет, политическое бесправие всего народа – все

это привело к революционному взрыву.

Б) Причины революции 1905-07.г. и повод к ней.

Задание классу: прочитай текст учебника, и заполните таблицу

Причины первой российской революции

Политические

Экономические

Социальные

Проверка таблицы по вариантам.

Вывод: ситуация во всех сферах жизни резко ухудшилась, обстановка в стране

накалилась. Это и послужило поводом к началу революции в стране.

С) Развитие революции в 1905 г.

(просмотр видео сюжета «Революция1905-07г.г.)

Задание классу: посмотрите видеосюжет и заполните таблицу «Развитие революции в

1905 году»

Развитие революции в 1905 году

Дата

События

Движущие силы

Вывод: в стране разразилась революция, которая впоследствии заставила Николая II

провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской

империи.

III.Закрепление изученного материала

(работа с документами)

1 группа

Прочти выдержки из текста петиции и дай ей общую оценку. Подумай: как документ

характеризует питерских рабочих? Поставил бы ты свою подпись под петицией? Пошел

бы с ней к царю в январе 1905 г.?

Государь! Мы…пришли к тебе …искать правды и защиты. Мы обнищали, нас

угнетают, обременяют непосильным трудом …,нас толкают все дальше в омут нищеты,

бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше

сил, государь.

Требования рабочих:

Учредительное собрание, избранное на основе всеобщего, тайного, равного

избирательного права;

меры против невежества и бесправия народа: амнистия, политические свободы,

бесплатное народное образование;

меры против народной нищеты: прямые налоги, отмена выкупных платежей, земля

-народу, прекращение войны;

меры против гнета капитала над трудом:8-часовой рабочий день, повышение зарплаты,

свобода профсоюзов, стачек.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе…

2 группа.

Выделите основные черты «грабижки». Подумай: о чем они свидетельствуют? Можно ли

вообще доверять очевидцам событий? Как следует походить к их рассказам, оценкам?

«Грабижка»- так назвал В.Г.Короленко, свидетель событий, крестьянское движение на

Украине в 1902 г.

Бунтом этого назвать нельзя.…Пронесся слух, будто велено (кем велено-в точности

неизвестно) отбирать у господ землю и имущество и отдавать мужикам…Насилий было

мало, общего плана совсем не было.…Вскоре выяснилась некоторая общая идея: бывшие

помещичьи крестьяне шли против господ.…При этом исчезало различие между богатыми

и бедными крестьянами. Богачи увозили нагруженные возы, бедняки уносили мешки и

тотчас же бежали опять за новой добычей.…Потом, разумеется, началась расправа…

Движение стихли так же быстро, как и возникло.… При появлении военной силы все

покорялись и награбленное возвращалось собственникам…

3 группа

Война обошлась стране в 2,5 млрд. рублей, людские потери насчитывали 400 тыс. человек

Военные заказы заставляли удлинять рабочий день, выросли цены, мобилизация отрывала

крестьян от земли и семей.

В: Как вы считаете, какое утверждение правильно и почему: война и поражение в ней

породили революцию в России - главная причина революции; военное поражение

приблизило назревание революционного кризиса, война – ускоритель революции?

4 группа.

Тяжко служить в армии, а на флоте и того хуже. Вода-несвежая, солонина, сухари да

дисциплина. Чуть что, офицеры кулак в зубы. Не выдержали матросы. Не слушали

матросы уговоров социал-демократов и прочих партийных, готовивших к осени восстание

на флоте. Натерпелись! Начался бунт.

… Получена телеграмма из столицы: «Немедленно потопить броненосец,…дабы не дать

возможности … открыть огонь по городу и судам. Спасающую команду…если будет

сопротивляться, расстреливать»

В: Что надо делать в такой ситуации? Что можно предложить потемкинцам?

5 группа.

Почти в четырех десятках городов страны, а кое-где в Прибалтике, Грузии, на Украине в

целых районах вспыхивали вооруженные восстания. В Новороссийске и Красноярске

«рабочие республики» продержались почти два месяца. Но самодержавие устояло.

В: Как вы думаете из-за чего? Почему все восстания потерпели поражения?

IY.Итог

Тема революции крайне непопулярна теперь в нашей стране. Между тем хорошо бы

вспомнить, что в начале века революция прокатилась по всему миру. Надо полагать, что

вовсе не случайно она разразилась в России, Иране, Турции, Китае, Мексике. В XX веке

человечество «использует» ее как средство решения стоящих перед ним задач. Вот на что

хотелось обратить ваше внимания. Сейчас все чаще говорят о добром государе

императоре Николай II и его несчастном семействе, расстрелянном большевиками летом

1818 г. Восемнадцатый по счету из династии Романовых был свергнут восставшим

народом. Почему именно Николай II?Обратимся к документам. Дневник, как, глаза, -

зеркало души. Вот несколько типичных записей императора.

… Гулял долго. Погода холодная, ясная…Гулял, убил две вороны…Гулял долго и убил две

вороны…Про ворон-это зимой 1905 г., когда революцию топили в крови.

…Дивная погода. Завтракал Сергей. Миша приехал проститься …

О Сереже с Мишей – в период русско-японской войны.

Май 1896 года. В Москве проходили торжества по случаю коронации. На ходынском поле

устроили народные гулянья с раздачей «царских подарков» 18 мая при громадном

стечении народа произошла страшная давка, погибло 1400 человек, три тысячи тяжело

ранены. Но торжества продолжались. Вечером того же дня император с супругой были на

балу в Кремле, на следующий день был обед у германского посла. Николай II в такие

минуты всегда оставался невозмутимо спокойным. Многие говорили о его равнодушии, но

император знал, что делал. Его идеал можно выразить следующими словами: не надо

трогать ни части, ни целого, и волею Господа мы проживем.

А теперь подумайте, не являются ли события 9 января 1905 г. хладнокровно задуманным

убийством десятков детей, женщин стариков? И произошло это в соответствии с волей

императора? Можно ли Николая II в связи с этим считать преступником? Как оценить его

действия в 1905 году с точки зрения морали?

V.Домашнее задание

1.п.6

2.Прочитать рассказ М.Г.Горького «Савва Мамонтов» и ответить на вопрос: каким бы

было твое поведение 9 января 1905 г.?

3.Интересно узнать: а кто в нашем городе принял активное участие в революции? Хорошо

бы познакомиться с биографиями людей и попытаться не осудить их, а понять, почему же

они действовали именно так, а не иначе



В раздел образования