Напоминание

Методика первых уроков по вокалу


Автор: Воробьева Анжелика Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГПОУ "Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Методическое пособие по вокалу
Тема: Методика первых уроков по вокалу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Данные об авторе:

Автор(ы)Воробьева А.А.

Место работы, должность:

ГПОУ

«Техникум

профессиональных

технологий

и

сервиса»,

педагог

дополнительного образования

Регион: Забайкальский край

Характеристики ресурса

Уровни образования: дополнительное образование студентов

Предмет(ы): Вокал

Целевая аудитория: Педагог дополнительного образования

Тип ресурса: методическая разработка

Краткое описание ресурса: Методическое пособие вокалу. Методика первых

уроков по вокалу.

Государственное

профессиональное

образовательное

учреждение

«ЗабТПТиС», дополнительное образование студентов.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса»

Методическое пособие по

вокалу

«Методика первых уроков по вокалу»

Автор: Воробьева А.А.,

педагог дополнительного образования

Чита

2019г.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….4

2. Организация урока ………………………………………………………..4

3. Дыхание……………………………………………………………………..4

4. Соединение дыхания со звуком……………………………………...........6

5.Список литературы………………………………………………………… 7

Введение

Работа над голосом – это длительный, кропотливый труд, требующий

Огромного терпения не только от педагога, но и от студента. Первые уроки –

это фундамент, на котором строится вся дальнейшая работа над голосом, а

совершенствоваться можно всю жизнь.

Ни один, даже самый смелый человек, не сможет раскрыть свои

возможности, показать свои природные данные сразу, на первых уроках.

Педагог должен сделать всё, чтобы побыстрее возникло доверие и студент

смог преодолеть скованность. Прежде всего педагог должен любить

своё дело, а также своих студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

После кратких пояснений о предмете, которым предстоит заниматься, куда

войдёт понятие о процессе звукообразования, о дыхании и пр., следует

краткое прослушивание (проверка слуха, ритма и голоса), которое можно

считать весьма условным из-за скованности студента.

Пение – это не интуитивное действие, а сознательный процесс, поэтому

требует продолжительной подготовительной работы.

ДЫХАНИЕ

Начинающих можно собрать всех вместе, чтобы каждому не повторять одно

и то же, и кратко объяснить устройство голосового, речевого и дыхательного

аппаратов, о принципе звукообразования. Надо сказать также о типах

дыхания, резонаторах, нёбе, атаке звука. Затем пояснить принцип

дыхательной установки, показать, как надо делать дыхательные упражнения

и пояснить, как их делать дома.

Упр. № 1. Глубокий вдох носом, как будто нюхаешь цветок, при этом обе

ладони лежат на поясе, а точнее на нижних рёбрах, которые ощутимо

расходятся в стороны, затем задержать рёбра в таком положении 2-3 секунды

и только потом начать выдох через сомкнутые губы (звук Ф-Ф-Ф-Ф) или

через зубы (звук С-С-С-С-С) медленно. Итак – вдох активный быстрый,

выдох не менее активный, но медленный. При этом надо следить, чтобы

рёбра как можно дольше не спадали, а брюшная стенка (4 пальца ниже пояса)

очень медленно уходила вовнутрь, подталкивая диафрагму, которая в свою

очередь давит на столб воздуха, создавая подсвязочное давление.

Делать это упражнение можно стоя (лучше перед зеркалом, следя, чтобы не

поднимались плечи), можно сидя, лёжа, только не во время ходьбы. Попутно

надо следить за постановкой корпуса. Студент должен стоять ровно, ноги на

ширине плеч, свободно, без напряжения, но и не развалясь.

Упр. № 2. Вдох, задержка дыхания 2-3 секунды. И затем считать монотонно,

на одной ноте, как бы распевая: оди-и-ин, два-а-а-а, три-и-и-и. Это помогает

контролировать продолжительность выдоха. Руки на поясе.

Упр. № 3. Вдох, задержка дыхания (руки на нижних рёбрах) и выдох

сомкнутыми губами:

фф-фф-фф, затем фу-фу-фу, фо-фо-фо и фа-фа-фа, коротко, толчками,

гласный звук не тянуть.

Можно одну руку положить на брюшной пресс, а вторую на нижнее ребро, то

есть на поясе на боку.

Упр. № 4. Вдох, задержка и выдох голосовыми связками: ха-ха-ха, хо-хо-хо,

при этом рот открыт. Результат всей этой работы почти полностью зависит

от старания в самостоятельных занятиях дыханием. Если же брюшная стенка

недостаточно подвижна, то проделать упражнение для её развития: втянуть

брюшную стенку резко и держать на счёт: один, два; затем резко отпустить,

расслабить, отдых – раз, два. Затем втянуть и держать на счёт 1, 2, 3, 4,

отпустив, просчитать столько же. Так же проделать на счёт до шести,

потом восьми, десяти и двенадцати ударов.

Дыхание – это фундамент, и пока студент не освоит в достаточной степени

«вдох – задержка – выдох» не рекомендуется переходить к другим задачам,

а именно к соединению дыхания со звуком. Скорость освоения дыхания

сугубо индивидуальна, и поэтому работа с хористом должна вестись с учётом

этих индивидуальных особенностей, степенью его музыкального развития,

способностей к усвоению.

Работа над голосом – это длительный и постепенный процесс. Обучение

надо проводить поэтапно, а не объяснять всё подряд на первом же уроке.

Если студент освоил, утвердился, понял и есть результат на данном этапе,

тогда можно переходить к другим задачам.

Педагог не имеет права повысить голос на студента или как-то унизить его,

указывая на его несостоятельность (особенно при других) или на его

непонятливость, несообразительность.

Такт и предельное терпение дадут плоды в конце концов. Ведь пение – это

тонкий психологический процесс, требующий от учащихся максимальной

свободы.

Избавиться от зажатости, скованности, стеснения поможет спокойный,

бодрый, доброжелательный, убедительный тон преподавателя.

СОЕДИНЕНИЕ ДЫХАНИЯ СО ЗВУКОМ

Приступить к этому этапу можно лишь с теми, кто в достаточной степени

освоил певческое дыхание, критерием чего может служить длинный выдох

(15-17-20 секунд), плечи и грудь при этом не должны подниматься. Главное в

пении – это выдох, умение распределять выдыхаемый воздух целесообразно

и экономно. Не обязательно брать его очень много: перебор дыхания

ведёт к закрепощению, напряженности.

Звук должен «вылетать» изо рта на «волне дыхания».

Сначала поём методом «мычания», то есть на букву «М», как бы упирая её в

губы. Тянем столько, на сколько хватит дыхания, затем поём (тянем) букву

«Н». В первом случае щекотание на губах, во втором – в носу. В следующем

упражнении продуваем букву «ффффф» и на ней выносим «ууууу»

(фффуууу), при этом чувствуя ветерок на губах или на руке (поставить перед

собой ладонь на расстоянии 15 см). Видя, что это освоено, получается, можно

идти дальше.

Поём открытый звук, лучше «о», т. к. он правильно формирует рот.

Добиваться «опёртого» звука следует лишь в одной октаве (от ми-бемоль

первой октавы до ноты «до» второй октавы), причём это правило для любого

типа голоса. Упражнения надо давать в медленном темпе, опускаясь после

подъёма, то есть туда и обратно. После взятия ноты желательно её слегка

усилить, снимать же ноты следует не ртом, а дыханием, то есть прекращая

подачу дыхания.

Дыхание в конце концов должно работать механически.

Список литературы:

1.Пряншиников И. Советы обучающимся пению.-М.,МУЗ.ГИЗ, 1958.

2. Голубев П. Советы молодым педагогам - вокалистам. – М.,МУЗ.ГИЗ, 1963.

3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Я.,1997.

4.Юссон Рауль Певческий голос. - М., 1998. - 3 с.

5. Дмитриев Л. Предисловие к книге Д. Огороднова «Воспитание певца в

самодеятельном ансамбле» // Л. Дмитриев— М.: 2005. – с. 6 — 28.



В раздел образования