Автор: Таращенко Лидия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№11"
Населённый пункт: г Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование
Управление образования Администрации г. Усть-Илимска
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»
Тема: Формирование
познавательных
универсальных
учебных
действий
младших школьников на уроках литературного чтения
Таращенко Л.В
МАОУ «СОШ № 11»,
Учитель начальных классов
г. Усть-Илимск
2018 год
1
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. 3
Основная часть………………………………………………………………. 4
Итоговая аналитическая справка…………………………………………… 13
Выводы ………………………………………………………………………. 14
Заключение………………………………………………………………… … 14
Литература…………………………………………………………………… 15
Приложение 1 …………………………………………………………………. 16
Приложение 2………………………………………………………………… 17
Приложение 3………………………………………………………………… 18
Приложение 4………………………………………………………………… 19
Приложение 5………………………………………………………………… 20
Приложение 6………………………………………………………………….. 21
2
Введение
Проблема формирования познавательных учебных действий рассматривается
в
документе
«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования». В разделе II «Требования к результатам
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования» указаны требования к результатами, таким, как: личностным,
включающим
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию,
сформированность
мотивации
к
обучения
и
познанию
и
т. д . ;
метапредметным,
включающих
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные действия, которые могут быть регулятивными, коммуникативными и
познавательными;
предметным,
включающим
опыт
деятельности
по
получению нового знания. А также сказано, что метапредметные результаты
должны отражать «освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии].
Актуальность темы исследования.
Для того , чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, в первую очередь
ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом
и
счетом.
Можно
сказать,
что
именно
они
являются
основой
всего
образования.
Для
успешного
обучения
в
начальной
школе
должны
быть
сформированы
следующие
познавательные
универсальные
учебные
действия:
общеучебные,
логические,
действия
постановки
и
решения
проблем.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•
поиск
и
выделение
необходимой
информации;
применение
методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•
знаково-символические моделирование
— преобразование
объекта
из
чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики
объекта
(пространственно-графическую
или
знаково-символическую),
и
вапреобразоние модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости
от
цели;
извлечение
необходимой
информации
из
прослушанных
текстов
различных
жанров;
определение
основной
и
второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие
3
текстов
художественного,
научного,
публицистического
и
официально-
делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
•
постановка
и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Универсальные логические действия:
•
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
•
самостоятельное
создание
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового характера.
При
формировании
познавательных
универсальных
учебных
действий
необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей младшего
школьного возраста:
- ребенок не может сосредоточиться на одном материале, часто отвлекается,
теряет нить объяснения;
- слабо развита связная речь он не умеет задавать вопросы, сравнивать
предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному
контролю за собой;
- быстро утомляются и отвлекаются на другой вид деятельности; восприятие
еще не очень совершенно; преобладает непроизвольный вид памяти; обладает
наглядно-образное
мышление,
с
опорой
на
зрительные
представления,
образы.
Проблема: педагогические условия формирования познавательных учебных
действий младших школьников на уроках литературного чтения
Цель
работы
над
темой: Создание
условий
для
формирования
познавательных
учебных
действий
младших
школьников
на
уроках
литературного чтения
4
Объект
исследования –
процесс
формирования
познавательных
УУД
на
уроках литературного чтения.
Предмет исследования – методы и средства
формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения.
Цель
исследования
- разработка и апробирование заданий для
уроков
литературного чтения для формирования познавательных УУД.
Гипотеза исследования – процесс развития познавательных универсальных
учебных действий будет эффективным, если определено содержание уроков,
которое позволяет организовывать проблемные ситуации; создание ситуации
успеха для формирования личностного роста школьника, использование
творческих заданий в развитии познавательных универсальных учебных
действий на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность познавательных универсальных учебных действий.
- Рассмотреть педагогические условия для формирования познавательных
УУД на уроках литературного чтения.
-
Подобрать
методики
для
выявления
уровня
сформированности
познавательных универсальных учебных действий.
-
Разработать
и
экспериментально
апробировать
занятия,
используя
творческие задания, для формирования познавательных УУД у учащихся
Практическая
значимость
исследования определяется
возможностью
использовать разработанную систему заданий в практической деятельности
учителей
начальной
школы
по
проблеме
формирования
познавательных
учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Теоретическая часть
Познавательные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают
способность
к
познанию
окружающего
мира:
готовность
осуществлять
направленный
поиск,
обработку
и
использование
информации.
К
познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и
слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её
в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей;
понимать
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной,
модельной
форме,
использовать
знаково-символичные
средства
для
решения
различных
учебных
задач;
выполнять
учебно-познавательные
действия
в
материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных
задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать
п р и ч и н н о - с л ед с т в е н н ы е
с вя з и ,
д е л ат ь
о б о б щ е н и я ,
в ы в о д ы.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для
дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо
умеет
это
делать,
не
может
успешно
приобретать
знания.
Ведь
процесс
школьного
обучения
всегда
предполагает
самостоятельную
работу
детей,
прежде
всего
работу
над
книгой.
Недостаточное
овладение
учащимися
техникой
чтения,
а
главное
умением
понять
прочитанное,
будет
5
сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут
привести к неуспеваемости.
Для эффективного формирования познавательной деятельности и развития
универсальных учебных действий следует гарантировать переход от
выполнения
действия
с
опорой
на
материальные
средства
к
интеллектуальной форме и от совместного исполнения действия с педагогом
или одноклассником к
самостоятельному
выполнению, или
в
другом
случае к саморегуляции.
Об этом и говорится в новом ФГОС НОО. Для формирования у обучающихся
познавательных
общеучебных
УУД,
следует
проектировать
на
уроке
следующие этапы:
-
создать
первоначальный
опыт
выполнения
действия
и
заинтересованность к учебе, опираясь на имеющийся опыт учащихся;
- сформировать способность применения УУД с помощью включения их в
практику
Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в системе
подготовки
младшего
школьника.
Он
формирует
функциональную
грамотность,
общеучебные
навыки
чтения
и
умение
работать
с
текстом,
пробуждает
интерес
к
чтению
художественной
литературы,
способствует
общему развитию и воспитанию школьника.
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших
школьников
на
уроках
литературного
чтения
является
одной
из
важных
проблем стандарта второго поколения.
На уроках литературного чтения дети познают окружающего мира через
понимание прочитанного. А в настоящее время интерес детей к обучению, в
частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных
учебных
действий
уделяется
большое
внимание
в
стандарте
второго
поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.
Главной
задачей
учителя
является
познакомить
детей
с
реальной
действительностью,
с
окружающим
миром;
научить
понимать
жизнь.
Проблема
формирования
познавательных
учебных
действий
является
актуальной на сегодняшний день.
Важнейшими положительными мотивами формирования познавательных
УУД являются:
- мотив «саморазвития»: желание как можно больше знать и уметь, развивать
свой ум, повышать культурный уровень;
- мотив «достижения»: желание получить хорошие результаты своей
деятельности;
- мотив «профессионально-жизненного самоопределения»: стремление
достичь вершин в будущей профессии;
- коммуникативный мотив: желание общаться, сотрудничать,
взаимодействовать;
- эмоциональный мотив: желание получать положительные эмоции (радость,
удовлетворение) от учения;
6
- мотив «позиция»: гражданская ответственность за дело, чувство долга.
Значительная часть познавательных УУД в курсе «Литературного чтения»
формируется и совершенствуется при изучении темы «План и пересказ» и
чтении текстов познавательной литературы.
Особое
внимание
в
курсе
уделено
заданиям,
формирующим
такие
общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опорных)
слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов
плана,
умение
распределять
информацию
по
заданным
параметрам;
ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того, учебники
по чтению содержат задания, направленные на формирование логических
операций:
анализ
содержания
и
языкового
оформления
изучаемых
произведений;
установление
причинно-следственных
связей;
сравнение
персонажей;
сопоставление
произведений
по
жанру
и
по
виду
(познава-
тельного и художественного); обобщение; классификация.
Познавательные УУД включают умения:
-
ориентироваться
в
учебнике
(на
развороте,
в
оглавлении,
в
условных
обозначениях);
- находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую:
подробно
пересказывать небольшие тексты.
Практическая часть. Описание опыта работы.
Свою
работу
я
нача ла с
выявления
стартовых
возможностей
первоклассников
в
сформированности
предпосылок
к
продуктивной
учебной
деятельности.
Для
этого
использовала методику
«Проба
на
познавательную инициативу»
«Незавершенная сказка»
Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы
школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие
смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной
деятельности для ребенка.
Так
как
были
выявлены
низкие
результаты
познавательных
интересов
и
инициативы первоклассников и исходя из актуальности проблемы, я избрала
7
тему
исследования «Формирование
познавательных
учебных
действий
младших школьников на уроках литературного чтения»
Познавательные универсальные учебные действия изучались по методике
Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления»,
которая показала следующие результаты
Результаты
диагностики
показали,
что
словесно-логическое
мышление
у
первоклассников
развито
на
среднем
уровне
–
49%,
высокий
уровень
составляет 21%. В основном первоклассники умеют выделять существенные
признаки
предметов
и
явлений,
устанавливать
закономерности,
частично
владеют логическими операциями.
Но выделена группа учащихся с недостаточным развитием словесно-
логического мышления – 30%.
Первостепенной задачей для меня создание необходимых условий на уроках
для
формирования
познавательных
УУД.
Для
каждого
урока
я
стала
продумывать систему заданий.
Начала работу на уроках литературного чтения с игровых технологий, так как
эти технологии позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать
их интерес, развивают их речь
.
Хороший результат показало применение «словесных игр»
Цель: развитие воображения, логического мышления, связной речи, умения
выделить
главные,
существенные
признаки
предметов,
умения
их
классифицировать.
«Так бывает или не бывает?»
Зачитывались предложения о каких-либо действиях. Ребенок отвечал,так
бывает или нет
«Скажи по-другому».Из набора слов подбираются слова противоположные
по смыслу
.
«Придумай конец истории».Зачитывалось начало истории, дети
придумывали ее конец
Эти задания позволили значительно улучшить результат.
8
Результативно стало применение системы упражнений направленных на
формирование познавательных учебных действий младших школьников.
например:
1. Корректурная проба.
Вычеркивание букв, символа начиная с одного элемента, затем постепенно
количество букв, символов увеличивалось.
Пример. Вычеркните буквы А, М.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮАМКЧФФЛОМЖБЮР
2. Речевые разминки, где развивались с помощью различных упражнений и
артикуляционный аппарат и внимание.
Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующими буквами.
ТАЧКА ТОЧКА БОЧКА НОЧКА ПОЧКА ДОЧКА
3 Анаграммы (рассыпанные слова).
Этот вид упражнений я использовала на этапе вступительной беседы к теме
урока. Подбирала слова, например, фамилии авторов, названия
произведений, имена героев, объединенных общим признаком.
Для того чтобы сформировать познавательные учебные действия младших
школьников на уроках литературного чтения мною учитывались их
возрастные особенности. В первом и втором классах я использовала такие
приёмы:
- Прием моделирования: который позволял включить каждого ребенка в
активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в
соответствии со своими возможностями.
моделирование сюжета, пересказ по картинкам обложки - конструирование
последовательности событий в сказки
- Прием «театрализации» - разыгрывание сценок по мотивам литературных
произведений.
Во
втором
полугодии
первого
года
обучения
снова
провела
работу
на
выявление уровня развития словесно - логического мышления, применив
методику
(Э.Ф.
Замбацявичене)
«Исследование
словесно-логического
мышления младших школьников, которая показала следующие результаты:
9
Результаты
диагностики
показали,
что
словесно-логическое
мышление
у
детей значительно повысилось.
Во
втором
классе
я
продолжила
применение
игровых
технологий,
но
усложнила задания.
Из
моих
наблюдений
я
пришла
к
выводу,
что
хорошо
развивает
познавательные
УУД
групповая
игра
«Карусель»,
когда
учащиеся
произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на
листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают
на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех
пор, пока листочки не вернутся к хозяевам.
Хороший результат в моей работе дало использование метода проблемного
изложения материала, когда я не доносила до детей материал в готовом виде,
а подводила их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели
рассказать о них детям, что тоже работало на формирование у учащихся
познавательных УУД.
Для формирования познавательных УУД в третьем и четвёртом классах, я
старалась
подбирать
задания,
правильный
результат
выполнения
которых
нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях
учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить
задание
.
Для формирования такого действия, как поиск и выделение необходимой
информации,
я
предлагала
детям
в
тексте
найти
какие-то
факты,
закономерности,
обозначить
главную
мысль
произведения.
Так
же,
дети
могли пользоваться толковым словарем для того, чтобы найти определение
незнакомому
термину,
встретившемуся
им
в
тексте.
Помимо
этого,
дети
учились составлять план произведения, устанавливать последовательность
событий.
Результативными в моей работе оказались приемы, которые направлены на
поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи
рассуждений,
подведение
под
понятие,
выведение
следствий,
контроль
и
оценка процесса и результатов деятельности.
П р и
с о о б щ е н и и
т е м ы
у р о к а
и
е г о
ц е л и
я
и с п о л ь з о в а л а
приём “Прогнозирование”. “
Детям
предлагалось
прослушать
названия
нескольких
произведений
и
определить
жанр
произведения,
с
которым
предстояло работать на уроке и обосновать свой ответ
Прием «Фантастическая добавка» , помогал мне привлечь интерес к теме
урока.
Прием
предусматривает
перенос
учебной
ситуации
в
необычные
условия или среду.
Особое
внимание
в
работе
на
уроках
литературного
чтения
уделяла
заданиям, формирующим познавательные УУД, как: выделение ключевых
слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов
плана, ориентировка в мире книг и в других базах данных.
10
Большое
значение
для
формирования
познавательных
УУД
на
уроках
литературного
чтения
имеет прием
моделирования,
который
позволяет
включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому
ученику работать в соответствии со своими возможностями.
Хороший
результат
даёт
использование
на
уроках
чтения
ассоциаций,
связанных с именем автора:
- К какому жанру можно отнести текст?
- Кто будет главным героем, его профессия, национальность?
- Где и в какое время может происходить действие?
На уроке я задавала ученикам вопросы по теме или предлагала предугадать,
что будет дальше происходить в рассказе. Таким образом, дети учились
объяснять
и
доказывать
свою
точку
зрения,
что
формировало
такое
универсальное действие, как доказательство.
Одним
из
методов,
который
служит
для
формирования
познавательных
учебных действий, является проектная деятельность.
В
основе
метода
проектов
лежит
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления
Целью
проектной
деятельности
в
начальной
школе
является
создание
творческого
продукта,
который
позволяет
решить
ряд
задач:
расширить
систему образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развитие
познавательных
навыков,
развитие
навыков
презентации
и
рефлексии
деятельности..
Основой
проекта
могут
являться
различные
произведения
разных
авторов,
посвященных
теме
проекта,
конкретное
произведение,
прочитанное на уроке и не только конкретное художественное произведение,
а характеристика общего героя или героев фольклорных произведений и
литературных сказок, прочитанных на уроке литературного чтения.
Во втором классе мною была апробирована работа с проектной задачей
(рабочая тетрадь В.В Улитко, О.В Федоскиной « Учимся решать проектные
задачи».
Эту
проектную
задачу
осуществляли
на
рассказе
Гарина-
Михайловского «Тёма и Жучка», где можно представить художественные
произведения,
затрагивающие
нравственную
проблематику:
отношение
к
собакам,
и
энциклопедические
статьи.
Тема
группового
исследования
-
«Братья
наши
меньшие».
В
исследовательской
части
раскрывается
нравственная
проблематика
темы:
как
нужно
относиться
к
собакам?
Выявляется значение собак в жизни человека, их «профессии», отношение к
собакам одноклассников, составляются памятки по уходу за собаками. Во
второй – создается образ собаки в художественных произведениях (рисунках,
стихах, поделках, аппликациях. «Работа над проектной задачей строилась по
следующим этапам:
11
1 этап - разработка проектного задания. Задачи этапа – определение темы,
уточнение
целей,
выбор
рабочих
групп
и
распределение
в
них
ролей,
определение источников информации, постановка задач
2 этап - разработка проектной задачи Задачи этапа – сбор и уточнение
информации.
Ученики
самостоятельно
работают
с
информацией
индивидуально, в группах и парах, анализируют идеи. Учитель наблюдает и
консультирует.
3 этап - оценка результатов. Задачи этапа – анализ выполнения проектных
заданий. Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на
уроке-презентации.
4 этап - защита проекта (урок-презентация). Задача этапа – коллективная
защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения
школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок
учится определять границы своей самостоятельности и ответственности и где
происходит формирование познавательных учебных действий.
Познавательные
УДД
обеспечивают
создание
условий
для
гармоничного
развития
личности
и
её
самореализации
на
основе
готовности
к
непрерывному
образованию;
обеспечению
успешного
усвоения
знаний,
формирования
умений,
навыков
и
компетентностей
в
любой
предметной
области.
Показателем
развития
познавательной
активности
являются
творческие
способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять
оригинальность, не шаблонность. Например, изобразить несуществующее
животное, дать ему имя, придумать вредные советы.
Хороша работа с кроссвордами. Составление кроссвордов по прочитанным
произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает
12
их
наблюдательность,
дает
возможность
полноценнее
воспринимать
художественное
произведение.
Применяя
кроссворды
на
уроках
литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и
интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание
детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-
то новое, познавать мир.
Анализ развития познавательных УУД показал следующие результаты:
Умение
вычитывать
информацию,
данную в явном виде
100%
Умение объяснять смысл слов
100
%
Умение
вычитывать
информацию,
данную в неявном виде
99%
Умение понимать смысл текста
100%
Умение
исталковывать
текст
через
творческий пересказ
98%
Умение ставить цель деятельности
98%
Умение планировать свою
деятельность
100%
Умение выбирать для решения
задачи средства
99%
Умение определять источник
информации
100%
Умение определять информацию
99%
Выводы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что представленная
система работы в рамках развития познавательных УУД на уроках чтения
ведёт к повышению эффективности учебной деятельности. Следовательно,
выдвинутая мной гипотеза, подтвердилась.
Заключение
13
Познавательные универсальные учебные действия – это возможность широко
использовать игры и тренинги в работе над анализом произведения. Выбор
инструментов зависит от целей ,которые ставит перед собой учитель ,уровня
сложности произведения .уровня развития способностей учащихся.
Таким образом, познавательные универсальные учебные действия нужны в
образовании не для дополнения существующих программ, а для перестройки
образования, которая в настоящее время необходима.
Список литературы
14
1
Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение.2008:
2. Волков, А. Е. Модель "Российское образование – 2020" / А. Е. Волков и др.
/ /
В о п р о с ы
о б р а з о в а н и я .
–
2 0 0 8 .
№
1 .
–
С .
3 2 - 6 4 .
3. Источник: Нестерова И.А. Формирование познавательных универсальных
учебных
действий
//
Образовательная
энциклопедия
Введение
в
литературоведение: Учеб. пособие/ Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я.
и др.; Под ред. Чернец Л.В. - 2 - е изд. прераб. И доп. - М.: Высш. шк., 2006. -
680 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед.
ин-тов / Матюхина М.В., Михальчнк Т.С., Прокина Н.Ф. и др.; Под ред.
Гамезо М.В. и др. - М.: Просвещение, 1984. - с. 256
5. Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина
Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79
6. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для
учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред.
Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 2003. - с. 208
7. Младший школьный возраст / Боровая Г.И. и др.; Ред.-сост. Сенько В.Г. -
1989. - с. 86
8.
О
познавательном
чтении/
Амонашвили
Ш.А.
//
Амонашвили
Ш.А.
Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. - Гл. 28. - С. 255 - 260.
9. Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. -
М.: Педагогика, 1991. - с. 160
Приложение
15
Проба на познавательную инициативу
«Незавершенная сказка»
Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы
школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие
смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной
деятельности для ребенка.
Метод оценивания: чтение незавершённой сказки в индивидуальном
обследовании
Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульмин
Ационном оменте прекращают чтение. Учитель выдерживает
паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в
продолжении чтения сказки ,учитель задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня
что-то спросить?»
Текст сказки
Три калача и одна баранка.
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел —ему все еще
хотелось есть. Купил другой калач и съел —ему все еще хотелось есть. Он
купил третий калач и съел —ему все еще хотелось есть.Потом он купил
баранок и, когда съел одну, стал сыт.Тогда мужик ударил себя по голове и
сказал:—Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо
сначала съесть одну баранку.
(Учитель читает сказку до знака , затем задает учащемуся вопрос: «Ты
хочешь у меня что-то спросить?»)
Критерии оценивания
1.Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы
взрослый продолжил чтение сказки.
2.Адекватность высказывания, направленного на то,чтобы
инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни оценивания:
0 уровень: ребенок не хочет слушать сказку;
1-уровень:ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает
вопросов;
2 уровень: ребенок проявляет интерес к сказке,но инициатива в
продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса учителя
спрашивает,чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
3 уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает
вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Диагностика во 2 классе. Методика «Нахождение существенных
признаков».
16
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления –
выделение существенных признаков. Оцениваемое УУД: логические
универсальные учебные действия.
В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и
далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-
то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые
находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.
Бланк
Море (пляж, пальма, волна, кепка, мячик).
2. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Молоток (нож, гвоздь, окно, доска, мыло).
5. Треугольник (угол, сторона, линейка, дерево, ручка).
6. Умножение (равно, произведение, сумма, множитель, сравнение).
7. Машина (колесо, трасса, окружность, краска, дверь).
8. Кроссворд (глаза, решение, клетка, слово, вопрос).
9. Шампунь (краска, происшествие, волосы, бумага, вода).
10. Игра (шашки, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
17
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).
Диагностика в 3 классе. Методика «Закономерности»
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Примеры задания:
19, 16, 13…
47, 57, 67 …
121, 110, 99…
12, 24, 48 …
525, 825, 625 …
101, 91, 201…
29, 28, 26, 23…
55, 11, 44…
90, 10, 80, 20…
72, 68, 62…
Диагностика в 4 классе. Методика «Словесно – логическое мышление».
Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Закончи предложение, использовав слово в скобках.
У ботинка всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).
В ледяной пустыне живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)
В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)
18
Месяц осени ...(сентябрь, декабрь, февраль, июнь, март)
Национальное животное нашей страны... (соловей, медведь, орел, заяц,
олень)
Сестра старше своего брата... (редко, всегда, часто, никогда, иногда)
Время утренней зарядки... (вечер, день, утро, полдень, понедельник)
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)
Ягода ... (персик, лимон, арбуз, лайм, манго)
Пассажирский транспорт... (комбайн, поезд, элеватор, экскаватор, тепловоз)
Диагностика
- Опрос учащихся
- Тестирование
- Отслеживание активности школьников во время урока
- Анкетирование
- Сочинения
- Дневник наблюдений
- Интервью
2. Опрос «Выбор книги»
1. Как происходит выбор книги?
2. Обращаете ли внимание на внешнее оформление книги?
3. Важен ли автор и содержание книг
Приложение
Диагностика уровня мотивации обучения
Приложения
19
Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД
литературное чтение 1 класс
Тема урока: Д Кедрин «Осенняя песня»
Цель:Уметь прогнозировать содержание произведения по его названию и
ключевым словам, сравнивать произведения и героев.
Прочтите фамилии авторов.
Прочтите название стихотворения.
Рассмотрите иллюстрации.
Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?
Заранее
подготовленные
учащиеся
читают
стихотворение,
остальные
ученики подбирают пропущенные слова.
Сравните это стихотворение со стихотворением «Кто как кричит?». Что
в них общего?
Чем эти два стихотворения отличаются?
Игра «Назовите буквы»
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным
опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
– Какие буквы вы видите? Назовите!
Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.
– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
Диагностика во 2 классе. Методика «Нахождение существенных
признаков».
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления –
выделение существенных признаков. Оцениваемое УУД: логические
универсальные учебные действия.
В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и
далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-
то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые
находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.
20
Бланк
Море (пляж, пальма, волна, кепка, мячик).
2. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Молоток (нож, гвоздь, окно, доска, мыло).
5. Треугольник (угол, сторона, линейка, дерево, ручка).
6. Умножение (равно, произведение, сумма, множитель, сравнение).
7. Машина (колесо, трасса, окружность, краска, дверь).
8. Кроссворд (глаза, решение, клетка, слово, вопрос).
9. Шампунь (краска, происшествие, волосы, бумага, вода).
10. Игра (шашки, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора
необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого
содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов
решения задач, рефлексию результатов деятельности.
21
Познавательные универсальные учебные действия изучались по методике
Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления».
Методика «Исследование словесно-логического мышления младших
школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)
Цель: выявление уровня развития словесно - логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники 1-й субтест направлен на выявление
осведомленности. Задача испытуемого — закончить
предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на
основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10
заданий, в кратком — 5.
Задания 1-го субтеста
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части
фразы? »
1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)
(80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на
этот вопрос).
Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После
правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном
объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается
подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй
попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется
понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста
уточняющие вопросы не задаются.
2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)
3. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)
4. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец)
6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда)
7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник)
8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)
9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы)
10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор,
тепловоз)
2-й субтест. Классификация, способность к обобщению
«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо
исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном
— 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и
ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5
балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не
задаются.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с
нормальным развитием дают правильный ответ).
22
2. Река, озеро, море, мост, пруд
3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
3-й субтест. Умозаключение по аналогии
«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое
подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову
«огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5
балла. Уточняющие вопросы не задаются.
1. Огурец - Овощ Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)
2. Огород - Морковь Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)
3. Учитель - Ученик Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство)
4. Цветок - Ваза Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)
5. Перчатка - Рука Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)
6. Темный - Светлый Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый,
холодный)
7. Часы - Время Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)
8. Машина - Мотор Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег)
9. Стол - Скатерть Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)
10. Стул - Деревянный Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая,
стальная)
4-й субтест. Обобщение
«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно
назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается
подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих
вопросов не задают.
1. Окунь, карась...
2. Метла, лопата...
3. Лето, зима...
4. Огурец, помидор ...
5. Сирень, орешник ...
6. Шкаф, диван ...
7. Июнь, июль ...
8. День, ночь...
9. Слон, муравей ...
10.Дерево, цветок ...
Обработка результатов
Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех
четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности).
23
Оценка успешности определяется по формуле:
ОУ = X х 100% : 40,
где X — сумма баллов по всем тестам.
Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-
100% ОУ). Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).
Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%). Низкий — 1-
й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м
и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-
го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии,
недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.
Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для
первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й
уровень успешности — 25—20 баллов; нормальный уровень — 19,5-17,5
балла; ниже среднего (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уровень)
— 12 баллов и ниже.
24