Автор: Загайнова Елена Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 96
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказочный пластилин» для детей 3–4 лет.
Тема: Пластинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96 общеразвивающего вида г.Сыктывкара.
Рабочая программа «Сказочный пластилин»
для детей 3-4 лет.
Воспитатель: Загайнова Елена Леонидовна
Сыктывкар 2018
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и
мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с
тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению
речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко
обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся
дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства,
мною был организован кружок
художественной направленности «Сказочный пластилин» - основной идей которой является рисования
картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так
как
именно
изобразительная
деятельность
способствует
развитию
сенсомоторики
–
согласованности
в
работе
глаза
и
руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке -
стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Пластилинография —
это
один
из
сравнительно
недавнего
появления
нового
жанра
(вида)
в
изобразительной
деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин»
подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на
горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Например, декорирование поверхности бисером,
семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что
приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего
плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно,
уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного
возраста,
позволяет
быстро
достичь
желаемого
результата
и
вносит
определенную
новизну
в
творчество
детей,
делает
его
более
увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как:
внимание, память, мышление, а так же
развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации
детей,
то
есть
тех
школьно-значимых
функций,
которые
необходимы
для
успешного
обучения
в
школе.
Дети
учатся
планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более
согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция
предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий
тесно
переплетаются
с
жизнью
детей,
с
той
деятельностью,
которую
они
осуществляют
на
других
занятиях
(по
ознакомлению
с
окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка «Сказочный пластилин» способствует более успешному освоению образовательной программы. К
концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность,
максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений,
активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить
их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с
пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,
вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В
младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей
воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства
кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного
опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка
происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует
хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или
щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель и задачи
программы дополнительного образования
«Сказочный пластилин»
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- Учить работать на заданном пространстве;
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и
уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- Развивать изобразительную деятельность детей;
- Развивать сюжетно – игровой замысел;
- Развивать интерес к процессу и результатам работы;
- Развивать интерес к коллективной работе.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение
которой, происходит на последующих занятиях.
Месяц
Задачи обучения
Сентябрь
1.Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), чередуя;
2.Учить детей самостоятельно выбрать цвет заготовки.
Октябрь
1.Учить способу - размазывания зигзагом;
2.Учить чередовать прямые и волнистые линии;
3.Учить детей размазывать “пятнышко” на вертикальной поверхности;
4.Учить детей размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности.
Ноябрь
1.Учить прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом;
2.Учить приему – размазывания из шарика;
3. Учить использовать один приема-размазывания для изображения двух явлений;
4.Учить прикреплять пластилиновые шарики трех цветов.
Декабрь
1.Учить приему – размазывания из столбика;
2.Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии;
3.Учить детей использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания;
4. Учить детей прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета.
Январь
1.Учить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков);
2.Учить детей размазывать овальную форму.
Февраль
1.Учить детей способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на
зимнюю;
2.Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы
предмета, его строения, часте;
3.Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии;
4.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом (красный вагончик -красные колеса).
Март
1.Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии;
2.Учить создавать композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет;
3.Учить детей для передачи выразительного образа пользоваться дополнительным орудием;
4. Учить детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме.
Апрель
1.Учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.);
2.Учить покрывать пластилином сложную по форме изображения;
3.Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали, прикреплять готовую форму по поверхности основы
в определённом порядке (друг за другом);
Май
1.Учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина;
2.Учить прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы;
3.Учить детей составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится
в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком
ставятся определённые задачи.
№
Этап
Задача перед ребёнком.
1.
Подготовительный
- Освоить прием надавливания;
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
- Освоить правильную постановку пальца;
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2.
Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка;
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- Использовать несколько цветов пластилина;
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;
- Научиться доводить дело до конца;
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы;
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;
- Научиться действовать по образцу воспитателя;
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
3.
Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи;
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы;
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и
помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий (Приложение №3, приложение №4, приложение №5). К каждому занятию
подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук (Приложение №6). Для решения поставленных
задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия
целиком
проходят
в
форме
игры.
Игровые
приемы
обеспечивают
динамичность
процесса
обучения,
максимально
удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в
обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность,
внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
«Речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;
«Познавательное развитие», где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Физическое развитие».
Формы подведения итогов
реализации программы по дополнительному образованию:
- выставки творческих работ для родителей;
- открытые занятия;
- результаты диагностики;