Напоминание

Пластинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста


Автор: Загайнова Елена Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 96
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказочный пластилин» для детей 3–4 лет.
Тема: Пластинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96 общеразвивающего вида г.Сыктывкара.

Рабочая программа «Сказочный пластилин»

для детей 3-4 лет.

Воспитатель: Загайнова Елена Леонидовна

Сыктывкар 2018

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и

мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с

тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению

речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко

обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся

дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы

одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства,

мною был организован кружок

художественной направленности «Сказочный пластилин» - основной идей которой является рисования

картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так

как

именно

изобразительная

деятельность

способствует

развитию

сенсомоторики

согласованности

в

работе

глаза

и

руки,

совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке -

стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография —

это

один

из

сравнительно

недавнего

появления

нового

жанра

(вида)

в

изобразительной

деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин»

подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на

горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Например, декорирование поверхности бисером,

семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что

приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего

плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно,

уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного

возраста,

позволяет

быстро

достичь

желаемого

результата

и

вносит

определенную

новизну

в

творчество

детей,

делает

его

более

увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как:

внимание, память, мышление, а так же

развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной

координации

детей,

то

есть

тех

школьно-значимых

функций,

которые

необходимы

для

успешного

обучения

в

школе.

Дети

учатся

планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более

согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция

предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий

тесно

переплетаются

с

жизнью

детей,

с

той

деятельностью,

которую

они

осуществляют

на

других

занятиях

(по

ознакомлению

с

окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка «Сказочный пластилин» способствует более успешному освоению образовательной программы. К

концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность,

максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений,

активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить

их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с

пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,

вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В

младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей

воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства

кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного

опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка

происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук,

укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует

хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или

щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель и задачи

программы дополнительного образования

«Сказочный пластилин»

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- Учить работать на заданном пространстве;

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и

уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- Развивать изобразительную деятельность детей;

- Развивать сюжетно – игровой замысел;

- Развивать интерес к процессу и результатам работы;

- Развивать интерес к коллективной работе.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение

которой, происходит на последующих занятиях.

Месяц

Задачи обучения

Сентябрь

1.Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), чередуя;

2.Учить детей самостоятельно выбрать цвет заготовки.

Октябрь

1.Учить способу - размазывания зигзагом;

2.Учить чередовать прямые и волнистые линии;

3.Учить детей размазывать “пятнышко” на вертикальной поверхности;

4.Учить детей размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности.

Ноябрь

1.Учить прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом;

2.Учить приему – размазывания из шарика;

3. Учить использовать один приема-размазывания для изображения двух явлений;

4.Учить прикреплять пластилиновые шарики трех цветов.

Декабрь

1.Учить приему – размазывания из столбика;

2.Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии;

3.Учить детей использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания;

4. Учить детей прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета.

Январь

1.Учить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков);

2.Учить детей размазывать овальную форму.

Февраль

1.Учить детей способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на

зимнюю;

2.Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы

предмета, его строения, часте;

3.Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии;

4.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом (красный вагончик -красные колеса).

Март

1.Учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии;

2.Учить создавать композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет;

3.Учить детей для передачи выразительного образа пользоваться дополнительным орудием;

4. Учить детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме.

Апрель

1.Учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.);

2.Учить покрывать пластилином сложную по форме изображения;

3.Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали, прикреплять готовую форму по поверхности основы

в определённом порядке (друг за другом);

Май

1.Учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина;

2.Учить прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы;

3.Учить детей составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения.

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится

в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком

ставятся определённые задачи.

Этап

Задача перед ребёнком.

1.

Подготовительный

- Освоить прием надавливания;

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;

- Освоить правильную постановку пальца;

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;

-Научиться работать на ограниченном пространстве.

2.

Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка;

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- Использовать несколько цветов пластилина;

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;

- Научиться доводить дело до конца;

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы;

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;

- Научиться действовать по образцу воспитателя;

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

3.

Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи;

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и

помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий (Приложение №3, приложение №4, приложение №5). К каждому занятию

подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук (Приложение №6). Для решения поставленных

задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия

целиком

проходят

в

форме

игры.

Игровые

приемы

обеспечивают

динамичность

процесса

обучения,

максимально

удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в

обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность,

внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

«Речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

«Познавательное развитие», где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие».

Формы подведения итогов

реализации программы по дополнительному образованию:

- выставки творческих работ для родителей;

- открытые занятия;

- результаты диагностики;



В раздел образования