Автор: Кирсанова Марина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № "1"
Населённый пункт: г.Артемовский Свердловской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОВЗ (VIII ВИДА)
Раздел: среднее образование
ПРОГРАММА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОВЗ (VIII ВИДА)
Артемовский
Свердловской области
Пояснительная записка.
Программа коррекционной работы с 9в классом разработана в соответствии с
требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, а также с учётом
опыта работы методического объединения учителей, работающих в классах
для детей с ОВЗ.
Являясь средством познания действительности, русский язык становится
основой формирования творческих и интеллектуальных способностей
школьника. Нарушения речи затрудняют развитие у детей памяти и
воображения, абстрактного мышления. Сформировавшаяся таким образом
вторичная интеллектуальная недостаточность препятствует становлению
навыков самостоятельной учебной деятельности, что ограничивает
возможности самореализации личности в ходе овладения будущей
профессией.
Поэтому так важна роль коррекционно-развивающих занятий,
обеспечивающих формирование речевой компетенции учащихся, навыков
речевого общения с учетом механизмов нарушения речи и возможностью
индивидуального подхода к каждому ученику.
Как правило, в ходе исследования устной и письменной речи учащихся
основной школы (9 класс) для детей с тяжелыми нарушениями речи
выявляются: недостаточная сформированность фонематической стороны
речи; аграмматизмы, недоразвитие связной речи, дизорфография. В 9 классе в
соответствии с учетом возрастных особенностей интеллектуального развития
детей и появления речевых форм в онтогенезе предлагается большее
внимание уделить развитию синтаксической стороны речи (формированию
понятия о структуре простого и сложного предложений) учащихся. Поэтому
нами была сформулирована следующая
ЦЕЛЬ: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи
учащихся, устранение недостаточности словарного запаса и грамматического
строя речи, развитие коммуникативных умений.
ЗАДАЧИ:
- коррекция нарушений лексико-грамматической стороны устной и
письменной речи учащихся;
- активизация словарного запаса учащихся;
- совершенствование коммуникативных умений и навыков;
- развитие связной речи
Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен
мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации
развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности
процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии
речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы,
связанные с вербальным общением, появляются трудности
коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения
между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.
Эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации уч-ся в
значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры,
качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и
воспитания детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) показывает, что
проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием уч-ся,
являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени
обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического
воздействия в школе с классами для учащихся с ОВЗ позволяет добиться у
старшеклассников, имеющих тяжелые нарушения речи, определенных
положительных изменений в устной и письменной речи, в частности, у
большинства учащихся удается преодолеть основные трудности в речевом
общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться
удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи,
овладения навыками письма и чтения. У многих учащихся с тяжелыми
нарушениями речи старшего школьного возраста выявляются дефекты при
употреблении сложных синтаксических конструкций, патологические
особенности словесно-логического мышления, нарушения речевой памяти,
воображения.
Для большинства детей с тяжелыми нарушениями речи характерны
затруднения в общении с окружающими их людьми. В связи с этим особую
значимость приобретает формирование основ коммуникативной культуры
учащихся старших классов с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) с учетом
особенностей их речевого и личностного развития.
Программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) руководствуется
задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако
эффективность решения этих задач во многом зависит от реализации
коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и
коррекционно-воспитательных направлений в обучении.
Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при
усвоении программы общеобразовательной школы вследствие
недостаточности формирования речевой функции и психологических
предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной
речи учащихся с речевой патологией в школе с классами для детей с ОВЗ
тесно связана с общим развитием речи учащихся, должна опираться на
ознакомление с окружающим миром, уроки русского языка и развития речи,
обусловлена спецификой введения в речь новых языковых структур такими
школьниками.
Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в
общеобразовательной школе, то есть на тот уровень развития речи, которого
по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая
своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития учащихся
общеобразовательной школы с классами для детей с ОВЗ, можно в общем
виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия.
формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.
уточнение и коррекция фонематического восприятия
уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза
формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса
уточнение и коррекция грамматических категорий
коррекция специфических ошибок письменной речи
формирование и совершенствование коммуникативных умений и
навыков
Условия реализации образовательной программы.
Программа предназначена для работы с учащимися, имеющими нарушения
речевого развития.
Программа для 9 класса включает 34 часа.
Количество часов может изменяться в зависимости от индивидуальных
особенностей учащихся.
Предполагаются следующие формы организации деятельности учащихся на
логопедических занятиях:
- подгрупповая,
- индивидуальная
Тематические разделы программы
Фонетико-фонематическая сторона речи 2 ч
Фонетическая система русского языка. Сложные случаи фонетического
разбора.
Грамматика. Развитие синтаксической стороны речи (понимание
структуры простого и сложного предложений) 24 ч
1.
Повторение изученного. Словосочетания как составляющие
предложений
2.
Структура и грамматическое значение предложений
3.
Главные и второстепенные члены предложения
4.
Простое предложение. Механизмы осложнения простого предложения.
5.
Сложные предложения.
6.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
7.
Сложносочиненные предложения. Роль сочинительных союзов.
8.
Сложноподчиненные предложения. Роль подчинительных союзов.
9.
Бессоюзные предложения. Тире и двоеточие в бессоюзных
предложениях.
10.Способы передачи чужой речи.
Развитие речи. Работа с текстом. 4 ч
1.
Стили речи
2.
Использование способов сжатия текста (исключение и обобщение)
3.
Формирование умения анализировать текст (типы речи: повествование,
описание, рассуждение)
4.
Составление плана сочинения
5.
Обучение созданию различных типов текста (повествования, описания,
рассуждения)
Информация об используемых технологиях обучения:
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания
образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,
построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа
обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и
организация их репродуктивных действий с целью выработки у
школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации метапредметных связей в образовательном
процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного
материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости,
повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления
ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по
составу группы для освоения программного материала в различных
областях на
различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих
способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала,
познавательных возможностей. Обучение ориентировано на
самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний,
творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками
заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации
обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет
возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые
условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия
К
окончанию
обучения
по
программе
коррекции
нарушений
устной
и
письменной речи учащиеся 9А класса для детей с ОВЗ должны знать:
- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и
букв;
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста;
- стили речи
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический…);
-
доказывать
написание
звуков
буквами,
имеющих
акустико
–
артикуляционное
сходство
по
твёрдости
–
мягкости,
ударности
–
безударности,
подбирая
проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
-
дифференцировать
основные
синтаксические
единицы,
правильно
употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять его план.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.
2. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции
дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
3. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.
4. Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В.
Мазанова, 2006 г.).
5. А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о
работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные
направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению
программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.:
«Когито-Центр», 1996.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 9В
классе для детей с ОВЗ
№
п/п
Тема
Колич
ество
часов
Дата
Фактиче
ская
дата
1-2
Диагностическое исследование
2
01.09-
12.09
Фонетико-фонематическая сторона речи. Актуализация изученного
материала. 2 ч
3
Повторение. Фонетика. Система
звуков русского языка.
1
19.09
4
Сложные случаи фонетического
разбора слов.
1
26.09
Развитие синтаксической стороны речи (понимание структуры
простого и сложного предложений) 24ч
5
Словосочетания как составляющие
1
03.10
предложений
6
Типы связи слов в словосочетании
(согласование, управление,
примыкание)
1
10.10
7
Главные члены предложения
1
17.10
8
Второстепенные члены
предложения
1
24.10
9
Простое предложение. Механизмы
осложнения простого предложения.
1
31.10
10
Сложные предложения. Чем
сложное предложение отличается
от простого?
1
14.11
11
Союзные и бессоюзные сложные
предложения
1
21.11
12
Сложносочиненные предложения.
Роль сочинительных союзов в
сложносочиненных предложениях
1
28.11
13
Сложносочиненные предложения с
общим второстепенным членом
1
05.12
14
Сложноподчиненные предложения.
Роль подчинительных союзов в
сложноподчиненных
предложениях.
1
12.12
15
Сложноподчиненные предложения
с придаточными определительными
1
19.12
16
Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными
1
26.12
17
Сложноподчиненные предложения
с придаточными
обстоятельственными
1
16.01
18
Сложноподчиненные предложения
с придаточными
обстоятельственными места
1
23.01
19
Сложноподчиненные предложения
с придаточными
обстоятельственными времени
1
30.01
20
Сложноподчиненные предложения
с придаточными
обстоятельственными образа
действия
1
06.02
21
Сложноподчиненные предложения
с придаточными
обстоятельственными условия
1
13.02
22
Сложноподчиненные предложения
1
20.02
с придаточными
обстоятельственными причины
23
Сложноподчиненные предложения
с придаточными
обстоятельственными цели
1
27.02
24
Сложноподчиненные предложения
с придаточными
обстоятельственными уступки
1
06.03
25
Бессоюзное сложное предложение
1
13.03
26
Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении
1
20.03
27
Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении
1
03.04
28
Тире в бессоюзном сложном
предложении
1
10.04
Развитие речи. Работа с текстом. 4ч
29
Стили речи. Научный,
публицистический, разговорный,
художественный
1
17.04
30
Использование способов сжатия
текста (исключение и обобщение)
1
24.04
31
Типы текста
1
08.05
32
Проверочная работа
1
15.05
33-
34
Диагностическое исследование
2
11.05-
22.05
ИТОГО ЧАСОВ
34