Напоминание

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОВЗ (VIII ВИДА)


Автор: Кирсанова Марина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № "1"
Населённый пункт: г.Артемовский Свердловской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОВЗ (VIII ВИДА)
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОГРАММА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОВЗ (VIII ВИДА)

Артемовский

Свердловской области

Пояснительная записка.

Программа коррекционной работы с 9в классом разработана в соответствии с

требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования, а также с учётом

опыта работы методического объединения учителей, работающих в классах

для детей с ОВЗ.

Являясь средством познания действительности, русский язык становится

основой формирования творческих и интеллектуальных способностей

школьника. Нарушения речи затрудняют развитие у детей памяти и

воображения, абстрактного мышления. Сформировавшаяся таким образом

вторичная интеллектуальная недостаточность препятствует становлению

навыков самостоятельной учебной деятельности, что ограничивает

возможности самореализации личности в ходе овладения будущей

профессией.

Поэтому так важна роль коррекционно-развивающих занятий,

обеспечивающих формирование речевой компетенции учащихся, навыков

речевого общения с учетом механизмов нарушения речи и возможностью

индивидуального подхода к каждому ученику.

Как правило, в ходе исследования устной и письменной речи учащихся

основной школы (9 класс) для детей с тяжелыми нарушениями речи

выявляются: недостаточная сформированность фонематической стороны

речи; аграмматизмы, недоразвитие связной речи, дизорфография. В 9 классе в

соответствии с учетом возрастных особенностей интеллектуального развития

детей и появления речевых форм в онтогенезе предлагается большее

внимание уделить развитию синтаксической стороны речи (формированию

понятия о структуре простого и сложного предложений) учащихся. Поэтому

нами была сформулирована следующая

ЦЕЛЬ: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи

учащихся, устранение недостаточности словарного запаса и грамматического

строя речи, развитие коммуникативных умений.

ЗАДАЧИ:

- коррекция нарушений лексико-грамматической стороны устной и

письменной речи учащихся;

- активизация словарного запаса учащихся;

- совершенствование коммуникативных умений и навыков;

- развитие связной речи

Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен

мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации

развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности

процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии

речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы,

связанные с вербальным общением, появляются трудности

коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения

между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

Эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации уч-ся в

значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры,

качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и

воспитания детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) показывает, что

проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием уч-ся,

являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени

обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического

воздействия в школе с классами для учащихся с ОВЗ позволяет добиться у

старшеклассников, имеющих тяжелые нарушения речи, определенных

положительных изменений в устной и письменной речи, в частности, у

большинства учащихся удается преодолеть основные трудности в речевом

общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться

удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи,

овладения навыками письма и чтения. У многих учащихся с тяжелыми

нарушениями речи старшего школьного возраста выявляются дефекты при

употреблении сложных синтаксических конструкций, патологические

особенности словесно-логического мышления, нарушения речевой памяти,

воображения.

Для большинства детей с тяжелыми нарушениями речи характерны

затруднения в общении с окружающими их людьми. В связи с этим особую

значимость приобретает формирование основ коммуникативной культуры

учащихся старших классов с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) с учетом

особенностей их речевого и личностного развития.

Программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) руководствуется

задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако

эффективность решения этих задач во многом зависит от реализации

коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и

коррекционно-воспитательных направлений в обучении.

Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при

усвоении программы общеобразовательной школы вследствие

недостаточности формирования речевой функции и психологических

предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной

речи учащихся с речевой патологией в школе с классами для детей с ОВЗ

тесно связана с общим развитием речи учащихся, должна опираться на

ознакомление с окружающим миром, уроки русского языка и развития речи,

обусловлена спецификой введения в речь новых языковых структур такими

школьниками.

Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в

общеобразовательной школе, то есть на тот уровень развития речи, которого

по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая

своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития учащихся

общеобразовательной школы с классами для детей с ОВЗ, можно в общем

виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия.

формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

уточнение и коррекция фонематического восприятия

уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

уточнение и коррекция грамматических категорий

коррекция специфических ошибок письменной речи

формирование и совершенствование коммуникативных умений и

навыков

Условия реализации образовательной программы.

Программа предназначена для работы с учащимися, имеющими нарушения

речевого развития.

Программа для 9 класса включает 34 часа.

Количество часов может изменяться в зависимости от индивидуальных

особенностей учащихся.

Предполагаются следующие формы организации деятельности учащихся на

логопедических занятиях:

- подгрупповая,

- индивидуальная

Тематические разделы программы

Фонетико-фонематическая сторона речи 2 ч

Фонетическая система русского языка. Сложные случаи фонетического

разбора.

Грамматика. Развитие синтаксической стороны речи (понимание

структуры простого и сложного предложений) 24 ч

1.

Повторение изученного. Словосочетания как составляющие

предложений

2.

Структура и грамматическое значение предложений

3.

Главные и второстепенные члены предложения

4.

Простое предложение. Механизмы осложнения простого предложения.

5.

Сложные предложения.

6.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

7.

Сложносочиненные предложения. Роль сочинительных союзов.

8.

Сложноподчиненные предложения. Роль подчинительных союзов.

9.

Бессоюзные предложения. Тире и двоеточие в бессоюзных

предложениях.

10.Способы передачи чужой речи.

Развитие речи. Работа с текстом. 4 ч

1.

Стили речи

2.

Использование способов сжатия текста (исключение и обобщение)

3.

Формирование умения анализировать текст (типы речи: повествование,

описание, рассуждение)

4.

Составление плана сочинения

5.

Обучение созданию различных типов текста (повествования, описания,

рассуждения)

Информация об используемых технологиях обучения:

Технологии, используемые в образовательном процессе:

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания

образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,

построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа

обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и

организация их репродуктивных действий с целью выработки у

школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации метапредметных связей в образовательном

процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного

материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости,

повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления

ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по

составу группы для освоения программного материала в различных

областях на

различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих

способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала,

познавательных возможностей. Обучение ориентировано на

самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний,

творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками

заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации

обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет

возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые

условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия

К

окончанию

обучения

по

программе

коррекции

нарушений

устной

и

письменной речи учащиеся 9А класса для детей с ОВЗ должны знать:

- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и

букв;

- морфологические признаки частей речи;

- состав и названия частей слова;

- синтаксические единицы, знаки препинания при них;

- структуру текста;

- стили речи

Обучающиеся должны уметь:

- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический…);

-

доказывать

написание

звуков

буквами,

имеющих

акустико

артикуляционное

сходство

по

твёрдости

мягкости,

ударности

безударности,

подбирая

проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

-

дифференцировать

основные

синтаксические

единицы,

правильно

употреблять знаки препинания;

- проводить анализ текста, составлять его план.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

1. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1995.

2. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции

дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

3. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.

4. Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция

дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (автор: Е.В.

Мазанова, 2006 г.).

5. А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о

работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные

направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению

программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.:

«Когито-Центр», 1996.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 9В

классе для детей с ОВЗ

п/п

Тема

Колич

ество

часов

Дата

Фактиче

ская

дата

1-2

Диагностическое исследование

2

01.09-

12.09

Фонетико-фонематическая сторона речи. Актуализация изученного

материала. 2 ч

3

Повторение. Фонетика. Система

звуков русского языка.

1

19.09

4

Сложные случаи фонетического

разбора слов.

1

26.09

Развитие синтаксической стороны речи (понимание структуры

простого и сложного предложений) 24ч

5

Словосочетания как составляющие

1

03.10

предложений

6

Типы связи слов в словосочетании

(согласование, управление,

примыкание)

1

10.10

7

Главные члены предложения

1

17.10

8

Второстепенные члены

предложения

1

24.10

9

Простое предложение. Механизмы

осложнения простого предложения.

1

31.10

10

Сложные предложения. Чем

сложное предложение отличается

от простого?

1

14.11

11

Союзные и бессоюзные сложные

предложения

1

21.11

12

Сложносочиненные предложения.

Роль сочинительных союзов в

сложносочиненных предложениях

1

28.11

13

Сложносочиненные предложения с

общим второстепенным членом

1

05.12

14

Сложноподчиненные предложения.

Роль подчинительных союзов в

сложноподчиненных

предложениях.

1

12.12

15

Сложноподчиненные предложения

с придаточными определительными

1

19.12

16

Сложноподчиненные предложения

с придаточными изъяснительными

1

26.12

17

Сложноподчиненные предложения

с придаточными

обстоятельственными

1

16.01

18

Сложноподчиненные предложения

с придаточными

обстоятельственными места

1

23.01

19

Сложноподчиненные предложения

с придаточными

обстоятельственными времени

1

30.01

20

Сложноподчиненные предложения

с придаточными

обстоятельственными образа

действия

1

06.02

21

Сложноподчиненные предложения

с придаточными

обстоятельственными условия

1

13.02

22

Сложноподчиненные предложения

1

20.02

с придаточными

обстоятельственными причины

23

Сложноподчиненные предложения

с придаточными

обстоятельственными цели

1

27.02

24

Сложноподчиненные предложения

с придаточными

обстоятельственными уступки

1

06.03

25

Бессоюзное сложное предложение

1

13.03

26

Запятая и точка с запятой в

бессоюзном сложном предложении

1

20.03

27

Двоеточие в бессоюзном сложном

предложении

1

03.04

28

Тире в бессоюзном сложном

предложении

1

10.04

Развитие речи. Работа с текстом. 4ч

29

Стили речи. Научный,

публицистический, разговорный,

художественный

1

17.04

30

Использование способов сжатия

текста (исключение и обобщение)

1

24.04

31

Типы текста

1

08.05

32

Проверочная работа

1

15.05

33-

34

Диагностическое исследование

2

11.05-

22.05

ИТОГО ЧАСОВ

34



В раздел образования