Автор: Холлохова Зоя Гаврильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: урок математики по теме «АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Школа: МОБУ СОШ №7 г. Якутска
Предмет: Математика
Класс: 4
Учитель: Холлохова Зоя Гаврильевна
Тема
Алгоритм решения текстовых задач
Тип урока
Урок обобщения
Методическая
цель урок
Оценка уровня усвоения учебного материала
Образовательная
цель
Создать условия для обобщения знаний и умений по решению текстовых задач
и оценить уровень усвоения учебного материала
Планируемый результат
Предметные
знания и умения
1.
Знать алгоритм решения текстовых задач.
2.
Анализировать
задачу,
устанавливать
зависимость
между
величинами,
взаимосвязь
между
условием
и
вопросом
задачи,
решать
задачи
арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение
3.
Планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения
и реальность ответа на вопрос задачи
УУД
Осуществлять самоконтроль результата. Вносить необходимые коррективы в
действие
после
его
завершения
на
основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок (Р)
Осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям (П)
Строить
рассуждения
в
форме
связи
просты х суждений
об объекте,
его
строении, свойствах, связях (П)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Обобщать,
т.е.
осуществлять
генерализацию
и
выведение
общности
для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной
связи (П)
Устанавливать соответствие предметной и символической модели (П)
Допускать возможность существования различных точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Формы работы
Фронтальная
Ресурсы
Электронная презентация.
Учебные карточки с заданиями
Лист самооценки
Учебник: «Математика» в 2 ч. 1 - 4 классы. Гейдман, Б. П., Мишарина И.Э.,
Зверева Е.А. - М.: «Русское слово», 2012
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание деятельности
Алгоритм работы
Критерии оценивания
Блиц
Мы
определим
структуру
работы
над
текстовой
задачей.
Для этого мы попробуем составить несложный алгоритм
(по выбору). У вас есть пять шагов алгоритма на выбор.
Ваша задача записать правильный порядок шага.
1.
Внимательно прочитать задание
2.
Определить свои умения и выбрать
соответствующее задание
3.
Выполнить
указанные
в
задании
действия
Базовый: пронумеровать шаги по порядку
Шаг … Моделирование
Шаг … Анализ задачи
Шаг … Оформление решения задачи
Шаг … Планирование решения задачи
Шаг…Проверка решения задачи
1.
Вспомнить
структуру
решения
текстовых задач
2. Проставить рядом номера по порядку
выполнения действия
Умею составлять алгоритм решения задачи
Повышенный:
записать
правильный
порядок
команд
линейного алгоритма
1.
Вспомнить
структуру
решения
текстовых задач
2.
Впис ать
команды
л и н е й н о го
алгоритма по порядку
Умею составлять несложный линейный
алгоритм
Вывод: Мы вспомнили, что процесс решения задач
состоит из 5 этапов. Каждый из этих этапов состоит из
нескольких шагов:
I
. Анализ задачи
- прочитать и понять условие задачи;
- выделить известные величины;
- выделить неизвестные величины;
-
уст ановить
отношения
м е ж д у
величинами.
II. Моделирование
- составить схему к задаче;
- показать все известные величины;
- показать все неизвестные величины;
- показать отношения величин на схеме;
- установить правильные пропорции на
схеме.
III. Планирование решения задачи
-
в ыделить
т ри
в з а и м о с в я з а н н ы х
величины;
-
определить
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
действий;
- обосновать выбор действия.
IV. Оформление решения задачи:
- последовательно записать по действиям;
- правильно вычислять;
-
правильно
написать
наименование
величин;
- правильно записать ответ задачи
V. Проверка решения задачи
1 способ. Установить соответствие между
результатом и условиями задачи
2 способ. Решить задачу другим способом
I этап. Анализ задачи
В первый день собрали 6 ящиков клубники по 20 кг. в
каждом, а во второй день 5 ящиков клубники по 30 кг. в
каждом. Сколько всего килограммов клубники собрали за
два дня?
Базовый: Ответь на вопросы:
1.
О чем задача (объект, процесс)?
2.
Назови известные величины
3.
Назови неизвестные величины
4.
Что требуется найти в задаче?
Повышенный:
составь
и
запиши
текст
задачи
по
таблице
1.
Прочитайте
условие
задачи
и
заполни таблицу
2.
Составь и запиши текст задачи по
данным таблицы
Умею анализировать текст задачи
1.
Правильно обозначил объект
задачи, выделил известные и
неизвестные величины, определил
главный вопрос задачи
2.
Верно составил текст задачи
Вывод:
Анализ задачи состоит из четырех шагов
1.
прочитать и понять условие задачи;
2.
выделить известные величины;
3.
выделить неизвестные величины;
4.
установить отношения между величинами
II этап. Моделирование
Задание: составь модель задачи к данной задаче
(чертеж, таблица, схема)
У Саши было 500 рублей. Он купил 2 пакета сока по 45
рублей и 3 шоколадки по 43 рубля. Сколько денег у него
осталось?
1.
Выбери
подходящую
модель
к
данной
задаче
(схема,
таблица,
графическую модель, рисунок)
2.
Покажи
в
модели
все
отношения
величин
Умею составить модель задачи
1.
Составил модель задачи
2.
Показал все известные и
неизвестные величины
3.
Установил отношения между
величинами
4.
Выбрал оптимальную для
решения задачи модель
Вывод:
1.
Существует много способов моделирования задачи (схема, чертеж, таблица,
рисунок и др.)
2.
При решении задачи графическая модель является более наглядной моделью
3.
Составление модели помогает выбрать правильный путь к решению задачи
III этап. Оформление решения задачи:
Базовый: запиши план решения задачи по действиям
(с пояснениями)
Повышенный:
запиши
решение
задачи
в
в и д е
выражения
1.
По количеству отношений выяви,
сколько действий в решении задачи
2.
Реши задачу любым способом
Умею планировать и решать задачу
1.
Правильно вычислил и записал
ответ задачи
2.
Верно
составил
выражение
и
вычислил задачу
IV этап. Проверка решения задачи:
Если число лет Кати увеличить сначала на 19, а
потом в 2 раза, затем полученный результат уменьшить на
10, и разделить на 11, то будет 4. Сколько лет Кате?
Базовый: составь обратную задачу и реши
Повышенный: составь уравнение к задаче и реши его
1.
Поменяй известные величины на
неизвестные и реши задачу
2.
Обозначь неизвестное знаком х,
составь уравнение и реши задачу
Умею проверять решение задачи
различными способами
1.
Умею проверять решение задачи,
составив обратную задачу
2.
Умею составлять уравнение к
задаче
Вывод:
1.
Составление обратной задачи и поиск решения задачи другим способом
позволяют самостоятельно проверять верность решения задачи
2.
При составлении уравнения основой является графическая модель задачи
V этап. Рефлексия
1 этап. Подведение итогов взаимопроверки
2 этап. Результаты самопроверки
БЛИЦ. ОПРЕДЕЛИ СТРУКТУРУ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ
Базовый уровень. Пронумеруй шаги по порядку
Шаг … Моделирование
Шаг … Анализ задачи
Шаг … Оформление решения задачи
Шаг … Планирование решения задачи
Шаг…Проверка решения задачи
1
Повышенный уровень. Запиши правильный порядок команд линейного алгоритма
2
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
I ЭТАП. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ
В первый день собрали 6 ящиков клубники по 20 кг. в каждом, а во второй день
5 ящиков клубники по 30 кг. в каждом. Сколько всего килограммов клубники
собрали за два дня?
Базовый: Ответь на вопросы и заполни таблицу
Вопросы
Ответы
О
ч е м
з а д а ч а
(объект, процесс)?
____________________________________________________________
_
____________________________________________________________
_
Назови
известные
величины
____________________________________________________________
_
____________________________________________________________
_
Назови
неизвестные
величины
____________________________________________________________
_
____________________________________________________________
_
Ч т о
т р е б у е т с я
найти в задаче?
____________________________________________________________
_
____________________________________________________________
_
3
Повышенный: составь и запиши текст задачи по таблице
Цена
Количество
Стоимость
76 руб.
49 руб.
?
одинаково
?
684 руб.
?
?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4
II ЭТАП. МОДЕЛИРОВАНИЕ
Задание: составь модель задачи к данной задаче
(чертеж, таблица, схема)
У Саши было 500 рублей. Он купил 2 пакета сока по 45 рублей и 3 шоколадки по
43 рубля. Сколько денег у него осталось?
Чертеж
5
Таблица
5
Граф.схема
6
III ЭТАП. ОФОРМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
Базовый уровень: запиши план решения задачи по действиям (с пояснениями)
Повышенный уровень: запиши решение задачи в виде выражения
Решение по
действиям
7
Выражение
8
IV ЭТАП. ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
Если число лет Кати увеличить сначала на 19, а потом в 2 раза, затем полученный
результат уменьшить на 10, и разделить на 11, то будет 4. Сколько лет Кате?
Базовый уровень: составь обратную задачу и реши
Повышенный уровень: составь уравнение к задаче и реши его
Обратная задача
9
Уравнение
10
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Задание № 1. Поставь задачу для себя
Доволен ли ты своим результатом? ____________________________________________________
К чему тебе нужно стремиться?_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Что необходимо совершенствовать и отработать?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание № 2. Отметь галочкой свой результат в листе самооценки
Этапы
Уровни
Критерии оценки
+-?
Блиц
Базовый
Составил(а) пошаговый алгоритм решения задачи
Повышенны
й
Составил (а) несложный линейный алгоритм
1
Базовый
Правильно обозначил (а) объект задачи, выделил (а) известные
и неизвестные величины, определил(а) главный вопрос задачи
Повышенны
й
Верно восстановил(а) текст задачи
2
Базовый
Верно составил(а) модель задачи
Повышенны
й
Выбрал(а) оптимальную для решения задачи модель
3
Базовый
Правильно вычислил(а) по действиям и записал(а) ответ задачи
Повышенны
й
Верно составил(а) выражение и вычислил(а) задачу
4
Базовый
Проверил(а) решение задачи, составив обратную задачу
Повышенны
й
Составил(а) уравнение к задаче
Задание № 3. Соедини прямыми линиями цифры и получи фигуру
о ц е
н и
с
е
б я !
1,2,3,4,5,6,7,8,
о ц е
н и
с
е
б
я !
3
4
8
1
7
9
2
6
1
5
о ц е
н и
с
е
б я !
1,2,3,4,5,6,7,8,
о ц е
н и
с
е
б
я !
4
5
3
2
9
7
1
5,
Благодарю за сотрудничество!