Напоминание

урок математики по теме «АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»


Автор: Холлохова Зоя Гаврильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: урок математики по теме «АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Дата публикации: 12.01.2019
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Школа: МОБУ СОШ №7 г. Якутска

Предмет: Математика

Класс: 4

Учитель: Холлохова Зоя Гаврильевна

Тема

Алгоритм решения текстовых задач

Тип урока

Урок обобщения

Методическая

цель урок

Оценка уровня усвоения учебного материала

Образовательная

цель

Создать условия для обобщения знаний и умений по решению текстовых задач

и оценить уровень усвоения учебного материала

Планируемый результат

Предметные

знания и умения

1.

Знать алгоритм решения текстовых задач.

2.

Анализировать

задачу,

устанавливать

зависимость

между

величинами,

взаимосвязь

между

условием

и

вопросом

задачи,

решать

задачи

арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение

3.

Планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения

и реальность ответа на вопрос задачи

УУД

Осуществлять самоконтроль результата. Вносить необходимые коррективы в

действие

после

его

завершения

на

основе его оценки и учёта характера

сделанных ошибок (Р)

Осуществлять

анализ

объектов

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков (П)

Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям (П)

Строить

рассуждения

в

форме

связи

просты х суждений

об объекте,

его

строении, свойствах, связях (П)

Устанавливать причинно-следственные связи (П)

Обобщать,

т.е.

осуществлять

генерализацию

и

выведение

общности

для

целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной

связи (П)

Устанавливать соответствие предметной и символической модели (П)

Допускать возможность существования различных точек зрения (К)

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве (К)

Формулировать собственное мнение и позицию (К)

Формы работы

Фронтальная

Ресурсы

Электронная презентация.

Учебные карточки с заданиями

Лист самооценки

Учебник: «Математика» в 2 ч. 1 - 4 классы. Гейдман, Б. П., Мишарина И.Э.,

Зверева Е.А. - М.: «Русское слово», 2012

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание деятельности

Алгоритм работы

Критерии оценивания

Блиц

Мы

определим

структуру

работы

над

текстовой

задачей.

Для этого мы попробуем составить несложный алгоритм

(по выбору). У вас есть пять шагов алгоритма на выбор.

Ваша задача записать правильный порядок шага.

1.

Внимательно прочитать задание

2.

Определить свои умения и выбрать

соответствующее задание

3.

Выполнить

указанные

в

задании

действия

Базовый: пронумеровать шаги по порядку

Шаг … Моделирование

Шаг … Анализ задачи

Шаг … Оформление решения задачи

Шаг … Планирование решения задачи

Шаг…Проверка решения задачи

1.

Вспомнить

структуру

решения

текстовых задач

2. Проставить рядом номера по порядку

выполнения действия

Умею составлять алгоритм решения задачи

Повышенный:

записать

правильный

порядок

команд

линейного алгоритма

1.

Вспомнить

структуру

решения

текстовых задач

2.

Впис ать

команды

л и н е й н о го

алгоритма по порядку

Умею составлять несложный линейный

алгоритм

Вывод: Мы вспомнили, что процесс решения задач

состоит из 5 этапов. Каждый из этих этапов состоит из

нескольких шагов:

I

. Анализ задачи

- прочитать и понять условие задачи;

- выделить известные величины;

- выделить неизвестные величины;

-

уст ановить

отношения

м е ж д у

величинами.

II. Моделирование

- составить схему к задаче;

- показать все известные величины;

- показать все неизвестные величины;

- показать отношения величин на схеме;

- установить правильные пропорции на

схеме.

III. Планирование решения задачи

-

в ыделить

т ри

в з а и м о с в я з а н н ы х

величины;

-

определить

п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

действий;

- обосновать выбор действия.

IV. Оформление решения задачи:

- последовательно записать по действиям;

- правильно вычислять;

-

правильно

написать

наименование

величин;

- правильно записать ответ задачи

V. Проверка решения задачи

1 способ. Установить соответствие между

результатом и условиями задачи

2 способ. Решить задачу другим способом

I этап. Анализ задачи

В первый день собрали 6 ящиков клубники по 20 кг. в

каждом, а во второй день 5 ящиков клубники по 30 кг. в

каждом. Сколько всего килограммов клубники собрали за

два дня?

Базовый: Ответь на вопросы:

1.

О чем задача (объект, процесс)?

2.

Назови известные величины

3.

Назови неизвестные величины

4.

Что требуется найти в задаче?

Повышенный:

составь

и

запиши

текст

задачи

по

таблице

1.

Прочитайте

условие

задачи

и

заполни таблицу

2.

Составь и запиши текст задачи по

данным таблицы

Умею анализировать текст задачи

1.

Правильно обозначил объект

задачи, выделил известные и

неизвестные величины, определил

главный вопрос задачи

2.

Верно составил текст задачи

Вывод:

Анализ задачи состоит из четырех шагов

1.

прочитать и понять условие задачи;

2.

выделить известные величины;

3.

выделить неизвестные величины;

4.

установить отношения между величинами

II этап. Моделирование

Задание: составь модель задачи к данной задаче

(чертеж, таблица, схема)

У Саши было 500 рублей. Он купил 2 пакета сока по 45

рублей и 3 шоколадки по 43 рубля. Сколько денег у него

осталось?

1.

Выбери

подходящую

модель

к

данной

задаче

(схема,

таблица,

графическую модель, рисунок)

2.

Покажи

в

модели

все

отношения

величин

Умею составить модель задачи

1.

Составил модель задачи

2.

Показал все известные и

неизвестные величины

3.

Установил отношения между

величинами

4.

Выбрал оптимальную для

решения задачи модель

Вывод:

1.

Существует много способов моделирования задачи (схема, чертеж, таблица,

рисунок и др.)

2.

При решении задачи графическая модель является более наглядной моделью

3.

Составление модели помогает выбрать правильный путь к решению задачи

III этап. Оформление решения задачи:

Базовый: запиши план решения задачи по действиям

(с пояснениями)

Повышенный:

запиши

решение

задачи

в

в и д е

выражения

1.

По количеству отношений выяви,

сколько действий в решении задачи

2.

Реши задачу любым способом

Умею планировать и решать задачу

1.

Правильно вычислил и записал

ответ задачи

2.

Верно

составил

выражение

и

вычислил задачу

IV этап. Проверка решения задачи:

Если число лет Кати увеличить сначала на 19, а

потом в 2 раза, затем полученный результат уменьшить на

10, и разделить на 11, то будет 4. Сколько лет Кате?

Базовый: составь обратную задачу и реши

Повышенный: составь уравнение к задаче и реши его

1.

Поменяй известные величины на

неизвестные и реши задачу

2.

Обозначь неизвестное знаком х,

составь уравнение и реши задачу

Умею проверять решение задачи

различными способами

1.

Умею проверять решение задачи,

составив обратную задачу

2.

Умею составлять уравнение к

задаче

Вывод:

1.

Составление обратной задачи и поиск решения задачи другим способом

позволяют самостоятельно проверять верность решения задачи

2.

При составлении уравнения основой является графическая модель задачи

V этап. Рефлексия

1 этап. Подведение итогов взаимопроверки

2 этап. Результаты самопроверки

БЛИЦ. ОПРЕДЕЛИ СТРУКТУРУ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ

Базовый уровень. Пронумеруй шаги по порядку

Шаг … Моделирование

Шаг … Анализ задачи

Шаг … Оформление решения задачи

Шаг … Планирование решения задачи

Шаг…Проверка решения задачи

1

Повышенный уровень. Запиши правильный порядок команд линейного алгоритма

2

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

I ЭТАП. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ

В первый день собрали 6 ящиков клубники по 20 кг. в каждом, а во второй день

5 ящиков клубники по 30 кг. в каждом. Сколько всего килограммов клубники

собрали за два дня?

Базовый: Ответь на вопросы и заполни таблицу

Вопросы

Ответы

О

ч е м

з а д а ч а

(объект, процесс)?

____________________________________________________________

_

____________________________________________________________

_

Назови

известные

величины

____________________________________________________________

_

____________________________________________________________

_

Назови

неизвестные

величины

____________________________________________________________

_

____________________________________________________________

_

Ч т о

т р е б у е т с я

найти в задаче?

____________________________________________________________

_

____________________________________________________________

_

3

Повышенный: составь и запиши текст задачи по таблице

Цена

Количество

Стоимость

76 руб.

49 руб.

?

одинаково

?

684 руб.

?

?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4

II ЭТАП. МОДЕЛИРОВАНИЕ

Задание: составь модель задачи к данной задаче

(чертеж, таблица, схема)

У Саши было 500 рублей. Он купил 2 пакета сока по 45 рублей и 3 шоколадки по

43 рубля. Сколько денег у него осталось?

Чертеж

5

Таблица

5

Граф.схема

6

III ЭТАП. ОФОРМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Базовый уровень: запиши план решения задачи по действиям (с пояснениями)

Повышенный уровень: запиши решение задачи в виде выражения

Решение по

действиям

7

Выражение

8

IV ЭТАП. ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Если число лет Кати увеличить сначала на 19, а потом в 2 раза, затем полученный

результат уменьшить на 10, и разделить на 11, то будет 4. Сколько лет Кате?

Базовый уровень: составь обратную задачу и реши

Повышенный уровень: составь уравнение к задаче и реши его

Обратная задача

9

Уравнение

10

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Задание № 1. Поставь задачу для себя

Доволен ли ты своим результатом? ____________________________________________________

К чему тебе нужно стремиться?_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Что необходимо совершенствовать и отработать?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание № 2. Отметь галочкой свой результат в листе самооценки

Этапы

Уровни

Критерии оценки

+-?

Блиц

Базовый

Составил(а) пошаговый алгоритм решения задачи

Повышенны

й

Составил (а) несложный линейный алгоритм

1

Базовый

Правильно обозначил (а) объект задачи, выделил (а) известные

и неизвестные величины, определил(а) главный вопрос задачи

Повышенны

й

Верно восстановил(а) текст задачи

2

Базовый

Верно составил(а) модель задачи

Повышенны

й

Выбрал(а) оптимальную для решения задачи модель

3

Базовый

Правильно вычислил(а) по действиям и записал(а) ответ задачи

Повышенны

й

Верно составил(а) выражение и вычислил(а) задачу

4

Базовый

Проверил(а) решение задачи, составив обратную задачу

Повышенны

й

Составил(а) уравнение к задаче

Задание № 3. Соедини прямыми линиями цифры и получи фигуру

о ц е

н и

с

е

б я !

1,2,3,4,5,6,7,8,

о ц е

н и

с

е

б

я !

3

4

8

1

7

9

2

6

1

5

о ц е

н и

с

е

б я !

1,2,3,4,5,6,7,8,

о ц е

н и

с

е

б

я !

4

5

3

2

9

7

1

5,

Благодарю за сотрудничество!



В раздел образования