Напоминание

Подготовка детей с недостатками речи к школе


Автор: Колесникова Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №20 "Чебурашка""
Населённый пункт: г. Красный Сулин, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка детей с недостатками речи к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка детей с недостатками речи к школе

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный

статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой

деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были

сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

хорошее физическое развитие ребенка;

развитый физический слух;

развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

нормальное функционирование ЦНС;

владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство,

время, счетные операции);

произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать

учителя;

познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям,

любознательность;

коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми

работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают

формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к

школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не

завершается в первом классе, так как включает не только качественную

характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития

обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,

вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к

обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой

деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к

усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть

правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и

различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных

из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап;

слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети

должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово»,

«предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки

послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение

образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые

различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от

существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться

развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно

строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,

распространять предложения второстепенными и однородными членами;

работать с деформированным предложением, самостоятельно находить

ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и

картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.

Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и

лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении

программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и

подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей

системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими,

может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться

со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка

затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток

на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать

дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми,

застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает

свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша

понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь

несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром

расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники

и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной

речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать

вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи

обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится

правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие

школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди

неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному

языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими

дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения

письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только

дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся

хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на

усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не

допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками

звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение,

фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы,

сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких -

глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на

слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих

звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой

стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового

состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии

и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может

наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-

грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают

большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости

по родному языку и другим предметам.

У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у

них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических

процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных

высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное

высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется

фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в

развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении

грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей

полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических

ошибок.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные

нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу

с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и

неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата

коррекция, тем лучше ее результат.

Психологическая готовность ребенка к школе

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого

ребенка, так и для его родителей.

Готовность к школе - это не только обучение чтению и счету, не только

покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное

развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со

школьной программой.

Функциональная готовность ребенка - стимуляция физиологических и

психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев,

координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания,

памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание

окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают

эмоцио нальная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и

навыки общения.

Прежде всего у дошкольника должно быть желание идти в школу, т.е.

мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть

знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей

подготовительных групп показал, что практически все дети не хотят в школу,

обосновывая это нежелание по-разному: трудно учиться; в школе будет

домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ на этот вопрос,

обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть

звонки, перемены, столовая. Однако это не значит, что дети осознали

важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка

является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у

него правильное отношение к школе, новому социальному статусу.

Если ребенок не готов к новой социальной роли - позиции школьника, если у

него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно,

возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в

школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью,

низкой работоспособностью и пассивностью.

Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:

- негативно относится к любой умственной деятельности;

- не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;

- не может подчиняться правилам;

- не может подобрать синонимы или антонимы;

- не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

- не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

- не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия

образца.

Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

- рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности

появятся в школе;

- на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного

распорядка;

- воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

- никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата

времени и сил.

Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться

читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых

своими «почему?» и «хочу в школу».

Но не только умение писать, читать и считать определяют мотивационную

готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и

писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития

ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах.

Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами

памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том

случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают

совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается

такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка

читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс

обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не

должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность

процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы

речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ребенком, который рано

научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3-4-му классу, а

возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Поэтому обучение чтению и счету - важная, но не главная часть в развитии

ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими

детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать

свое поведение.

Признаки готовности к школе:

- сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

- достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

- способность к выполнению основных мыслительных операций;

- достижение определенного уровня физической и психической

выносливости;

- развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

- определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен

быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в

контакт; быть дисциплинированным.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования

многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых

предпосылок формирования учебной деятельности.

Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

Память - способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для

обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая»

память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся

сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много

информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала

невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог

управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель - запомнить,

приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы

запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы.

Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет

учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить

ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух - почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях

дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то,

чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать

активное слушание, способность удерживать внимание на важной

информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание

развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и

попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое

внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете,

что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса,

темп речи.

Внимание - способность к сосредоточению при выполнении определенных

действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица)

необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в

процессе обучения.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты

его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она

положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть

наблюдательным и внимательным.

Пространственная ориентация - способность различать местоположение

предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки

в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у

первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко

ориентироваться в пространстве. Дл этого полезно поиграть с ним в игры.

Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко,

слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия

помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на

бумаге.

Мышление - умение сравнивать предметы и явления, выделять важные

признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить

незаконченное предложение.

Многие родители придают огромное значение физическому состоянию детей,

конечно, они хотят, чтобы дети не болели. Но немногие родители уделяют

внимание психическому и умственному развитию ребенка. Желательно

заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15-30 мин.

Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность и тематика.

Обучение грамоте в подготовительной к школе группе

В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения,

направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее

элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи,

умение не только произносить, но и различать все фонемы родного языка.

Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых

звуков в следующих направлениях.

Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова.

Формирование навыка беглого послогового чтения.

Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах

типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных

типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Далее

учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а

также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков,

какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий

гласный из положения после согласного (бык, кот, мак). Все эти упражнения

подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и

односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук»,

«гласный», «согласный».

На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему

одно- и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и син усваивать

качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую

роль гласного звука.

Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно

задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к

заданной модели (первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий -

звонкий согласный, четвертый - гласный, например, козы). Одновременно

детей знакомят с графическим изображением гласных, а затем согласных

букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают слоги и

слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаются варианты

преобразования слова (лак - рак - мак).

Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения

слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) детей

учат расчленять предложения на слова, прочитать их. Они усваивают разницу

между словом и предложением, соблюдая паузы между словами, правила

написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в

конце предложения.

От чтения предложений дети переходят к осмысленному беглому чтению

легких текстов, дают осмысленные ответы по прочитанному тексту, учатся

ставить вопросы и пересказывать прочитанное.

Математическое развитие ребенка в семье

Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством

взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на

ознакомление с количественными, пространственными и временными

отношениями. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и

объяснений взрослого, а также организации практических действий самих

детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания,

конструирования, пересчитывания, письма, штриховки и др.). У ребенка

постепенно формируются знания о том, что окружающий мир наполнен

множеством звуков, движений, предметов, отличающихся по своей природе,

количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее,

полнее у детей эти знания, тем глубже они понимают окружающую

действительность.

Одновременно с приобретением знаний развиваются умения сравнивать

отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и

качества, группировать (объединять) по этим признакам. Оперируя разными

множествами (предметами, игрушками), ребенок учится выяснять равенство

и неравенство множеств, называть количество определенными словами:

больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребенка

к усвоению в будущем понятия числа.

Содержание и методика проведения занятий в семье зависят прежде всего от

уровня развития ребенка. Основные принципы организации занятий -

доступность предложенного материала, последовательность,

систематичность в работе, широкое использование наглядности,

заинтересованность и активность самих детей.

Для занятий пригодны мелкие предметы, игрушки, карточки, геометрические

фигуры, разные по цвету и размеру. Материал для каждого занятия родители

подбирают в соответствии с целью обучения и предлагают ребенку именно

тот, который нужен для этого занятия. Для родителей существует множество

ситуаций для выявления уровня имеющихся математических знаний и

умений у ребенка. На кухне можно сравнивать величину овощей, на прогулке

- длину дорожек, рисуя вместе, определять количество карандашей.

Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть

элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации.

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не

перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал

должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не

торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова,

обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-

ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать

неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в

коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить

то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или

говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А

понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь

ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем

будут хорошим подарком для сына или дочери.



В раздел образования