Автор: Морозова Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1 им.Н.А.Некрасова"
Населённый пункт: город Чудово Новгородская область
Наименование материала: Методический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тема: Как написать сочинение –рассуждение
Раздел: среднее образование
Как должно быть построено сочинение
Поскольку
ваша
задача
–
написать сочинение -
рассуждение,
то
необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного
типа речи.
Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление – тезис
2. Основная часть – доказательства + примеры
3. Заключение – вывод
Ваше
сочинение,
стилистически
близкое
к
научному
стилю,
-
это
рассуждение,
целью
которого
является
доказательство
истины,
заявленной в тезисе.
План сочинения:
1). Тезис.2). Пример лексического (грамматического) явления, его
роль.3). Пример лексического (грамматического) явления, его роль.4). Вывод.
Как написать вступление
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
Во
вступлении формулируете
общие
сведения
о лингвистическом
понятии и его роли в речи.
Пример вступления
Известный
………
утверждал:
«……….».
(Рассуждение
о
смысле
высказывания). Попытаемся доказать это на примерах, взятых из текста.
Известный ……… утверждал, что «…….», нельзя не согласиться с этим
высказыванием, потому что ………..
Как написать основную часть (аргументы)
Для
того
чтобы
включение
примеров
не
нарушало
требование
связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление
можно на примере …. предложения текста.
•
Пример
лексического
(грамматического)
явления можно
найти
в
предложении... .
•
Справедливость
этого
вывода
можно доказать
на
примере
…
предложения,
в
котором
автор
использует
такое
л е кс и ч е с ко е
(грамматическое) явление, как ... .
•
В
подтверждение
собственных
выводов приведу
пример,
демонстрирующий лексическое
(грамматическое)
явление,
из
…
предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое
(грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что …
.
О чём писать в заключении
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму
основную часть сочинения.
Заключение
должно
представлять
собой вывод
из
всего
сказанного
выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но
другими словами.
В выводе можно использовать следующие вводные слова:
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль … о том,
что …
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Важной
задачей
сочинения
на теоретическом уровне
является
объяснение смысла высказывания.
Таким
образом, после
тезиса
необходимо
написать рассуждение,
пояснение смысла сказанного.
Развернутый план сочинения (лексика +лексика)
1) Известный ……… утверждал: «……….». (Рассуждение о смысле
высказывания). Попытаемся доказать это на примерах, взятых из текста.
2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …. предложению текста.
В
данном
предложении
автор
использует метафору
(олицетворение,
сравнительный
оборот,
эпитеты):
«…………..». Метафора
придает
тексту
выразительность,
образность,
подчеркивает
мысль
автора
о
том,
что
……….. .
3) Пример лексического (грамматического) явления можно найти в
предложении ….. . Автор вместо стилистически нейтрального слова «…..»
употребляет устаревшее (просторечное, книжное) слово «….». Оно несет в
тексте большую смысловую и эмоциональную нагрузку, помогает читателю
понять, что …….. .
4) Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль ………
о том, что ….. .
Развернутый план сочинения (лексика +грамматика)
1) Известный ……… утверждал: «……….». (Рассуждение о смысле
высказывания). Попытаемся доказать это на примерах, взятых из текста.
2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …. предложению текста.
В
данном
предложении
автор
использует метафору
(олицетворение,
сравнительный
оборот,
эпитеты):
«…………..». Метафора
придает
тексту
выразительность, образность, подчеркивает мысль автора о том, что ……… .
3) Пример грамматического явления можно найти в предложении ….. .
Восклицательные
предложения
(сложные
предложения,
обособленное
определение,
вводное
слово,
однородные
члены
предложения,
вопросительные предложения ) активизируют внимание читателей, выделяют
смысловой и эмоциональный центр речи, помогают понять, что……… .
4) Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль ……… о
том,
что грамматика связывает между собой слова, при помощи которых
автор доносит до читателей свой замысел.
Текст сочинения с пропусками
Известный лингвист
утверждал, что «
».
Действительно, удачно подобранные слова служат для создания ярких и
выразительных образов и помогают понять
автора. Попытаемся
доказать это на примерах, взятых из текста.
Чтобы
подтвердить
сказанное,
обратимся
к
предложению
текста.
В
данном
предложении
автор
использует
: «
».
придает тексту выразительность, образность, подчеркивает
мысль автора о том, что .
Пример лексического явления можно найти в предложении
.
Автор употребляет
. Оно несет в тексте большую смысловую и
эмоциональную нагрузку, помогает читателю понять .
Таким образом,
приведенные примеры
подтверждают
мысль
о том, что использованные автором языковые средства .