Напоминание

Как написать сочинение –рассуждение


Автор: Морозова Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1 им.Н.А.Некрасова"
Населённый пункт: город Чудово Новгородская область
Наименование материала: Методический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тема: Как написать сочинение –рассуждение
Раздел: среднее образование





Назад




Как должно быть построено сочинение

Поскольку

ваша

задача

написать сочинение -

рассуждение,

то

необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного

типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление – тезис

2. Основная часть – доказательства + примеры

3. Заключение – вывод

Ваше

сочинение,

стилистически

близкое

к

научному

стилю,

-

это

рассуждение,

целью

которого

является

доказательство

истины,

заявленной в тезисе.

План сочинения:

1). Тезис.2). Пример лексического (грамматического) явления, его

роль.3). Пример лексического (грамматического) явления, его роль.4). Вывод.

Как написать вступление

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

Во

вступлении формулируете

общие

сведения

о лингвистическом

понятии и его роли в речи.

Пример вступления

Известный

………

утверждал:

«……….».

(Рассуждение

о

смысле

высказывания). Попытаемся доказать это на примерах, взятых из текста.

Известный ……… утверждал, что «…….», нельзя не согласиться с этим

высказыванием, потому что ………..

Как написать основную часть (аргументы)

Для

того

чтобы

включение

примеров

не

нарушало

требование

связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление

можно на примере …. предложения текста.

Пример

лексического

(грамматического)

явления можно

найти

в

предложении... .

Справедливость

этого

вывода

можно доказать

на

примере

предложения,

в

котором

автор

использует

такое

л е кс и ч е с ко е

(грамматическое) явление, как ... .

В

подтверждение

собственных

выводов приведу

пример,

демонстрирующий лексическое

(грамматическое)

явление,

из

предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое

(грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что …

.

О чём писать в заключении

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму

основную часть сочинения.

Заключение

должно

представлять

собой вывод

из

всего

сказанного

выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но

другими словами.

В выводе можно использовать следующие вводные слова:

Итак, ...

Следовательно, ...

Значит, ...

Таким образом, ...

Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль … о том,

что …

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Важной

задачей

сочинения

на теоретическом уровне

является

объяснение смысла высказывания.

Таким

образом, после

тезиса

необходимо

написать рассуждение,

пояснение смысла сказанного.

Развернутый план сочинения (лексика +лексика)

1) Известный ……… утверждал: «……….». (Рассуждение о смысле

высказывания). Попытаемся доказать это на примерах, взятых из текста.

2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …. предложению текста.

В

данном

предложении

автор

использует метафору

(олицетворение,

сравнительный

оборот,

эпитеты):

«…………..». Метафора

придает

тексту

выразительность,

образность,

подчеркивает

мысль

автора

о

том,

что

……….. .

3) Пример лексического (грамматического) явления можно найти в

предложении ….. . Автор вместо стилистически нейтрального слова «…..»

употребляет устаревшее (просторечное, книжное) слово «….». Оно несет в

тексте большую смысловую и эмоциональную нагрузку, помогает читателю

понять, что …….. .

4) Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль ………

о том, что ….. .

Развернутый план сочинения (лексика +грамматика)

1) Известный ……… утверждал: «……….». (Рассуждение о смысле

высказывания). Попытаемся доказать это на примерах, взятых из текста.

2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …. предложению текста.

В

данном

предложении

автор

использует метафору

(олицетворение,

сравнительный

оборот,

эпитеты):

«…………..». Метафора

придает

тексту

выразительность, образность, подчеркивает мысль автора о том, что ……… .

3) Пример грамматического явления можно найти в предложении ….. .

Восклицательные

предложения

(сложные

предложения,

обособленное

определение,

вводное

слово,

однородные

члены

предложения,

вопросительные предложения ) активизируют внимание читателей, выделяют

смысловой и эмоциональный центр речи, помогают понять, что……… .

4) Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль ……… о

том,

что грамматика связывает между собой слова, при помощи которых

автор доносит до читателей свой замысел.

Текст сочинения с пропусками

Известный лингвист

утверждал, что «

».

Действительно, удачно подобранные слова служат для создания ярких и

выразительных образов и помогают понять

автора. Попытаемся

доказать это на примерах, взятых из текста.

Чтобы

подтвердить

сказанное,

обратимся

к

предложению

текста.

В

данном

предложении

автор

использует

: «

».

придает тексту выразительность, образность, подчеркивает

мысль автора о том, что .

Пример лексического явления можно найти в предложении

.

Автор употребляет

. Оно несет в тексте большую смысловую и

эмоциональную нагрузку, помогает читателю понять .

Таким образом,

приведенные примеры

подтверждают

мысль

о том, что использованные автором языковые средства .



В раздел образования