Автор: Сучкова Наталья Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №22 с УИОП
Населённый пункт: п.Дубовая роща, Раменского района,МО
Наименование материала: Методические материалы для учиителей биологии
Тема: Подборка поблемных вопросов по теме "Дыхание"
Раздел: полное образование
Методические материалы для исследовательской деятельности обучающихся с
применением методов научного познания на уроках биологии по
теме «Дыхание» 8 класс
Учитель биологии МОУ СОШ №22 с УИОП п. Дубовая роща, Раменского района, МО
Сучкова Наталья Васильевна.
Создание проблемных ситуаций. Возможные вопросы учителя:
1.Почему, когда включают отопление в осенне-зимний период часто увеличивается
число заболеваний дыхательной системы - встаёшь утром в комнате с горячей батареей
и першит горло, щипит и даже болит, может мучать кашель по ночам…? Ведь хорошо,
когда в комнате +25, когда за окном -25 градусов по Цельсию?
Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.
Главный из всех ответ: нагретый воздух сухой! А все пути дыхательные для хорошей
проводимости и газообмена в тканях должны быть влажными.
2) Почему у основной массы женщин голос высокого тембра, а у мужчин низкого?
Главный из всех ответ: дело в длине голосовых связок и в строении треугольника гортани.
Проделайте нехитрый эксперимент с линейкой, желательно металлической, и краем
своей парты. Оставьте сначала длинный конец у линейки и «поиграйте на ней»,
приведите в колебательные движения словно струну на гитаре. Затем уменьшайте плечо-
длину струны воображаемой , и вы услышите разные по тембру звуки.
-Кто сделает вывод? Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ: У мужчин связки голосовые длиннее, выступает кадык гортани
вперёд, у женщин –короче. Во время полового созревания изменяются размеры и
натяжение голосовых связок.
При изучении причин голосообразования следует остановиться на функции голосовых
связок и резонаторов (ротовой и особенно носовой полости). Голос обеспечивается
колебанием сомкнутых голосовых связок под влиянием струи выдыхаемого воздуха.
Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, а та, в свою очередь,
обусловлена их длиной, толщиной и напряжением. У мужчин длина голосовых связок 20-
24 мм, у женщин 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Вот
почему у мужчин голос ниже, чем у женщин. Правда, иногда мужчина может говорить и
высоким голосом (фальцетом), но это достигается путем значительного напряжения
голосовых связок и нередко приводит к нарушению их функции.
Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только в подростковом возрасте
голос начинает меняться, происходит его мутация, связанная с перестройкой гортани.
Подростков надо предупредить, что в это время напрягать голос (громко разговаривать,
петь, кричать) нельзя, так. как могут произойти изменения, в результате которых может
нарушиться формирование голосового аппарата. Далее надо сказать, что громкость голоса
зависит от амплитуды колебаний голосовых связок: чем сильнее они колеблются, тем
голос громче. Этот факт также можно использовать в воспитательных целях, рассказав,
что неумелые певцы пытаются получить громкий звук за счет форсированного,
интенсивного выдоха. Но поступать так нельзя: можно просто сорвать голос. Певцов и
дикторов учат специальным приемам дыхания, позволяющим им управлять воздушной
струей при выдохе в моменты речи или пения.
Наконец, надо сказать, что колебания голосовых связок еще недостаточны для
членораздельной речи. Необходима определенная позиция языка, зубов, губ, чтобы
получились членораздельные звуки. После этого надо рассказать о резонаторах (гортани,
ротовой и носовой полости), которые усиливают звук, обогащают его обертонами,
благодаря которым возникает характерный для каждого человека тембр голоса.
3) Трахея проводит воздух и не должна спадаться, иначе мы задохнёмся?
Она должна быть физически жёстким образованием?
-А когда мы спим? В разных позах и положениях тела? Разве мы никогда не наклоняем
голову и т.п.? Как решается проблема с абсолютной жёсткостью в организме?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ: Трахея полужёсткое образование.
Она состоит из хрящей и связок…
4) Скажите, а как человеку удаётся проглатывать крупные пищевые комки без боли,
если пищевод сразу позади трахеи?
Главный из всех ответ:
Трахея состоит из полуколец, задняя её стенка мягкая и эластичная. После рассмотрения
гортани можно перейти к изучению трахеи и бронхов. Продемонстрировать строение этих
органов и их хрящевые элементы легко на примере трахеи и бронхов кур и уток. Эти
органы заготавливают заранее: извлекают и высушивают.
5) Почему легкие являются и органами выделения?
Как это доказать из жизненного опыта? (Зимой на улице изо рта идет пар – это капли
воды). Правильно. Сейчас мы это можем увидеть? Давайте попробуем. У каждого на столе
лежит зеркальце, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3
секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что Вы видите на зеркальце? А почему
они появились?
6) Создание проблемной ситуации.
На морозе гибнут бактерии или превращаются в споры? (да)
А поговорить с друзьями после школы, когда идёшь домой хорошо? (да)
Так почему же мама ругает и вы так часто из-за этого болеете?
Идёт обсуждение…
Главный из всех ответ:
Вдох во время разговора делается ртом, а не носом.
В носу воздух согревается, а так не успевает. Идёт переохлаждение и незакалённые
простужаются. А бактерий хватит и своих в горле…
7) Из романов Ф.Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоёмах,
дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом,
находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5
м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?
(Невозможно сделать вдох, грудная клетка не может свободно изменять свое положение,
воздух в легкие поступать не может)
Вывод: в акте дыхания активное участие принимают межреберные мышцы, которые,
поднимая ребра, изменяют объем грудной клетки
Таким образом, дыхание – сложный процесс обмена газов между организмом и
окружающей средой, обеспечивающий организм энергией.