Напоминание

Подборка поблемных вопросов по теме "Дыхание"


Автор: Сучкова Наталья Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №22 с УИОП
Населённый пункт: п.Дубовая роща, Раменского района,МО
Наименование материала: Методические материалы для учиителей биологии
Тема: Подборка поблемных вопросов по теме "Дыхание"
Раздел: полное образование





Назад




Методические материалы для исследовательской деятельности обучающихся с

применением методов научного познания на уроках биологии по

теме «Дыхание» 8 класс

Учитель биологии МОУ СОШ №22 с УИОП п. Дубовая роща, Раменского района, МО

Сучкова Наталья Васильевна.

Создание проблемных ситуаций. Возможные вопросы учителя:

1.Почему, когда включают отопление в осенне-зимний период часто увеличивается

число заболеваний дыхательной системы - встаёшь утром в комнате с горячей батареей

и першит горло, щипит и даже болит, может мучать кашель по ночам…? Ведь хорошо,

когда в комнате +25, когда за окном -25 градусов по Цельсию?

Ребята ищут ответ на проблемный вопрос.

Главный из всех ответ: нагретый воздух сухой! А все пути дыхательные для хорошей

проводимости и газообмена в тканях должны быть влажными.

2) Почему у основной массы женщин голос высокого тембра, а у мужчин низкого?

Главный из всех ответ: дело в длине голосовых связок и в строении треугольника гортани.

Проделайте нехитрый эксперимент с линейкой, желательно металлической, и краем

своей парты. Оставьте сначала длинный конец у линейки и «поиграйте на ней»,

приведите в колебательные движения словно струну на гитаре. Затем уменьшайте плечо-

длину струны воображаемой , и вы услышите разные по тембру звуки.

-Кто сделает вывод? Идёт обсуждение…

Главный из всех ответ: У мужчин связки голосовые длиннее, выступает кадык гортани

вперёд, у женщин –короче. Во время полового созревания изменяются размеры и

натяжение голосовых связок.

При изучении причин голосообразования следует остановиться на функции голосовых

связок и резонаторов (ротовой и особенно носовой полости). Голос обеспечивается

колебанием сомкнутых голосовых связок под влиянием струи выдыхаемого воздуха.

Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, а та, в свою очередь,

обусловлена их длиной, толщиной и напряжением. У мужчин длина голосовых связок 20-

24 мм, у женщин 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Вот

почему у мужчин голос ниже, чем у женщин. Правда, иногда мужчина может говорить и

высоким голосом (фальцетом), но это достигается путем значительного напряжения

голосовых связок и нередко приводит к нарушению их функции.

Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только в подростковом возрасте

голос начинает меняться, происходит его мутация, связанная с перестройкой гортани.

Подростков надо предупредить, что в это время напрягать голос (громко разговаривать,

петь, кричать) нельзя, так. как могут произойти изменения, в результате которых может

нарушиться формирование голосового аппарата. Далее надо сказать, что громкость голоса

зависит от амплитуды колебаний голосовых связок: чем сильнее они колеблются, тем

голос громче. Этот факт также можно использовать в воспитательных целях, рассказав,

что неумелые певцы пытаются получить громкий звук за счет форсированного,

интенсивного выдоха. Но поступать так нельзя: можно просто сорвать голос. Певцов и

дикторов учат специальным приемам дыхания, позволяющим им управлять воздушной

струей при выдохе в моменты речи или пения.

Наконец, надо сказать, что колебания голосовых связок еще недостаточны для

членораздельной речи. Необходима определенная позиция языка, зубов, губ, чтобы

получились членораздельные звуки. После этого надо рассказать о резонаторах (гортани,

ротовой и носовой полости), которые усиливают звук, обогащают его обертонами,

благодаря которым возникает характерный для каждого человека тембр голоса.

3) Трахея проводит воздух и не должна спадаться, иначе мы задохнёмся?

Она должна быть физически жёстким образованием?

-А когда мы спим? В разных позах и положениях тела? Разве мы никогда не наклоняем

голову и т.п.? Как решается проблема с абсолютной жёсткостью в организме?

Идёт обсуждение…

Главный из всех ответ: Трахея полужёсткое образование.

Она состоит из хрящей и связок…

4) Скажите, а как человеку удаётся проглатывать крупные пищевые комки без боли,

если пищевод сразу позади трахеи?

Главный из всех ответ:

Трахея состоит из полуколец, задняя её стенка мягкая и эластичная. После рассмотрения

гортани можно перейти к изучению трахеи и бронхов. Продемонстрировать строение этих

органов и их хрящевые элементы легко на примере трахеи и бронхов кур и уток. Эти

органы заготавливают заранее: извлекают и высушивают.

5) Почему легкие являются и органами выделения?

Как это доказать из жизненного опыта? (Зимой на улице изо рта идет пар – это капли

воды). Правильно. Сейчас мы это можем увидеть? Давайте попробуем. У каждого на столе

лежит зеркальце, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3

секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что Вы видите на зеркальце? А почему

они появились?

6) Создание проблемной ситуации.

На морозе гибнут бактерии или превращаются в споры? (да)

А поговорить с друзьями после школы, когда идёшь домой хорошо? (да)

Так почему же мама ругает и вы так часто из-за этого болеете?

Идёт обсуждение…

Главный из всех ответ:

Вдох во время разговора делается ртом, а не носом.

В носу воздух согревается, а так не успевает. Идёт переохлаждение и незакалённые

простужаются. А бактерий хватит и своих в горле…

7) Из романов Ф.Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоёмах,

дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом,

находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5

м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

(Невозможно сделать вдох, грудная клетка не может свободно изменять свое положение,

воздух в легкие поступать не может)

Вывод: в акте дыхания активное участие принимают межреберные мышцы, которые,

поднимая ребра, изменяют объем грудной клетки

Таким образом, дыхание – сложный процесс обмена газов между организмом и

окружающей средой, обеспечивающий организм энергией.



В раздел образования