Напоминание

"Правильное питание"


Автор: Орлова Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С "Радость"
Населённый пункт: г.Ногинск
Наименование материала: Проект
Тема: "Правильное питание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Московский государственный областной университет

Кафедра непрерывного образования

программа КПК: "Работа педагога дошкольной образовательной

организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС

ДО"

Тема итоговой практико-значимой работы:

Форма общения педагога с родителями в ДОУ"

Выполнила: слушатель группы № 17

Орлова Анастасия Николаевна

Ногинск,2017

1

Актуальность.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется

делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и

легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и

практически.

К.Ушинский :" Семья и детский сад – это два общественных института,

которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность

образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с

родителями строится на основе партнерских отношений". В.А

Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть

успешно решены только в том случае, если детский сад будет

поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным

запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус,

микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности

родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической

грамотности семьи. Также сформулированы и требования по

взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что

одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество

организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания

помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их

2

физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним

из требований к психолого-педагогическим условиям является требование

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей. Также родители должны принимать участие в

разработке части образовательной программы организации,

формируемой участниками образовательных отношений с учётом

образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их

семей и педагогов.

Основной целью является; вовлечение семьи в единое образовательное

пространство. Для достижения данной цели, для координации

деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением

следующих задач:

- установить партнерские отношения, учитывая личностно-

ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка

-объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания

детей

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный

настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей,

воспитанников и педагогов детского сада.

- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей,

поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических

возможностях.

3

Основные принципы, определяющие концептуальные положения

взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого

пространства развития ребенка:

- Принцип преемственности, согласованных действий.

- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи

и ДОУ.

- Принцип открытости. - Принцип индивидуального подхода к каждой

семье.

- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

- Принцип обратной связи

Глава 1

4

Работа с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное —

донести до родителей знания. Существуют традиционные и

нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников,

суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные

формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-

информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции,

«Круглые столы» и др.

Групповые

родительские

собрания

это

действенная

форма

работы

воспитателей

с

коллективом

родителей,

форма

организованного

ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей

определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий

родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада,

хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести

диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению

лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не

рекомендуется

применять

в

работе

с

родителями

казенных

слов

типа

«доклад»,

«мероприятия»,

«повестка

дня»,

«явка

строго

обязательна».

Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он

некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить

особенности жизни группы и каждого ребенка.

К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского

сада (медсестра, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди

родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр,

юрист, библиотекарь и др.).

5

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему

желательно

формулировать

проблемно,

например:

«Послушен

ли

ваш

ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и

др.

В

объявлении

можно

поместить

небольшие

задания

для

родителей,

например,

понаблюдать

за

поведением

детей,

сформированными

навыками,

обратить

внимание

на

детские

вопросы

и

т.д.

Задания

обусловлены темой предстоящего собрания.

Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные

приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить

приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки

и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя-

ми.

Сейчас

собрания

вытесняются новыми

нетрадиционными

формами,

такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»

и

др.

Хочется

предостеречь

педагогов

от

увлечения

развлечениями:

некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В

этом

случае

педагогическое

содержание

«уходит».

Целесообразно

сочетать

разные

формы

работы,

например,

после

проведения

развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы

и собрания.

Н а общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания

детей.

Целесообразно

провести

экскурсию

по

ДОУ,

познакомить

родителей

со

специалистами,

с

объяснением

профиля

и

задач

6

учреждения;

можно

издать

буклет,

рекламу,

рассказывающ и е

о

конкретном учреждении.

К

индивидуальным

формам

относятся

педагогические

беседы

с

родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с

семьей.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в

сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание,

посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по

тому

или

иному

вопросу;

ее

особенность

активное

участие

и

воспитателя

и

родителей.

Беседа

может

возникать

стихийно

по

инициативе

и

родителей

и

педагога.

Последний

продумывает,

какие

вопросы

задаст

родителям,

сообщает

тему

и

просит

их

подготовить

вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику

бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания.

В результате беседы родители должны получить новые знания по во-

просам обучения и воспитания дошкольника.

Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты,

положительно

характеризующие

ребенка.

Рекомендуется

детально

продумать

ее

начало,

от

которого

зависит

успех

и

ход.

Беседа

индивидуальна

и

адресуется

конкретным

людям.

Воспитателю следует

подобрать

рекомендации,

подходящие

для

данной

семьи,

создать

обстановку,

располагающую

«излить»

душу.

Например,

педагог

хочет

выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту

беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже

незначительные

его

успехи

и

достижения.

Затем

можно

спросить

у

родителей,

как

им

удалось

добиться

положительных

результатов

в

7

воспитании.

Далее

можно

тактично

остановиться

на

проблемах

воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо

доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на

воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.».

Дать конкретные советы.

Тематические

консультации

организуются

с

целью

ответить

на

все

вопросы,

интересующие

родителей.

Часть

консультации

посвящается

трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по

общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у

ребенка,

охране

его

психики,

обучению

грамоте

и

др.

Консультации

близки

к

беседам,

основная

их

разница

в

том,

что

последние

предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится

дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма

помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше

всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям,

задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в

детском саду они могут получить поддержку и совет.

Существуют

и

«заочные»

консультации.

Готовится

ящик

(конверт)

для

вопросов

родителей.

Читая

почту,

педагог

может

заранее

подготовить

полный

ответ,

изучить

литературу,

посоветоваться

с

коллегами

или

переадресовать

вопрос.

Эта

форма

получила

отклик

у

родителей.

Как

показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали

разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Отдельную

группу

составляют наглядно-информационные методы. Они

знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами

8

воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о

роли

детского

сада,

оказывают

практическую

помощь

семье.

К

ним

относятся

записи

на

магнитофон

бесед

с

детьми,

видеофрагменты

организации

различных

видов

деятельности,

режимных

моментов,

занятий;

фотографии,

выставки

детских

работ,

стенды,

ширмы,

папки-

передвижки.

В

настоящее

время

особой

популярностью

как

у

педагогов,

так

и

у

родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и

направлены

на

установление

неформальных

контактов

с

родителями,

привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего

ребенка,

поскольку

видят

его

в

другой,

новой

для

себя

обстановке,

сближаются

с

педагогами.

Так,

родители

привлекаются

к

подготовке

утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.

Проводятся

игры

с

педагогическим

содержанием,

например,

«Педагогическое

поле

чудес»,

«Педагогический

случай»,

«КВН»,

«Ток-

шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и

многое другое.

Организуется

педагогическая

библиотека

для

родителей,

книги

им

выдаются на дом.

Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки

папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые

и

дети»,

«Семейные

карнавалы».

«Устный

журнал»

состоит

из

3—6

страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут.

Рекомендуемые рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы

специалиста»

и

др.

Родителям

заранее

предлагается

литература

для

9

ознакомления

с

проблемой,

практические

задания,

вопросы

для

обсуждения.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение

которых родители могут побывать в любой группе.

В

проведении

«Круглых

столов»

реализуется

принцип

партнерства,

диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на

груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением

актуальных

проблем

воспитания

детей,

учетом

пожеланий

родителей,

использованием методов их активизации.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании

газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты,

родители и дети.

В

настоящее

время

практикой

накоплено

многообразие

нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова.

А вто р о м

выделяютс я

следую щ и е

н етр ади ц и о н н ые

ф о р м ы :

информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам

изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и

родителей

Наименование

С какой целью

используется эта

форма

Формы проведения

общения

Информационно-

аналитические

Выявление

интересов,

потребностей,

Проведение

социологических

10

запросов

родителей,

у р о в н я

и х

педагогической

грамотности

с р е з о в ,

о п р о с о в ,

«Почтовый ящик»

Досуговые

Установление

эмоционального

к о н т а к т а

м е ж д у

педагогами,

родителями, детьми

Совместные

досуги,

праздники,

участие

родителей

и

детей

в

выставках

Познавательные

Ознакомление

р о д и т е л е й

с

в о з р а с т н ы м и

и

психологическими

особенностями

детей

дошкольного возраста.

Ф о р м и р о в а н и е

у

родителей

практических

навыков

воспитания детей

Семинары-

практикумы,

педагогический

брифинг,

педагогическая

гостиная,

проведение

собраний,

к о н с у л ь т а ц и й

в

нетрадиционной

ф о р м е ,

у с т н ы е

педагогические

ж у р н а л ы ,

и г р ы

с

педагогическим

содержанием,

педагогическая

б и б л и о т е к а

д л я

родителей

Наглядно-

информационные:

Ознакомление

родителей

с

работой

Информационные

п р о с п е к т ы

д л я

11

информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские

дошкольного

учреждения,

особенностями

вос пита ния

д е т е й .

Ф о р м и р о в а н и е

у

родителей

знаний

о

воспитании и развитии

детей

родителей,

о р г а н и з а ц и я

д н е й

(недель)

от к р ы т ы х

д в е р е й ,

о т к р ы т ы х

просмотров занятий и

д р у г и х

в и д о в

деятельности

детей.

В ы п у с к

г а з е т ,

организация

мини-

библиотек

Возможность

увидеть

своего

ребенка

в

условиях,

отличных

от

домашних,

способствует

пересмотру

родителями

своих

методов

и

приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения

способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности

воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение

ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него

и на воспитание в домашних условиях.

Основные блоки по работе с родителями

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение

педагогической

грамотности

родителей

Лекции,

семинары,

практические

занятия,

открытые

з а н я т и я ,

конференции,

работа

творческих

групп

по

интересам,

педагогические

советы,

родительские

12

собрания,

консультации и др.

Включение родителей

в деятельность ДОУ

Создание условий для

включения

родителей

в

п л а н и р о в а н и е ,

о р г а н и з а ц и ю

и

к о н т р о л ь

з а

деятельностью

дошкольного

учреждения

Соревнования,

кружки, выпуск газеты,

конкурсы,

викторины,

р а б о т а

к р у ж к о в ,

совместные

мероприятия и др.

Для

реализации

содержания

этой

работы

в

дошкольном

учреждении

используются

коллективные

и

индивидуальные

формы

деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных

форм

взаимодействия:

беседу,

задушевный

разговор,

консультации-

размышления,

выполнение

индивидуальных

поручений,

совместный

поиск

решения

проблемы,

переписку

и

т.п.

Эти

формы

могут

стать

эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный

стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе

родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить

желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это

поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения

проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и

дома.

Психологическим

условием

такого

успешного

межличностного

взаимодействия

является

внимательность,

проникновенность,

неторопливость.

Глава 2

13

В своей работе мы применяем различные формы общения с

родителями воспитанников. Это «круглые столы», консультации, беседы,

дискуссии, смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты; участие родителей

в образовательной деятельности; кружки; встречи с интересными

людьми; праздники и развлечения; дни открытых дверей;

распространение лучшего семейного опыта; походы, тематические

прогулки; мастер-классы; родительские вечера; вечера вопросов и

ответов; дни добрых дел. А чтобы привлечь родителей к участию в

конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не

остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с

детьми интересные поделки ,участвуют в оформлении групповой комнаты.

Это помогает лучше узнать наших воспитанников. Одной из

привлекательных и результативных форм совместной деятельности

дошкольников и взрослых является проектная деятельность.

Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной

практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных

культурных способов действий (умений), универсальные компетентности,

помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и

деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют

обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие

воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и

детей.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в

образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»).

Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу.

14

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую

систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями

плавно ведет к совместному исследованию и формированию

гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе

немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов

ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта,

но и личностные качества воспитателя.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная

система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных

форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и

«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками

воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали

проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать

восхищение результатами и продуктами детской деятельности,

эмоционально поддерживать своего ребенка.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и

методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая

грамотность родителей; повысилась культура межличностного

взаимодействия детей в группе. Моей целью было привлечь и сделать

родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь

высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы

родителей и детей, создать это единое пространство возможно при

систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь воспитатель – это

человек, профессионально принимающий на себя ответственность за

развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром,

без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими,

15

способными сострадать и помочь близким. В течение года в группе были

проведены мероприятия с детьми согласно недельному тематическому

планированию. Совместно с родителями и детьми реализовали проект

«Моя семья».

При помощи родителей организовали выставку «Весенняя капель»,

«Творчество из картона» ,кормушки для птиц ,конкурс "Новогодняя сказка"

,конкурс рисунков посвященных 8 марта,23 февраля, конкурс открыток

посвященных дню Победы, папку – раскладушку посвященное ко дню

Победы, семья Тихоновых предоставила материалы о своем дедушке,

который воевал на фронте. Фотовыставки «Милая мама моя», «Самый

лучший папа», «Герб моей семьи», «Природа просит помощи». Родители

охотно участвовали в о всех проводимых конкурсах и мероприятиях.

Проведены родительские собрания на тему: «Вредные привычки у

ребенка», «Подготовка детей к школе», «Знаете ли вы своего ребенка»,

"Поэтический вечер" и т.д.

Таким

образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного

учреждения

носит

ярко

выраженный

специфический

характер

сотрудничества,

так

как

изменились

и

содержание,

и

формы

взаимоотношений

между

родителями

и

работниками

дошкольного

учреждения.

За последние годы учеными и практиками разработано очень много

ярких и интересных форм работы с родителями

16

Литература:

О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ.

Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.

пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005

Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с

родителями». М., 2002

Интернет-ресурсы

17



В раздел образования