Автор: Орлова Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С "Радость"
Населённый пункт: г.Ногинск
Наименование материала: Проект
Тема: "Правильное питание"
Раздел: дошкольное образование
Московский государственный областной университет
Кафедра непрерывного образования
программа КПК: "Работа педагога дошкольной образовательной
организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС
ДО"
Тема итоговой практико-значимой работы:
Форма общения педагога с родителями в ДОУ"
Выполнила: слушатель группы № 17
Орлова Анастасия Николаевна
Ногинск,2017
1
Актуальность.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется
делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и
легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и
практически.
К.Ушинский :" Семья и детский сад – это два общественных института,
которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность
образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с
родителями строится на основе партнерских отношений". В.А
Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть
успешно решены только в том случае, если детский сад будет
поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным
запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус,
микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности
родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической
грамотности семьи. Также сформулированы и требования по
взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что
одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество
организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания
помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их
2
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним
из требований к психолого-педагогическим условиям является требование
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Также родители должны принимать участие в
разработке части образовательной программы организации,
формируемой участниками образовательных отношений с учётом
образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их
семей и педагогов.
Основной целью является; вовлечение семьи в единое образовательное
пространство. Для достижения данной цели, для координации
деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением
следующих задач:
- установить партнерские отношения, учитывая личностно-
ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка
-объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания
детей
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный
настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей,
воспитанников и педагогов детского сада.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей,
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических
возможностях.
3
Основные принципы, определяющие концептуальные положения
взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого
пространства развития ребенка:
- Принцип преемственности, согласованных действий.
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи
и ДОУ.
- Принцип открытости. - Принцип индивидуального подхода к каждой
семье.
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
- Принцип обратной связи
Глава 1
4
Работа с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное —
донести до родителей знания. Существуют традиционные и
нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников,
суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные
формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-
информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции,
«Круглые столы» и др.
Групповые
родительские
собрания
—
это
действенная
форма
работы
воспитателей
с
коллективом
родителей,
форма
организованного
ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей
определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий
родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада,
хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести
диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению
лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не
рекомендуется
применять
в
работе
с
родителями
казенных
слов
типа
«доклад»,
«мероприятия»,
«повестка
дня»,
«явка
строго
обязательна».
Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он
некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить
особенности жизни группы и каждого ребенка.
К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского
сада (медсестра, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди
родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр,
юрист, библиотекарь и др.).
5
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему
желательно
формулировать
проблемно,
например:
«Послушен
ли
ваш
ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и
др.
В
объявлении
можно
поместить
небольшие
задания
для
родителей,
например,
понаблюдать
за
поведением
детей,
сформированными
навыками,
обратить
внимание
на
детские
вопросы
и
т.д.
Задания
обусловлены темой предстоящего собрания.
Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные
приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.
Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить
приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки
и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя-
ми.
Сейчас
собрания
вытесняются новыми
нетрадиционными
формами,
такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»
и
др.
Хочется
предостеречь
педагогов
от
увлечения
развлечениями:
некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В
этом
случае
педагогическое
содержание
«уходит».
Целесообразно
сочетать
разные
формы
работы,
например,
после
проведения
развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы
и собрания.
Н а общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания
детей.
Целесообразно
провести
экскурсию
по
ДОУ,
познакомить
родителей
со
специалистами,
с
объяснением
профиля
и
задач
6
учреждения;
можно
издать
буклет,
рекламу,
рассказывающ и е
о
конкретном учреждении.
К
индивидуальным
формам
относятся
педагогические
беседы
с
родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с
семьей.
Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в
сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание,
посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по
тому
или
иному
вопросу;
ее
особенность
—
активное
участие
и
воспитателя
и
родителей.
Беседа
может
возникать
стихийно
по
инициативе
и
родителей
и
педагога.
Последний
продумывает,
какие
вопросы
задаст
родителям,
сообщает
тему
и
просит
их
подготовить
вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику
бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания.
В результате беседы родители должны получить новые знания по во-
просам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты,
положительно
характеризующие
ребенка.
Рекомендуется
детально
продумать
ее
начало,
от
которого
зависит
успех
и
ход.
Беседа
индивидуальна
и
адресуется
конкретным
людям.
Воспитателю следует
подобрать
рекомендации,
подходящие
для
данной
семьи,
создать
обстановку,
располагающую
«излить»
душу.
Например,
педагог
хочет
выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту
беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже
незначительные
его
успехи
и
достижения.
Затем
можно
спросить
у
родителей,
как
им
удалось
добиться
положительных
результатов
в
7
воспитании.
Далее
можно
тактично
остановиться
на
проблемах
воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо
доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на
воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.».
Дать конкретные советы.
Тематические
консультации
организуются
с
целью
ответить
на
все
вопросы,
интересующие
родителей.
Часть
консультации
посвящается
трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по
общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у
ребенка,
охране
его
психики,
обучению
грамоте
и
др.
Консультации
близки
к
беседам,
основная
их
разница
в
том,
что
последние
предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится
дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма
помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше
всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям,
задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в
детском саду они могут получить поддержку и совет.
Существуют
и
«заочные»
консультации.
Готовится
ящик
(конверт)
для
вопросов
родителей.
Читая
почту,
педагог
может
заранее
подготовить
полный
ответ,
изучить
литературу,
посоветоваться
с
коллегами
или
переадресовать
вопрос.
Эта
форма
получила
отклик
у
родителей.
Как
показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали
разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
Отдельную
группу
составляют наглядно-информационные методы. Они
знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами
8
воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о
роли
детского
сада,
оказывают
практическую
помощь
семье.
К
ним
относятся
записи
на
магнитофон
бесед
с
детьми,
видеофрагменты
организации
различных
видов
деятельности,
режимных
моментов,
занятий;
фотографии,
выставки
детских
работ,
стенды,
ширмы,
папки-
передвижки.
В
настоящее
время
особой
популярностью
как
у
педагогов,
так
и
у
родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и
направлены
на
установление
неформальных
контактов
с
родителями,
привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего
ребенка,
поскольку
видят
его
в
другой,
новой
для
себя
обстановке,
сближаются
с
педагогами.
Так,
родители
привлекаются
к
подготовке
утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах.
Проводятся
игры
с
педагогическим
содержанием,
например,
«Педагогическое
поле
чудес»,
«Педагогический
случай»,
«КВН»,
«Ток-
шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и
многое другое.
Организуется
педагогическая
библиотека
для
родителей,
книги
им
выдаются на дом.
Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки
папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые
и
дети»,
«Семейные
карнавалы».
«Устный
журнал»
состоит
из
3—6
страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут.
Рекомендуемые рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы
специалиста»
и
др.
Родителям
заранее
предлагается
литература
для
9
ознакомления
с
проблемой,
практические
задания,
вопросы
для
обсуждения.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение
которых родители могут побывать в любой группе.
В
проведении
«Круглых
столов»
реализуется
принцип
партнерства,
диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на
груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением
актуальных
проблем
воспитания
детей,
учетом
пожеланий
родителей,
использованием методов их активизации.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании
газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты,
родители и дети.
В
настоящее
время
практикой
накоплено
многообразие
нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова.
А вто р о м
выделяютс я
следую щ и е
н етр ади ц и о н н ые
ф о р м ы :
информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам
изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Они представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и
родителей
Наименование
С какой целью
используется эта
форма
Формы проведения
общения
Информационно-
аналитические
Выявление
интересов,
потребностей,
Проведение
социологических
10
запросов
родителей,
у р о в н я
и х
педагогической
грамотности
с р е з о в ,
о п р о с о в ,
«Почтовый ящик»
Досуговые
Установление
эмоционального
к о н т а к т а
м е ж д у
педагогами,
родителями, детьми
Совместные
досуги,
праздники,
участие
родителей
и
детей
в
выставках
Познавательные
Ознакомление
р о д и т е л е й
с
в о з р а с т н ы м и
и
психологическими
особенностями
детей
дошкольного возраста.
Ф о р м и р о в а н и е
у
родителей
практических
навыков
воспитания детей
Семинары-
практикумы,
педагогический
брифинг,
педагогическая
гостиная,
проведение
собраний,
к о н с у л ь т а ц и й
в
нетрадиционной
ф о р м е ,
у с т н ы е
педагогические
ж у р н а л ы ,
и г р ы
с
педагогическим
содержанием,
педагогическая
б и б л и о т е к а
д л я
родителей
Наглядно-
информационные:
Ознакомление
родителей
с
работой
Информационные
п р о с п е к т ы
д л я
11
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские
дошкольного
учреждения,
особенностями
вос пита ния
д е т е й .
Ф о р м и р о в а н и е
у
родителей
знаний
о
воспитании и развитии
детей
родителей,
о р г а н и з а ц и я
д н е й
(недель)
от к р ы т ы х
д в е р е й ,
о т к р ы т ы х
просмотров занятий и
д р у г и х
в и д о в
деятельности
детей.
В ы п у с к
г а з е т ,
организация
мини-
библиотек
Возможность
увидеть
своего
ребенка
в
условиях,
отличных
от
домашних,
способствует
пересмотру
родителями
своих
методов
и
приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения
способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности
воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение
ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него
и на воспитание в домашних условиях.
Основные блоки по работе с родителями
Блоки
Основные задачи
Формы
Педагогическое
просвещение
родителей
Повышение
педагогической
грамотности
родителей
Лекции,
семинары,
практические
занятия,
открытые
з а н я т и я ,
конференции,
работа
творческих
групп
по
интересам,
педагогические
советы,
родительские
12
собрания,
консультации и др.
Включение родителей
в деятельность ДОУ
Создание условий для
включения
родителей
в
п л а н и р о в а н и е ,
о р г а н и з а ц и ю
и
к о н т р о л ь
з а
деятельностью
дошкольного
учреждения
Соревнования,
кружки, выпуск газеты,
конкурсы,
викторины,
р а б о т а
к р у ж к о в ,
совместные
мероприятия и др.
Для
реализации
содержания
этой
работы
в
дошкольном
учреждении
используются
коллективные
и
индивидуальные
формы
деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных
форм
взаимодействия:
беседу,
задушевный
разговор,
консультации-
размышления,
выполнение
индивидуальных
поручений,
совместный
поиск
решения
проблемы,
переписку
и
т.п.
Эти
формы
могут
стать
эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный
стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе
родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить
желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это
поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения
проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и
дома.
Психологическим
условием
такого
успешного
межличностного
взаимодействия
является
внимательность,
проникновенность,
неторопливость.
Глава 2
13
В своей работе мы применяем различные формы общения с
родителями воспитанников. Это «круглые столы», консультации, беседы,
дискуссии, смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты; участие родителей
в образовательной деятельности; кружки; встречи с интересными
людьми; праздники и развлечения; дни открытых дверей;
распространение лучшего семейного опыта; походы, тематические
прогулки; мастер-классы; родительские вечера; вечера вопросов и
ответов; дни добрых дел. А чтобы привлечь родителей к участию в
конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не
остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с
детьми интересные поделки ,участвуют в оформлении групповой комнаты.
Это помогает лучше узнать наших воспитанников. Одной из
привлекательных и результативных форм совместной деятельности
дошкольников и взрослых является проектная деятельность.
Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной
практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных
культурных способов действий (умений), универсальные компетентности,
помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и
деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие
воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и
детей.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»).
Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу.
14
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую
систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями
плавно ведет к совместному исследованию и формированию
гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе
немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов
ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта,
но и личностные качества воспитателя.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная
система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных
форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали
проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать
восхищение результатами и продуктами детской деятельности,
эмоционально поддерживать своего ребенка.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и
методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая
грамотность родителей; повысилась культура межличностного
взаимодействия детей в группе. Моей целью было привлечь и сделать
родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь
высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы
родителей и детей, создать это единое пространство возможно при
систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь воспитатель – это
человек, профессионально принимающий на себя ответственность за
развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром,
без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими,
15
способными сострадать и помочь близким. В течение года в группе были
проведены мероприятия с детьми согласно недельному тематическому
планированию. Совместно с родителями и детьми реализовали проект
«Моя семья».
При помощи родителей организовали выставку «Весенняя капель»,
«Творчество из картона» ,кормушки для птиц ,конкурс "Новогодняя сказка"
,конкурс рисунков посвященных 8 марта,23 февраля, конкурс открыток
посвященных дню Победы, папку – раскладушку посвященное ко дню
Победы, семья Тихоновых предоставила материалы о своем дедушке,
который воевал на фронте. Фотовыставки «Милая мама моя», «Самый
лучший папа», «Герб моей семьи», «Природа просит помощи». Родители
охотно участвовали в о всех проводимых конкурсах и мероприятиях.
Проведены родительские собрания на тему: «Вредные привычки у
ребенка», «Подготовка детей к школе», «Знаете ли вы своего ребенка»,
"Поэтический вечер" и т.д.
Таким
образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного
учреждения
носит
ярко
выраженный
специфический
характер
сотрудничества,
так
как
изменились
и
содержание,
и
формы
взаимоотношений
между
родителями
и
работниками
дошкольного
учреждения.
За последние годы учеными и практиками разработано очень много
ярких и интересных форм работы с родителями
16
Литература:
О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями». М., 2002
Интернет-ресурсы
17