Автор: Хвостова Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад №15 "Медвежонок"
Населённый пункт: Подольск, Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "День рождения снегиря"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с
детьми старшей логопедической группы «День рождения снегиря»
Цель: воспитание у детей экологической культуры.
Задачи:
Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.
Развивать познавательные процессы: воображение, мышление, память,
восприятие.
Формировать экологические представления об окружающем мире.
Развивать самостоятельность и творческую активность.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Учить выполнять угощение для птиц.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование и материалы: компьютер, мышка, мультимедийная доска,
видеопрезентация, фигурки, вырезанные из плотного картона по количеству детей,
клейстер, баночки для клейстера, клеевые кисточки, влажные салфетки, корм для птиц
(семечки, рябина, овес, кунжут, просо), подносы, модель зимнего дерева с птицами.
Предварительная работа:
Наблюдение за рябиной во время прогулки
Беседа о значении птиц в природе
Рассматривание демонстрационного материала «Зимующие птицы»
Отгадывание загадок о зимующих птицах
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап
Дети сидят перед доской. Слайд 1 «Зимний лес»
В. Ребята, какое сейчас время года? ( Зима )
В. Послушайте красивое стихотворение о зиме, которое написал Иван Суриков.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала…
Поисковый этап.
С экрана раздается голос снегиря «Помогите, помогите!»
В. Ребята, кто-то просит нас о помощи.
Слайд 2 «Снегирь на рябине»
В. Ребята, кто это?
Д. Снегирь.
В. Снегирь, что с тобой случилось?
С. Помогите, помогите! Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. Скоро у меня день
рождения. Я пригласил своих друзей на свою любимую рябину. Посмотрите, а на рябине
нет ягод. Чем же я буду угощать своих друзей? Помогите, помогите!
Слайд 3 «Рябина»
В. Ребята, посмотрите, мне кажется, я знаю эту рябину. А вы ее узнали? Где она растет?
Д. Эта рябина растет на нашем участке.
В. А почему на рябине нет ягод? Вспомните, что вы делали осенью?
Д. Обрывали ягоды.
В. Что же вы наделали? А я вам говорила, что не надо обрывать ягоды. Зимой прилетят
птицы, а есть им будет нечего. Так и получилось. У снегиря день рождения, он пригласил к
себе друзей, а угощать их нечем. Ребята, что же делать? Как исправить свои ошибки?
Ответы детей.
В. Ребята, а давайте подумаем, кого пригласил в гости снегирь?
Ответы детей.
Слайд 4 «Снегирь на рябине»
В. Я загадаю вам загадки, а если вы правильно отгадаете, то увидите отгадку на экране.
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ... (Воробей )
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. ( Синица )
Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только их лечит. ( Дятел )
Эта хищница болтлива,
воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её... ( Сорока )
Покрупнее воробья,
Вам встречаюсь часто я.
Я со стаею летаю,
Всюду крошки подбираю,
Семечки люблю клевать
И с подружкой ворковать. ( Голубь )
В. Ребята, посмотрите, этих птиц снегирь пригласил на день рождения. А кто знает, как
можно назвать всех этих птиц одним словом?
Д. Зимующие.
В. Почему же зимующие птицы не улетели от нас в тёплые края, как это сделали
перелётные птицы?
Предположения детей.
В. Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить?
Д. Еда.
В. Что едят птицы, которые от нас улетели?
Д. Насекомых.
В. Есть ли насекомые зимой?
Д. Нет.
В. Что случилось бы с перелётными птицами, если бы они не улетели на юг?
Д. Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых!
В. Оказывается, перелётным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие
страны. А зимующие птицы питаются ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе
пропитание. Но все же зимующим птицам очень тяжело без помощи человека. Как люди
могут помочь птицам?
Предположения детей.
В. Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем.
Физминутка «Птички»
Птицы зимние летели
На поляну тихо сели.
Посидели, поклевали,
И опять резвиться стали.
Чик-чирик - лети сюда,
Чик-чирик - лети туда.
Снова сели, посидели
И на ветки тихо сели.
Дети садятся на свои места.
Практический этап.
В. Ребята, как мы можем помочь птицам?
Ответы детей.
В. Давайте сегодня сделаем для снегиря и его друзей угощенье. У нас все для этого готово.
Перед вами лежит форма, на которую вы приклеите корм для птиц. Клей у нас сегодня
необычный, он сделан из муки и воды, чтобы птицы не отравились. Сначала надо клеем
промазать форму, а потом на форму выложить корм. Корм у вас разный: семечки, рябина,
кунжут, просо, овес. Корм можно выкладывать как захотите. Ребята, вам понятно, как надо
приготовить угощение для птиц? Приступайте к работе.
Дети выполняют работу, воспитатель помогает, следит за осанкой детей.
В. Ребята, подойдите к дереву и повесьте угощение для птиц.
Слайд 5 «Снегирь на рябине»
В. Посмотри, снегирек, сколько угощений приготовили для твоих друзей дети. Ты
доволен?
С. Спасибо, спасибо! Ребята, вы такие молодцы. Столько угощений приготовили. Теперь
мои друзья будут сыты. Приносите скорее угощения на мою любимую рябину, я буду
ждать.
Рефлексивно – оценочный этап.
Слайд 6 «Рябина»
В. Ребята, мы с вами сделали очень полезное дело: приготовили угощение для птиц. Когда
пойдем на прогулку, обязательно повесим угощение на рябину. Скажите, что вам
понравилось на занятии? Можно ли обрывать ягоды с рябины? Почему? Вы будете еще
так делать?
Теперь вы знаете, что птицам зимой очень тяжело и их надо обязательно подкармливать.
Последующая работа:
Развешивание угощений на улице
Чтение стихов и рассказов о зимующих птицах
Рисование «Снегирь на рябине»