Автор: Беликова Людмила Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Дубровская №2 СОШ
Населённый пункт: поселок Дубровка Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Краткие прилагательные"
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока русского языка в 5 а классе,
Беликова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Дубровской № 2 СОШ Дубровского района Брянской области
Тема урока: «Прилагательные полные и краткие»
1.
Тип урока: урок открытия нового знания
2.
Цели урока:
Деятельностная
– формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее,
представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение.
Образовательная– формирование
представлений
о
краткой
форме
имени
прилагательного:
грамматических
особенностях, написании употреблении в речи.
Развивающая – развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ,
синтез, сопоставление, классификация.
Воспитательная
-
формирование личностных УУД через содержание учебного мате-
риала;
Основные
этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Этап
мотивации к
учебной
деятельности
Психологически
настроить на
урок; создать
момент
удивления и
комфортности
Мы продолжаем с
вами, друзья, наше
увлекательное
путешествие по
широкой равнине
нашего языка. «Его
словарь открыт на всю
страницу от облаков
до глубины
земной…».Возрадуем
ся тому, что мы живем
на этой земле и
говорим на великом
русском языке.
Применяю приём
«Театрализация»
К просмотру
предлагается
фрагмент из
телеспектакля по
пьесе Д. Фонвизина
«Недоросль».
Что высмеивает
Фонвизин в этом
отрывке пьесы?
Приятно ли быть
похожим на такого,
как Митрофанушка,
который не может
отличить
Смотрят инсценировку
(фрагмент видео).
Отвечают на вопрос учителя.
Делают вывод о
необходимости дальнейшего
изучения имени
прилагательного.
- умение слушать,
- интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками и
взрослыми , планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
- умение строить речевое
высказывание.
- предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний.
прилагательное от
существительного?
Ты мой друг, и я твой
друг,
Вместе мы семья,
То, что не смогу один,
Сможем ты и я!
2 Этап
актуализации и
пробного
учебного
действия
Подготовка
мышления
учащихся,
организация
осознания ими
внутренней
потребности к
построению
учебных
действий и
фиксирование
каждым из них
индивидуальног
о затруднения в
пробном
действии.
Применяю прием
«Вообрази картину»
Применяю прием
Кластер
Проверка домашнего
задания (упр. № 3)
Прошу объяснить
пропущенные в
словах орфограммы;
определить тему,
идею текста
Прошу выписать из
текста слова,
соответствующие
схемам
Закрывают глаза, слушают
звуки зимнего леса, музыку
Антонио Вивальди и рисуют в
своем воображении картину.
Используют изученный ранее
материал по теме «Имя
прилагательное».
Составляют кластер « Имя
прилагательное»
Записывают слова с
пропущенной орфограммой.
Извлекают необходимую
информацию из текста;
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания; анализ.
Находят в тексте слова,
соответствующие схемам,
предложенным на доске
Учатся работать
коллективно .Развивают
речь, письмо, память,
умение задавать вопросы,
формулировать
собственное мнение
Размышляют, что у
них не получилось и
почему?
- планирование своих
действий,
- различение способа
и результата действий,
- внесение
необходимых
корректив в действие.
3 Выявления
места и
причины
затруднения
Обсуждение
затруднений
(почему
возникли
затруднения,
чего мы ещё не
знаем).
Создаю проблемную
ситуацию. Предлагаю
выписать из текста
слова,
соответствующие
схемам.
- Что вызвало
затруднение?
-Что общего у всех
этих слов? Чем
отличаются?
Самостоятельное
формулирование цели,
проблемы, задачи.
Цель: сформировать
представление о краткой
форме прилагательного
Задачи: узнать, как образуются
краткие прилагательные, как
изменяются, найти отличия,
сходство кратких и полных
прилагательных.
Постановка вопросов и
ответов
Целеполагание
Физминутка
.
Цель: Снять
эмоциональное и
физическое
напряжение
учащихся
5.Реализация
построенного
проекта
Построение
учащимися
нового способа
действий и
формирование
умений его
применять как
при решении
задачи,
вызвавшей
затруднение, так
и при решении
задач такого
класса или типа
вообще
Исследование№1
Образование кратких
прилагательных
Форма записи:
составление таблицы
Исследование №2
Изменение кратких
прилагательных
Исследование №3
Синтаксическая
функция кратких имен
Поделённый на 4 группы
класс заполняет таблицу
образования кратких
прилагательных, делает вывод
Концентрируют своё внимание
на задании. Размышляют.
Анализируют. Делают вывод
по этому виду работы.
Делают разбор предложения
по членам и приходят к
выводу:
Учёт разных мнений и
стремление к координации
различных позиций в
сотрудничестве,
Принятие и
сохранение учебной
задачи,
- планирование своих
действий в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации
прилагательных
краткие прилагательные
изменяются по числам, в
единственном числе по родам
Записывают предложение,
делают синтаксический разбор
предложения, делают вывод
6. Этап
первичного
закрепления с
проговаривание
м во внешней
речи
Проговаривание
во внешней речи
и закрепление
нового знания.
Предлагаю заполнить
таблицу « Отличие
кратких
прилагательных от
полных»
Предлагаю
определить, какова
роль кратких
прилагательных в
речи
Стихотворение Н. И.
Рыленкова «Все в
тающей дымке»
Пословицы
Заполняют таблицу, делают
вывод
Выражение своих мыслей
с полнотой и точностью;
формулирование и
аргументация своего
мнения.
- понимание возможности
различных позиций
других людей, отличных
от собственной,
- ориентировка на
позицию партнёра,
- стремление к
координации различных
позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться,
приходить к общему
решению,
- контроль действий
партнёра,
- построение понятных
для партнёра
высказываний,
Принятие и
сохранение учебной
задачи,
- учёт правила в
планировании и
контроле способа
решения,
- различение способа
и результата действия.
учитывающих, что он
знает, а что нет,
- использование речи для
регуляции своего
действия.
7. Этап
самостоятельно
й работы с
самопроверкой
по эталону
Самооценка
учащимися
результатов
своей учебной
деятельности
Организую
деятельность по
применению новых
знаний.
Самостоятельная
работа по упр.338
Взаимопроверка
Взаимопроверка по вариантам.
Планирование своих
действий в
соответствии с
задачей,
- учёт правил в
контроле способа
решения,
- осуществление
итогового и
пошагового контроля
по результату.
- оценка правильности
выполнения действия
на уровне адекватной
ретроспективной
оценки,
- внесение
необходимых
корректив действие
после его завершения
на основе его оценки
и характера
сделанных ошибок.
8. Этап
включения в
Повторение и
закрепление
Организую
творческую работу.
Составляют текст
Принятие и
систему знаний
и повторения
ранее
изученного и
подготовка к
изучению
следующих
разделов курса,
выявление
границы
применимости
нового знания и
использование
его в системе
изученных ранее
знаний,
повторение
учебного
содержания,
необходимого
для обеспечения
содержательной
непрерывности,
включение
нового способа
действий в
систему знаний.
Составить текст,
используя
прилагательные для
справок.
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в
форме связи простых
суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях,
- доказательство.
- построение рассуждения
в форме связи простых
суждений об объекте, его
строении, свойствах и
связях
сохранение учебной
задачи,
- различение способа
и результата действия,
- оценка правильности
выполнения действия
на уровне адекватной
ретроспективной
оценки,
- выполнение учебных
действий в
материализованной
громкоречевой и
умственной форме.
9. Домашнее
задание
Обеспечить
понимание цели,
содержания и
способов
выполнения
домашнего
задания
Домашнее задание с
учетом уровня
усвоения материала.
Дифференцированное:
1.
Упр.337
2.
Творческое
задание мини
-сочинение
Выбирают нужное и
записывают.
«Жду весну»,
используя
краткие
прилагательны
е.
3.
Подобрать
пословицу с
краткими
прилагательны
ми.
10.Этап
рефлексии
учебной
деятельности
на уроке
Осознание
учащимися
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса.
Организую
рефлексию,
самооценку
результатов учащихся.
Вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь
поставленной цели?
Каким способом?
Что вызвало особые
затруднения?
Где можно применить
новые знания?
За что себя можно
похвалить?
Осуществляют оценку урока
и самооценку, соотносят цель
и результаты, степень их
соответствия.
Отвечают на вопросы.
Выражение своих мыслей
полно и точно;
формулирование и
аргументация своего
мнения, учет разных
мнений.
Рефлексия способов и
условий действия;
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности.