Напоминание

"Краткие прилагательные"


Автор: Беликова Людмила Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Дубровская №2 СОШ
Населённый пункт: поселок Дубровка Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Краткие прилагательные"
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 5 а классе,

Беликова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Дубровской № 2 СОШ Дубровского района Брянской области

Тема урока: «Прилагательные полные и краткие»

1.

Тип урока: урок открытия нового знания

2.

Цели урока:

Деятельностная

формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее,

представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение.

Образовательная– формирование

представлений

о

краткой

форме

имени

прилагательного:

грамматических

особенностях, написании употреблении в речи.

Развивающая – развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ,

синтез, сопоставление, классификация.

Воспитательная

-

формирование личностных УУД через содержание учебного мате-

риала;

Основные

этапы

организации

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Этап

мотивации к

учебной

деятельности

Психологически

настроить на

урок; создать

момент

удивления и

комфортности

Мы продолжаем с

вами, друзья, наше

увлекательное

путешествие по

широкой равнине

нашего языка. «Его

словарь открыт на всю

страницу от облаков

до глубины

земной…».Возрадуем

ся тому, что мы живем

на этой земле и

говорим на великом

русском языке.

Применяю приём

«Театрализация»

К просмотру

предлагается

фрагмент из

телеспектакля по

пьесе Д. Фонвизина

«Недоросль».

Что высмеивает

Фонвизин в этом

отрывке пьесы?

Приятно ли быть

похожим на такого,

как Митрофанушка,

который не может

отличить

Смотрят инсценировку

(фрагмент видео).

Отвечают на вопрос учителя.

Делают вывод о

необходимости дальнейшего

изучения имени

прилагательного.

- умение слушать,

- интегрироваться в

группу сверстников и

строить продуктивное

взаимодействие и

сотрудничество со

сверстниками и

взрослыми , планирование

учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками

- умение строить речевое

высказывание.

- предвосхищение

результата и уровня

усвоения знаний.

прилагательное от

существительного?

Ты мой друг, и я твой

друг,

Вместе мы семья,

То, что не смогу один,

Сможем ты и я!

2 Этап

актуализации и

пробного

учебного

действия

Подготовка

мышления

учащихся,

организация

осознания ими

внутренней

потребности к

построению

учебных

действий и

фиксирование

каждым из них

индивидуальног

о затруднения в

пробном

действии.

Применяю прием

«Вообрази картину»

Применяю прием

Кластер

Проверка домашнего

задания (упр. № 3)

Прошу объяснить

пропущенные в

словах орфограммы;

определить тему,

идею текста

Прошу выписать из

текста слова,

соответствующие

схемам

Закрывают глаза, слушают

звуки зимнего леса, музыку

Антонио Вивальди и рисуют в

своем воображении картину.

Используют изученный ранее

материал по теме «Имя

прилагательное».

Составляют кластер « Имя

прилагательное»

Записывают слова с

пропущенной орфограммой.

Извлекают необходимую

информацию из текста;

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания; анализ.

Находят в тексте слова,

соответствующие схемам,

предложенным на доске

Учатся работать

коллективно .Развивают

речь, письмо, память,

умение задавать вопросы,

формулировать

собственное мнение

Размышляют, что у

них не получилось и

почему?

- планирование своих

действий,

- различение способа

и результата действий,

- внесение

необходимых

корректив в действие.

3 Выявления

места и

причины

затруднения

Обсуждение

затруднений

(почему

возникли

затруднения,

чего мы ещё не

знаем).

Создаю проблемную

ситуацию. Предлагаю

выписать из текста

слова,

соответствующие

схемам.

- Что вызвало

затруднение?

-Что общего у всех

этих слов? Чем

отличаются?

Самостоятельное

формулирование цели,

проблемы, задачи.

Цель: сформировать

представление о краткой

форме прилагательного

Задачи: узнать, как образуются

краткие прилагательные, как

изменяются, найти отличия,

сходство кратких и полных

прилагательных.

Постановка вопросов и

ответов

Целеполагание

Физминутка

.

Цель: Снять

эмоциональное и

физическое

напряжение

учащихся

5.Реализация

построенного

проекта

Построение

учащимися

нового способа

действий и

формирование

умений его

применять как

при решении

задачи,

вызвавшей

затруднение, так

и при решении

задач такого

класса или типа

вообще

Исследование№1

Образование кратких

прилагательных

Форма записи:

составление таблицы

Исследование №2

Изменение кратких

прилагательных

Исследование №3

Синтаксическая

функция кратких имен

Поделённый на 4 группы

класс заполняет таблицу

образования кратких

прилагательных, делает вывод

Концентрируют своё внимание

на задании. Размышляют.

Анализируют. Делают вывод

по этому виду работы.

Делают разбор предложения

по членам и приходят к

выводу:

Учёт разных мнений и

стремление к координации

различных позиций в

сотрудничестве,

Принятие и

сохранение учебной

задачи,

- планирование своих

действий в

соответствии с

поставленной задачей

и условиями её

реализации

прилагательных

краткие прилагательные

изменяются по числам, в

единственном числе по родам

Записывают предложение,

делают синтаксический разбор

предложения, делают вывод

6. Этап

первичного

закрепления с

проговаривание

м во внешней

речи

Проговаривание

во внешней речи

и закрепление

нового знания.

Предлагаю заполнить

таблицу « Отличие

кратких

прилагательных от

полных»

Предлагаю

определить, какова

роль кратких

прилагательных в

речи

Стихотворение Н. И.

Рыленкова «Все в

тающей дымке»

Пословицы

Заполняют таблицу, делают

вывод

Выражение своих мыслей

с полнотой и точностью;

формулирование и

аргументация своего

мнения.

- понимание возможности

различных позиций

других людей, отличных

от собственной,

- ориентировка на

позицию партнёра,

- стремление к

координации различных

позиций в сотрудничестве,

- умение договариваться,

приходить к общему

решению,

- контроль действий

партнёра,

- построение понятных

для партнёра

высказываний,

Принятие и

сохранение учебной

задачи,

- учёт правила в

планировании и

контроле способа

решения,

- различение способа

и результата действия.

учитывающих, что он

знает, а что нет,

- использование речи для

регуляции своего

действия.

7. Этап

самостоятельно

й работы с

самопроверкой

по эталону

Самооценка

учащимися

результатов

своей учебной

деятельности

Организую

деятельность по

применению новых

знаний.

Самостоятельная

работа по упр.338

Взаимопроверка

Взаимопроверка по вариантам.

Планирование своих

действий в

соответствии с

задачей,

- учёт правил в

контроле способа

решения,

- осуществление

итогового и

пошагового контроля

по результату.

- оценка правильности

выполнения действия

на уровне адекватной

ретроспективной

оценки,

- внесение

необходимых

корректив действие

после его завершения

на основе его оценки

и характера

сделанных ошибок.

8. Этап

включения в

Повторение и

закрепление

Организую

творческую работу.

Составляют текст

Принятие и

систему знаний

и повторения

ранее

изученного и

подготовка к

изучению

следующих

разделов курса,

выявление

границы

применимости

нового знания и

использование

его в системе

изученных ранее

знаний,

повторение

учебного

содержания,

необходимого

для обеспечения

содержательной

непрерывности,

включение

нового способа

действий в

систему знаний.

Составить текст,

используя

прилагательные для

справок.

- структурирование знаний,

- построение рассуждения в

форме связи простых

суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях,

- доказательство.

- построение рассуждения

в форме связи простых

суждений об объекте, его

строении, свойствах и

связях

сохранение учебной

задачи,

- различение способа

и результата действия,

- оценка правильности

выполнения действия

на уровне адекватной

ретроспективной

оценки,

- выполнение учебных

действий в

материализованной

громкоречевой и

умственной форме.

9. Домашнее

задание

Обеспечить

понимание цели,

содержания и

способов

выполнения

домашнего

задания

Домашнее задание с

учетом уровня

усвоения материала.

Дифференцированное:

1.

Упр.337

2.

Творческое

задание мини

-сочинение

Выбирают нужное и

записывают.

«Жду весну»,

используя

краткие

прилагательны

е.

3.

Подобрать

пословицу с

краткими

прилагательны

ми.

10.Этап

рефлексии

учебной

деятельности

на уроке

Осознание

учащимися

своей учебной

деятельности,

самооценка

результатов

деятельности

своей и всего

класса.

Организую

рефлексию,

самооценку

результатов учащихся.

Вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь

поставленной цели?

Каким способом?

Что вызвало особые

затруднения?

Где можно применить

новые знания?

За что себя можно

похвалить?

Осуществляют оценку урока

и самооценку, соотносят цель

и результаты, степень их

соответствия.

Отвечают на вопросы.

Выражение своих мыслей

полно и точно;

формулирование и

аргументация своего

мнения, учет разных

мнений.

Рефлексия способов и

условий действия;

контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности.



В раздел образования