Напоминание

"Коррекционное сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой в развитии в условиях инклюзии через нейрографику"


Автор: Блаткова Ольга Алексеевна
Должность: учитель начальных классов инструктор нейрографики, коуч
Учебное заведение: МОУ "СОШ №20"
Населённый пункт: Город Петрозаводск, Республика Карелия
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекционное сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой в развитии в условиях инклюзии через нейрографику"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:«Коррекционное сопровождение детей младшего

школьного возраста с задержкой в развитии в условиях

инклюзии через нейрографику".

Выполнил

:

Блаткова О.А.

(учитель нач.классов стаж-22 года

Инструктор нейрографики, коуч)

РК, Петрозаводск

2018г.

Обучаясь на инструкторском курсе Павла Пискарева, моей задачей был творческий подход к каждому из алгоритмов.

Изменения, произошедшие со мной, позволили достать из глубин подсознания новый метод. Метод подходит для

нейрографов, которые работают в условиях инклюзии в образовании с интегрированными детьми, с детьми ЗПР и аутистами.

Здесь предполагается индивидуальная работа с клиентом, где прорисовывать

болезненный симптом должен специалист, это если желаемый результат - быстрый проход в новое состояние. Теперь я могу

вам представить новый метод работы с детьми интегрированнными с задержкой и аутистами через АСО, который

зарекомендовал себя сразу как успешный в работе с такими «особенными» детьми. Мой опыт работы в общеобразовательной

школе (22 года) с ведением в группе детей с нормой в развитии и интегрированных детей ЗПР, аутистов привел меня к мысли,

что многое в образовании не доработано по данному вопросу. Детей аутистов интегрируют, а педагоги не знают, как с ними

взаимодействовать в общеобразовательном классе. Когда такие дети стали появляться в моем классе, я не была готова с ними

сотрудничать.

Мой набор инструментов взаимодействия с ними был скудным. Сейчас, когда я с НГ 2 года, и имею опыт применения метода

с данной категорией детей, я чётко утверждаю, что это работает! И работает достаточно быстро, эффективно! У меня

достаточно примеров и зафиксированных результатов, о которых я буду рассказывать ниже. И ещё НГ хороша для родителей,

данной категории детей. Ведь многие не могут принять своего «особенного» ребёнка и поэтому нуждаются деликатной

помощи. А НГ дает действительно мощную поддержку, вызывает желание помогать ребёнку, убирает раздражение к

«недостаткам» маленького человека.

НЕЙРОГРАФИКА, как наука, вывела меня на новую нишу в образовании, дала мне возможность двигаться в этом

направлении, привлекла особое внимание к данной проблеме. Меня стали приглашать с выступлениями в ИПКРО, где я

делюсь опытом работы по данному вопросу. Считаю нужным определенно утверждать, что НГ необходима в образовании.

Она хорошо отзывается у школьников, их родителей, очень востебована.

Сейчас мне интересно работать с темой, от которой я получаю обратную связь быстро, которая динамично влияет на мою

жизнь и делает меня счастливой. Я предлагаю работать над профессиональным ростом - это моя любимая личная тема

сейчас. Как же я смогла применять НГ с детьми ЗПР и аутистами. Все произошло случайно. Я попала на тренинг к коучу

Ермоленко Галине, где давали АСО и на этапе Рефлексия я обратила внимание, что похожие рисунки я уже видела у себя в

школе (хочется отметить, что первое впечатление о нг рисунках всегда необычное). Я сразу вспомнила своего

интегрированного ученика Артемия, возраст 10 лет. Он учился у меня в классе уже 4 недели и все, что он воспроизводил в

своих тетрадях-это рисунки подобные НГ рисункам. Меня это поразило! Я решила с ним рисовать, общаться во время

рисования, тихонечко вводить АСО. Получилось! Результат был поразительным! До конца учебного года он доучился без

единой вспышки агрессии, он смог объяснить свои раздражители в этом мире (аутисты- это делать не хотят), успешно

социализировался в группе сверстников, усваивал все предметы отлично, стал чемпионом по шахматам в онлайн-олимпиадах

на уровне РФ.

Итак, тема моего исследования «Коррекционное сопровождение детей младшего школьного возраста с аутизмом в условиях

инклюзии через нейрографику". Для начала нужно прояснить, что скрывается за болезненным симптомом? Когда лучше

начать арт-терапию с данной категорией? Хочу отметить, что очень важно, когда группа специалистов правильно ставят

диагноз: ранний детский аутизм РДА. Такие дети должны приходить в подготовительный класс в школу

( так называемая школа «Малышок») с чётко поставленным диагнозом и уже с коррекционной работой в дошкольном

объединении, с консультативными пожеланиями будущему педагогу. Конечно, это идеальная позиция. Умение чувствовать

время и иметь представление о пространственных связях – это так просто для обычного человека и так тяжело для детей с

особенностями развития и главным образом для тех, кому уже поставлен тяжелый диагноз РДА. Понимание времени и

наличие нормальной ориентации в пространстве у ребенка – это залог активного познания им мира и окружающей

действительности. Отсутствие этого умения еще больше погружает ребенка-аутиста во внутренний мир, чем тормозит его

развитие и угнетает интеллект.

Но таких детей можно и нужно развивать, социализировать и по мере возможности – обучать. Но для этого, в первую

очередь, их нужно научить правильно мыслить беспредметными образами, ощущать себя и свое тело, видеть и чувствовать

окружающий мир. Коррекционными педагогами достаточно остро стоит проблема развития у детей дошкольного возраста с

Ранним детским аутизмом (РДА) пространственно-временных связей и ориентации в окружающем мире. Особенностью этого

диагноза являются стойкие нарушения ориентации во времени и пространстве, которые у многих аутичных детей выражены

в грубой форме. Это делает трудным, а порой даже невозможным их обучение и социальную адаптацию. Именно поэтому

всем родителям, столкнувшимся с проблемой раннего детского аутизма, рекомендуют как можно раньше начать работу со

специалистами.

Считаю, что ранняя коррекция имеющихся проблем дает надежду на успешную адаптацию аутичных детей в нашем

обществе, их обучение и самостоятельность во взрослой жизни. Я перечитала массу литературы по данному вопросу,

наткнулась на противоречия. Но выделяю то общее, которое отмечают все специалисты: что основной причиной нарушения

пространственно-временных связей у детей дошкольного возраста с РДА является видение действительности фрагментами,

без ее целостного понимания.

Особенности РДА включают в себя отсутствие пространственно-временного представления, не только на психологическом,

но и на физическом уровне.

Опытные специалисты, не один год работающие с аутичными детьми, рекомендуют, всю работу, касающуюся интенсивной

коррекции ориентации в пространстве, разбить на 4 части:

•Ощущение себя и всех частей своего тела;

•Понимание мест расположения предметов по отношению к своему телу;

•Понимание мест расположения предметов по отношению друг к другу;

•Понимание времени и связывание его с определенными событиями.

Формировать у дошкольников, которым уже поставлен диагноз РДА, ориентацию в пространстве, следует поэтапно. Не

закончив первый, нельзя переходить ко второму и т.д. В противном случае возможен риск появления искаженного

восприятия, скорректировать которое будет еще сложнее. Меня интересовали истоки заболевания. Что является причиной

появления аутизма. Ведь аутизм встречается разного спектра и может выглядеть по- разному. В России диагноз «аутизм» пока

ставится в среднем детям от 3 лет до 5 лет, хотя появились тенденция к ранней диагностике. С ранней диагностикой я

ознакомилась в Софии, где присутствовала на конференции по данному вопросу как добровольный слушатель. Пока данный

вопрос волнует только родителей, это касается продвинутых стран, которые раньше обращаются за помощью. В европейских

странах ставят диагноз уже в 1 год.

По каким критериям можно определить аутизм:

1.Нарушение в сфере соц.взаимодействий

2.Нарушение в коммуникативной сфере

Эта же идея встречается ранее у Каннера, он также упоминал у родителей стертых аутистических черт (отчужденность,

трудности в общении). Многие специалисты считают, что нужно внимательно отслеживать именно скрытые, стертые

аутистические черты именно у будущих матерей, применять в работе с ними альтернативные методики: дельфинотерапию,

иппотерапию, канистерапию, арт-терапию. Учёными-физиологами проводится ряд исследований по данной проблеме,

фиксируются прекрасные результаты. Рекомендовано специалистам проводить альтернативные методики, такие как арт-

терапию с детьми классического аутизма. Но коррекционная работа должна быть комплексной. Работая с данной категорией

детей через НГ с комплексной коррекционной работой других специалистов, я пришла к выводу, что обучение ребёнка с

аутизмом – это жизнь в Зазеркалье, где все подчинено другим, непривычным законам, где радует и печалит совсем не то, что

радовало и печалило меня саму. Несомненно, НГ отзывается в мире классического аутиста.

3.Крайне ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы проведения, интересы и виды занятий.

В1967 году австрийский психиатр Бруно Бельтхейм выдвинул теорию «холодной матери» и идею о том, что детский аутизм –

это нарушенная адаптивная реакция ребёнка на угрожающее и холодное социальное окружение. Он провёл аналогию между

детьми с аутизмом и детьми, попавшими в концлагерь.

Я давно работаю в начальной школе и знаю, что детские страхи влияют на качество обученности ребёнка. В детстве

возникают самые разнообразные страхи. Это и страх перед одиночеством — младший школьник боится остаться один, не

отпускает от себя родителей; и страх перед неведомым школьным миром, который ему кажется огромным, боязнь

одноклассников и педагогов, самих школьных предметов. А МИР аутичного ребенка также наполнен разными страхами.

Однако они обладают рядом специфических особенностей, отличающих страхи аутичного ребенка от страхов обычных детей.

Страхи аутичного ребенка разнообразны и индивидуальны: кто-то боится воды, темноты, замкнутого пространства, кто-то

телевизора, машин, а кто-то пробки, вылетающей из бутылки с шампанским. Это объясняется тем, что источником страха

такого ребенка может стать все что угодно, в том числе внешне самые обычные и нейтральные раздражители. Поэтому часто

бывает трудно, а порой невозможно понять, чего же боится аутичный ребенок. У каждого аутичного ребенка представлен

целый набор страхов.

Страхи аутичного ребенка актуальны на протяжении многих лет. И, к сожалению, в этом случае не срабатывают защитные

механизмы психики, действующие в ситуации нормального развития — сила таких страхов может не угасать со временем.

Страхи аутичного ребенка не всегда проявляются внешне, в его поведении. Эти страхи прячутся в глубинах подсознания.

Мучая ребенка, они часто скрыты от посторонних глаз; даже самые близкие люди находятся порой в полном неведении

относительно истинного состояния ребенка. Наличие страхов, их постоянное переживание держит аутиста в состоянии

напряжения и, безусловно, мешает развитию.

Терапевтическое рисование дает прекрасный шанс вывести страх на поверхность. Если же мы знаем источник страха ребенка

— мы на полпути к избавлению от него. Чтобы найти источник страха, надо внимательно наблюдать за реакциями ребенка ,

особенностями его поведения.

Такую же работу должны проводить родители. Если удастся понять, что вызывает страх у ребенка, следует устранить

источник страха (например, не показывать пугающие ребенка мультфильмы или телепередачи) либо начать работу по

преодолению страха — в случае, если ребенок страшится бытовых вещей и ситуаций, которые тем не менее являются

неотъемлемой частью жизни (например: лифт, пылесос, телевизор)

Особенности психодрамы аутичного ребенка:

Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуждения. Внешне это

проявляется в импульсивных движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям,

проговаривании (возможно,криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ребенка в этот момент. Движения, действия,

их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.

Психодрама аутичного ребенка представлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со страхом ребенок достигает

состояния аффективного напряжения, однако самостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации

и в результате облегчение не наступает.

Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникальны для каждого

ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это переживание, психики, также логика

действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае общими. Перечисленные особенности свернутой

психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед педагогом,— помочь привести каждое такое переживание к

положительному разрешению.

Для этого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего. Мною выявлено, что при

повторении ситуации психодрамы воспроизводить нужно такой же комментарий многократно в неизменном виде до тех пор,

пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными! И обязательно прорисовать данный страх через АСО,

как мощный инструмент, можно сказать вспомогательный, для фиксации и уменьшения страха аутичного ребёнка. На

протяжении 2 лет и работая в данной области, я фиксирую результаты, веду фотосъёмку рисунков, веду личный дневник

наблюдений за аутистами, рисующими НГ, веду список страхов аутичных детей. Обратила внимание, что у данной категории

обычно страхи проявляются постепенно, «всплывая» один за другим. Но так как работа над преодолением каждого страха

может занимать разное время, часто на поверхности оказываются сразу несколько страхов, работу над которыми приходится

вести параллельно.

Считаю одним из главных профессиональных качеств педагога, в класс которого интегрирован ребёнок с аутичным

диагнозом, знать методики выявления страхов данной категории детей. Но все специалисты выделяют главный способ

выявление страхов у данной категории -это игра, с ситуативным сюжетом и наблюдение.

Особенно эффективным является проговаривание и прорисовывание наполненных реальными подробностями историй про

самого ребенка, в которых он предстает «помощником», «совсем большим мальчиком», «смельчаком», «защитником»,

«героем» и т. п. С их помощью можно постепенно приблизиться и к более острым для ребенка впечатлениям из его личного

опыта, когда он сам начинает рассказывать об испытанном когда-то страхе («как тетя ругалась», «как бормашина сверлила»).

На определенном этапе коррекционной работы, когда ребенок уже обладает

достаточно большим запасом героических историй про себя, он может принять формулировку, которую затем начинает

использовать самостоятельно для преодоления многих своих страхов: «Когда я был маленький, я боялся» или «Малыши - они

всегда этого пугаются».

Далее, мною было предложено на данном этапе, прорисовать страх через АСО в нейрографике.

Наблюдая за рисованием в АСО за ребёнком с аутичным расстройством, фиксирую, что ребёнок не проявлял больше страха к

данному объекту (например: школьный звонок, школьная доска, спортивный зал, эхо в спортивном зале…) Поразительно, НГ

как бы , убирает совсем страх. Хотя специалисты, утверждают, что данный страх может вернуться и вернуться в самый

короткий срок. Чем и сложна работа с данной категорией детей – начинаем терапию сначала , опять! А я фиксирую, что мои

наблюдения таковы: страх больше не возникал!

Т.е. АСО для детей с аутичными расстройствами является мощным инструментом блокировки страхов, которые не дают

«особенному» ребёнку социализироваться. Конечно, арт-терапия должна идти вдогонку основной коррекционной работе с

психологом, логопедом, дефектологом. НГ дарит ребёнку дарит ребёнку положительные эмоции. Вообще хочется сказать, что

НГ «родное» рисование для аутиста, в которое он включается намного быстрее, чем дети с нормой в развитии. Это меня

поразило!

Хочу поделиться на примере ребёнка с аутичным расстройством, интегрированным в общеобразовательный 4 класс.

Артемий, возраст 10 лет, обучался в трёх школах, был исключён из частной, как необучаемый и интегрирован в

общеобразовательный класс МОУ СОШ№20 РК. Данный ребёнок практически постоянно пребывает в состоянии страха. Это

отражается на его внешнем облике: напряженной моторике, застывшей мимике лица (часто искаженного гримасой ужаса,

отчаяния), крике. В поведении это состояние проявляется в обилии ожесточенных двигательных разрядов; стереотипных

выкриках, пении, стучании; в негативизме, физической агрессии и самоагрессии либо же в застывании, замирании с

последующим аффективным взрывом.

Опишу приём выявление страхов у аутиста по особой методике и устранение их через АСО. Артемий -10 лет. Диагноз –РАС. (

Приложение 1,2,3,4,5)

1.Подключаюсь к формам аутостимуляции ребёнка, через воспринимаемые и приятные звуки для аутиста. Известно, что

уменьшение тревоги наблюдается при предсказуемости ситуации, в которой находится ребенок, при ограничении ее развития,

введения в нее новых деталей, т. е. при ее достаточном упрощении и стабилизации.

Вместе с тем существует и возможность развития большей аффективной устойчивости и соответственно гибкости ребенка в

отношениях с миром. Она peaлизуется при условии его дополнительного тонизирования через «подключение» взрослого к

его собственным формам аутостимуляции. Начинаю ритмично подпевать в такт его раскачиваниям: «МЯУ! МЯУ! МЯУ!»

Сразу фиксирую: ребенок с удовольствием принял такое «присоединение» взрослого. Это позволяет зафиксировать первые

формы аффективного взаимодействия.

Почему эти звуки? Побывав дома у ребёнка, обследовав его жилищно-бытовые условия, фиксирую зацикленность ребёнка на

кошках. Понимаю, что это некая ниточка, через которую я могу взаимодействовать с Артемием.

2. Подключаюсь к формам аутостимуляции ребёнка, через воспринимаемое удобное и комфортное место для него.

Для этого взрослый вместе с ребенком прячутся садятся на мягкий диван, под одеяло, надежность которого должна

постоянно подчеркиваться

соответствующими комментариями. Например: «нашему котенку здесь тепло и спокойною» Часто в этой ситуации

обостренного эмоционального комфорта ребенок может неожиданно сообщить о своем страхе, назвав его («школьного звонка

боюсь») или выдав пугающий объект направленным агрессивным действием (например, выскочить из укрытия, стукнуть

ногой по школьной двери и тут же вернуться обратно).Наш ребёнок боится школьного звонка. Это проговорил.

3.Подключаюсь к формам аутостимуляции ребёнка, через игру. Обещаем ребенку, что мы «непременно с ним разберемся, но

сейчас у нас есть более важное дело», и тут же начинать разворачивать игровой сюжет. Например, берем лист бумаги и

предлагаем нарисовать страх в виде «каляки- маляки», лист формат А4.

4. Подключаюсь к формам аутостимуляции ребёнка, через рисование АСО. На данном этапе уже прошли мы вместе с

ребёнком 2 шага из АСО:

актуализацию задачи и выброс.Далее по алгоритму 3 шаг: скругление.(Приложение 1, рис.1) Фиксирую, что Артемий

скругляет с огромным напряжением в руке, быстро ищет углы. Скруглять маркером отказывается, берёт только ручку. От

помощи в поиске углов отказывается. Все хочет сделать сам.

Далее 4 шаг: Интеграция ( Приложение 1, рис.2)

Фиксирую, что кол-во НЛ огромное, ребёнок долго проводит линии, их много, растворяя свой страх. На лице улыбка. Эмоция

удовлетворения. Ребёнок вспотел. Скругляет с удовольствием, долго, не устает.

Далее 5 шаг: Раскрашивание (Приложение 1, рис.3)

Раскрашивает всего 2 цветами. Брать разнообразие красок не хочет. Раскрашивание нравится, но не так как скругление.

Никогда работу не заканчивает

Далее 6 шаг: Рефлексия (Приложение 1, рис.4)

Уместным считаю комментарии ребёнку, которые я озвучиваю на данном этапе коррекционной работы: Ты молодец! Ты

герой! Ты победил «школьный звонок?»

Артемий всегда отзывается на данную фиксированную, однотипную группу вопросов. Он их знает. Отзыв всегда

положительный. После рисования отмечается хорошее настроение у ребёнка, на школьный звонок больше негативно не

реагировал.

Вывод: таким образом, повышая тонус ребенка, осторожно стимулируя стремление к преодолению, развивая в социально

приемлемых формах механизм экспансии, мы обучаем его способам овладения переживанием страшного, самостоятельного

преодоления страха. В психологии существует много методов для преодоления различных видов страха. Для работы со

страхом наряду с другими методом нужно применять методы арт-терапии НГ и они эффективны. Арт-терапия через АСО при

аутизме - один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей. Она помогает развивать коммуникативные навыки и

формировать терапевтические отношения. Арт-терапия при аутизме позволяет проникнуть вглубь внутреннего мира такого

особенного ребенка, «заглянуть в скважину» и попробовать понять, что он думает, что происходит в его «голове».

Итак, коррекционное сопровождение детей младшего школьного возраста с аутизмом в условиях инклюзии через

нейрографику отлично дополняет основной коррекционный блок занятий с дефектологом, логопедом, психологом. Помимо

коррекции, дарит «особенному ребёнку» положительные эмоции, формируя социальные навыки.

Артемий

Приложение 1

возраст – 10 лет

диагноз-РАС

страх - боязнь школьного звонка

Рис.2

Рис.1

Рис.4

Рис.3

Артемий

Приложение 2

возраст – 10 лет

диагноз-РАС

страх – боязнь, что на него смотрят дети, страх зрительного контакта (2

работы)

Артемий

Приложение 3

возраст – 10 лет

диагноз- РАС

страх – боязнь школьного врача

Артемий

Приложение 4

возраст – 10 лет

диагноз- РАС

страх – боязнь приходить в школу к 1 уроку

Артемий

Приложение 5

возраст – 10 лет

диагноз- РАС

страх – боязнь смерти кота



В раздел образования