Напоминание

Развитие творческого потенциала личности в начальной школе


Автор: Воробьева Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Таежнинская школа №20
Населённый пункт: п. Таежный, Богучанский район, Красноярский край
Наименование материала: Статья "Из опыта работы"
Тема: Развитие творческого потенциала личности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческого потенциала личности в начальной школе. (Из опыта работы)

Воробьева Татьяна Васильевна

учитель начальной школы № 20

п. Таёжный Богучанского района

Красноярского края

Развитие творческих возможностей важно на всех этапах школьного обучения, но

особое значение надо придавать этому вопросу в младшем школьном возрасте. Как

ориентируют нас сейчас Образовательные Стандарты второго поколения, нужно научить

ребёнка учиться, т. е. так организовать деятельность ученика, чтобы ему захотелось

самостоятельно познавать мир и добывать всё новые и новые знания.

В начальных классах, особенно в 1-ом классе, только начинают формироваться способы

учебной деятельности. Важно не упустить момент. Не надо думать, что дети ещё

маленькие, что подрастут и тогда, в 3-ем, в 4-ом классе начнут понимать, что от них

требует школа. Необходима непрерывная, чёткая линия воздействия на учащихся,

направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить

анализ, сравнение, находить закономерности. Чтобы выстраивалась система, а не

отдельные занятия, необходимо подбирать задания по всем предметам и для большинства

уроков. Главное условие – так заинтересовать учащихся, чтобы не осталось равнодушных

на уроке, чтобы блестели глаза ребят, потому что им всё интересно, чтобы хотелось всем

им отвечать на вопросы учителя.

Предлагаю вашему вниманию некоторые, возможно, слегка и подзабытые, задания,

которые я даю для повышения эффективности урока и развития УУД школьников.

I. Разнообразные задания для развития внимания.

1. «Фотографирование»

Показываю картинки, серии картинок, изображение геометрических фигур, слова,

«цепочки» слов. Вопрос: расскажи, что ты запомнил?

2. Найди лишнюю букву

а о в у и (Объясни свой ответ.)

Найди лишний слог

бо но ро мы со ко (Объясни свой ответ.)

Найди лишнее слово

река слон мала

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

ручеёк крокодил

Мила

3. Раздели слова на группы

а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока

б) ленивый, смелый, честный, жадный, добрый, трусливый

4. Игра «Кто больше?»

Кто больше найдёт слов с проверяемыми или с непроверяемыми безударными гласными,

парными или непроизносимыми согласными, придумает слов на данное правило, на

данную схему

; ; ;

^

и др.

5. Для организации устного счёта по математике – различные лабиринты, упражнения с

таблицами чисел по выделению определённой группы чисел или выполнению операций с

ними:

– назови чётные числа до 10 и сложи их;

– из наибольшего двузначного вычти наибольшее однозначное и раздели остаток на 10;

– назови числа до 60, которые делятся на 6. Раздели их на 6 и напиши ответы; –

распредели данные числа в порядке возрастания (убывания) и т. д.

6. Задания с «цепочками» примеров по восстановлению чисел или знаков

Пример 16 … 8 + … = 10

40 8 24 12 10

7. Решение задач типа:

а) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса. А кто ниже?

б) Отметь точками и сосчитай:

По лесной тропе бежали волки: один впереди и два сзади, один сзади и два впереди,

один между двумя и три вряд. Двое волчат бежали сбоку. Сколько всего было волков?

• • •

• • Соедини точки отрезками. На что похожа фигура?

в) Лошадь темнее овцы. Овца темнее коровы. Кто темнее всех?

г) Вставь недостающие фигуры:

• • •

д). В чём сходство и различие между числами 14 и 4?

е) В первой вазе 5 ромашек, во второй – столько же, сколько в первой, а в третьей –

столько же, сколько во второй. Сколько ромашек в третьей вазе? А сколько всего?

ж). Нарисуй карандаш справа от тетради, но слева от линейки.

Подобных заданий сейчас можно найти очень много.

з). По примеру уже почти забытой телевизионной игры «Звёздный час», даю задания по

составлению как можно большего количества слов из другого слова (ТРАКТОРИСТ,

АРИФМЕТИКА, РИСОВАНИЕ, СКОРОГОВОРКА и др.). Аналогичные задания даю и по

математике: по данным числам – знакам восстанови выражение.

Часто даю задания на сравнение выражений, групп предметов, героев произведений; в

период обучения грамоте – выкладывание букв из ниток, геометрических фигур из

счётных палочек.

II. Разнообразны упражнения для развития памяти.

1. Математические слова

Называю математический термин, ученик повторяет его и добавляет свой, следующий

повторяет предыдущие два и добавляет свой и т. д. до сигнала «стоп».

(Сумма, сумма–разность, сумма–разность–слагаемое, сумма–разность–слагаемое–

произведение, …..)

2. Продолжи цепочку взаимосвязанных слов.

круг –(квадрат–треугольник–….. )

плюс–(минус–….)

меньше – (больше – равно)

шесть – (четыре – восемь… )

3. Повтори за мной.

Называю цепочку слов – ученикам надо повторить или записать все слова в том порядке,

как назвала я.

дом, крыша, крыльцо, окно, забор;

дом, крыша, крыльцо, окно, забор, гряда, теплица, яблоня, скворечник; ( и тому подобно).

4. Упражнения, направленные на развитие эмоциональной памяти.

а) рассмотри незнакомый предмет за 6 – 8 сек и опиши его как можно точнее;

б) зафиксируй взглядом несколько предметов, их расположение, цвет, форму, назови их;

иногда что-либо меняю и прошу определить, всё ли соответствует увиденному раньше.

Что изменилось? (Убрала, добавила, переставила…)

в) показываю через проектор картину (или картинку) в течение 1мин. Убираю. Опиши по

памяти.

г) прояви фантазию, опиши предмет

ШЛЯПА – ( мужская, коричневая, старая, мятая, рабочая, …)

д) создай образную ситуацию по двум существительным (или по картинке)

РОЗЫ – ВАЗА, КАРМАН – ПЕСНЯ, ШЛЯПА – СТРЕКОЗА, …

Можно усложнить работу, если взять слова из словаря и составить ситуацию из

нескольких слов.

е) проиллюстрировать сказку, составить диафильм;

5. Развитие слухового восприятия.

Воссоздай знакомые звуки:

– стук дождя (пальчиком по ладошке),

– мурлыканье кошки,

– звук слабого ветра ….

6. Тактильная память.

а) Ощупывание предмета в мешочке, назови предмет (семена растений, овощи, кисточка,

…)

б) представь, что ты гладишь котёнка; представь, что ты трогаешь камень; что ты идёшь

по песку;…

7. Хорошо тренирует память пересказ без предварительной подготовки, неожиданно.

8. Часто применяю зрительные диктанты и письмо по памяти.

III. Задания для развития воображения и представлений.

1. Составь из счётных палочек букву (Б, Г, А,…), цифру (2, 5, …), геометрическую фигуру

(квадрат, ромб, треугольник).

2. Переложи палочки так, чтобы получилась другая фигура (буква, цифра…)

– Как сложить из 7 палочек три треугольника?

– Составь такую фигуру,

убери в ней четыре палочки так,

чтобы осталось три равных квадрата.

– Составь зонтик из палочек.

Переложи две палочки

так, чтобы получилось

три равных треугольника.

3. Собери два круга из частей.

(Два одинаковых круга разрезать на части различной конфигурации. Ученики должны

подобрать части так, чтобы получились одинаковые круги.)

4. Изобрази предмет

– круглый;

– пушистый;

– квадратный;

– колючий;

Конечно, все описанные выше виды работ, которые я применяю, тесно связаны с

мышлением. Это и понятно. Ведь главное, надо научить малыша мыслить, расшевелить в

нём потребность обдумывать всё, что он делает, видит, слышит, фантазирует. С этой целью

очень часто задаю вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», «Докажи», «Объясни»,

даю задание – придумай вопрос для товарища, оцени работу соседа, оцени себя на уроке, в

какой-либо ситуации.

IV. Задания для развития мышления.

Их можно найти очень много. Приведу примеры наиболее распространённых в моей

практике.

1. Продолжи ряд чисел

2, 4, 6, 8, …… 1, 2, 4, 7, 11, 16, 22, ……

0, 3, 6, 9, …… 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …..

3, 5, 7, 9, …..

2. Сравни условия задач; сравни решения. Почему рения разные?

3. Реши задачу. (с лишними данными)

В буфет привезли 15 кг яблок и 12 кг груш. За обедом продали 10 кг фруктов.

Сколько фруктов привезли в буфет?

4. Проанализируй задачу. (с недостающими данными)

Девочке в подарок купили куклу и мишку. Мишка стоит 97 рублей. Сколько стоит кукла?

5. Выдели группу чисел, если признак задан; выдели группу чисел (или слов в русском

языке), если признак не задан, определи этот признак.

8 6 ? 16 25 ?

*

*

* * *

*

20 * 4 17 * 1

14 * 13 29

* 25

38

* 33

49 * 42

6. Придумай, составь выражение по ответу; задачу по решению.

7. Сравни выражения, не выполняя вычислений. Объясни, почему так?

8. Сколько треугольников на рисунке?

9. Составляем из деталей квадрата («Танграм») геометрические фигуры по образцу

(зайчик, домик, квадрат, бегущий гусь), а затем конструируем по замыслу.

10. упражнение «Составь два круга из деталей» можно усложнить, добавив лишние

детали. Детали кругов можно делать из картона и крепить на доску или выполнить

конструкцию на интерактивной доске.

11. Очень интересно ученикам упражнение, которое я называю «Точка ходит по странице».

Задаю координаты точки и шифрую её передвижение.

Объясняю детям, что точка может остановиться только в пересечении клеточек. В первом

и во втором классе выполняем такое задание под диктовку.

Например: две клеточки вниз, одну вправо, две вверх, одну вправо, две вниз и т.д.

Получается орнамент. Постепенно усложняю рисунок.

В третьем - четвёртом классе задаю зашифровано. Т(3,2) – это значит, что 3 клеточки

слева, 2 клеточки вниз. Это начальное положении точки. И начинаем её движение,

оставляя «следы» - отрезки.

(Мишка)

Вв(2), Вп(2), Вн(2), Вп(3), Вв(2), Вп(2), Вн(6), Увлн(1), Вл(5)

Дорисуй сам. На что похоже? Начинают фантазировать.

(Зайка)

(Это ключ)

12. Развитию мышления способствуют занятия в технике «Оригами». Ребятам сначала

очень трудно, но постепенно становится всё интереснее. Заниматься можно во внеурочной

деятельности или на уроках технологии.

13. Формирование навыков устного счёта – это очень важный момент в развитии

мышления и должен быть рассмотрен отдельной темой.

V. Развитие речи– очень важная составляющая развития творческого потенциала

учащихся. Вести его надо на каждом уроке систематически вне зависимости от предмета.

Умение правильно излагать свои мысли, обосновывать своё мнение, умело вести

дискуссию, общаться со взрослыми и сверстниками формируется в течение всех лет

обучения. Здесь использую возможности каждого ученика. Стараюсь предусмотреть

задания разного уровня сложности, даю право выбора детям, подбираю дополнительные

задания повышенной сложности. Начинаю с простого:

– ответь на вопросы;

– составь предложения из разбросанных слов;

– составь рассказ из отдельных предложений;

– восстанови деформированный текст;

Затем перехожу к более сложному: изложения, сочинения на тему, сочинения по серии

картинок, сочинения по репродукции картин известных художников, сравни произведения,

сравни характер героев, сочини сказку, сочини стихотворение. Существенную

помощь в этом вопросе оказывают уроки окружающего мира. На них школьники учатся

наблюдать за природой, анализировать события и явления, устанавливать причинно –

следственные связи, делать выводы, обобщать. Расширяется кругозор ребят. Все эти

моменты приходится обговаривать, а, следовательно, развивается грамотная речь.

VI. Чтение – вот лучшее учение.

Для успешного учения ребёнка очень важно, чтобы он хорошо научился читать – бегло,

выразительно, грамотно, внимательно и понимал прочитанное. Необходимо формировать

у школьников читательскую грамотность. Не секрет, что дети сейчас читают мало. Чтобы

улучшить технику чтения и ускорить темп чтения, в конце каждой четверти провожу

мониторинг качества чтения. Ребята стремятся показать лучшие результаты и увлекаются

чтением дополнительной литературы. Во втором-третьем классе включаю их в игровую

деятельность следующим образом: каждый ученик растит свою «гусеницу бабочки».

Как только ребёнок прочитал какую-то книжку, он записывает автора, название книги,

указывает очень коротко, о чём она, на специальный бумажный круг. Следующая

прочитанная книга будет записана на новый кружок. Круги эти склеиваются по принципу

гирлянды (за края, за середину, опять за края. потом за середину). Эту своеобразную

гирлянду мы и называем «гусеницей». Каждый стремится, чтобы его «гусеница» росла

быстрее других. Сами того не замечая, детишки начинают читать всё быстрее.

В заключение хочу сказать – ищите, творите, всё в ваших руках.



В раздел образования