Автор: Черныш Зиля Габдулловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№5" Многопрофильная"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей»
В детском саду вашего ребёнка зачислили в кабинет коррекции речи, и логопед проводит с ним
занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению, многие родители считают, что без особых усилий
с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же
занимается
логопед.
Специалист
всё
сделает
сам!
Вы
сильно
ошибаетесь!
Степень
влияния
домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика!
Именно сейчас вам нужно приложить все усилия, всё своё внимание для скорейшего достижения
поставленной цели. Но, к сожалению, у родителей нет представления о самом процессе обучения.
Родители
недостаточно
понимают,
что
большую
часть
своей
жизни
ребенок
проводит
с
родителями. И именно они являются главными "учителями".
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей?
Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления
необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой
родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с
близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Родители должны подготовит ребёнка к предстоящей работе. Объяснить значение,
необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной
психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Коррекция звукопроизношения происходит поэтапно и состоит из 4 этапов:
1. Подготовительный. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к
правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение
уверенности. Формирование заинтересованности в занятиях.
2. Постановка звуков. Добиться правильного звучания изолированного звука.
3. Автоматизация звуков. Добиться правильного произношения во фразовой речи.
4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно
употреблять их в собственной речи.
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к
логопеду,
а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при
просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки
ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе
«автоматизации».
Скорость
прохождения
этого
этапа
зависит
от
частоты
занятий
автоматизацией поставленных звуков. И от контроля произношения данных звуков в "домашней
речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в
день.
Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих
детей поставленные логопедом звуки.
Что же это –Автоматизация звука в речи?
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С
физиологической
точки
зрения
этап
автоматизации звука
представляет
собой
закрепление
условно-рефлекторных
речедвигательных
связей
на
различном
речевом
материале.
К
автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его
изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Ни
в
коем
случае
не
следует
вводить
в
слоги
и
слова звук,
который
произносится
еще
недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не
даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного
произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от
легкого к трудному, от простого к сложному.
Последовательность автоматизации звуков:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в
предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести
поставленный звук в слоги,
слова,
предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь
ребенка.
К
новому
материалу
можно
переходить
только
в
том
случае,
если
хорошо
усвоен
предыдущий.
Проведение занятий дома.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде
различных
упражнений.
Для детей они не новые,
а родителями должны быть прочитаны до
конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что
ребенок
должен
рисовать,
штриховать,
в
тетради
своей
рукой.
Взрослый
может
показать,
объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную,
главное,
чтобы
ребенок
тренировал
свою
руку,
готовил
руку
к
письму.
Что
касается
звукопроизношения,
то,
чем
чаще
вы будете
заниматься,
тем
быстрее
исправленный звук
закрепится
в
речи.
Упражнения
в
идеале
должны
быть
ежедневными.
Задача
логопеда
–
поставить звук,
автоматизировать
его
в
слогах,
словах,
но
если
домашних
занятий
будет
недостаточно,
то
заметных
подвижек
может
и
не
быть.
Работу
по
автоматизации
исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях:
• тетради забираются домой в пятницу, и возвращаются в дни занятий;
• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься за несколько раз по 15-20
минут;
•
задания
на
развитие
мелкой
моторики
рук (рисование,
штриховка
и
т.
д.)
выполняются только карандашами;
•
весь
речевой
материал
должен
быть
отработан,
т.
е.
родители
должны
добиваться правильного и четкого произношения ребенком задания, пусть даже путём заучивания;
•
Важно! Ежедневно
закреплять
поставленный звук
и
следить
за
правильным
произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома);
•
артикуляционную
гимнастику
следует
делать
вместе
с
ребенком,
сидя
перед
зеркалом;
• все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до конца;
Таким
образом:
исправление
речи
-
длительный
процесс,
требующий
систематических
занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем
этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи -это стимулирует усердие ребенка, придает ему
уверенности в себе.
Помните, что только совместная работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться
желаемого результата! Всего вам хорошего!
Успехов!