Напоминание

"Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей"


Автор: Черныш Зиля Габдулловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№5" Многопрофильная"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей»

В детском саду вашего ребёнка зачислили в кабинет коррекции речи, и логопед проводит с ним

занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению, многие родители считают, что без особых усилий

с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же

занимается

логопед.

Специалист

всё

сделает

сам!

Вы

сильно

ошибаетесь!

Степень

влияния

домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика!

Именно сейчас вам нужно приложить все усилия, всё своё внимание для скорейшего достижения

поставленной цели. Но, к сожалению, у родителей нет представления о самом процессе обучения.

Родители

недостаточно

понимают,

что

большую

часть

своей

жизни

ребенок

проводит

с

родителями. И именно они являются главными "учителями".

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей?

Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления

необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой

родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с

близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Родители должны подготовит ребёнка к предстоящей работе. Объяснить значение,

необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной

психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Коррекция звукопроизношения происходит поэтапно и состоит из 4 этапов:

1. Подготовительный. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение

уверенности. Формирование заинтересованности в занятиях.

2. Постановка звуков. Добиться правильного звучания изолированного звука.

3. Автоматизация звуков. Добиться правильного произношения во фразовой речи.

4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно

употреблять их в собственной речи.

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к

логопеду,

а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при

просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки

ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе

«автоматизации».

Скорость

прохождения

этого

этапа

зависит

от

частоты

занятий

автоматизацией поставленных звуков. И от контроля произношения данных звуков в "домашней

речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в

день.

Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих

детей поставленные логопедом звуки.

Что же это –Автоматизация звука в речи?

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С

физиологической

точки

зрения

этап

автоматизации звука

представляет

собой

закрепление

условно-рефлекторных

речедвигательных

связей

на

различном

речевом

материале.

К

автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его

изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

Ни

в

коем

случае

не

следует

вводить

в

слоги

и

слова звук,

который

произносится

еще

недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не

даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного

произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от

легкого к трудному, от простого к сложному.

Последовательность автоматизации звуков:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в

предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести

поставленный звук в слоги,

слова,

предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь

ребенка.

К

новому

материалу

можно

переходить

только

в

том

случае,

если

хорошо

усвоен

предыдущий.

Проведение занятий дома.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде

различных

упражнений.

Для детей они не новые,

а родителями должны быть прочитаны до

конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что

ребенок

должен

рисовать,

штриховать,

в

тетради

своей

рукой.

Взрослый

может

показать,

объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную,

главное,

чтобы

ребенок

тренировал

свою

руку,

готовил

руку

к

письму.

Что

касается

звукопроизношения,

то,

чем

чаще

вы будете

заниматься,

тем

быстрее

исправленный звук

закрепится

в

речи.

Упражнения

в

идеале

должны

быть

ежедневными.

Задача

логопеда

поставить звук,

автоматизировать

его

в

слогах,

словах,

но

если

домашних

занятий

будет

недостаточно,

то

заметных

подвижек

может

и

не

быть.

Работу

по

автоматизации

исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях:

• тетради забираются домой в пятницу, и возвращаются в дни занятий;

• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься за несколько раз по 15-20

минут;

задания

на

развитие

мелкой

моторики

рук (рисование,

штриховка

и

т.

д.)

выполняются только карандашами;

весь

речевой

материал

должен

быть

отработан,

т.

е.

родители

должны

добиваться правильного и четкого произношения ребенком задания, пусть даже путём заучивания;

Важно! Ежедневно

закреплять

поставленный звук

и

следить

за

правильным

произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома);

артикуляционную

гимнастику

следует

делать

вместе

с

ребенком,

сидя

перед

зеркалом;

• все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до конца;

Таким

образом:

исправление

речи

-

длительный

процесс,

требующий

систематических

занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем

этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи -это стимулирует усердие ребенка, придает ему

уверенности в себе.

Помните, что только совместная работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться

желаемого результата! Всего вам хорошего!

Успехов!



В раздел образования