Автор: Пургина Оксана Григорьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 12
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Традиционные и нетрадиционные приемы в работе с детьми с речевыми нарушениями."
Раздел: дошкольное образование
Традиционные и нетрадиционные приемы в работе с детьми с речевыми
нарушениями.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями.
Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми
нарушениями, например ОНР, алалией, дизартрией, заиканием и т.д.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие
нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети
с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи
ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со
сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать
общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная
привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого
добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут
проявиться их реальные способности.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи
проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой
моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма,
сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более
позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в
развитии речи, и т.д.
Задача педагогов, как логопедов, так и дефектологов, - на занятиях подобрать такие формы и методы
обучения детей с речевыми нарушениями, которые целенаправленно будут стимулировать
двигательную и речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития, развивать
активный словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше
места занимают специальные техники, куда входят такие направления как: логопедические сказки,
работа с природным материалом (вода, песок, камешки), работа с разными куклами работа с
графическими схемами, как прием мнемотехники, многофункциональное использование
дидактических пособий (например, кубики), как творческой деятельности. А также использование
разнообразный игр для улучшения эмоционального настроения ребенка на занятии.
Значительный интерес в работе с детьми с нарушениями речи представляет работа с различными
куклами (куклы на палочках, руковичковые, картонажные, бибабо). Куклы помогают разыгрывать
различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся
настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе
что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того,
взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. (Фото 1,1а)
Многофункциональное использование дидактических игр.
Как было сказано ранее развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является
важнейшим условием психического развития ребенка.
Чем выше уровень сформированности тонкой моторики, тем легче формируется у ребенка правильное
звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе. Высокий уровень развития тонкой
моторики косвенно воздействует на психоэмоциональную стабилизацию ребенка. Работа по коррекции
нарушений тонкой моторики должна проводиться систематически, последовательно, кропотливо, но без
лишней спешки, шаг за шагом продвигаясь вперед. Отрабатываемые упражнения должны быть, с одной
стороны, динамичными и эмоционально приятными, с другой, - строго дозированными, не
допускающими перегрузки, переутомления ребенка. Наряду с пальчиковой гимнастикой можно
использовать такие игры как:
1.
Упражнение с волчком.
Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным
пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение
выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.
1.
Упражнение с поролоновым мячиком.
Мячик- диаметр 3-4 см. Упражнение выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь
при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и
надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к
поверхности стола 5 - 10 секунд.
1.
Упражнение со шнурком.
Ребенок выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям на листе
бумаги формата А4 (прямым - вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным -
разомкнутым и замкнутым) и т.д. (Фото 3.)
Таким образом, разнообразие методов в работе логопеда способствуют повышению физической и
умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую
симптоматику, создают базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий
уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой
работы с ребенком.