Автор: Воронина Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 410"
Населённый пункт: город Нижний Новгород Нижегородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
Современные здоровьесберегающие технологии
в дошкольном образовании
Аннотация. Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей нельзя
недооценивать. Сохранить и укрепить здоровье дошкольника возможно благодаря
использованию
современных
здоровьесберегающих
педагогических
технологий.
Об
этом
свидетельствуют
исследования
отечественных
ученых
в
области
педагогике
оздоровления.
В
статье
рассматриваются
виды
современных
здоровьесберегающих педагогических технологий, а также их значение.
Ключевые
слова:
здоровьесберегающие
технологии,
педагогика
оздоровления, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС),
Дошкольная образовательная организация (ДОО).
Состояние здоровья детей определяет будущее нашего общества. Поэтому
проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из главных
социальных
проблем.
Дети
дошкольного
возраста
склонны
к
так
называемой
«группе риска» - второй группе здоровья.
Федеральный
Государственный
Образовательный
Стандарт
дошкольного
образования ставит перед педагогами задачу сохранения и укрепления здоровья (1,
с.8). на решение этой задачи и направлены здоровьесберегающие технологии.
Физическое
и
психическое
развитие
ребенка
формируется
именно
в
дошкольном детстве. Поэтому оздоровительные мероприятия проводимые в этот
период жизни ребенка наиболее значимы. Педагоги сами выбирают технологии в
зависимости от Программы, условий ДОО и показаний заболеваемости детей (5,
с.65).
К здоровьесберегающим технологиям относятся (3, с.5):
Ритмопластика
Динамические паузы (физкультминутки)
Подвижные и спортивные игры, оздоровительные игры
Релаксация
Технология эстетической направленности
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Гимнастика пробуждения
Оздоровительный бег
Игротренинги и игротерапия
Коммуникативные игры
Валеологическое воспитание
Игровой массаж
Артикулярный массаж (массаж ушных раковин)
Самомассаж лица, массаж рук
Игры,
комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений
осанки и плоскостопия
«Су-Джок» терапия
Цветотерапия
Хатха-йога
Стретчинг
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе ДОО, позволят не
только сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, но и
создать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список литературы:
1.
Алямовская
В.Г.
Оздоровительные
технологии
в
ДОУ:
инновационный аспект.-М.: Педагогический университет «Первое сентября» ,
2010.
2.
Зайцев
Г.К.,
Колбанов
В.В.,
Колесникова
М.Г.
Педагогика
здоровья: Образовательные программы по валеологии – СПб. 1994.
3.
Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих технологий в
дошкольных образовательных учреждениях. –Методист.2007-№2 с. 65-68.
4.
Татарникова
Л.Г.
Валеология
в
педагогическом
пространстве:
монография-эссе /под редакцией Д.Н. Давиденко СПб. Крисмас 1994.
5.
Ти хом и р о ва
Л . Ф .
Те о р е т и ко - м е тод и ч е с к и е
о с н о в ы
здоровьесберегающей педагогике : монография – Ярославль Изд-во ЯГПУ –
2004.
6.
Федеральный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования . –М.: УЦ Перспектива, 2014.