Автор: Воронцова Нина Юрьевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: филиал ГБУ РС (Я) "ЦСППСиМ" в МО "Алданский район"
Населённый пункт: г. Алдан Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Патриотическое воспитание
Тема: "Я патриот"!
Раздел: полное образование
ФИЛИАЛ ГБУ РС (Я) «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ» В МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
“
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА
формирования нравственного отношения сопричастности к родному краю «Я патриот»
Программу разработала:
Педагог - психолог
филиала ГБУ РС (Я) «ЦСППСиМ»
в МО «Алданский район »
Воронцова Нина Юрьевна
Алдан– 2017
№ Название
раздела
Краткая характеристика
1
Обоснование
проекта
Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к
стране, в которой живём.
Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?
Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня
сложилась
неоднозначная
ситуация. Большинство
взрослых
не
понимают
сути
патриотизма,
что
уж
говорить
о
детях,
какое
воспитание
патриотизма
в
этих
условиях
происходит
у
них.
Воспитание патриота своей Родины, своего края - одно из главных
условий
национального
возрождения.
Патриот
-
это
человек
любящий
свою
Родину,
уважающих
рядом
живущих
людей
и
стремящийся к созидающей преобразующей деятельности себя и
окружающего его мир - близких, друзей, родных, образовательное
учреждение, город, тем самым, внося свой маленький вклад через
поведение, поступки, дела - в укрепление и развитие своей малой
Родины,
а
значит
и
государства.
Важно
воспитать
деятельного
человека, патриота своей Родины, а не стороннего наблюдателя,
человека у которого будут сформированы духовно - нравственные
черты личности, дающие возможность сохранить и приумножить
духовно
-
нравственные
черты
личности
человека.
Формируя
патриота,
мы
должны
видеть
в
нём
человека,
наделённого
самобытной индивидуальностью, обладающая единством духовно -
нравственного и правового долга.
Данный проект разработан и состоит из тренинговых упражнений
специально
для
того,
чтобы
помочь
учащимся
сформировать
определенные
черты
личности:
активность,
самостоятельность,
систему
основополагающих
ценностей.
Привить
любовь
к
Отечеству, гордость за его культуру.
2
Паспорт
проекта
Цель проекта: формирование личности патриота.
Задачи:
Совершенствование ценностно-ориентированных качеств
личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся,
их творческой активности.
Формирование эффективной системы утверждений в сознании и
чувствах
патриотических
ценностей,
взглядов
и
убеждений,
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому
России,
к
традициям
родного
края;
развитие
у
учащихся
потребности в познании культурно-исторических ценностей.
Целевая группа: 14-17 лет
Продолжительность: 1 час 30 минут
Ожидаемые результаты: Результатом реализации проекта должны
стать
сформированность
важнейших
качеств
личности как
устойчивая
характеристика
человека,
выражающаяся
в
его
мировоззрении,
нравственных
идеалах,
нормах
поведения.
Выработана гражданская позиция, патриотическое сознание.
3
Содержание
1.
Организационная часть.
2
Ознакомление с целями данной группы
Знакомство,
разминка.
Упражнение
1.
«Волшебный
мир
приветствий». Упражнение 2. «Знакомство»,
2.
Основная часть
Упражнение 1. «Угол зрения».
Задания 1, 2, 3.
Игра
Групповая работа с карточками
Заполнение анкеты
3.
Подведение итогов. Рефлексия. Заполнение анкет обратной
связи.
4
Список
литератур
ы
1.
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-
политических реалий//Социс, №8,2006
2. Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического
воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе
современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
3Aзаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического
воспитания, 2008 г.
3. festival.1september
5
Дополнительная
информац
ия
Требуемые материалы:
1. Бейдж, маркер
2. Планшеты с листами А-4 на каждого участника
3. Ручки для каждого
4. Магнитная доска
5. Медитативная музыка
5.
Анкета обратной связи для участников.
Приложение
3
Ход занятия
1.
Организационная часть. (5 минут)
Цель: ознакомление с основными целями данной программы.
Самопрезентация ведущего. Знакомство с правилами работы в тренинге.
Правила работы группы (записать на ватмане и повесить на видное место):
1.
Отключение телефона или перевод его в режим виброзвонка;
2.
Доброжелательное отношение к каждому участнику группы;
3.
Право каждого быть услышанным, выразить любые свои мысли и чувства;
4.
Внимательное,
без
прерывания,
выслушивание
каждого
участника
(право
прерывать есть только у ведущего);
5.
Активное участие каждого в работе группы;
6.
Право каждого участника не отвечать на адресованные ему вопросы;
Часть 1. «Разминка»
Цель: позитивный настрой, знакомство с группой
Продолжительность: 5 минут.
Упражнение 1. «Волшебный мир приветствий»
Инструкция: Ведущий предлагает участникам свободно двигаться по аудитории. Когда
участники встречаются лицом к лицу, с каждым нужно поздороваться как:
а) китайцы;
б) итальянцы;
в) армяне;
г) французы;
д) русские.
Упражнение 2. «Приветствие».
Инструкция: Ведущий говорит присутствующим приветствия:
Добрый день, солнце (все поднимают руки вверх)
Добрый день, земля, (все опускают руки вниз)
Добрый день, деревья (все поднимают руки вверх)
Добрый день, речка, (все вытягивают руки вперед и выполняют волнообразные движения)
Добрый день, птицы, (все поднимают руки вверх и машут ладошками)
Добрый день, всем нам! (все разводят руки в стороны, берутся за руки)
А теперь подарим улыбки своим друзьям
!
Часть 2. Основная часть
2.1. Упражнение 1. «Угол зрения»
Цель: выяснить, как участники понимают такое понятие как «патриотизм»
Время беседы - 15- 20 минут
Инструкция. (Участники садятся лицом к ведущему.) Выберите утверждение, которое
вам наиболее подходит, объясните свой выбор (утверждения заранее вывешены на
магнитной доске):
– Все одинаковые. Как живу я, так живет и весь мир.
4
– Люди разные, но я этого стараюсь не замечать.
– Культуры разные – я это знаю. Я уважаю право иных быть иными.
– Существуют не такие, как мы – «неправильные» люди.
– Я могу посмотреть на мир глазами иных. Я могу почувствовать «другое» на себе.
2.2. Выполнение заданий. Цель: проявление активной гражданской позиции
Время 20 минут.
Инструкция: присутствующим даются задания
(обмен мнениями, обсуждение).
Задание 1: Продолжите фразу – «Я горжусь своей страной, потому что…»
Задание 2: Нарисуйте символ (эмблему) понятия патриотизм.
Задание 3: Ответьте на вопрос: Что для Вас означает патриотизм?
Игра Время работы 10 минут.
Ведущий показывает цитату:
«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и
солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество,
малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин
родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к
служению Отечеству». ( Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. М.: 2009)
Ведущий: давайте мы с вами подумаем, а что значит быть патриотом сегодня? Вы себя
можете назвать патриотами?
Что значит любить свою Родину сегодня? Какие дела и
поступки позволяют сказать, что человек является патриотом?
Инструкция. Ведущий предлагает участникам поиграть.
Разбиваем группу на команды. Суть этой игры в том, что с начала первая команда
называет, за что можно гордиться Россией, родным краем. Что можно в них любить и
уважать. Затем, по знаку ведущего, вторая команда также называет то, за что Россией
можно гордиться, любить и уважать. Во втором раунде каждая команда называет то, что в
России, родном крае хотелось бы изменить, что вызывает неудовольствие жителей, то
есть нас с вами.
Надо напомнить условие игры – нельзя повторять уже названное ранее. Для этого
участникам выдается лист бумаги и цветные карандаши, в центре листа записывают слово
РОДИНА и делают от нее две стрелки. На одной пишут «гордиться можно за» на другой:
«гордиться нельзя». Дается 2-3 минуты для обсуждения в группах и заполнения листов.
Затем, называют команды по очереди чем, по их мнению, можно гордиться, а что
вызывает неудовольствие.
Групповая работа с карточками:
(Карточки – приложение№1)
Время работы 20 минут.
Ведущий предлагает следующее задание. На столы выкладываются карточки с
различными видами деятельности. Участникам предлагается разложить их на два
столбика. Первый составят те виды деятельности, которые приносят пользу Родине, а
второй – которые не приносят пользы. Ведущий просит объяснить, почему команда
сделала такой выбор.
Ведущий организует работу в группе над составлением интеллект-карты.
Инструкция. В центре ключевая фраза «Я - патриот России».
5
Суть этого метода в том, что дети сначала в группе обсуждают ассоциации, возникающие
у
них
к
этой
фразе,
а
затем
они
их
выражают
графически
на
листе
бумаги.
Ведущий предлагает каждой команде представить проект своей групповой деятельности.
В заключении предлагается заполнить анкету «Патриотизм»
с целью выяснить, как
участники понимают такое понятие как «патриотизм». Время - 10 минут
(приложение №2)
Часть 3. Заключение.
Время 5 минут
Подведение итогов. Рефлексия. Заполнение анкет обратной связи.
Приложение № 1
Карточки:
Охранять природу
Уважительно относится к окружающим людям
Ломать ветки и деревья
Убирать территорию во дворе дома
Ответственно выполнять поручения
Равнодушно относится к природе
Ругать свою страну
Изучать историю и культуру своей страны
Знать традиции своего народа
Добросовестно учится
Помогать пожилым людям
Защищать свою страну
Прославлять её в музыке, в стихах
Честно работать на своем месте
Воровать когда никто не видит
Мусорить
6
Изучать и соблюдать законы своей страны
Деятельность приносящая пользу
Деятельность не приносящая пользу
Приложение № 2.
Анкета "Патриотизм"
При заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов, необходимо
отметить выбранный вариант ответа любым знаком.
1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
1) любовь к Родине; 2) любовь к своей семье; 3) любовь к родному городу деревне,
дому, близким; 4) любовь к нации; 5) религиозная вера; 6) возрождение традиций
российского государства 7) любовь ко всему человечеству, гуманизм; 8) стремление к
социальной справедливости; 9) любовь к народу, прославление побед Родины;
10) стремление к безопасному глобальному миру культуре, которую я исповедаю;
11) коллективный образ жизни; 12) возрождение традиций советского государства; 13)
уважение к своей Родине, гордость за свою страну;
14)
патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
15) Свой вариант ответа: _________________________________________________
2. Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и
отметьте его номер:
1) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (Словарь
Ожегова и Шведовой).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов
граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее,
готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы
родины и своего народа. (Энциклопедия социологии).
4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение
себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся
войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя
собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим.
Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку. (Л. Толстой).
5) Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно
жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное
извержение паток любви, а это совсем другое. (В. Познер).
3. В чем проявляется истинный патриотизм?
1.в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы;
2.в голосовании на выборах за патриотические партии;
3.в участии в деятельности патриотических организаций;
4.в праздновании исторических событий и юбилеев;
5.в конструктивной критике недостатков в стране;
6.в работе с полной отдачей сил по своей специальности;
7.в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма;
8. Свой вариант ответа: ________________________________________________________
7
4. Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи в течение этого года принимать
участие в мероприятиях патриотической направленности: Да, Нет:
1. в мероприятиях патриотических клубов, центров, в т. ч. детских и молодёжных;
2. посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий,
учреждений;
3. посещать выставки патриотической направленности;
4. участвовать в фестивалях и конкурсах по патриотической тематике;
5. принимать участие в военно-спортивных играх;
6. приобретать и читать в течение года книги патриотической направленности;
7. участвовать в проведении научно-исследовательских работ по проблемам
патриотического воспитания;
8. передавать имеющиеся материалы в музей;
9. оказывать помощь в организации экспозиций музеев, другое:
5. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чём это
проявляется?
6. Может ли быть патриотом человек, который; Признаки Патриот. Не патриот.
Критикует власть своей страны. Старается избежать службы в армии. Не знает текста
гимна своей страны. Равнодушен к родной природе. Не знает историю своей страны.
Не ходит на выборы. Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и
искусство. Уезжает жить и работать за границу
7. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей
других регионов России?
1. отличаются в лучшую сторону;
2. отличаются в худшую сторону;
3. не отличаются;
4. затрудняюсь ответить.
8. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)
Нет, не приходилось
Затрудняюсь ответить
Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну?
9. Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово «Родина»?
10.Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Да, Нет, Затрудняюсь ответить
Вы бы хотели родиться не в России, а в другой стране?
Вы бы хотели переехать в другой регион России?
Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства?
11. Как расположены цвета на российском флаге по порядку сверху вниз:19 синий
белый красный, белый красный синий, красный синий белый, белый синий красный
12. Назовите авторов современного российского гимна: Автор музыки Автор слов
13. Какой праздник мы отмечаем 12 июня?
День победы в Ледовом побоище; День рождения В.И. Ленина; День России
14. Есть ли у нас в городе, районе Да, Нет - Гимн. Герб. Флаг.
15. Считаете ли Вы себя патриотом? Да Нет
8