Напоминание

"Я патриот"!


Автор: Воронцова Нина Юрьевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: филиал ГБУ РС (Я) "ЦСППСиМ" в МО "Алданский район"
Населённый пункт: г. Алдан Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Патриотическое воспитание
Тема: "Я патриот"!
Раздел: полное образование





Назад




ФИЛИАЛ ГБУ РС (Я) «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ» В МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА

формирования нравственного отношения сопричастности к родному краю «Я патриот»

Программу разработала:

Педагог - психолог

филиала ГБУ РС (Я) «ЦСППСиМ»

в МО «Алданский район »

Воронцова Нина Юрьевна

Алдан– 2017

№ Название

раздела

Краткая характеристика

1

Обоснование

проекта

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к

стране, в которой живём.

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня

сложилась

неоднозначная

ситуация. Большинство

взрослых

не

понимают

сути

патриотизма,

что

уж

говорить

о

детях,

какое

воспитание

патриотизма

в

этих

условиях

происходит

у

них.

Воспитание патриота своей Родины, своего края - одно из главных

условий

национального

возрождения.

Патриот

-

это

человек

любящий

свою

Родину,

уважающих

рядом

живущих

людей

и

стремящийся к созидающей преобразующей деятельности себя и

окружающего его мир - близких, друзей, родных, образовательное

учреждение, город, тем самым, внося свой маленький вклад через

поведение, поступки, дела - в укрепление и развитие своей малой

Родины,

а

значит

и

государства.

Важно

воспитать

деятельного

человека, патриота своей Родины, а не стороннего наблюдателя,

человека у которого будут сформированы духовно - нравственные

черты личности, дающие возможность сохранить и приумножить

духовно

-

нравственные

черты

личности

человека.

Формируя

патриота,

мы

должны

видеть

в

нём

человека,

наделённого

самобытной индивидуальностью, обладающая единством духовно -

нравственного и правового долга.

Данный проект разработан и состоит из тренинговых упражнений

специально

для

того,

чтобы

помочь

учащимся

сформировать

определенные

черты

личности:

активность,

самостоятельность,

систему

основополагающих

ценностей.

Привить

любовь

к

Отечеству, гордость за его культуру.

2

Паспорт

проекта

Цель проекта: формирование личности патриота.

Задачи:

Совершенствование ценностно-ориентированных качеств

личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся,

их творческой активности.

Формирование эффективной системы утверждений в сознании и

чувствах

патриотических

ценностей,

взглядов

и

убеждений,

воспитание уважения к культурному и историческому прошлому

России,

к

традициям

родного

края;

развитие

у

учащихся

потребности в познании культурно-исторических ценностей.

Целевая группа: 14-17 лет

Продолжительность: 1 час 30 минут

Ожидаемые результаты: Результатом реализации проекта должны

стать

сформированность

важнейших

качеств

личности как

устойчивая

характеристика

человека,

выражающаяся

в

его

мировоззрении,

нравственных

идеалах,

нормах

поведения.

Выработана гражданская позиция, патриотическое сознание.

3

Содержание

1.

Организационная часть.

2

Ознакомление с целями данной группы

Знакомство,

разминка.

Упражнение

1.

«Волшебный

мир

приветствий». Упражнение 2. «Знакомство»,

2.

Основная часть

Упражнение 1. «Угол зрения».

Задания 1, 2, 3.

Игра

Групповая работа с карточками

Заполнение анкеты

3.

Подведение итогов. Рефлексия. Заполнение анкет обратной

связи.

4

Список

литератур

ы

1.

Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-

политических реалий//Социс, №8,2006

2. Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического

воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе

современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.

3Aзаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического

воспитания, 2008 г.

3. festival.1september

5

Дополнительная

информац

ия

Требуемые материалы:

1. Бейдж, маркер

2. Планшеты с листами А-4 на каждого участника

3. Ручки для каждого

4. Магнитная доска

5. Медитативная музыка

5.

Анкета обратной связи для участников.

Приложение

3

Ход занятия

1.

Организационная часть. (5 минут)

Цель: ознакомление с основными целями данной программы.

Самопрезентация ведущего. Знакомство с правилами работы в тренинге.

Правила работы группы (записать на ватмане и повесить на видное место):

1.

Отключение телефона или перевод его в режим виброзвонка;

2.

Доброжелательное отношение к каждому участнику группы;

3.

Право каждого быть услышанным, выразить любые свои мысли и чувства;

4.

Внимательное,

без

прерывания,

выслушивание

каждого

участника

(право

прерывать есть только у ведущего);

5.

Активное участие каждого в работе группы;

6.

Право каждого участника не отвечать на адресованные ему вопросы;

Часть 1. «Разминка»

Цель: позитивный настрой, знакомство с группой

Продолжительность: 5 минут.

Упражнение 1. «Волшебный мир приветствий»

Инструкция: Ведущий предлагает участникам свободно двигаться по аудитории. Когда

участники встречаются лицом к лицу, с каждым нужно поздороваться как:

а) китайцы;

б) итальянцы;

в) армяне;

г) французы;

д) русские.

Упражнение 2. «Приветствие».

Инструкция: Ведущий говорит присутствующим приветствия:

Добрый день, солнце (все поднимают руки вверх)

Добрый день, земля, (все опускают руки вниз)

Добрый день, деревья (все поднимают руки вверх)

Добрый день, речка, (все вытягивают руки вперед и выполняют волнообразные движения)

Добрый день, птицы, (все поднимают руки вверх и машут ладошками)

Добрый день, всем нам! (все разводят руки в стороны, берутся за руки)

А теперь подарим улыбки своим друзьям

!

Часть 2. Основная часть

2.1. Упражнение 1. «Угол зрения»

Цель: выяснить, как участники понимают такое понятие как «патриотизм»

Время беседы - 15- 20 минут

Инструкция. (Участники садятся лицом к ведущему.) Выберите утверждение, которое

вам наиболее подходит, объясните свой выбор (утверждения заранее вывешены на

магнитной доске):

– Все одинаковые. Как живу я, так живет и весь мир.

4

– Люди разные, но я этого стараюсь не замечать.

– Культуры разные – я это знаю. Я уважаю право иных быть иными.

– Существуют не такие, как мы – «неправильные» люди.

– Я могу посмотреть на мир глазами иных. Я могу почувствовать «другое» на себе.

2.2. Выполнение заданий. Цель: проявление активной гражданской позиции

Время 20 минут.

Инструкция: присутствующим даются задания

(обмен мнениями, обсуждение).

Задание 1: Продолжите фразу – «Я горжусь своей страной, потому что…»

Задание 2: Нарисуйте символ (эмблему) понятия патриотизм.

Задание 3: Ответьте на вопрос: Что для Вас означает патриотизм?

Игра Время работы 10 минут.

Ведущий показывает цитату:

«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и

солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество,

малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин

родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к

служению Отечеству». ( Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России. М.: 2009)

Ведущий: давайте мы с вами подумаем, а что значит быть патриотом сегодня? Вы себя

можете назвать патриотами?

Что значит любить свою Родину сегодня? Какие дела и

поступки позволяют сказать, что человек является патриотом?

Инструкция. Ведущий предлагает участникам поиграть.

Разбиваем группу на команды. Суть этой игры в том, что с начала первая команда

называет, за что можно гордиться Россией, родным краем. Что можно в них любить и

уважать. Затем, по знаку ведущего, вторая команда также называет то, за что Россией

можно гордиться, любить и уважать. Во втором раунде каждая команда называет то, что в

России, родном крае хотелось бы изменить, что вызывает неудовольствие жителей, то

есть нас с вами.

Надо напомнить условие игры – нельзя повторять уже названное ранее. Для этого

участникам выдается лист бумаги и цветные карандаши, в центре листа записывают слово

РОДИНА и делают от нее две стрелки. На одной пишут «гордиться можно за» на другой:

«гордиться нельзя». Дается 2-3 минуты для обсуждения в группах и заполнения листов.

Затем, называют команды по очереди чем, по их мнению, можно гордиться, а что

вызывает неудовольствие.

Групповая работа с карточками:

(Карточки – приложение№1)

Время работы 20 минут.

Ведущий предлагает следующее задание. На столы выкладываются карточки с

различными видами деятельности. Участникам предлагается разложить их на два

столбика. Первый составят те виды деятельности, которые приносят пользу Родине, а

второй – которые не приносят пользы. Ведущий просит объяснить, почему команда

сделала такой выбор.

Ведущий организует работу в группе над составлением интеллект-карты.

Инструкция. В центре ключевая фраза «Я - патриот России».

5

Суть этого метода в том, что дети сначала в группе обсуждают ассоциации, возникающие

у

них

к

этой

фразе,

а

затем

они

их

выражают

графически

на

листе

бумаги.

Ведущий предлагает каждой команде представить проект своей групповой деятельности.

В заключении предлагается заполнить анкету «Патриотизм»

с целью выяснить, как

участники понимают такое понятие как «патриотизм». Время - 10 минут

(приложение №2)

Часть 3. Заключение.

Время 5 минут

Подведение итогов. Рефлексия. Заполнение анкет обратной связи.

Приложение № 1

Карточки:

Охранять природу

Уважительно относится к окружающим людям

Ломать ветки и деревья

Убирать территорию во дворе дома

Ответственно выполнять поручения

Равнодушно относится к природе

Ругать свою страну

Изучать историю и культуру своей страны

Знать традиции своего народа

Добросовестно учится

Помогать пожилым людям

Защищать свою страну

Прославлять её в музыке, в стихах

Честно работать на своем месте

Воровать когда никто не видит

Мусорить

6

Изучать и соблюдать законы своей страны

Деятельность приносящая пользу

Деятельность не приносящая пользу

Приложение № 2.

Анкета "Патриотизм"

При заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов, необходимо

отметить выбранный вариант ответа любым знаком.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?

1) любовь к Родине; 2) любовь к своей семье; 3) любовь к родному городу деревне,

дому, близким; 4) любовь к нации; 5) религиозная вера; 6) возрождение традиций

российского государства 7) любовь ко всему человечеству, гуманизм; 8) стремление к

социальной справедливости; 9) любовь к народу, прославление побед Родины;

10) стремление к безопасному глобальному миру культуре, которую я исповедаю;

11) коллективный образ жизни; 12) возрождение традиций советского государства; 13)

уважение к своей Родине, гордость за свою страну;

14)

патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение

15) Свой вариант ответа: _________________________________________________

2. Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и

отметьте его номер:

1) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (Словарь

Ожегова и Шведовой).

2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов

граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический

словарь Брокгауза и Ефрона).

3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство,

содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее,

готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы

родины и своего народа. (Энциклопедия социологии).

4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение

себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся

войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя

собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим.

Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку. (Л. Толстой).

5) Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно

жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное

извержение паток любви, а это совсем другое. (В. Познер).

3. В чем проявляется истинный патриотизм?

1.в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы;

2.в голосовании на выборах за патриотические партии;

3.в участии в деятельности патриотических организаций;

4.в праздновании исторических событий и юбилеев;

5.в конструктивной критике недостатков в стране;

6.в работе с полной отдачей сил по своей специальности;

7.в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма;

8. Свой вариант ответа: ________________________________________________________

7

4. Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи в течение этого года принимать

участие в мероприятиях патриотической направленности: Да, Нет:

1. в мероприятиях патриотических клубов, центров, в т. ч. детских и молодёжных;

2. посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий,

учреждений;

3. посещать выставки патриотической направленности;

4. участвовать в фестивалях и конкурсах по патриотической тематике;

5. принимать участие в военно-спортивных играх;

6. приобретать и читать в течение года книги патриотической направленности;

7. участвовать в проведении научно-исследовательских работ по проблемам

патриотического воспитания;

8. передавать имеющиеся материалы в музей;

9. оказывать помощь в организации экспозиций музеев, другое:

5. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чём это

проявляется?

6. Может ли быть патриотом человек, который; Признаки Патриот. Не патриот.

Критикует власть своей страны. Старается избежать службы в армии. Не знает текста

гимна своей страны. Равнодушен к родной природе. Не знает историю своей страны.

Не ходит на выборы. Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и

искусство. Уезжает жить и работать за границу

7. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей

других регионов России?

1. отличаются в лучшую сторону;

2. отличаются в худшую сторону;

3. не отличаются;

4. затрудняюсь ответить.

8. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры)

Нет, не приходилось

Затрудняюсь ответить

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?

Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну?

9. Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово «Родина»?

10.Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Да, Нет, Затрудняюсь ответить

Вы бы хотели родиться не в России, а в другой стране?

Вы бы хотели переехать в другой регион России?

Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства?

11. Как расположены цвета на российском флаге по порядку сверху вниз:19 синий

белый красный, белый красный синий, красный синий белый, белый синий красный

12. Назовите авторов современного российского гимна: Автор музыки Автор слов

13. Какой праздник мы отмечаем 12 июня?

День победы в Ледовом побоище; День рождения В.И. Ленина; День России

14. Есть ли у нас в городе, районе Да, Нет - Гимн. Герб. Флаг.

15. Считаете ли Вы себя патриотом? Да Нет

8



В раздел образования