Автор: Романюк Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель МБДОУ № 49 "Родничок"
Учебное заведение: МБДОУ № 49 "Родничок"
Населённый пункт: г.Большой Камень Приморский край
Наименование материала: НОД по ознакомлению с окружающим
Тема: "Путешествие в прошлое живай природы"
Раздел: дошкольное образование
НОД
по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
«Путешествие в прошлое живой природы».
Автор занятия: Романюк Ольга Николаевна
МБДОУ №49 «Родничок» г. Большой Камень, Приморский край.
Цель: Закрепить знания детей о живой природе. Познакомить с линией жизни
растений,
растений,
рыб
и
птиц.
Учить
строить
простую
систему
«
линия
жизни». Дать детям понятие о том ,что вся живая природа планеты Земля
имеет
линию
жизни
.Развивать
речь
детей.
Развивать
умение
отвечать
на
вопросы
и
аргументировать
свои
ответы.
Воспитывать
интерес
к
живой
природе.
Материал:
иллюстрации
и
игрушки
животных,
растений,
птиц;гуси-
лебеди
(перчатки); лягушка; схемы развития живых существ; материал и инструменты
для посадки семян.
Ход занятия.
В-ль: Ребята, что относится к живой и неживой природе? Хочу вас пригласить
отправиться в путешествие в прошлое живой природы. А что такое прошлое?
(Ответы
детей)
Ну,
что
вы
согласны?
На
каком
же
виде
транспорта
мы
отправимся с вами? Я предлагаю выбрать живой сказочный транспорт .
Дети: на лошади, верблюде ,слоне и даже на собаках. Можно полететь на гусях
– лебедях.
В–ль: Я согласна, ведь это будет очень необычно, увлекательно путешествовать
на птицах. Этот транспорт будет самым быстроходным и везде проходимым.
Зовем гусей:
Гуси – гуси, серые гуси,
Быстрее летите,
В сказку нас несите.
Дети закрывают глаза, отправляются в путь.
В-ль: Посмотрите кругом. Куда мы с вами прилетели. Вокруг нас стоят высокие
деревья.
Дети: Мы попали в лес.
В-ль: Что в лесу относится к живой природе? Ребята, как вы думаете, всегда ли
деревья были такими как сейчас?
Дети: Сначала они были маленькими.
В-ль: Насколько же маленькими они были?(Ответы детей).
Дети садятся на стулья.
В-ль:
Вы
так
старались,
размахивали
руками,
хотели
показать
какими
маленькими были деревья. Однако вы не догадались, что сначала деревья
были
семечками.
Посмотрите,
сколько
у
меня
семечек
на
столе.
Чем
они
отличаются?
Можно
ли
по
размеру
семечка
определить,
какое
растение
вырастет большим или маленьким? (рассматривание семян).
В-ль:
(Показывает
семечко
тыквы)
Скажите,
растение
будет
большим
или
маленьким? Это растение- тыква. Само растение не высокое, а плоды у него
огромные, поэтому и семечко большое. А вот семечко маленькое, из него
вырастет…? (яблоня). Дерево яблоня высокое, крепкое, дает нам сладкие и
вкусные плоды. А у сосны, ели и березы семечки еще меньше. А у тополя
семечко
такое
маленькое,
что
его
тополь
летом
переносит
на
большое
расстояние. Все вы видели летом его семена, пух, который летит в июне. У
травы есть свои семена, у цветов свои. Значит, все растения в прошлом были
чем?
Дети определяют, из каких семян, какое растение вырастет.
В-ль: Какие условия необходимы семенам, для того, чтобы из них выросли
такие большие деревья и красивые цветы?
Дети: Семена надо посадить в землю.
В-ль: А как же такой большой дуб вырастет из желудя? Я знаю, знаю. Положу
его
в
коробочку
и
скажу:
«Крибле
–
крабле
-
дуб»
и
вырастет
дуб.
Так?
Посмотрите, у меня есть схема роста растения. Попробуйте узнать, что сначала,
что потом? (дерево).
На
магнитной
доске
выставляется
обобщающая
модель
развития
растения:
посадка - полив-солнце - росток- растение- бутон- цветок - семена. Воспитатель
вместе с детьми обсуждает схему , решает проблему: может ли быть из схемы
удален один из элементов?
Посадка семян детьми.
В-ль: Когда дерево вырастет, что с ним произойдет?
Дети: Дерево состарится или его спилят на дрова.
В-ль:
Что
еще
можно
сделать
из
дерева?
Ребята,
мы
сейчас
с
вами
познакомились с линией жизни дерева. Летим дальше.
-Посмотрите, к нам гости, кто это?(игрушки : белочка, зайчик, лиса и др.) Как их
можно
назвать
одним
словом?(дикие
животные).Я
слышу,
как
они
расстроились. Мы говорили о растениях, их линии жизни, а у животных нет
линии жизни?
-Скажите, кем был заяц, когда он был маленьким? (зайчонком).
Дид. игра «Кто кем был»
Слон - слоненком,
лиса-………,
медведь-……….,
белка-…………
В-ль: Значит и растения и животные имеют линию жизни. Они рождаются,
растут, развиваются, размножаются, стареют и умирают.
-Нам пора продолжить наше путешествие. Садимся на своих гусей – лебедей и
в путь. Остановка- озеро. Кто живет в озере, реке, в море?
(ответы детей).
Каких рыб вы знаете? Поглядите, к нам приплыла щука. Как вы думаете, из
какой она сказки? Посмотрите, она по - видимому тоже обиделась на нас. Она
Емеле помогла, а мы про рыб забыли. Они обиделись, что у них нет линии
жизни. Скажите, рыбы живые или нет? Ну, а если они живые, то у них есть
линия жизни. Из чего на свет появляются рыбы? (из икры). Кто еще рождается
из икры? ( лягушки).
Воспитатель вносит игрушку лягушки. Рассматривают схему развития рыб:
икра- малек - взрослая рыба.
В-ль: Как вы думаете много или мало времени надо для того, чтобы из мальков
выросла взрослая рыба? Что будет, если люди будут ловить не только взрослую
рыбу , но и мальков?
- Какая линия жизни у лягушек?( икра- головастик- лягушонок- лягушка).Время
прохождения с момента рождения лягушки до ее взрослости проходит за одно
лето. Какую пользу приносит лягушка?
В-ль:
Осталось
нам
совершить
один
перелет.
Садимся
на
чудо-
транспорт.
Говорим волшебные слова. Посмотрите, мы с вами вернулись домой. Но что
это случилось с нашими помощниками, гуси- лебеди плачут? Вы думаете, они
тоже хотят узнать свою линию жизни? Надо им помочь!
-Каких птиц вы знаете? Кем были наши гуси, когда они были маленькими?
-Кем были: скворцы, куры, орлы, голуби, утки и т.д. Утята, гусята, орлята - это
птенцы. Значит ,все птицы были птенцами. А из чего они появились? Назовите
линию жизни наших гусей- лебедей.
Дети выстраивают схему птиц: яйцо- цыпленок- птица.
Делаем вывод, что все живое на Земле имеет свою линию жизни.
-Ребята,
давайте
скажем
спасибо
нашим
гусям-
лебедям,
они
нам
очень
помогли, без них бы мы не справились.