Напоминание

«Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»


Авторы: Патароча Елена Николаевна, Прохорова Антонина Дмитриевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад" № 8 "Теремок"
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Конспект

интегрированной образовательнойдеятельности

с детьми старшей логопедической группы

«Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»

Подготовила:

воспитатель высшейквалификационной категории

МДОУ детского сада комбинированного вида

№ 8 «Теремок»

Патароча Елена Николаевна

1

Конспект

интегрированной образовательнойдеятельности

с детьми старшей логопедической группы

«Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»

Цель:

Способствовать формированию у детей знаний о взаимосвязи мира человека с животным

миром, о пользе домашних животных и их истории происхождения.

Программные задачи:

обобщить и систематизировать знания детей о домашних и диких животных, их

среде обитания и роли животных в жизни человека;

развивать у детей наблюдательность, логическое мышление, способность искать и

устанавливать причинно-следственные связи наблюдаемых явлений и событий;

дать детям представление о взаимосвязях в живой природе, истории

происхождения домашних животных;

закрепить знания детей об изменениях в живой и неживой природе с

наступлением зимы;

обогащать и активизировать словарь у детей;

закрепить с детьми правила безопасного поведения с животными;

воспитывать любовь и гуманное отношение к живой природе.

Оборудование и материалы:

-поделки по тематике;

- домашние и дикие животные (игрушки);

- иллюстрации с изображением домашних и диких животных ;

- иллюстрации к сказкам о животных;

-круговая диаграмма «Времена года»

-ноутбук;

- слайдовая презентация «домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»;

- макет «домашнее подворье»;

- макет «лесная зона»;

- круги трех цветов: красные, синие, зеленые;

- настольные игры по тематике;

- настольный театр;

- раскраски по тематике;

- листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры

;

- цветные снежинки (розовые, синие, коричневые)

Предварительная работа:

-совместная деятельность педагога с детьми;

-экскурсия с родителями в зоопарк;

- тематические беседы на тему: «какую пользу приносят животные человеку», «среда

обитания диких животных», «среда обитания домашних животных»

-раскрашивание и рисование на тему: «Домашние и дикие животные»;

-рассматривание фотографий по тематике;

-рассказывание сказок о животных по ролям;

-чтение произведений, стихов, пословиц, загадок о животных;

-самостоятельная игровая деятельность по тематике;

-оформление выставки детских работ на тему «Домашние и дикие животные».

2

-совместное творчество детей и родителей по изготовлению поделок по тематике;

-изготовление макетов совместно с родителями «скотный двор» и «лесная зона».

Ход:

Мотивационно - ориентировочный этап.

Групповой сбор, звучит песня «Улыбка» (комплименты , новости, пожелание).

Поисковый этап

- У меня тоже есть для вас новость, посмотрите на эти прекрасные поделки! Кого мы в них

узнаём? Кто это? (предполагаемые ответы детей - это домашние и дикие животные).

- вы с родителями славно потрудились, а трудились вы не напрасно, потому что, нас

сегодня ждет увлекательное путешествие в мир животных. Вам можно будет по желанию

остановиться в любом центре, через которые, будет проходить наше путешествие. Это

центр искусства, центр игры и центр науки, чем там можно заняться, я расскажу вам по

ходу путешествия. Тема нашего путешествия: «Домашние и дикие животные , их роль в

жизни человека».

-расскажите, кого вы изобразили в своих поделках? Наверное, когда вы с родителями

мастерили поделки мамы и папы рассказывали вам, о тех животных, которых вы

изобразили? (да). А теперь расскажите всем ребятам, что вы знаете о животном поделку,

которого вы представили на выставке? (дети рассказывают и анализируют с помощью

воспитателя).

Практический этап

-Молодцы! Вы очень много знаете о животных.

- А кто из вас хочет самостоятельно поработать и рассказать о любимых и понравившихся

животных с помощью изобразительных средств?

- Тогда приглашаю вас в центр искусств. В центре искусств есть раскраски, пластилин,

фломастеры, карандаши, мелки и все то, что понадобится для работы.

Пропускным билетом в этот центр будут зеленые кружки.

- Если вы желаете остановиться в центре искусств, то для этого вам нужно выбрать

зеленый кружок (дети определятся с выбором).

Ну , а мы с вами ребята продолжим наше путешествие, следующая остановка «центр

игры». О животных мы знаем очень много, мы любим о них заботиться, смотреть

мультфильмы, и даже изображать в игре их голоса и повадки.

И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Изобрази животное с

помощью мимики и пантомимики» а мы постараемся угадать…

(дети изображают животное по их выбору).

- молодцы, хорошо поиграли! Вам, ребята, понравилось играть? (да)

-животные делают нашу жизнь интересной, помогают человеку трудиться, заставляют

людей улыбаться и становиться добрее. Поэтому написано много сказок, героями которых

стали животные.

- А вы, ребята, знаете сказки героями которых, являются животные? (да)

- ну молодцы! Давайте вместе поиграем в игру, которая называется «угадай сказку о

животных по картинке(дети отгадывают название сказок)

- молодцы ребята, сколько сказок о животных вы вспомнили. А их огромное множество.

- скажите, а поиграть хотите? Можно придумать свою сказку о животных и разыграть ее, а

можно разыграть ту сказку, которую вы вспомнили.

Пропускным билетом в этот центр будут синие кружки.

3

-Ребята, кто хочет поиграть, я приглашаю в центр игры. Для этого вы должны

выбрать синий кружок и отправляйтесь в мир сказки о животных.

Остальные ребята отправляются со мной в центр науки, для этого нужно взять

красные кружки.

Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте, вас ждет много загадок,

интересных историй. Здесь вы закрепите свои знания о домашних и диких животных.

Узнаете, как появились домашние животные. И наконец, какова же их роль в жизни

человека.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. «Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»

ИКТ: слайд 1. «Загадки о животных».

Загадки о животных: Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (Корова),

Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок на нем много, а нитки не одной (ёж);

У этих спор упрямый , но очень интересный, и кто кудрявый самый, и кто богаче шерстью

(овца).Назовите объекты одним словом (животные), на какие группы можно разделить

животных по среде обитания (домашние и дикие).

ИКТ: слайд 2. «Как зимуют эти животные, чем питаются»

В: ребята, давайте внимательно посмотрим на следующий слайд и подумаем, как зимуют

эти животные, чем питаются (медведь-всеядный, осенью нагуливает жир перед зимней

спячкой, который его потом питает и согревает зимой)

В: Как называется место , где зимует медведь (медвежья берлога)

-В: А еж, чем питается и как зимует (еж- всеядный, осенью копит жир под шкурой,

который будет его кормить и согревать во время зимней спячки). Не приходится диким

животным зимой в лесу. О них никто не заботиться. А некоторые даже могут стать

добычей для хищных животных.

ИКТ: слайд 3. «Домашние животные»

В: а теперь давайте поговорим о домашних животных. Домашних животных разводят

люди. Люди кормят их и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.

Как животные стали домашними?Вам интересно? Давайте об этом поговорим и

посмотрим.

ИКТ: слайд 4. «История появления домашних животных»

В: Как появились домашние животные? Давным-давно, когда ещё не было городов, машин

и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников.

ИКТ: слайд 5. «История появления домашних животных»

В: древним людям, было голодно, очень редко находили они себе пищу.

ИКТ: слайд 6. «Первые животные рядом с человеком»

В: Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его

жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали

жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

ИКТ: слайд 7. Домашние друзья и помощники человека.

В:Собаки научились охранять человека от врагов, помогать людям, добывать пищу. Шло

время, число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить

без своих домашних друзей и помощников.

ИКТ: слайд 8. «Дикие предки домашних животных»

В: Дикие предки первых домашних животных назовите их (волк-собака, заяц-кролик,

дикий кот манул).

ИКТ: слайд 9. «Какую пользу приносят животные человеку?»

В:ребята, какую пользу приносят животные человеку? (пища, материалы, общение,

помощь в труде человека)

ИКТ: слайд 10. «Пища»

4

В: внимательно посмотрите на слад и скажите какую пищу человеку дают животные

(курица-яйца, корова-молоко, из молока изготавливают: сыр, кефир, творог, сметану,

пчелы дают человеку мёд).

ИКТ: слайд 11. «материалы»

В: какие материалы для человека могут дать животные (шерсть-из нее вяжут одежду, из

кожи коров делаю обувь, куртки ремни, пухом набивают подушки).

ИКТ: слайд 12. «животные - помощники»

В: чем могут животные помочь человеку? (собака-поводырь, собака-охранник, лошадь

может перевозить грузы, собака может охранять границу вместе с человеком, найти

нарушителя по следу).

ИКТ: слайд 13. «Животные дарят человеку общение»

В: для чего мы в квартире заводим домашних питомцев? (они дарят нам свою любовь,

поднимают настроение, кошки даже лечат человека, а собаки еще и охраняют жилье).

В: скажите ,ребята, а какие правила, мы должны соблюдать при общении с домашними

любимцами (мыть руки после общения, не мучать животных, нельзя целовать животных,

если животное сердится (кошка-шипит, собака- рычит, то немедленно нужно прекращать

игру с животными, так как они могут нанести травму человеку))

ИКТ: слайд 14. «Люди, берегите нашу хрупкую планету!»

В: Для чего нужны животные на нашей планете? А что будет, если мы не будем беречь,

живую природу? (планета может погибнуть и погибнет все живое на ней).

Предполагаемые ответы детей ( в природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга,

животные не могут существовать без растений, ведь лес и для них – это пища и дом, а

растения не могут тоже жить беж животных (пчелы, птицы, звери). И человеку не прожить

без животных и без растений. Мы должны беречь живую, природу и заботиться о ней.

Сейчас за окном зима, в жизни животных и растений произошли существенные

изменения. Давайте о них, ребята, расскажем с помощью круговой диаграммы. Для этого

вы должны отобрать соответствующие знаки, и рассказать какие изменения произошли в

жизни живой природы (дети расставляют знаки на круговой диаграмме и рассказывают об

изменениях в живой природе).

Затем дети делают выводы, с помощью знаков на круговой диаграмме:

некоторые животные впали в спячку, другие заготовили запасы на зиму и будут ими

питаться всю зиму, и мы видим, что остались животные, которые проведут зиму в

холодном и заснеженном лесу. Но и здесь природа позаботилась о животных подарив им

теплые шубки, то есть они сменили свой мех на более густой и теплый.

- А вот как подготовились к зиме домашние животные? (им не надо готовиться к зиме

о них позаботиться человек, но от диких предков у них осталась, что мех становиться

густым и теплым).

- А сейчас ребята, я хочу рассказать вам историю, которая произошла очень давно с

домашними и дикими животными, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики и

внимательно слушайте (воспитатель начинает рассказывать историю, поставив перед

собой «скотный двор» и «лесную зону» весь рассказ сопровождается действиями

воспитателя).

«Однажды домашние животные задумались, «Что это мы все с Человеком и с

Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть, что тебе хочется.

Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу! «Там так красиво!», - вздохнула

лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья, овца.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали

домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин

дает», - говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», -

вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть

домашними животными», - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не

заметили,

как

разбудили

медведя.

«Чего

шумите?

Спать

не

даете!

Или

весна

5

наступила?» - заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны:

«Да вот, хотим домашними животными стать, пойти к человеку жить. Пусть нас

кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я

тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», - ответил медведь. Пошли дикие

животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и

другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось.

Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье - бытие.

Воспитатель (выслушав предположения детей, и вместе с ними подводит итоги):

Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить

себе жилье, самостоятельно добывать для себя корм, защищаться от врагов и природных

условий.

Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они боятся человека,

лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких

животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Каждое животное хорошо и полезно на своем месте и в своей среде обитания. Пусть

будет так, как устроила сама природа. И нельзя животных из дикой природы приносить

домой и создавать им условия, ведь они страдают, живя рядом с человеком, и могут

погибнуть.

Ребята , мы с вами славно потрудились, решали логические задачи, узнали очень

много о значении животных в жизни человека, а давайте посмотрим и поинтересуемся,

чем же занимались ребята в других центрах, в центре искусств и игровом центре.

Рефлексивно-оценочный этап

Обобщение и анализ деятельности всей группы детей.

Звучит песня «Улыбка» все дети собираются в круг и делятся впечатлениями.

А сейчас давайте раскрасим наше настроение после занятия с помощью цветных

снежинок, от которых животным в лесу станет чуточку теплее, то есть наше настроение

согреет их. Кому очень понравилось наше занятие возьмет красную снежинку, кому

занятие не очень понравилось, возьмет синюю снежинку, но, а кому по каким-то

причинам вообще было не интересно возьмет коричневую снежинку! А наш

разноцветный ковер мы поместим на доску в уголке природы!

А сейчас кто хочет, может поменяться деятельностью и поиграть в других центрах.

Спасибо, ребята, вы сегодня славно потрудились, молодцы!

6



В раздел образования