Авторы: Патароча Елена Николаевна, Прохорова Антонина Дмитриевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад" № 8 "Теремок"
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»
Раздел: дошкольное образование
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Конспект
интегрированной образовательнойдеятельности
с детьми старшей логопедической группы
«Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»
Подготовила:
воспитатель высшейквалификационной категории
МДОУ детского сада комбинированного вида
№ 8 «Теремок»
Патароча Елена Николаевна
1
Конспект
интегрированной образовательнойдеятельности
с детьми старшей логопедической группы
«Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»
Цель:
Способствовать формированию у детей знаний о взаимосвязи мира человека с животным
миром, о пользе домашних животных и их истории происхождения.
Программные задачи:
обобщить и систематизировать знания детей о домашних и диких животных, их
среде обитания и роли животных в жизни человека;
развивать у детей наблюдательность, логическое мышление, способность искать и
устанавливать причинно-следственные связи наблюдаемых явлений и событий;
дать детям представление о взаимосвязях в живой природе, истории
происхождения домашних животных;
закрепить знания детей об изменениях в живой и неживой природе с
наступлением зимы;
обогащать и активизировать словарь у детей;
закрепить с детьми правила безопасного поведения с животными;
воспитывать любовь и гуманное отношение к живой природе.
Оборудование и материалы:
-поделки по тематике;
- домашние и дикие животные (игрушки);
- иллюстрации с изображением домашних и диких животных ;
- иллюстрации к сказкам о животных;
-круговая диаграмма «Времена года»
-ноутбук;
- слайдовая презентация «домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»;
- макет «домашнее подворье»;
- макет «лесная зона»;
- круги трех цветов: красные, синие, зеленые;
- настольные игры по тематике;
- настольный театр;
- раскраски по тематике;
- листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры
;
- цветные снежинки (розовые, синие, коричневые)
Предварительная работа:
-совместная деятельность педагога с детьми;
-экскурсия с родителями в зоопарк;
- тематические беседы на тему: «какую пользу приносят животные человеку», «среда
обитания диких животных», «среда обитания домашних животных»
-раскрашивание и рисование на тему: «Домашние и дикие животные»;
-рассматривание фотографий по тематике;
-рассказывание сказок о животных по ролям;
-чтение произведений, стихов, пословиц, загадок о животных;
-самостоятельная игровая деятельность по тематике;
-оформление выставки детских работ на тему «Домашние и дикие животные».
2
-совместное творчество детей и родителей по изготовлению поделок по тематике;
-изготовление макетов совместно с родителями «скотный двор» и «лесная зона».
Ход:
Мотивационно - ориентировочный этап.
Групповой сбор, звучит песня «Улыбка» (комплименты , новости, пожелание).
Поисковый этап
- У меня тоже есть для вас новость, посмотрите на эти прекрасные поделки! Кого мы в них
узнаём? Кто это? (предполагаемые ответы детей - это домашние и дикие животные).
- вы с родителями славно потрудились, а трудились вы не напрасно, потому что, нас
сегодня ждет увлекательное путешествие в мир животных. Вам можно будет по желанию
остановиться в любом центре, через которые, будет проходить наше путешествие. Это
центр искусства, центр игры и центр науки, чем там можно заняться, я расскажу вам по
ходу путешествия. Тема нашего путешествия: «Домашние и дикие животные , их роль в
жизни человека».
-расскажите, кого вы изобразили в своих поделках? Наверное, когда вы с родителями
мастерили поделки мамы и папы рассказывали вам, о тех животных, которых вы
изобразили? (да). А теперь расскажите всем ребятам, что вы знаете о животном поделку,
которого вы представили на выставке? (дети рассказывают и анализируют с помощью
воспитателя).
Практический этап
-Молодцы! Вы очень много знаете о животных.
- А кто из вас хочет самостоятельно поработать и рассказать о любимых и понравившихся
животных с помощью изобразительных средств?
- Тогда приглашаю вас в центр искусств. В центре искусств есть раскраски, пластилин,
фломастеры, карандаши, мелки и все то, что понадобится для работы.
Пропускным билетом в этот центр будут зеленые кружки.
- Если вы желаете остановиться в центре искусств, то для этого вам нужно выбрать
зеленый кружок (дети определятся с выбором).
Ну , а мы с вами ребята продолжим наше путешествие, следующая остановка «центр
игры». О животных мы знаем очень много, мы любим о них заботиться, смотреть
мультфильмы, и даже изображать в игре их голоса и повадки.
И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Изобрази животное с
помощью мимики и пантомимики» а мы постараемся угадать…
(дети изображают животное по их выбору).
- молодцы, хорошо поиграли! Вам, ребята, понравилось играть? (да)
-животные делают нашу жизнь интересной, помогают человеку трудиться, заставляют
людей улыбаться и становиться добрее. Поэтому написано много сказок, героями которых
стали животные.
- А вы, ребята, знаете сказки героями которых, являются животные? (да)
- ну молодцы! Давайте вместе поиграем в игру, которая называется «угадай сказку о
животных по картинке(дети отгадывают название сказок)
- молодцы ребята, сколько сказок о животных вы вспомнили. А их огромное множество.
- скажите, а поиграть хотите? Можно придумать свою сказку о животных и разыграть ее, а
можно разыграть ту сказку, которую вы вспомнили.
Пропускным билетом в этот центр будут синие кружки.
3
-Ребята, кто хочет поиграть, я приглашаю в центр игры. Для этого вы должны
выбрать синий кружок и отправляйтесь в мир сказки о животных.
Остальные ребята отправляются со мной в центр науки, для этого нужно взять
красные кружки.
Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте, вас ждет много загадок,
интересных историй. Здесь вы закрепите свои знания о домашних и диких животных.
Узнаете, как появились домашние животные. И наконец, какова же их роль в жизни
человека.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. «Домашние и дикие животные и их роль в жизни человека»
ИКТ: слайд 1. «Загадки о животных».
Загадки о животных: Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (Корова),
Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок на нем много, а нитки не одной (ёж);
У этих спор упрямый , но очень интересный, и кто кудрявый самый, и кто богаче шерстью
(овца).Назовите объекты одним словом (животные), на какие группы можно разделить
животных по среде обитания (домашние и дикие).
ИКТ: слайд 2. «Как зимуют эти животные, чем питаются»
В: ребята, давайте внимательно посмотрим на следующий слайд и подумаем, как зимуют
эти животные, чем питаются (медведь-всеядный, осенью нагуливает жир перед зимней
спячкой, который его потом питает и согревает зимой)
В: Как называется место , где зимует медведь (медвежья берлога)
-В: А еж, чем питается и как зимует (еж- всеядный, осенью копит жир под шкурой,
который будет его кормить и согревать во время зимней спячки). Не приходится диким
животным зимой в лесу. О них никто не заботиться. А некоторые даже могут стать
добычей для хищных животных.
ИКТ: слайд 3. «Домашние животные»
В: а теперь давайте поговорим о домашних животных. Домашних животных разводят
люди. Люди кормят их и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.
Как животные стали домашними?Вам интересно? Давайте об этом поговорим и
посмотрим.
ИКТ: слайд 4. «История появления домашних животных»
В: Как появились домашние животные? Давным-давно, когда ещё не было городов, машин
и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников.
ИКТ: слайд 5. «История появления домашних животных»
В: древним людям, было голодно, очень редко находили они себе пищу.
ИКТ: слайд 6. «Первые животные рядом с человеком»
В: Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его
жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали
жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.
ИКТ: слайд 7. Домашние друзья и помощники человека.
В:Собаки научились охранять человека от врагов, помогать людям, добывать пищу. Шло
время, число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить
без своих домашних друзей и помощников.
ИКТ: слайд 8. «Дикие предки домашних животных»
В: Дикие предки первых домашних животных назовите их (волк-собака, заяц-кролик,
дикий кот манул).
ИКТ: слайд 9. «Какую пользу приносят животные человеку?»
В:ребята, какую пользу приносят животные человеку? (пища, материалы, общение,
помощь в труде человека)
ИКТ: слайд 10. «Пища»
4
В: внимательно посмотрите на слад и скажите какую пищу человеку дают животные
(курица-яйца, корова-молоко, из молока изготавливают: сыр, кефир, творог, сметану,
пчелы дают человеку мёд).
ИКТ: слайд 11. «материалы»
В: какие материалы для человека могут дать животные (шерсть-из нее вяжут одежду, из
кожи коров делаю обувь, куртки ремни, пухом набивают подушки).
ИКТ: слайд 12. «животные - помощники»
В: чем могут животные помочь человеку? (собака-поводырь, собака-охранник, лошадь
может перевозить грузы, собака может охранять границу вместе с человеком, найти
нарушителя по следу).
ИКТ: слайд 13. «Животные дарят человеку общение»
В: для чего мы в квартире заводим домашних питомцев? (они дарят нам свою любовь,
поднимают настроение, кошки даже лечат человека, а собаки еще и охраняют жилье).
В: скажите ,ребята, а какие правила, мы должны соблюдать при общении с домашними
любимцами (мыть руки после общения, не мучать животных, нельзя целовать животных,
если животное сердится (кошка-шипит, собака- рычит, то немедленно нужно прекращать
игру с животными, так как они могут нанести травму человеку))
ИКТ: слайд 14. «Люди, берегите нашу хрупкую планету!»
В: Для чего нужны животные на нашей планете? А что будет, если мы не будем беречь,
живую природу? (планета может погибнуть и погибнет все живое на ней).
Предполагаемые ответы детей ( в природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга,
животные не могут существовать без растений, ведь лес и для них – это пища и дом, а
растения не могут тоже жить беж животных (пчелы, птицы, звери). И человеку не прожить
без животных и без растений. Мы должны беречь живую, природу и заботиться о ней.
Сейчас за окном зима, в жизни животных и растений произошли существенные
изменения. Давайте о них, ребята, расскажем с помощью круговой диаграммы. Для этого
вы должны отобрать соответствующие знаки, и рассказать какие изменения произошли в
жизни живой природы (дети расставляют знаки на круговой диаграмме и рассказывают об
изменениях в живой природе).
Затем дети делают выводы, с помощью знаков на круговой диаграмме:
некоторые животные впали в спячку, другие заготовили запасы на зиму и будут ими
питаться всю зиму, и мы видим, что остались животные, которые проведут зиму в
холодном и заснеженном лесу. Но и здесь природа позаботилась о животных подарив им
теплые шубки, то есть они сменили свой мех на более густой и теплый.
- А вот как подготовились к зиме домашние животные? (им не надо готовиться к зиме
о них позаботиться человек, но от диких предков у них осталась, что мех становиться
густым и теплым).
- А сейчас ребята, я хочу рассказать вам историю, которая произошла очень давно с
домашними и дикими животными, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики и
внимательно слушайте (воспитатель начинает рассказывать историю, поставив перед
собой «скотный двор» и «лесную зону» весь рассказ сопровождается действиями
воспитателя).
«Однажды домашние животные задумались, «Что это мы все с Человеком и с
Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть, что тебе хочется.
Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу! «Там так красиво!», - вздохнула
лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья, овца.
А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали
домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин
дает», - говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», -
вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть
домашними животными», - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не
заметили,
как
разбудили
медведя.
«Чего
шумите?
Спать
не
даете!
Или
весна
5
наступила?» - заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны:
«Да вот, хотим домашними животными стать, пойти к человеку жить. Пусть нас
кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я
тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», - ответил медведь. Пошли дикие
животные к дому человека. Поменялись животные местами.
Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и
другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось.
Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье - бытие.
Воспитатель (выслушав предположения детей, и вместе с ними подводит итоги):
Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить
себе жилье, самостоятельно добывать для себя корм, защищаться от врагов и природных
условий.
Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они боятся человека,
лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких
животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте и в своей среде обитания. Пусть
будет так, как устроила сама природа. И нельзя животных из дикой природы приносить
домой и создавать им условия, ведь они страдают, живя рядом с человеком, и могут
погибнуть.
Ребята , мы с вами славно потрудились, решали логические задачи, узнали очень
много о значении животных в жизни человека, а давайте посмотрим и поинтересуемся,
чем же занимались ребята в других центрах, в центре искусств и игровом центре.
Рефлексивно-оценочный этап
Обобщение и анализ деятельности всей группы детей.
Звучит песня «Улыбка» все дети собираются в круг и делятся впечатлениями.
А сейчас давайте раскрасим наше настроение после занятия с помощью цветных
снежинок, от которых животным в лесу станет чуточку теплее, то есть наше настроение
согреет их. Кому очень понравилось наше занятие возьмет красную снежинку, кому
занятие не очень понравилось, возьмет синюю снежинку, но, а кому по каким-то
причинам вообще было не интересно возьмет коричневую снежинку! А наш
разноцветный ковер мы поместим на доску в уголке природы!
А сейчас кто хочет, может поменяться деятельностью и поиграть в других центрах.
Спасибо, ребята, вы сегодня славно потрудились, молодцы!
6