Напоминание

"Азбука здоровья" (2 класс)


Автор: Ковалева Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№37
Населённый пункт: г.Таганог
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Азбука здоровья" (2 класс)
Раздел: начальное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Азбука здоровья (2 класс)

Количество часов в неделю: 2,5

Количество часов за год: 85 часов

Рабочая программа разработана на основе примерных программ внеурочной

деятельности. Начальное и общее образование. Под редакцией В.А. Горского

(Москва,

«Просвещение»,

2017),

авторской

программы

Л.А.Обуховой,

Н.А.

Лемяскиной, О.Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов

природы (1-4 классы) (Москва, ВАКО, 2017)

Таганрог

2018

Пояснительная записка

Сохранение

здоровья

подрастающего

поколения

-

самая

насущная

проблема

современного общества. Здоровьесбережение является одними из главных направлений в

президентской инициативе в области образования «Наша новая школа».

Культура здоровья является составной частью базовой культуры. Система образования

призвана

развивать

осознанное

отношение

школьника

к

своему

здоровью

как

главной

жизненной ценности. Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания

и саморазвития младших школьников, который не может ограничиваться рамками основной

образовательной программы.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это

состояние

полного

физического,

духовного

и

социального

благополучия.

В

борьбе

за

здоровье надо менять не только экологическую обстановку, но и перестроить поведение

людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому надо с детских

лет воспитывать привычку здорового образа жизни, формировать стремление оздоровлять

окружающую

среду,

учить

социальному

сотрудничеству,

психол о гиче ско й

уравновешенности. Ребенок должен расти здоровым.

Все

больше

требований

общества

предъявляются

не

только

к

совокупности

физических показателей, но и к сохранению и развитию социального здоровья, которое

формирует позитивную самооценку, уверенность в себе, способность строить продуктивную

коммуникацию, также формирует психическое здоровье, которое обеспечивает устойчивость

к

стрессам,

интеллектуальную

выносливость,

позитивную

самооценку.

Развитие

эмоциональной

компетентности

школьников

напрямую

связано

с

уровнем

здоровья

и

успешностью в учебе. На сегодняшний день важно вводить вопросы здоровья в рамки

учебных

предметов

и

внеурочной

деятельности.

Это

позволит

не

только

углубить

получаемые

знания

и

осуществить

межпредметные

связи,

но

и

показать

ученику,

как

соотносится

изучаемый

материал

с

повседневной

жизнью,

приучить

его

постоянно

заботиться о своем здоровье, со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью,

заботиться о нем. У такого человека в будущем больше шансов жить активно, с пользой для

общества и государства.

В

разделе

«Сохранение

и

укрепление

здоровья

школьников»

национальной

образовательной инициативы «Наша новая школа» указывается, что «…здоровье человека –

важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям

спортом, будут решатся и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская

безнадзорность».

Программа «Азбука здоровья» предусматривает организацию системной работы по

формированию основ культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся класса и

реализуется во время проведения занятий по внеурочной деятельности.

Цель программы:

Формирование основы общей культуры здоровья и здорового образа жизни.

Задачи:

1.

Формировать

представление

об

основных

компонентах

культуры

здоровья

и

здорового образа жизни.

2.

Знакомить

с

правилам

личной

гигиены

и

развить

готовность

на

основе

их

использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

3.

Формировать

представления

о

правильном

(здоровом)

питании,

его

режиме,

структуре, полезных продуктах.

4. Формировать представления о рациональной организации режима дня, учёбы и

отдыха,

двигательной

активности,

учить

ребёнка

составлять,

анализировать

и

контролировать свой режим дня.

5. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

6. Развивать навыки позитивного коммуникативного общения.

7. Вырабатывать потребность заботиться о своем здоровье, укреплять его, применять

полученные знания на практике. Обучить учащихся делать осознанный выбор поведения,

поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

8. Формировать потребность учащихся безбоязненно обращаться к врачу по любым

вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

9. Обеспечить овладение основами теоретических знаний, приемами оценки своего

состояния, оказания первой медицинской помощи.

10. Формировать представление с учётом принципа информационной безопасности о

негативных

факторах

риска

здоровью

детей

(сниженная

двигательная

активность,

инфекционные

заболевания,

переутомления

и

т.

п.),

о

существовании

и

причинах

возникновения

зависимостей

от

табака,

алкоголя,

наркотиков

и

других

психоактивных

веществ, их пагубном влиянии на здоровье. Показать негативное влияние на организм

вредных привычек, формировать способность противостоять им.

11. Формировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на

здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых

от общения с компьютером, просмотра телепередач.

Особенности программы

Предлагаемый курс ориентирован не только на усвоение ребенком знаний, но и

способствует

формированию

привычки

быть

здоровым

душой

и

телом,

стремлению

укреплять свое здоровье, занимать активную позиция, вести пропаганду здорового образа

жизни.

Занятия

проводятся

в

игровой

форме,

со

сказочными

сюжетами

и

персонажами.

Помимо

теоретического

материала

содержат

тренинги,

оздоровительные

минутки

упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, необходимые для развития

практических навыков ребенка по сохранению здоровья. Дети не только учатся сами, но и

становятся наставниками младших.

Занятия

могут

быть

теоретическими,

практическими,

комбинированными.

Комбинированная

форма

занятий

используется

чаще

всего.

Ведущая

деятельность

проектная, исследовательская, игровая.

Психолого-педагогические технологии, методы и приемы, которые направлены на

воспитание

у

учащихся

культуры

здоровья,

личностных

качеств,

способствующих

его

сохранению

и

укреплению,

используемые

при

реализации

программы,

разнообразны.

Индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы помогут создать представление о

здоровье как ценности, мотивацию к ведению здорового образа жизни.

Межпредметные связи:

математика,

окружающий

мир,

литературное

чтение,

физическая культура, изобразительное искусство, музыка, ОБЖ.

Описание места программы в реализации плана внеурочной деятельности

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, реализуется в объёме 2,5 часов в

неделю (1 класс – 82,5 часа в год, 2-4 классы - 85 часов в год). Продолжительность одного

занятия - 45 мин. Наполняемость группы – до 15 человек.

Программа «Азбука здоровья» предполагает возможность варьирования, изменения и

самостоятельного

отбора

содержания

обучения

за

счет

списка

источников

информации,

прилагаемого к каждому занятию, в зависимости от уровня осведомленности обучающихся.

Возможна перестановка тем из одного года обучения в другой.

Содержание курса «Азбука здоровья»

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные:

ценностное

отношение

к

своему

здоровью,

здоровью

близких

и

окружающих

людей;

элементарные

представления

о

взаимообусловленности

физиче ского,

нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали

и нравственности в сохранении здоровья человека;

личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его

образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы

на здоровье человека.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов деятельности

обучающихся

осуществляется

в

ходе

постоянного

наблюдения

педагога

в

тесном

сотрудничестве с семьей.

Метапредметные:

использование

различных

способов

поиска,

сбора,

обработки,

анализа,

организации,

передачи

и

интерпретации

информации

в

соответствии

с

коммуникативными и познавательными задачами;

Второй год обучения

Культура здорового образа

жизни

Здоровый образ жизни, его ценности. Забота о

здоровье,

ответственность

за

свое

здоровье,

наблюдение

за

состоянием

своего

здоровья.

Домашняя аптечка.

Личная гигиена. Способы

сохранения и укрепления

здоровья

Правила личной гигиены: уход за кожей, глазами

и ушами. Режим дня второклассника Защитные

силы организма. Причины и признаки болезней.

Лечебная гимнастика. Спорт, спортивные игры.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Профилактика

плоскостопия,

искривления

позвоночника. Одежда в разные времена года.

Здоровое питание

Правильное питание – залог здоровья. Рацион

питания школьника. Овощи, фрукты, дары леса.

Злаковые

культуры.

Молоко

и

молочные

продукты. Мясо и морепродукты. Неполезные

продукты. Как питались в наши предки.

Школа безопасности

Предупреждение несчастных случаев в школе,

дома,

в

общественных

местах,

на

водных

объектах, при обращении с огнем, на дороге, с

незнакомыми

людьми.

Отравление

пищевыми

продуктами.

Первая

помощь

при

порезах

и

ссадинах.

Алгоритм

действий

второклассника

при

возникновении

чрезвычайной

ситуации.

Укусы насекомых.

Мой внутренний мир

Стрессовые

ситуации.

Влияние

стресса

на

здоровье. Причины стресса. Выход из стресса.

Черты

характера.

Застенчивость.

Заикание.

Левши и правши. Как выбирать себе друзей.

Здоровье школьников и

современные технологии

Правила

посадки

у

монитора

и

способы

сохранения здоровья.

включение в творческую деятельность под руководством учителя;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

владение диалогической формой общения;

формулирование собственного мнения и позиции;

развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

в

разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из

спорных ситуаций.

Оздоровительные результаты реализации программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки

форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта

взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет

сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Предметные:

обучающиеся будут иметь представление о понятиях:

Что значит быть здоровым. Способы сохранения здоровья. Пути оздоровления своего

организма.

Общие основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур

Понятие о здоровом питания. Принципы рационального питания.

Признаки

и

причины

болезней,

способы

предупреждения

болезней.

Элементарные

приемы первой медицинской помощи.

Система физических упражнений для сохранения осанки. Упражнения для сохранения

остроты зрения.

Принципы здорового образа жизни, результат влияния вредных привычек на организм

человека.

Черты

характера,

нравственные

качества

личности,

влияние

настроения,

эмоций

на

здоровье человека. Систему упражнений для снятия усталости и поднятия настроения.

Профессии, обеспечивающие здоровье человека.

Способы организации досуга, направленного на развитие здоровья.

Правила ухода за своей внешностью.

Возможные факторы окружающей среды, отрицательно влияющие на здоровье. Способы

снижения их негативного воздействия. Законы, направленные на сохранение окружающей

среды и поддержания здоровья.

обучающиеся научатся:

Следовать принципам здорового образа жизни

Составлять режим дня.

Правильно составлять рацион питания.

Ориентироваться в своем самочувствии.

Правильно действовать в случае заболевания, травмы, выполнять рекомендации врача.

Заботиться о своем теле, совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Использовать

специальные

закаливающие

средства

и

другие

средства

укрепления

здоровья.

Пользоваться приемами самомассажа, техникой релаксации, выполнять гимнастические

упражнения.

Обрабатывать легкие царапины, ссадины, ушибы.

Предупреждать переутомляемость, преодолевать последствия стресса.

Обеспечивать личную безопасность. Определять личную ответственность за уменьшение

риска и избежание несчастных случаев.

Ресурсы и условия реализации программы

Формы проведения занятий:

занятия в классе и в природе; уроки – путешествия;

уроки – КВН; праздники; игры; викторины; экскурсии.

Методы и приёмы работы

Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от

разнообразия

средств

и

методов,

которые

использует

учитель

в

своей

работе.

«Азбука

здоровья»

предусматривает

следующие методы работы с детьми: занимательная беседа,

рассказ,

чтение,

обсуждение

детских

книг

по

теме

занятия,

инсценирование ситуаций,

просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.

Чтобы

изучение

программы

способствовало

развитию

учащихся,

на

занятиях

необходимо

использовать

логические приёмы

мышления:

сопоставление,

сравнение,

выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Формы

практической

реализации:

чтение

научных

текстов,

работа

с

энциклопедиями, справочной литературой, использование ресурсов сети Интернет, создание

презентаций, разработка проектов по основным темам курса, решение практических задач,

творческие

работы,

сюжетно-ролевые

игры,

развивающие

упражнения,

тренинги,

исследовательские работы, ведение дневника наблюдений, просветительская и агитационная

деятельность и т.д.

Диагностика

эффективности

данной

программы

осуществляется

на

основании

результатов:

наблюдений педагога за внешним видом и поведением учащихся, соблюдением ими

правил личной гигиены;

тестирования, опросов;

бесед с родителями;

медицинского осмотра школьников.

Форма отражения результатов: портфолио, дневник наблюдения за здоровьем.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

1 Библиотека со справочной литературой

2. Электронные энциклопедии

3. Компьютер

4. Проектор

5. Набор для проведения исследований

6. Сканер

7. Принтер

Календарно-тематическое планирование второго года обучения

по программе «Азбука здоровья»

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Содержание образования

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

проведения

занятия

Корректировка

педдеятельности

1

Вводное занятие.

1

Ознакомление с тематикой курса

«Азбука здоровья» для 2 класса, его

целями и задачами.

Создание дневника наблюдений «Как я

расту» (таблица измерения роста и веса

тела)

Культура здоровья (10 часов)

2

Здоровый образ жизни,

его ценности.

4

Основные понятия,

характеризующие здоровье. Для

чего человеку здоровье? Что каждый

должен знать о своем здоровье?

Обсуждение в рамках «круглого стола»

понятия «здоровый образ жизни».

3

Твое здоровье – в твоих

руках.

3

Забота о своем здоровье,

ответственность за него.

4

Домашняя аптечка.

3

Состав домашней аптечки, принцип

ее формирования, условия хранения,

правила обращения.

Составление списка средств первой

необходимости.

Личная гигиена. Способы укрепления здоровья (21 час)

5

Режим дня

второклассника.

3

Анализ режима дня школьника,

сопоставление расписания учебного

дня первоклассника и

второклассника.

Практическая работа в группе по

составлению режима дня второклассника.

6

Причины болезни, их

признаки. Боль – друг

или враг? Защитные

силы организма.

3

Первые признаки заболевания.

Инфекционные заболевания и их

профилактика. Общее понятие об

иммунитет, прививках.

Работа со справочной литературой.

Исследовательская деятельность.

Практическая работа по профилактике

инфекционных заболеваний. Просмотр м/ф

«Про бегемота, который боялся делать

прививки»

7

Если хочешь быть

здоров – закаляйся.

3

Основные способы укрепления

здоровья. Закаливание в разное

время года. Санитарные требования

к одежде.

Составление памяток.

8

Солнце, воздух и вода –

наши лучшие друзья.

3

Оздоровительный потенциал

водных процедур, солнечных и

воздушных ванн. Безопасность при

любой погоде.

Практическая работа: знакомство с

дыхательной гимнастикой, составление

маршрута тематической прогулки.

9

Спорт, спортивные игры.

Подвижные игры

народов мира.

3

Необходимость движения для

правильного роста и развития

детского организма. Знакомство с

Составление коллекции и разучивание

подвижных игр.

различными видами спорта.

10

Красивая осанка и

походка.

3

Профилактика плоскостопия,

искривления позвоночника.

Практическая работа по разучиванию

комплексов упражнений.

11

Лечебная гимнастика.

3

Лечебная физкультура. Меры по

восстановлению осанки.

Практическая работа по разучиванию

комплексов упражнений. Встреча с врачом

ЛФК.

Здоровое питание(45 часов)

12

Режим питания

второклассника. Правила

поведения в школьной

столовой.

3

Влияние питания на здоровье

человека. Рецепты здоровой пищи.

Составляют меню для здорового питания.

13

Основы здорового

питания. Рацион

питания школьника.

3

Беседа об основах здорового

питания. Рацион питания

современного человека.

Энергетическая ценность продуктов.

Обсуждение принципов здорового питания.

Игра «Съедобное-несъедобное».

Практическая работа «Составление меню

для школьника».

14

Овощи в рационе

человека, их польза.

3

Что такое овощи. Давно ли человек

выращивает овощи. Малознакомые

и редко используемые овощи и

овощная зелень.

Отгадывание загадок. Исследовательская и

проектная деятельность по изучению

истории расселения овощей. Составление

карты места происхождения овощей.

Практическая работа по составлению

рецепта салата.

15

Дары леса.

3

Съедобные и несъедобные грибы.

Лесные ягоды и их польза для

организма человека.

Игра «Съедобное - несъедобное»

16

Фрукты в рационе

школьника.

3

Место фруктов в рационе

школьников. Полезные свойства

различных фруктов.

Проектная деятельность: изготовление

плакатов.

17

Хлеб – всему голова.

3

Путешествие по дороге «Хлебной».

Чтение украинской народной сказки

«Колосок». Исследование

«Получение муки и крупы из зерна».

Исследование «Получение муки и крупы из

зерна».

18

Каша – сила наша.

3

Польза злаковых культур для

рациона питания.

Составление коллекции злаковых культур.

19

Польза молока и

молочных продуктов.

3

Производство и польза молока и

молочных продуктов. Их значение

для рациона человека

Игра «Кто больше назовет молочных

продуктов». Просмотр м/ф «Молочный

Нептун». Исследование «Какие молочные

продукты любит моя семья». Реклама

молочных продуктов.

20

Рыбные и мясные

продукты. Их польза для

здоровья

3

Пищевая ценность мяса и

морепродуктов.

Исследовательская и проектная

деятельность. Составление книги рецептов.

21

Неполезные продукты:

сладости, чипсы,

газированные напитки.

3

Продукты, не входящие в понятие

«здорового питания»

Анкетирование, постановка опытов с

газированными напитками, изучение

надписей на упаковках.

22

Питьевой режим.

Значение воды для

организма.

3

Гигиенические требования к приему

воды, способы ее очистки.

Практическая работа: изготовление

простейшего фильтра, очистка воды.

23

Я буду сильным и

высоким, потому что я

пью соки.

3

Понятие «сок», «нектар», «морс».

Правила употребление соков.

Изучение надписей на упаковке различных

соков.

24

Кулинарные секреты

русской кухни.

3

Основные традиционные продукты

питания.

Проектная и исследовательская

деятельность. Изучение традиционно

русских продуктов питания.

25

Народные праздники, их

меню.

3

Сезонное меню календарных

народных праздников.

Проектная деятельность (изготовление

стендовых газет)

26

Итоговое занятие

«Правильно питайся –

здоровья набирайся».

3

Обобщающее повторение основных

понятий курса.

Викторина.

Школа безопасности (12 часов)

27

Чтобы не случилось

беды.

3

Предупреждение несчастных

случаев в школе, дома, в

общественных местах, на водных

объектах, при обращении с огнем,

на дороге, с незнакомыми людьми.

Работа в группах: формулирование правил

безопасного поведения на различных

объектах

28

Отравление пищевыми

продуктами.

3

Понятие об отравлении, его

симптомах, первой помощи.

Составление памятки по предупреждению

отравления.

29

Первая помощь при

порезах и ссадинах.

Укусы насекомых.

3

Причины появления ссадин и

порезов, меры профилактики,

первая помощь.

Практическая работа: оказание первой

помощи при порезах и ссадинах, укусах

насекомых

30

Алгоритм действий

второклассника при

возникновении

чрезвычайной ситуации.

3

Виды ЧС, действия при них.

Практическая работа по отработке действий

в ЧС. Изготовление предупреждающих

знаков.

Мой внутренний мир (12 часов)

31

Стрессовые ситуации

4

Причины стресса. Влияние стресса

на здоровье. Выход из стресса.

Анализ стрессовых ситуаций. Поиск путей

выхода из стресса, снижения негативного

воздействия. Тренинг.

32

Черты характера.

Воспитание уверенности

в себе.

4

Характер. Личность.

Индивидуальность. Застенчивость.

Заикание. Левши и правши.

Анализ черт характера. Простейшие

психологические тесты «Какой у меня

характер»

33

Как выбирать себе

друзей.

4

Значение дружеских

взаимоотношений для

эмоционального состояния.

Тренинг общения

Здоровье школьника и компьютер (3 часа)

34

Современная техника в

жизни школьника.

3

Правила посадки у монитора и

способы сохранения здоровья.

Гигиенические требования к

просмотру телепередач и времени,

проведенному за компьютером,

ноутбуком, планшетом.

Анкетирование «Современная техника в

моём портфеле». Составление памяток для

работы на компьютере, при просмотре

телепередач.

Литература для учителя:

1.

Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»,

Москва, «ВАКО», 2009.

2.

Обухова Л.А. и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа доктора Природы»,

Москва, «ВАКО», 2017.

3.

Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», -

№ 12, 2005.

4.

Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», № 10, 2015.

5.

Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», №

8, 2009.

6.

.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих

технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. -

М.: МГОУ, 2014.

7.

Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего

образования// Валеология.-2014.

8.

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе:

проблемы и пути их решения//Школа.-2011.

9.

Зенова

Т.В.

Материалы

для

подготовки

комплексно-целевой

программы

«Школа здоровья»//Практика административной работы в школе, 2013.

10.

Безруких М. М., Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева «Разговор о правильном

питании», методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

11.

Шевердина Н.А. «Оздоровительная работа в начальной школе», Ростов н/Д:

Феникс, 2012.

Литература для обучающихся:

1.

Баль

Л.В.,

Ветров

В.В.

Букварь

здоровья:

учебное

пособие

для

младшего

школьного возраста. М.: Сфера, 2000.

2.

Абаскалова Н.П., Иглина Н.Т. Я учусь, расту и развиваюсь здоровым! Дневник

наблюдений для 1-4 классов. Новосибирск, 2012.

3.

Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М. М. Безруких, Т. А.

Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011



В раздел образования