Автор: Ильясова Филия Милгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОЦ № 2 МАОУ
Населённый пункт: г Челябинск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Методические рекомендации к содержанию уголков в дошкльном учереждении по нравственн-патриотическому воспитанию ".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное
образовательное учреждение
Образовательный центр № 2
г. Челябинск
Методические рекомендации
к содержанию уголков в дошкольном учреждении
по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Воспитатель: Ильясова Филия Милгатовна
2019 г.
Методические рекомендации
к содержанию уголков по патриотическому воспитанию дошкольников
Младший дошкольный возраст
Цель работы в младшем дошкольном
возрасте – ознакомление детей с
ближайшим окружением.
1. В уголке размещен материал по
социально-нравственному воспитанию:
- взрослые люди – родовые
характеристики, профессии, действия,
внешний вид – иллюстрации,
тематические папки, дидактические игры;
- семья – семейные фотоальбомы, подбор
иллюстраций, тематических папок,
изображающих семью, членов семьи в
отдельности, показывающих
взаимоотношение членов семьи
(заботливое отношение, совместные
действия);
- дом, в котором ты живёшь – фотографии,
иллюстрации архитектурных строений;
- ребенок и сверстники – подбор
иллюстраций, тематических папок о детях
(девочки, мальчики, игры детей, дети в
разных ситуациях, дети трудятся,
Средний дошкольный возраст
Работа ведется по направлениям: семья,
мой детский сад, мой поселок (село,
деревня), достопримечательности,
знаменитые земляки, приобщение к
истокам русской культуры.
1. В уголке пополняется материал по
социально-нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции,
художественная литература нравственной
тематики.
2. Материал для знакомства детей с малой
Родиной» – детским садом, близлежащими
улицами, родным поселком, знаменитыми
жителями, природой (животный и
растительный мир округа), транспортом,
архитектурой, профессиями,
характерными для жителей. Сравнение
понятий «город – село». Это могут быть
фотоматериалы, иллюстрации, альбомы,
набор открыток, тематических папок,
различные макеты группы, детского сада,
улицы (микрорайона), на которой
расположен детский сад. Могут быть
представлены материалы об истории
поселка.
Старший дошкольный возраст
Основные направления работы – краеведение,
ознакомление с родной страной, государственной
символикой, историческим прошлым России,
организация жизни детей по народному календарю.
1. Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные
книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое
дерево».
2. Родной район, округ – иллюстрации,
фотоматериалы, тематические папки на темы «История
возникновения поселка (района, округа)», «Знаменитые
земляки», «В годы Великой Отечественной войны»,
«Наше духовное наследие», «Достопримечательности»,
«Архитектура», «Спорт», подбор стихов о
районе/округе, карта округа, символика округа (флаг,
герб). Макеты (улица, архитектурные сооружения
поселка).
3. Родная страна – карта России (хорошо, если это
будет детская карта России, которая содержит
необходимый материал, рассказывающий о городах
России (столица Родины, символика городов, чем
знамениты, главные достопримечательности);
природные зоны нашей страны, народы, населяющие
страну, промышленность и сельское хозяйство);
символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).
Различные макеты (достопримечательности городов,
занимаются);
- эмоциональные состояния –
тематические папки, иллюстрации,
показывающие различные эмоциональные
состояния взрослых и детей;
- поведение детей – тематические папки,
иллюстрации, дидактические игры, книги,
рассказывающие о правилах поведения
детей в общественных местах,
иллюстрации по типу «хорошо - плохо»,
«так можно делать, а так – нельзя», этикет.
2. Материал для знакомства детей с
«малой Родиной» (детским садом,
ближайшими улицами, родным поселком)
– фотоматериалы, иллюстрации, подбор
открыток, альбомов, тематических папок,
различные макеты (группы, детского сада,
улицы, на которой расположен сад).
3. Материалы по приобщению детей к
истокам русской народной культуры –
предметы старины, русские игрушки
(различные куклы-закрутки из соломы,
ткани разных видов, ниток, кожи и т. д.,
обереги), предметы народного
декоративно-прикладного искусства
(матрёшки, дымковские игрушки,
городецкая роспись, гжель, хохлома,
вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в
3. Материал по приобщению детей к
истокам русской народной культуры –
предметы старины, русские игрушки,
предметы народного декоративно-
прикладного искусства, различные макеты
(крестьянской избы, комнаты-горницы,
крестьянского подворья), куклы в
национальных костюмах, дидактические
игры по теме.
4. Художественная литература по
фольклору – сказки, песенки, пословицы,
поговорки и т. д.
5. Материал о доступных пониманию
детей государственных праздниках.
6. Материал для ознакомления с
защитниками Отечества – подбор
иллюстраций, тематические папки
(Российская армия, войны, охраняющие
Родину: пограничники, моряки, летчики).
архитектура и т п.).
4. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические
папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри
земли русской», «Великая Отечественная война»,
«Война 1812 года», «Российская армия» и пр.
Фотоматериал «Памятники воинской славы».
Художественная литература и дидактические игры по
теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т.
п.).
5. Приобщение к истокам русской народной культуры
– иллюстрации и тематические папки по темам «Как
жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из
истории русского народного костюма», «Народные
праздники и гулянья», «Народный календарь»;
предметы старины, русские игрушки, предметы
народного декоративно-прикладного искусства,
различные макеты, куклы в национальных костюмах,
дидактические игры по теме.
6. Художественная литература по фольклору (сказки,
былины, предания).
7. Великие соотечественники – портреты,
художественная литература, рассказывающая о великих
соотечественниках, прославивших Россию.
8. Наша планета Земля – глобус, детская карта мира.
Художественная литература, иллюстрации,
тематические папки, рассказывающие о жизни людей в
других странах мира, их обычаях, традициях,
национальных костюмах;
4. Художественная литература по
фольклору (песенки, потешки, сказки).
профессиях, характерных для той или иной страны.
«Создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно –
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
«Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Предметно – развивающая среда группы должна быть построена в соответствии со следующими принципами:
- принцип
информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием
тематики, многообразием дидактического и информационного материала);
- принцип
интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды
полифункциональны, т.е. материалы и
оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
- принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и художественными традиции города, района,
края,
России );
- принцип стабильности – динамичности (предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок,
но в тоже время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных
задач, времени года);
- принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в неё
различные элементы, а так же убирать уже ненужные);
-
принцип эмоциогенности
среды
(развивающая
среда
группы
обеспечивает
индивидуальную
комфортность
и
эмоциональное
благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции);
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды
сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);
- принцип учёта половых различий детей (среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои
склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности).
Для нравственно-патриотического воспитания
в группе
должен быть создан уголок
по патриотическому
воспитанию.
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки, согласно с
целями и задачами.
Рассмотрим оформление уголков на каждом возрастном периоде.
Младший дошкольный возраст:
Цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление детей с ближайшим окружением:
1.В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию:
взрослые люди (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические
игры);
с е м ь я
( п о д б о р
и л л ю с т р а ц и й ,
т е м а т и ч е с к и х
п а п о к ,
и з о б р а ж а ю щ и х
семью, членов семьи в отдельности, семейный фотоальбом группы)
дом, в котором ты живёшь
( фотографии, иллюстрации архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду,
материалу, назначению);
ребенок и сверстники
(подбор иллюстраций, тематические папки
о детях — девочки, мальчики, игры детей, дети в разных
ситуациях, дети трудятся, занимаются и т. д.);
эмоциональные состояния (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и
детей, пиктограммы);
поведение детей (тематические
папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в
общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а так — нельзя», этикет).
2. Материал
для
знакомства детей
малой родиной
(детским садом, близлежащими улицами, родным городом. Это могут быть
фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада, улицы или
микрорайона, где расположен д/с.)
3.Материалы по приобщению детей
к истокам русской народной культуры. Это могут быть предметы старины, русские игрушки
(различные куклы- закрутки из соломы; куклы из деревянных чурбачков, обереги), предметы народного декоративно-прикладного искусства
(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки и т. д)
Средний дошкольный возраст:
Основные направления в работе – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к
истокам русской культуры
1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной
тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
2. Материал для знакомства детей с малой родиной — детским садом, близлежащими улицами, родным городом, знаменитыми
жителями,
природой, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города. Сравнение понятий «город – село». Это могут быть
фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток,
тематических папок, различные макеты – группы, детского сада, улицы или
микрорайона, где расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
3. Материалы по приобщению детей
к истокам русской народной культуры. Это могут
быть предметы старины, русские игрушки
( различные куклы – закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа; куклы из деревянных чурбачков, обереги ), предметы народного
декоративно – прикладного искусства ( матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву ),
различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья ), куклы в национальных костюмах,
дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.)
5.Элементы государственной символики — флаг, герб.
6.Элементы краевой символики — флаг, герб.
7.Элементы муниципальной символики —флаг, герб города.
8 . М а т е р и а л
д л я
о з н а к о м л е н и я
с
з а щ и т н и к а м и
О т е ч е с т в а
п о д б о р
иллюстраций, тематические папки).
Старший дошкольный возраст:
Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым
России, организация жизни детей по народному календарю.
1 .
М о я
с е м ь я
—
с е м е й н ы е
ф о т оа л ь б о м ы ,
с а м о д е л ь н ы е
к н и г и
н а
т е м у
«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
2. Родной город — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность
города», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).
Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
3. Мой край — символика края, карта края; материал, знакомящий детей с достижениями и славными делами края (города края, чем
знамениты; промышленность края, сельское хозяйство ).
4. Родная страна — карта России, природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство,
символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура ).
5. Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая
Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал « Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры
по теме. Макеты ( например, древняя крепость, военная техника ).
6. Приобщение к истокам русской народной культуры (иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси»,
«Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народный календарь». Предметы старины, русские игрушки (различные
куклы – закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа; куклы из деревянных чурбачков, обереги ), предметы народного декоративно
– прикладного искусства ( матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву ), различные
макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья ), куклы в национальных костюмах, дидактические
игры по теме.
7.Духовно-нравственное воспитание - материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка
иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская
библия).
8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
9 . В е л и к и е
с о о т е ч е с т в е н н и к и
-
п о р т р е т ы ,
х у д о ж е с т в е н н а я
л и т е р а т у р а ,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
1 0 .
Н а ш а
п л а н е т а
З е м л я
—
г л о б у с ,
д е т с к а я
к а р т а
м и р а .
Х у д о ж е с т в е н н а я
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях,
характерных для той или иной страны.
Сейчас в образовательных учреждениях музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного
характера – патриотического, эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности.
С помощью
средств музейной педагогики происходит формирование морально-ценностных категорий, разных аспектов патриотизма и др. Конечно, в
условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-
музеями».
Организованный в группе «мини – музей» – это своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом
могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить
события, предметы разных времен. Такой музей вызывает интерес к историческому прошлому предметов нашего окружения.
«Мини –
музей» расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, обогащает словарный запас дошкольников.
Более подробно с «мини – музеями» мы познакомимся на следующем заседании районной творческой группы в декабре месяце.
Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно
развивать
индивидуальность
каждого
ребенка
с
учетом
его
склонностей,
интересов,
уровня
активности.
Насыщенная
предметно
–
развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего
развития каждого ребенка. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и
развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий
ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и
социального опыта. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.