Напоминание

"Русские шашки"


Автор: Сивакова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ТСШ №1
Населённый пункт: пгт.Тяжинский Кемеровская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Русские шашки"
Раздел: начальное образование





Назад




1.Планируемые результаты обучения:

- знание шашечных терминов

- знание и выполнение правил шашечной игры, цифрового ряда и нотации;

- умение ориентироваться на шахматной доске;

- правильно расставлять шашки фигуры перед игрой;

- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;

- умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;

- умение общаться и договариваться со сверстниками;

- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;

- научиться простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода,

познакомиться с кодексом новичка;

- умение реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при

численном преимуществе, как простейшее средство достижения победы -

размен;

- знание простейших дебютных схем: ход сд4 – развитие левого фланга белых

(игра за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов);

начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”;

- умение реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против

одной;

- знание основ композиционной игры;

- овладение навыками поведения в коллективе: культурой общения,

аккуратностью;

- уважительным отношением к товарищу.

Результативность обучения по программе определяется с помощью устного

опроса, конкурса по решению комбинаций.

Входной контроль осуществляется только в начале первого учебного года в

виде наблюдения за игрой и устного опроса.

Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде конкурса

по решению комбинаций.

2.Учебно-тематический план

1-й год обучения

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника

безопасности. Шахматная

доска и фигуры.

2

1

1

2

Ходы и взятие фигур

4

1

3

3

Ц е л ь

и

р е з у л ь т а т

шашечной партии

4

1

3

4

О б щ и е

п р и н ц и п ы

разыгрывание партии

6

2

4

5

О с о б е н н о с т и

х о д а

«дамки»

2

1

1

6

Тактические

приемы

и

о с о б е н н о с т и

и х

применения

8

2

6

7

Шашечный турнир

2

0

2

8

Игра «Уголки»

2

1

1

9

Игра «Поддавки»

2

1

1

10

Подведение итогов

2

1

1

Итого часов:

34

11

23

2-ой год обучения

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника

безопасности

1

1

0

2

История

возникновения

шашечной игры.

2

1

1

3

Миттельшпиль

(середина

игры).

7

1

6

4

Стратегия и тактика.

7

2

5

5

Дебют.

6

1

5

6

Эндшпиль (окончание).

6

1

5

7

Шашечная композиция

4

1

3

8

Итоговое занятие

1

0

1

Итого часов:

34

8

26

3.Содержание программы

Первый год обучения

1. Шахматная доска и фигуры(2ч.)

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии

личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.

Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении

шашек.

2. Ходы и взятие фигур (4ч.)

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по

маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности

фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной

доске.

3. Цель и результат шашечной партии (4ч.)

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.

Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в

различное количество ходов.

4. Общие принципы разыгрывание партии (6ч.)

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных

турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация.

Анализ учебных партий, игровая практика.

5. Особенности хода «дамки» (2ч.)

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту

и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

6. Тактические приемы и особенности их применения (8ч.)

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка,

виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного

перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о

комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на

определенную и на неизвестную темы.

7. Шашечный турнир (2ч.)

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов

юных шашистов с приглашением родителей учащихся

8. Игра «Уголки»(2ч.)

9. Игра «Поддавки» (2ч.)

10. Подведение итогов года (2ч.)

Второй год обучения

1.

Вводное занятие. (1ч.)

Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности,

правила поведения на занятиях. Практическое занятие.

2.

История возникновения шашечной игры. (2ч.)

Шашечный кодекс. Разновидности шашек. Появление шашек на Руси.

Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки, ходы, бой, дамка.

Практические занятия.

3.

Миттельшпиль (середина игры). (7ч.)

Сила центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки

(нападение на слабую шашку). Игра в середине партии. Отсталые шашки (а1,

h2). Фланги. Ударные колонны. “Золотые шашки”. Последовательность

захвата центральных полей (f4, затем с5). Определение комбинации.

Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение

“мешающих шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых

полей, вскрытие. Расчет и план игры. Простейшие приемы. Идея и механизм

комбинаций. Борьба против центральных шашек соперника. Важность

колонны q1, f2, Е3 (b8, C7,d6). Способы постановки “кола” и “тычка” для

атаки в центре. Практические занятия.

4.

Стратегия и тактика. (7ч.)

Основы шашечной теории. Сущность и цель игры в русских шашках. Фланги.

Элементы шашечной позиции. Понятие о комбинации. (1, 2-хходдовки) и

позиционные приемы (оппозиция, размен). Основные стадии партии: начало,

середина, окончание. Связь теории с практикой; кодекс новичка.

Позиционные приемы игры. Понятия. Тактические приемы игры. Общие

вопросы теории, понятия, термины. Практические занятия.

5.

Дебют. (6ч.)

Значение дебютов. Идеи дебютов. Начало партии. Цель хода сд4. Развитие

левого фланга белых (игра за белых). Порядок введения шашек в игру.

Знакомство с дебютами: “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов);

начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”. Практические занятия.

6.

Эндшпиль (окончание). (6ч.)

Нормальные окончания. Петля, двойная петля, четыре дамки против одной,

меньшая сторона на главной дороге и без неё (квадрат), три дамки против

одной. Понятия: “размен”, “скользящий размен”, “оппозиция”, “запирание”,

“столбняк”, “петля”, “застава”, “вилка” (распорка), “распутье”, “трамплин”.

Дамочные окончания (1х1, 2х1, 3х1). Спортивный режим и гигиена:

гимнастика, сон, питание, купание, двигательная активность. Физическая

подготовка. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания. Практические

занятия.

7.

Шашечная композиция. (4ч.)

Композиция – область шашечного творчества. Основные виды (жанры)

композиции: проблемы, этюды, задачи, комбинации. Практические занятия.

8. Итоговое занятие. (1ч.)

3.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Дата

пров.

1

Место шашек в мировой культуре.

2

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.

3

Ходы пешкой.

4

Упражнения на выполнение ходов пешками.

5

Маршруты движения фигур.

6

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о

шахматной доске.

7

Обучение алгоритму хода.

8

Открытые и двойные ходы.

9

Выигрыш, ничья, виды ничьей.

10

Решение упражнений на выигрыш в различное

количество ходов.

11

Понятие о шашечном турнире.

12

Правила поведения при игре в шашечных турнирах.

13

Анализ учебных партий

14

Правила поведения в соревнованиях.

15

Анализ учебных партий, игровая практика.

16

Игровая практика.

17

Понятие «Дамка»

18

Упражнения на выполнение ходов дамкой.

19

Слабость крайней горизонтали.

20

Слабость крайней горизонтали. Игровая практика.

21

Двойной удар

22

Открытое нападение

23

Понятие о комбинации.

24

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного

перекрытия.

25

Освобождение пространства, уничтожение защиты.

26

Решение тестовых позиций, содержащих тактические

удары на определенную и на неизвестную темы.

27

Шашечный турнир (игра в парах)

28

Шашечный турнир (командная игра)

29

Правила игры «Уголки»

30

Игровая практика.

«Уголки»

31

Правила игры «Поддавки»

32

Игровая практика.

«Поддавки»

33

Шашечный турнир (игра в парах)

34

Подведение итогов. Шашечный турнир (игра в парах)

Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Название темы

Дата

факт.

Дата

пров.

1

Место шашек в мировой культуре.

2

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.

3

Ходы пешкой.

4

Упражнения на выполнение ходов пешками.

5

Маршруты движения фигур.

6

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о

шахматной доске.

7

Обучение алгоритму хода.

8

Открытые и двойные ходы.

9

Выигрыш, ничья, виды ничьей.

10

Решение упражнений на выигрыш в различное

количество ходов.

11

Понятие о шашечном турнире.

12

Правила поведения при игре в шашечных турнирах.

13

Анализ учебных партий

14

Правила поведения в соревнованиях.

15

Анализ учебных партий, игровая практика.

16

Игровая практика.

17

Понятие «Дамка»

18

Упражнения на выполнение ходов дамкой.

19

Слабость крайней горизонтали.

20

Слабость крайней горизонтали. Игровая практика.

21

Двойной удар

22

Открытое нападение

23

Понятие о комбинации.

24

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного

перекрытия.

25

Освобождение пространства, уничтожение защиты.

26

Решение тестовых позиций, содержащих тактические

удары на определенную и на неизвестную темы.

27

Шашечный турнир (игра в парах)

28

Шашечный турнир (командная игра)

29

Правила игры «Уголки»

30

Игровая практика.

«Уголки»

31

Правила игры «Поддавки»

32

Игровая практика.

«Поддавки»

33

Шашечный турнир (игра в парах).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тяжинская средняя

общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено на Принят на Утверждаю

заседании МО учителей педагогическом Директор школы

начальных классов совете _______Е.П. Кротовская

протокол №___ протокол №____ Приказ №______

от__________________ от_____________ от______________

Руководитель МО________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА

«Русские шашки»

Класс:3

Кол-во часов: 34

По программе: 34 часа

В неделю: 1 час

Составила:

Сивакова Е.А.

учитель нач. классов

пгт.Тяжинский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тяжинская средняя

общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено на Принят на Утверждаю

заседании МО учителей педагогическом Директор школы

начальных классов совете _______Е.П. Кротовская

протокол №___ протокол №____ Приказ №______

от__________________ от_____________ от______________

Руководитель МО________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА

«Русские шашки»

Класс:1

Кол-во часов: 33

По программе: 33 часа

В неделю: 1 час

Составила:

Сивакова Е.А.

учитель нач. классов

пгт.Тяжинский



В раздел образования