Напоминание

Текст как средство формирования коммуникативных умений учащихся.


Автор: Чубарова Ольга Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ №37
Населённый пункт: пос.Балакирево
Наименование материала: статья
Тема: Текст как средство формирования коммуникативных умений учащихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного учреждения

основной общеобразовательной школы № 37

пос. Балакирево

Чубарова Ольга Семеновна

Текст как средство формирования коммуникативных умений учащихся.

Характерной чертой современной школы является усиливающийся

процесс

гуманизации

образования,

ориентированный

на

личность

ребенка,

которая формируется в ходе деятельности

и общения. Вот почему задача

подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме

является сегодня приоритетным.

В коммуникативной функции языка интегрируются все функции,

выделяемые в социолингвистике: познавательная, регулятивная, ценностно –

ориентационная,

этикетная.

Поэтому

главная

задача

учителя

научить

полноценно

пользоваться

языком

во

всех

основных

видах

речевой

деятельности

(говорю-слушаю,

пишу-читаю),

формах

его

существования

(устной – письменной, диалогической – монологической ), в разных речевых

ситуациях.

В

процессе

обучения

у

учащихся

должны

сформироваться

основные навыки и умения – от техники чтения до смысловой обработки и

устного или письменного воспроизведения.

Методическим средством, которое служит основой создания на

уроках русского языка и литературы не только обучающей, но и развивающей

речевой

среды,

является

текст.

Текстовые

задания

обладают

тем

преимуществом, что в них изучаемая языковая единица выступает в своей

функциональной роли, текст помогает полнее понять её значение и назначение,

учащиеся получают образец для развития собственной речи. Поэтому

столь

важным

становится

процесс

чтения,

понимания

и

осмысления

текста.

Текстовые упражнения распределяются по трем разделам в соответствии с

типом применяемых в них умственных операций:

аналитические (дети учатся пониманию текста, стараются восстановить

коммуникативную задачу автора, его замысел);

аналитико-синтетические ( определение стиля, темы, лексико-

грамматических особенностей, сравнения с другими авторами);

синтетические (учащийся приобретает умение сочинять

самостоятельно).

Главный результат работы с текстом – это способы действий, которыми

овладевают учащиеся, то есть умения самостоятельно осуществить:

понимание замысла текста, максимально близкое к авторской идее;

восстановление конситуации создания текста;

объяснение тех приемов и средств, которыми автор достигает реализации

своего замысла;

объяснение влияния грамматических и стилистических средств

выразительности на оформление текста и его содержание;

сочинение собственных текстов (устных и письменных), адекватных

заданной речевой ситуации.

При работе с текстом применяются все виды разбора: фонетического,

морфемного,

словообразовательного,

этимологического,

синтаксического

и

стилистического. Но это не формальный подход, когда выбирается слово или

другая

единица

языка,

и

необходимо

разобрать

её

в

соответствии

с

требованиями

в

отрыве

от

речевой

ситуации.

Это

функционально-

стилистический подход, который определяется необходимостью понять: какова

роль

конкретной

языковой

единицы

в

понимании

смысла

текста;

как

«работают» ее составные части (морфемы – для слов; слова и предложения –

для предложения, предложения и их строение – для текста).



В раздел образования