Автор: Чубарова Ольга Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ №37
Населённый пункт: пос.Балакирево
Наименование материала: статья
Тема: Текст как средство формирования коммуникативных умений учащихся.
Раздел: среднее образование
Учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного учреждения
основной общеобразовательной школы № 37
пос. Балакирево
Чубарова Ольга Семеновна
Текст как средство формирования коммуникативных умений учащихся.
Характерной чертой современной школы является усиливающийся
процесс
гуманизации
образования,
ориентированный
на
личность
ребенка,
которая формируется в ходе деятельности
и общения. Вот почему задача
подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме
является сегодня приоритетным.
В коммуникативной функции языка интегрируются все функции,
выделяемые в социолингвистике: познавательная, регулятивная, ценностно –
ориентационная,
этикетная.
Поэтому
главная
задача
учителя
–
научить
полноценно
пользоваться
языком
во
всех
основных
видах
речевой
деятельности
(говорю-слушаю,
пишу-читаю),
формах
его
существования
(устной – письменной, диалогической – монологической ), в разных речевых
ситуациях.
В
процессе
обучения
у
учащихся
должны
сформироваться
основные навыки и умения – от техники чтения до смысловой обработки и
устного или письменного воспроизведения.
Методическим средством, которое служит основой создания на
уроках русского языка и литературы не только обучающей, но и развивающей
речевой
среды,
является
текст.
Текстовые
задания
обладают
тем
преимуществом, что в них изучаемая языковая единица выступает в своей
функциональной роли, текст помогает полнее понять её значение и назначение,
учащиеся получают образец для развития собственной речи. Поэтому
столь
важным
становится
процесс
чтения,
понимания
и
осмысления
текста.
Текстовые упражнения распределяются по трем разделам в соответствии с
типом применяемых в них умственных операций:
аналитические (дети учатся пониманию текста, стараются восстановить
коммуникативную задачу автора, его замысел);
аналитико-синтетические ( определение стиля, темы, лексико-
грамматических особенностей, сравнения с другими авторами);
синтетические (учащийся приобретает умение сочинять
самостоятельно).
Главный результат работы с текстом – это способы действий, которыми
овладевают учащиеся, то есть умения самостоятельно осуществить:
понимание замысла текста, максимально близкое к авторской идее;
восстановление конситуации создания текста;
объяснение тех приемов и средств, которыми автор достигает реализации
своего замысла;
объяснение влияния грамматических и стилистических средств
выразительности на оформление текста и его содержание;
сочинение собственных текстов (устных и письменных), адекватных
заданной речевой ситуации.
При работе с текстом применяются все виды разбора: фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
этимологического,
синтаксического
и
стилистического. Но это не формальный подход, когда выбирается слово или
другая
единица
языка,
и
необходимо
разобрать
её
в
соответствии
с
требованиями
в
отрыве
от
речевой
ситуации.
Это
функционально-
стилистический подход, который определяется необходимостью понять: какова
роль
конкретной
языковой
единицы
в
понимании
смысла
текста;
как
«работают» ее составные части (морфемы – для слов; слова и предложения –
для предложения, предложения и их строение – для текста).