Напоминание

"Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни"


Автор: Королева Екатерина Ивановна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МДОУ детский сад №65 "Семицветик"
Населённый пункт: Г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие

речи

детей

раннего

возраста

на

занятиях

и

в

повседневной жизни»

Невозможно

переоценить

роль

родного

языка,

который

помогает

людям,

прежде

всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и

является

средством

общения.

Дети

не

получившие

в

раннем

возрасте

соответствующее

речевое

развитие,

с

большим

трудом

навёрстывают

упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребёнка самостоятельно

пользоваться

словами,

стимулировать

его

речевую

активность

и

познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять

именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в

группах

раннего

возраста

в

основном

заботятся

о

создании

комфортных

условий

и

гигиене

малышей.

А

ведь

именно ранний возраст наиболее

благоприятен

для

закладывания

основ

грамотной,

чёткой

красивой

речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому

задача

обогащения

словаря

и

активизация

речи

детей

должна

решаться

ежеминутно,

ежесекундно,

постоянно

звучать

в

беседах

с

родителями,

пронизывать все режимные моменты.

Опыт

в

моей

работе

формировался

в

условиях

муниципального

дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного

вида №3 "Радуга" в группе, которую посещают дети раннего возраста.

Моя работа базируется:

на исследованиях А. И. Максаковой, Е. И. Струниной (наибольшая

эффективность в овладении языком достигается при условии, если

дети вовлекаются в активную речевую работу).

на

теоретические

исследования

и

показатели

оптимального

хода

развития речи детей от 1 до 3 лет разработанные Н. М. Аксариной и

Н. Ф. Ладыгиной.

В

течение

нескольких

лет

я

работаю

с

детьми

раннего

возраста.

Наблюдая

за

играми

детей,

задавая

им

вопросы,

я

составила

представление

об

уровне

сформированности

их

речи

(опираюсь

на

показатели

оптимального

хода

развития

речи

детей

от

1

до

3

лет,

разработанные Н. М. Аксариной и Н. Ф. Ладыгиной.) обратила внимание

на то, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Речь большинства

детей

этого

возраста

характеризуется

общей,

смягчённостью,

недостаточно

отчётливым

произнесением

слов,

неправильным

произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков

более

простыми.

Результаты

наблюдений

показали,

что,

стандартным

показателем

развития

речи

в

данном

возрасте

соответствует

приблизительно 45% детей, у 10% показатель превышает установленный

стандарт. У остальных наблюдается явная задержка речевого развития. А

некоторые дети вообще практически не говорят. Выяснив такие факты, я

на первом этапе поставила перед собой следующие цели и задачи (для

1

того чтобы найти новые подходы к решению проблемы. личностного

развития детей раннего возраста в системе работы по ознакомлению их с

окружающим миром и развитию речи).

Задачи:

изучение

методической

литературы

и

передовых

образовательных

технологий по данной проблеме.

отбор необходимого содержания из дошкольных методик

поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.

Я изучила методическую работу и наиболее интересными мне показались

следующие пособия:

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., Мозаика- Синтез,

2000

Белая К. Занятия с малышами в детском саду. М., Линка- Пресс, 2002

Павлова Л. Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. М., Мозаика-

Синтез, 2000

Карпухина Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского

сада. Воронеж, 2006.

Теплюк С. Н. Занятия на пргулке с детьми младшего дошкольного

возраста. М., Владос, 2001

После отбора необходимого содержания из дошкольных методик я составила

перспективный план занятий с детьми, опираясь на комплексные занятия. На

таких занятиях конкретизируются и уточняются знания детей, полученные

ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами

ближайшего окружения.

Каждое занятие я стараюсь сделать игровым, максимально приблизив

тему к знакомой ребёнку обстановке. Например, на занятии по теме " У кого

какая мама", я я предлагаю малышам построить детский для маленьких

животных. Поём песенку "Строим дом". Мамы-животные (коза, кошка и т. п.)

приводят

в

детский

сад

своих

детёнышей,

а

затем,

после

выполнения

нескольких заданий, забирают их домой. На таком занятии ребята не только

учатся узнавать и называть детёнышей животных, но и ещё раз убеждаются в

том, что всех мамы заберут вечером домой. Это создаёт им дополнительно

психологический комфорт.

При разработке плана я ориентировалась на то, что для обеспечения

необходимого уровня речевого развития детей требуется расширить круг

предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую

речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок,

игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной

сложности, составляющих основу речевых занятий.

2

Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией

М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, основываясь на

рекомендациях СанПиНа, в первой младшей группе рекомендует

проводить

восемь

занятий

в

месяц

по

развитию

речи

и

п р и о б щ е н и ю

д е т е й

к

х уд о ж е с т в е н н о й

л и т е р а т у р е

продолжительностью 8–10 минут.

3

Некоторые занятия – инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и

подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских

стихотворений, проводятся со всей группой детей. Занятия, имеющие

целью

вызвать

у

малышей

сложные

речевые

высказывания

или

воспитать

у

них

новые

умения

(например,

слышать,

слушать

и

понимать

рассказ

без

наглядного

сопровождения),

проводятся

по

подгруппам.

В

подгруппы

подбираются

дети,

имеющие

более

или

м е н е е

о д и н а к о в ы й

у р о в е н ь

р а з в и т и я .

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован

за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на

предыдущем

занятии,

как

правило,

повторяется

на

последующем,

причем

интервал

между

ними

должен

быть

не

более

1–3

дней.

В

д а л ь н е й ш е м

и н т е р ва л ы

м е ж д у

з а н я т и я м и ,

н а

ко т о р ы х

совершенствуются

определенные

речевые

умения,

могут

быть

увеличены.

Наблюдения показали, что для освоения одних умений ребенку

третьего года жизни достаточно 1–2 занятий, для освоения других –

гораздо больше времени, например, для драматизации отрывков из

сказок,

восприятия

сюжетных

картин

и

передачи

в

речи

своих

впечатлений.

В первой

младшей

группе

на

многих

занятиях,

кроме

ведущей

задачи,

решается

еще

несколько

задач.

Например,

параллельно с решением основной задачи занятия – познакомить детей

с потешкой, воспитатель упражняет малышей в выразительном чтении

стихотворных строк; отрабатывает четкое и правильное произношение

з в у к о п о д р а ж а т е л ь н ы х

с л о в .

В

первой

младшей

группе

значительное

место

в

учебном

процессе начинают занимать комбинированные занятия, состоящие из

нескольких частей, каждая из которых посвящена решению какой-то

одной задачи. Эти задачи могут решаться на различном программном

материале. Продуктивны самые разнообразные варианты: повторное

рассказывание сказки и упражнения по воспитанию звуковой культуры

речи; рассматривание картины и чтение стихотворения; рассказывание

б е з

п о к а з а

и

д и д а к т и ч е с к а я

и г р а .

Младшие

дошкольники

любят

заниматься,

но

произвольное

внимание

и

память

у

них

несовершенны.

Ребенок

с

трудом

сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не

принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо

тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать.

Чрезвычайно

важна

эмоциональная

установка

на

предстоящее

занятие. Она помогает "включить" малыша в активную работу, уже с

первых минут повышая ее эффективность. Например: "Сегодня я вам

прочитаю очень интересное стихотворение про то, как бежала лесочком

лиса с кузовочком", – рассказывает педагог. "Где она? – интересуются

дети. – Покажите!" – "Непременно покажу. Сейчас будем играть, все и

4

п о к а ж у,

о б о

в с е м

и

р а с с к а ж у " ,

о т в е ч а е т

п е д а г о г.

Можно заранее (за 3–4 минуты до занятия) поставить на стол

игрушки, которые предстоит демонстрировать на занятии, разрешив

детям потрогать, подвигать их. Но одновременно следует приучать

малышей

соблюдать

правило:

игрушками,

приготовленными

для

занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя.

Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно

привлекательная

для

малышей,

"приходящая"

только

на

занятия.

Желание подержать этот предмет у детей так велико, что они тянут его

каждый в свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить так,

чтобы

все

хорошо

ее

видели,

но

не

могли

достать

(например,

на

пианино, на полочку). Малыши быстро привыкают к тому, что игрушка,

выставленная

до

занятия,

будет

на

нем

использоваться.

Дети

рассматривают

ее,

обмениваются

впечатлениями,

расспрашивают

воспитателя.

В

ходе

занятия

необходимо

поддерживать

желание

м л а д ш и х

д о ш к о л ь н и к о в

у ч и т ь с я .

Детей

нужно

усадить

так

(полукругом;

за

столы,

стоящие

отдельно или сдвинутые вместе и т.д.), чтобы они не мешали друг

другу (особенно при имитации каких-то действий). Не менее важно,

чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными,

уравновешенными

сверстниками.

Малыши

должны

хорошо

видеть

воспитателя и предметы (картинки), которые он показывает. Следует

исключить отвлекающие моменты (например, если клетка с птицей

попадает

в

поле

зрения

ребенка,

ее

нужно

пере ст авить).

Дети

третьего

года

жизни

склонны

к

подражанию

воспитателю, и сверстникам). Они легко "заражаются" настроением

товарищей

и

с

удовольствием

подражают

как

желательным,

так

и

нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать

под

стул,

как

через

1–2

минуты,

если

воспитатель

не

сумеет

переключить

внимание

детей,

половина

группы

будет

подражать

малышу.

В

этом

случае

не

следует

прибегать

к

дисциплинарным

замечаниям

("Не

раскачивайся,

сиди

тихо!").

Целесообразнее

прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей:

"Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом

загремел". Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: "На, Вова,

подержи

мышку.

Да

сиди

тихо,

не

пугай

(не

урони)

ее".

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки

вызывают

желание

подольше

рассматривать

их,

по этому

демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть

в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для

малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не

тратилось

время.

Если

картинки

будут

падать

с

фланелеграфа

или

батарейка

электрической

игрушки

окажется

непригодной

для

употребления,

то

нормальный

ход

занятия

нарушится,

восприятие

м а т е р и а л а

д е т ь м и

б у д е т

з а т р у д н е н о .

5

Большое

значение

имеет

речь

воспитателя,

его

умение

разговаривать

с

детьми.

Речь

педагога

должна

быть

четкой,

выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не

должны

быть

случайными.

По

возможности

их

следует

продумать

заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог

стремится

сделать

достоянием

собственных

высказываний

ребенка:

слова,

обозначающие

качества

предметов,

синт аксиче ские

конструкции, в частности предложения с однородными членами и т. п.

Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка

воспроизвести

слово

или

предложение,

воспитатель

тем

самым

о б о г а щ а е т

а к т и в н у ю

р е ч ь

д е т е й .

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и

отвечать

на

него.

Но

если

ребенок

почему-то

молчит

и

пауза

затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми,

а

через

какое-то

время

вновь

задать

малышу

тот

же

вопрос.

Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо

внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани

получится...

Вова

сумеет...

Алеша

сейчас

подумает

и

непременно

н а й д е т

н у ж н у ю

к а р т и н к у

( и г р у ш к у ) . . . "

и

т . п . ) .

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а

интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть

"интересом

всерьез".

Дети

безошибочно

реагируют

на

настроение

педагога,

его

интонацию,

жесты.

И

если

воспитатель

искренне,

с

удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как

бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так

же,

а

стремится

сделать

это

очень

хорошо,

с

настроением.

В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие

усиливают

радость

малыша

и

его

стремление

неоднократно

воспроизвести

увиденное,

услышанное.

Все

это

обеспечивает

работо спо собно сть

детей

и

их

контакт

с

в о с п и т ат е л е м .

Кроме

того,

существует

еще

несколько

факторов,

повышающих

эффективность обучения.

Но чтобы программные задачи организованного обучения решались

более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду

сделать

более

содержательным

плане

речевого

развития.

Чем

богаче,

содержательнее

впечатления

повседневной

жизни,

тем

большие

познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность

может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи

ребёнка? Прежде всего- совместная деятельность взрослого с ребёнком, в

ходе

которой

налаживается

эмоциональный

контакт

и

деловое

сотрудничество. Поэтому на следующем этапе я поставила перед собой

следующие задачи:

целенаправленное формирование речи;

повышение уровня речевого развития;

6

стимуляция

коммуникативной

активности,

создание

условий

для

овладения различными формами общения: обеспечение полноценных

эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками;

подбор

наиболее

эффективных

методов,

приёмов,

средств,

способствующих

созданию

интереса,

мотивации

к

речевой

деятельности у воспитанников.

Передо

мною

встал

вопрос:

Какие

же

формы

совместной

деятельности

педагога с детьми по развитию речи более эффективны для работы с детьми

раннего

возраста?

Чтобы

ответить

на

этот

вопрос,

проанализировала

возрастные особенности детей раннего возраста: им трудно сосредоточиться

на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в

процессе

игры

они

достаточно

долгое

время

могут

о ставаться

внимательными;

внимание

вызывается

внешне

привлекательными

предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

поведение

ситуативное

и

почти

всегда

складывается

из

импульсных

поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая

внушаемость; преобладает зрительно- эмоциональная память и наглядно-

действенное

мышление.

Поэтому, решая

задачи

развития

речи

детей

раннего

возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность

всегда должна быть, во-первых, событийна (связана с каким-либо событием

из

личного

опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная

и

умственная

деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего

возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых

процессах). Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.

д.

Для

развития

активной

речи

ребёнка

воспитателю

необходимо

сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.

В

своей

работе

по

развитию

речи

детей

раннего

возраста

я

использую

следующие эффективные формы совместной деятельности:

наблюдение и элементарный труд в природе;

сценарии активизирующего общения;

разговор с самим собой;

параллельный разговор;

провокация или искусственное непонимание ребёнка;

игры- забавы и игры- хороводы на развитие общения;

слушание

художественной

литературы

с

использованием

ярких

красочных картинок;

инсценирование

и

элементарная

драматизация

литературных

произведений;

игры на развитие мелкой моторики рук;

дидактические игры и упражнения;

бытовые и игровые ситуации;

элементарное экспериментирование.

Конечно,

вс егда

хорошо

во спринимают ся

детьми

и г р ы ,

сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально,

7

часто на коленях у воспитателя, один ребёнок на коленях, другие стайкой

вокруг,

радуются,

приговаривают

кто

что

может,

пританцовывают-

ждут

своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают

договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые

выполняют все малыши одновременно. Это игры с пальчиками ("Сорока-

сорока"), и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). В игре "Ладушки" я использую

имена всех детей:"...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме

два". При этом касаюсь ладошек каждого ребёнка своими руками. На мой

взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет

эффект психологического "поглаживания", когда ребёнок чувствует внимание

к себе лично.

Для развития словаря также использую приём поручений. После того,

как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваю: "Что ты принёс?

Где взял? Куда положил? С помощью таких вопросов ребёнок начинает

устанавливать

связи

и

взаимосвязи

между

объектами

и

словами,

их

обозначающими.

Важно,

чтобы

ребёнок

стремился

самостоятельно

выполнить

поручение,

преодолел

трудности,

почувствовал

объективные

условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только

осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Один

из

приёмов

активизации

речи

ребёнка

-

мотивация

действий

с

предметами

и

объектами,

например,

с

комнатными

растениями.

"Будем

поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья,

чтобы они стали чистыми!".

Для

достижения

хороших

результатов

по

развитию

речи

детей

я

стараюсь создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого

использовала совместные с детьми игры, рассматривание вместе с ними книг,

ежедневное

чтение

сказок

и

потешек.

Большую

помощь

в

налаживании

благоприятной атмосферы оказали родители моих воспитанников. Это очень

важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяла

сотрудникам дошкольного учреждения, хорошо относилась к воспитателям.

Я каждыё день рассказываю родителям о том, как малыш провёл время: как

ел, как спал, во что кем играл, о чём мы с ним разговаривали. Хорошо то, что

родители знают по имени всех детей группы, в которой воспитывается их

ребёнок. Это делает обстановку в группе более домашней и, конечно, даёт

родителям новые темы для разговоров с их ребятишками.

Результативность работы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи

на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в

работе

по

данной

теме,

дети

предыдущих

выпусков

к

концу

года

легко

понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые

контакты с воспитателями и близкими людьми.

Можно отметить, что дети, которые пришли в сад в начале этого года, сейчас,

к

декабрю

уже

полностью

адаптированы.

Охотно

играют

вместе,

развёртывают небольшие пока сюжеты, активно

включаются в игру и, с

удовольствием,

договаривают

текст

игры,

потешки,

сказки,

некоторые

8

пытаются

исполнить

их

самостоятельно,

у

большинства

детей

появился

интерес к чтению книг.

К своёму проекту я прилагаю сценарий и видеоматериал итогового

праздника в конце года в группе раннего возраста " Выпускной праздник у

малышей". Интересное комплексное занятие, с интеграцией нескольких

ведущих образовательных областей. Также прилагаю схему запоминания

сказки или потешки в группе раннего возраста.

9



В раздел образования