Автор: Нетунаева Людмила Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "БСОШ№1"
Населённый пункт: город Александровск Пермский край
Наименование материала: Разработка урока–басни
Тема: Решение уравнений, приводимых к квадратным
Раздел: среднее образование
Урок-басня в 8 «Б» классе
Тема: Рациональные уравнения, приводимые к квадратным.
Цель: Создать условия для получения нового знания.
Учебные задачи:
1)Обучить самостоятельному решению проблем (регулятивные УУД) ,определять достигнут ли
результат.
2)Учиться вести диалог, аргументировано отстаивать свою точку зрения (коммуникативные УУД).
3)Извлекать нужную информацию из разных источников в незнакомом контексте (басне), делать
выводы, обосновывать их логически (познавательные УУД).
4)Оценивать сложившуюся ситуацию, делать правильный выбор, толерантно относиться к иному
мнению и решению (личностные УУД).
Этапы урока:
1)Формулирование темы урока учащимися.
Уж сколько лет твердили миру
Что математика - царица всех наук
Мы посвятим сегодня лиру
Царице и умов и рук.
Ее основа, без сомненья
Задачи, числа,………………
Ребята под рифму вставляют слово «уравнения», тем самым определяют предмет исследования
на сегодняшнем уроке.
Об уравнениях, как раз ,
Пойдет сегодня речь у нас.
Записываем дату и тему урока в тетрадь.
2)Актуализация.
Послал нам с вами Бог
Большой кусочек сыра
Да чтобы съесть его, размер сперва узнаем
Края его равны между собой
А срез его полтиной называем.
На доске прямоугольный треугольник в виде куска сыра.
Какие будут предложенья
По поводу ее решенья?
Дети формулируют, а затем решают в группах предложенную задачу, комментируем решение,
сверяем ответы.
-Уравнением какой степени является модель нашей задачи?
-Второй.
-У вас в папках лежит лист с вопросами, обсудите ответы на них в группах.
-В процессе обсуждения вы вспомнили необходимые нам сегодня сведения о квадратных
уравнениях. Были ли затруднения в поисках ответов на них?
4)Проблемная ситуация с затруднением.
На доску крепится табличка с уравнением четвертой степени.
У вас богатый знания запас
Решите уравненье мне тотчас!
Какие будут предложенья
По поводу его решенья?
Предложения ребят озвучиваются, они в своих группах пробуют реализовать своё предложение,
обсуждаем затруднения.
Проблема - это уравненье
Другое вспомним мы уменье
Преодолеть волненья криз
Поможет нам наука ТРИЗ.
Давайте в качестве подсказки
Сейчас применим способ «Глазки».
Определяем противоречие и пути его решения , формулируем идеальный конечный результат:
Чтобы уравнение само стало квадратным, решать которое мы умеем.
Формулируем цель урока: придумать способ решения таких уравнений.
Какую же хитрость надо нам знать
Чтобы такие уравнения решать?
-Надо квадрат переменной другой буквой заменять.
5)Промежуточная оценка полученного знания.
-А есть у таких уравнений название?
-Биквадратные. Частица «би» обозначает «дважды».
Теперь, я верю, без сомненья,
Решим и это уравненье!
На доске размещается табличка с незнакомым по виду уравнением, в котором в качестве
неизвестного приводится выражение в скобках, повторяющееся дважды.
А всвязи с этим уравненьем
Какие будут предложенья?
Обсуждаем предложения ребят по поводу решения уравнения.
В папках на каждом столе есть набор разрезанных полос, упорядочите их, составив решение
данного уравнения, второй набор разрезанных полос является объяснением этого решения.
Расположите полосы в нужном порядке.(Четыре человека парами выполняют это задание на
боковых частях доски).
Давайте составим теперь наконец
Правильной записи образец
Порядок дадим оформления
В виде алгоритма решения.
6) Выбор заданий для применения нового знания.
Новое знание применить осталось
А помнится , с сыра всё начиналось,
Попробуйте каждый на примененье
Выполнить следующие упражнения.
7)Итог урока.
Детям раздаются буклеты-памятки , в них предлагается на чистом развороте подвести итог урока в
виде кластера или синквейна
Подводим итог ситуации сей
Составьте – ка кластер или синквейн.
Мораль сей басни такова:
В жизни важное это уменье-
Решать квадратные уравненья
Они сотворят тебе дело благое-
Помогут решить уравненье другое!
8) Дом. задание.
№24.14 и 26.22