Напоминание

"Что такое масса?"


Автор: Кубасова Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Зубово
Населённый пункт: РБ, Уфимский район, с.Зубово
Наименование материала: урок по математике 3 класс
Тема: "Что такое масса?"
Раздел: начальное образование





Назад




План-конспект урока на тему: "Что такое масса"

урок математики в 3 классе

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цель урока: обобщить знания детей по теме «Что такое масса»

Задачи:

Образовательные

Продолжить формирование представления детей о величинах,

закрепить знания о массе как величине

Формировать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в

новых условиях.

Развивающие

Способствовать развитию умения видеть проблему, ставить цель и

добиваться её реализации.

Развивать пространственное мышление детей, воображение,

логическое мышление, речь.

Создать условия для исследовательской деятельности.

Воспитательные

Содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству,

позитивному отношению к учебе.

Воспитывать любовь к математике, культуру общения, чувство

ответственности, аккуратность.

Оздоровительные

Создать на уроке комфортные условия для успешного овладения

знаниями и реализации творческого потенциала для всех учащихся.

Компетенции: -информационная

Учащиеся должны знать:

-названия единиц массы (грамм, килограмм),

-метрические соотношения между единицами массы;

- источники информации для получения новых (дополнительных)

знаний.

Учащиеся должны уметь:

- решать текстовые задачи в 2-3 действия на нахождение суммы и

остатка; -

извлекать информацию, относящуюся к

теме.

- коммуникативная

Учащиеся должны уметь:

- работать в парах и группах;

- сотрудничать друг с другом при работе над проектом и во время его

презентации;

- доводить начатое дело до конца.

Оборудование: различные виды весов, предметы для проведения

исследования и творческой работы.

ТСО: компьютер, мультимедиа проектор, презентация

Ход урока

1. Орг. момент

Долгожданный прозвенел звонок,

Начинается урок!

2. Актуализация опорных знаний

- Наш урок пройдёт под девизом: «Учение всегда найдёт применение».

Вначале выполним небольшую разминку.

3.Устный счёт

1)Многозначные числа (презентация)

2) -Найти лишнее.

длина, площадь, масса, запах, скорость, время

- Как назвать одним словом все остальные слова?

- Почему запах нельзя отнести к величинам?

4.Проблема: 2 одинаковых коробки сока ( одна из них пустая).

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно

сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые )

– Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их

отличия?

(Затруднение??? или предположения???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы

обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки (выходят 2

ученика).

- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

- А как же называется такое свойство предметов?

На доске выставляется слово МАССА.

Чтобы изучить эту величину, мы проведём несколько опытов.

1)Опыт 1.

-Возьмите, пожалуйста, в руки ручку.

-Вытяните руку с ручкой вперед.

-Что с ней произойдет, если вы ее опустите? Ваши гипотезы. (Упадет).

-Проверим гипотезы.

- Что произойдёт с любым другим предметом? (Упадет).

-Какой вывод можно сделать? (Все предметы падают на землю).

-А почему это происходит? (Ответ: притяжение Земли).

Вывод. Земля притягивает все находящие предметы.

2)Опыт 2.

-Все ли предметы одинаково притягиваются к Земле?

-Проведем исследование. У меня в руках мяч и воздушный шарик.

- Я одновременно брошу шар и мяч на пол. Что произойдет? Ваши

гипотезы. (Упадут).

-Какой из них быстрее достигнет пола? Ваши гипотезы.

-Давайте проверим.

- Почему мяч упал быстрее? (Он тяжелее).

Вывод. Чем больше масса тела, тем оно сильнее притягивается к

земле.

- Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?

(Величина – это такое свойство ( признак) предметов, которое можно

измерить и результат записать с помощью числа. Значит , и предметы

можно измерить и записать числом.)

-Как вы думаете, с помощью чего можно измерить массу тела?

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и

совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели

взвешивать.

– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они

используются?

Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на

рисунках.

Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы,

магазинные весы, бытовые весы, грузовые...

- Поработаем с бытовыми весами.

Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)

Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).

Коробки ставятся на чашечные весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка

опустилась, а другая - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая

легче.)

- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу

предметов?

Практическое задание:

-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что

легче, а что тяжелее.

- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

- Ребята, что мы сейчас сравнивали? (Массы предметов)

-Ребята, а какие единицы массы вы знаете?

1). Раньше мерами сыпучих тел были бочка и кадь.

Существовало и много местных мер: короб, рогожа и другие. Позже

появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними

были запутанными, так как значения одной и той же единицы для

взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными.

Например, в российском дореволюционном справочнике можно найти

120 различных фунтов: большой, малый, старый, новый,

обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный,

артиллерийский, медицинский, аптекарский, фунт для мяса, фунт для

железа и т. д.

Все в старину было по-другому.

2) Также раньше люди пользовались различными мерками: камнями,

яблоками и другими. Затем у каждого народа появились свои меры

массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала

путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку.

- А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец

нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем?

Какой меркой для измерения массы он пользуется? Тогда её не было.

- И 213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и

назвали её килограмм.

(Открывается табличка – словарное слово)

В Математике принято записывать 1 кг ( записать в тетради).

1 кг = 1000 г

5. Закрепление изученного. (5 мин)

-Проверьте, как вы поняли результаты своих исследований.

Вставьте слово, чтобы высказывание стало верным.

1) Сила притяжения зависит от (чего?)_____________ тела.

2) Чем больше масса тела, тем (как?)_________ тело притягивается к

Земле.

3) Чем меньше масса тела, тем (как?)_________ тело притягивается к

Земле.

4) Масса - это _____________, её можно измерить и сравнить.

5) Измеряют массу с помощью ________________.

Физкультминутка.

6. Работа по учебнику с.18

№ 1 300+200+400+200=1100 г

№2 1 кг=1000г 1кг 200г=1200г

2 кг=2000 г 2 кг 300г=2300г

№3 а) Устно фронтально

б)Работа в парах. Взаимопроверка.

Практическая работа

1 группа. «Лифтёры»

-Вы должны подняться на лифте грузоподъёмностью 200кг.

Сможете ли вы подняться сразу все?

(Учащиеся взвешиваются, записывают результат, решают задачу)

- Сможете ли вы захватить с собою багаж? Если да, то какую массу он

не должен превышать?

2 группа. «Продавцы».

- Выясните, может ли покупатель унести покупку в пакете

грузоподъёмностью 3кг?

Учащиеся изучают массу продуктов, находящихся на столе (банка

сгущённого молока, коробка сока, пачка печенья, вафельный торт,

шоколадка.) Записывают результат, решают задачу.

3 группа. «Врачи».Определить общую массу своей группы

Отчёты групп.(4 мин)

6. Итог урока.

- Как вы думаете, все ли загадки страны Масса мы с вами разгадали?

Конечно же нет! По желанию вы можете продолжить работу по

данному вопросу и выбрать новые темы для проектов.

- Закончим наш урок стихотворением и ответим на главный вопрос:

что же такое масса?

Нынче на уроке в классе

Все узнали мы о массе.

Знаем я, ты, он, она:

Масса есть величина.

И совсем это не сложно,

И уже нельзя забыть,

Что измерить массу можно,

И, коль захотим, сравнить.

7. Рефлексия.

Ну что же, друзья, подведём итог.

Что нового открыл вам наш урок?

-Давайте вспомним наш урок с самого начала.

-С какой величиной мы познакомились?

-Какие единицы измерения, инструменты использовали для измерения

массы?

-От

чего

зависит

сила

притяжения

земли?

(от

массы

тела)

- наш урок прошел под девизом: «Ученье всегда найдет применение»

- А где можно применить полученные на уроке знания?

-Предлагаю вам задание на смекалку.

-Определите, что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа

Итог урока.



В раздел образования