Напоминание

Организация групповой работы над проектами на уроках технологии для мальчиков.


Автор: Птицин Фёдор Фёдорович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Организация групповой работы над проектами на уроках технологии для мальчиков.
Раздел: среднее образование





Назад




Организация групповой работы над проектами на уроках технологии для

мальчиков.

Птицын Ф.Ф.

Учитель технологии МОБУ СОШ №5 имени Н.О. Кривошапкина,

г. Якутск, Республика Саха (Якутия).

Аннотация: Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности

учащихся на уроке технологии при использовании метода проектов, в

условиях большой наполняемости классов. При такой учебной деятельности

дети учатся быть самостоятельными, знают свои возможности, с

радостью раскрывают свои способности и в будущем станут

востребованными людьми в обществе.

Ключевые слова: Трудовая деятельность, учет возможностей кабинета,

проектные группы, робототехника.

Тема выступления будет “Об основных изменениях в преподавании предмета

“Технология” в нашей школе”.

В начале хочу ознакомить с условиями, в которых работает школа. Город Якутск

является

крупным

центром,

и

каждый

третий

житель

Республики

проживает

в

столице.

Это

приводит

к

тому,

что

школы

переполнены.

Здание

школы

№5

рассчитано на 350 человек, а учится в данное время в школе 1340. В течение двух

смен используется каждый квадратный метр.

Поэтому нет отдельно

только для

технологии отведенного

кабинета.

В кабинете технологии проходят уроки по

любым предметам. Это вынужденная мера. Но, человек приспосабливается к любым

условиям. И мы находим возможность работу свою выполнять в полной мере. Эти

условия приводят и к непрерывным обновлениям видов и приемов деятельности

.

Предмет

«Технология»

особенный.

Он

не

только

формирует

у

детей

политехнический

кругозор,

знакомит

с

новой

техникой,

современными

технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий,

но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду.

Предметная область «Технология» требует коренной модернизации – приведения

в соответствие с той ролью, которую сегодня играет технологическое состояние

экономики,

а

значит

технологическая

культура

поколения.

Содержание

этого

предмета

должно

вводить

в

новые

технологии

и

их

тренды,

обеспечить

формирование проектного и технологического мышления и выступить основанием

для

профессионального

самоопределения.

Это

потребует

введение

адекватных

образовательных

технологий,

проектной

деятельности

как

основной

учебной

деятельности.

Схема

проектно-технологического

мышления

(потребность-цель-способ-

результат)

позволяет

органично

решать

задачи

установления

связей

между

образовательным

и

жизненным

пространством,

образовательными

результатами,

полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными

образовательными результатами и жизненными задачами.

На

уроке

технологии

они

учатся

быть

самостоятельными,

знать

свои

возможности,

с

радостью

раскрывать

свои

способности

и

в

будущем

стать

востребованным человеком в обществе.

Целенаправленная деятельность учителя, направлена на выявление и развитие у

детей

трудовых

интересов

и

склонностей

в

соответствии

с

их

личными

способностями, потребностями и пригодностью к той или иной профессии.

Актуальность метода

проектов

в

наши

дни

обусловлена

прежде

всего

необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно

ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления

и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный

план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового

качества образования - способность проектировать.

Готовясь к каждому уроку, я думаю о том, как организовать работу учащихся так,

чтобы

активизировать

их

познавательную

деятельность,

поэтому

при

отборе

методов

и

приемов

обучения

учитываю

психологию

ученика

в

процессе

деятельности на уроке.

При обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности,

обеспечивая

дифференцированный

подход

к

обучению,

что

позволяет

полнее

раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать

их

познавательную

деятельность.

Исходя

из

возможностей

ученика,

условий

обучения

и

материального

обеспечения

выбираю

соответствующие

виды

труда,

учитываю

содержание

программы,

а

также

определяю

время,

необходимое

на

отработку содержания программной темы.

Занятия

строю

с

учётом

педагогической цели

урока,

учетом

возможностей

кабинета.

Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к

детям, поэтому учу воспитанников планировать и организовывать работу, оценивать

результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями,

умениями,

использовать

разные

средства

и

пути

преобразования

материалов,

информации

в

конечный

потребительский

продукт,

творчески

относиться

к

качественному осуществлению трудовой деятельности.

В разработанной программе ребенку дается возможность начать свое обучение с

любого раздела программы и выбрать то направление, которое он готов воспринять

именно сейчас, исходя из своих реальных возможностей. Для этого предусматриваю

разноуровневые

практические

задания

по

разделам

в

соответствии

с

уровнем

развития учащегося и его возраста.

Ученик имеет возможность выбирать - когда

и сколько времени выделить на работу над проектом по тому или иному

разделу.

Таким образом на уроке получается такая картина:

одна группа работает

по теме “Обработка дерева” - выпиливание, другая – выжиганием занимается,

третья и четвертая группы работают по “Робототехнике”. Еще 2- 3 ученика

работают на универсальных настольных станках. При этом исходим еще из

возможностей кабинета, от количества наличных наборов для занятий.

В

ходе

работы

над

проектом

учитель

является

консультантом:

дает

рекомендации

по

подготовке,

сбору

информации,

вовремя

направляет

в

верное

русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации

проекта.

При

выполнении

проекта

учитывают ся

индивидуальные

способности

учащихся.

При

выборе

темы

проекта учитель учитывает

уровень

развития

ребенка:

сильным – сложную, слабым – по их реальным возможностям. Принимает ученика

таким, какой он есть, используе т все хорошее и доброе заложенное в нем, его

желания

и

способности

которые

станут

основанием

для

создания,

задуманного

проекта.

При такой организации урока отпадает необходимость иметь полный зал

станков, и инструментов на весь класс.

Робототехникой и

индивидуальными проектами, при работе над которыми

производится много шума, занимаемся в воскресенье.

Работая

таким

образом

имеем

успехи

в

разного

направления

конкурсах:

конкурсах

по

выпиливанию,

выжиганию,

робототехнике,

моделированию,

чемпионатах профессионального мастерства школьников “JuniorSkills”.

Продукт, выполненный ребенком на уроках, участвует в выставках - и это

становится стимулом и повышает его самооценку, дает уверенность в завтрашнем

дне.

Обучение проектным методом развивает личность как социально-значимую за

счет

включения

ее

в

различные

виды

деятельности

в

реальных

социальных

и

производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и

умения

в

сфере

ведения

домашнего

хозяйства

и

экономики

семьи,

помогает

адаптироваться в условиях конкуренции. Образовательная область «Технология» на

основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие

творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Проектная деятельность – это поиск, разработка, передача идей: поисковый

метод,

метод

экспериментов,

исследовательский

метод,

реализация

теории

в

практическую деятельность, подведение итогов. На первом этапе все предстоящие

действия

проектируются

учащимися

в

теоретическом

виде

с

обязательным

выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их

преодоления.

Практика

показывает,

что

некоторые

учебные

проекты

школьников

вполне

можно отнести к разряду творческих. Но, что касается реального продукта проекта

деятельности учащихся (изделие, макет, модель, стенд, и т.д.), то применительно к

методу проектов это лишь один из результатов проектной деятельности, по которому

удобно оценивать качество проекта в целом. Но продукт еще не дает полной и

объективной картины процесса проектирования и исполнения. В методе проектов

важна

сама

деятельность

(интеллектуальная,

эмоционально

волевая,

коммуникативная,практическая, презентативная).

При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия,

полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов -

схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при

защите. Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания

и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома,

уточнять свои профессиональные планы.

Еще

хочу

привести

примеры

из

опыта

зарубежных

школ,

где

проблеме

профессиональной ориентации молодежи уделяется повышенное внимание. Так, в

Финляндии

уже

с

седьмого

класса

ученики

обязательно

на

одну-три

недели

погружаются в реальную трудовую деятельность, работая в разных компаниях. Они

изучают вопросы построения карьеры, а в 9 классе выбирают профессию при

помощи специалистов кадровых служб предприятий.

В

Германии

после

окончания

гимназии

большинство

молодых

людей

примерно год стажируются в разных фирмах (организациях) с тем, чтобы выбрать

направление подготовки, по которому они будут учиться в университете.

А в Японии в течение обучения в старшей школе учащийся может попробовать

себя примерно в 50 профессиях /специальностях (узнать, в чем состоит та или иная

трудовая деятельность).

Хорошо было бы перенять опыт, вводить какие-нибудь практические занятия в

производстве, или используя дистанционную форму обучения проводить мастер-

классы по разным профессиям.

В начале

ноября

на полях

чемпионата

WorldSkills

Hi-Tech

в Екатеринбурге

был презентован

новый

Проект.

О н предполагает

модернизацию

методик

преподавания предмета и освоение учащимися современных концепций. Эксперты

отмечают,

что изменение

подходов

улучшит

раннюю

профориентацию

за счет

появления

новых

направлений,

однако

необходимо

взвешенно

подходить

к нововведению,

учитывая

не только

высокие

технологии,

но и традиционные

навыки ведения быта, а также национальные традиции ряда регионов.

Согласно концепции, новый урок технологии будет направлен на реализацию

проектов

в научно-техническом

творчестве,

рассказала

генеральный

директор

АСИ Светлана

Чупшева.

«Урок

технологии,

который

мы предлагаем,

это как раз навыки,

которые

пригодятся

ребенку

в его профессиональной,

либо

в обычной жизни. Она (инициатива — прим. ТАСС) уже поддержана, подготовлены

и одобрены

Министерством

образования

методические

рекомендации,

которые

будут транслированы в школах, для того чтобы уроки технологии были максимально

эффективными с точки зрения формирования таких навыков у детей», — отметила

она.

По ее словам, в этом году в Москве уроки технологии уже проходили по новой

программе.

«Важно,

что они проходили

не внутри

общеобразовательных

учреждений, а в технопарке. Детям было очень интересно в течение трех месяцев

реализовывать

проекты

в пяти

ключевых

направлениях:

это и промышленный

дизайн,

и среда

„умный

дом“,

и робототехника,

и беспилотники.

Мы надеемся,

что уроки

технологии

постепенно

будут

внедрены

во всех

школах», —

сказала

Чупшева.

Литература:

1.

Гузеев,

В.В.

Планирование

результатов

образования

и

образовательная

технология. [Текст]/В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. - 240 с.

2.

Даниленкова,

Г.

Г.

Педагогическое

проектирование

учебного

процесса

[Текст]/Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.

3.

Матяш,

Н.В.

Инновационные

педагогические

технологии.

Проектное

обучение: учеб. пособие для вузов / Н.В. Матяш. – М.: Академия, 2011. – 144с.

4.

Сидоров,

О.В.

Роль

интеграции

учебных

предметов

в

формировании

у

учащихся фундаментальных, естественно научных и технологических понятий /

О.В. Сидоров, Л.В. Яковлева // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2013. – № 6 (12).

– С. 77-85.

5.

Сидоров, О.В. Проектирование технических объектов как средство развития

технического мышления учителей технологии // Технологическое образование в

инновационном

технологическом

развитии

экономики

страны:

материалы

20

Международ. науч.–практич. конф.по проблемам технологич. образования / под ред.

Ю.Л. Хотунцева. – М., 2014.



В раздел образования