Автор: Птицин Фёдор Фёдорович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Организация групповой работы над проектами на уроках технологии для мальчиков.
Раздел: среднее образование
Организация групповой работы над проектами на уроках технологии для
мальчиков.
Птицын Ф.Ф.
Учитель технологии МОБУ СОШ №5 имени Н.О. Кривошапкина,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия).
Аннотация: Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности
учащихся на уроке технологии при использовании метода проектов, в
условиях большой наполняемости классов. При такой учебной деятельности
дети учатся быть самостоятельными, знают свои возможности, с
радостью раскрывают свои способности и в будущем станут
востребованными людьми в обществе.
Ключевые слова: Трудовая деятельность, учет возможностей кабинета,
проектные группы, робототехника.
Тема выступления будет “Об основных изменениях в преподавании предмета
“Технология” в нашей школе”.
В начале хочу ознакомить с условиями, в которых работает школа. Город Якутск
является
крупным
центром,
и
каждый
третий
житель
Республики
проживает
в
столице.
Это
приводит
к
тому,
что
школы
переполнены.
Здание
школы
№5
рассчитано на 350 человек, а учится в данное время в школе 1340. В течение двух
смен используется каждый квадратный метр.
Поэтому нет отдельно
только для
технологии отведенного
кабинета.
В кабинете технологии проходят уроки по
любым предметам. Это вынужденная мера. Но, человек приспосабливается к любым
условиям. И мы находим возможность работу свою выполнять в полной мере. Эти
условия приводят и к непрерывным обновлениям видов и приемов деятельности
.
Предмет
«Технология»
особенный.
Он
не
только
формирует
у
детей
политехнический
кругозор,
знакомит
с
новой
техникой,
современными
технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий,
но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду.
Предметная область «Технология» требует коренной модернизации – приведения
в соответствие с той ролью, которую сегодня играет технологическое состояние
экономики,
а
значит
технологическая
культура
поколения.
Содержание
этого
предмета
должно
вводить
в
новые
технологии
и
их
тренды,
обеспечить
формирование проектного и технологического мышления и выступить основанием
для
профессионального
самоопределения.
Это
потребует
введение
адекватных
образовательных
технологий,
проектной
деятельности
как
основной
учебной
деятельности.
Схема
проектно-технологического
мышления
(потребность-цель-способ-
результат)
позволяет
органично
решать
задачи
установления
связей
между
образовательным
и
жизненным
пространством,
образовательными
результатами,
полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными
образовательными результатами и жизненными задачами.
На
уроке
технологии
они
учатся
быть
самостоятельными,
знать
свои
возможности,
с
радостью
раскрывать
свои
способности
и
в
будущем
стать
востребованным человеком в обществе.
Целенаправленная деятельность учителя, направлена на выявление и развитие у
детей
трудовых
интересов
и
склонностей
в
соответствии
с
их
личными
способностями, потребностями и пригодностью к той или иной профессии.
Актуальность метода
проектов
в
наши
дни
обусловлена
прежде
всего
необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно
ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления
и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный
план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового
качества образования - способность проектировать.
Готовясь к каждому уроку, я думаю о том, как организовать работу учащихся так,
чтобы
активизировать
их
познавательную
деятельность,
поэтому
при
отборе
методов
и
приемов
обучения
учитываю
психологию
ученика
в
процессе
деятельности на уроке.
При обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности,
обеспечивая
дифференцированный
подход
к
обучению,
что
позволяет
полнее
раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать
их
познавательную
деятельность.
Исходя
из
возможностей
ученика,
условий
обучения
и
материального
обеспечения
выбираю
соответствующие
виды
труда,
учитываю
содержание
программы,
а
также
определяю
время,
необходимое
на
отработку содержания программной темы.
Занятия
строю
с
учётом
педагогической цели
урока,
учетом
возможностей
кабинета.
Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к
детям, поэтому учу воспитанников планировать и организовывать работу, оценивать
результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями,
умениями,
использовать
разные
средства
и
пути
преобразования
материалов,
информации
в
конечный
потребительский
продукт,
творчески
относиться
к
качественному осуществлению трудовой деятельности.
В разработанной программе ребенку дается возможность начать свое обучение с
любого раздела программы и выбрать то направление, которое он готов воспринять
именно сейчас, исходя из своих реальных возможностей. Для этого предусматриваю
разноуровневые
практические
задания
по
разделам
в
соответствии
с
уровнем
развития учащегося и его возраста.
Ученик имеет возможность выбирать - когда
и сколько времени выделить на работу над проектом по тому или иному
разделу.
Таким образом на уроке получается такая картина:
одна группа работает
по теме “Обработка дерева” - выпиливание, другая – выжиганием занимается,
третья и четвертая группы работают по “Робототехнике”. Еще 2- 3 ученика
работают на универсальных настольных станках. При этом исходим еще из
возможностей кабинета, от количества наличных наборов для занятий.
В
ходе
работы
над
проектом
учитель
является
консультантом:
дает
рекомендации
по
подготовке,
сбору
информации,
вовремя
направляет
в
верное
русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации
проекта.
При
выполнении
проекта
учитывают ся
индивидуальные
способности
учащихся.
При
выборе
темы
проекта учитель учитывает
уровень
развития
ребенка:
сильным – сложную, слабым – по их реальным возможностям. Принимает ученика
таким, какой он есть, используе т все хорошее и доброе заложенное в нем, его
желания
и
способности
которые
станут
основанием
для
создания,
задуманного
проекта.
При такой организации урока отпадает необходимость иметь полный зал
станков, и инструментов на весь класс.
Робототехникой и
индивидуальными проектами, при работе над которыми
производится много шума, занимаемся в воскресенье.
Работая
таким
образом
имеем
успехи
в
разного
направления
конкурсах:
конкурсах
по
выпиливанию,
выжиганию,
робототехнике,
3Д
–
моделированию,
чемпионатах профессионального мастерства школьников “JuniorSkills”.
Продукт, выполненный ребенком на уроках, участвует в выставках - и это
становится стимулом и повышает его самооценку, дает уверенность в завтрашнем
дне.
Обучение проектным методом развивает личность как социально-значимую за
счет
включения
ее
в
различные
виды
деятельности
в
реальных
социальных
и
производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и
умения
в
сфере
ведения
домашнего
хозяйства
и
экономики
семьи,
помогает
адаптироваться в условиях конкуренции. Образовательная область «Технология» на
основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие
творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Проектная деятельность – это поиск, разработка, передача идей: поисковый
метод,
метод
экспериментов,
исследовательский
метод,
реализация
теории
в
практическую деятельность, подведение итогов. На первом этапе все предстоящие
действия
проектируются
учащимися
в
теоретическом
виде
с
обязательным
выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их
преодоления.
Практика
показывает,
что
некоторые
учебные
проекты
школьников
вполне
можно отнести к разряду творческих. Но, что касается реального продукта проекта
деятельности учащихся (изделие, макет, модель, стенд, и т.д.), то применительно к
методу проектов это лишь один из результатов проектной деятельности, по которому
удобно оценивать качество проекта в целом. Но продукт еще не дает полной и
объективной картины процесса проектирования и исполнения. В методе проектов
важна
сама
деятельность
(интеллектуальная,
эмоционально
волевая,
коммуникативная,практическая, презентативная).
При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия,
полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов -
схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при
защите. Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания
и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома,
уточнять свои профессиональные планы.
Еще
хочу
привести
примеры
из
опыта
зарубежных
школ,
где
проблеме
профессиональной ориентации молодежи уделяется повышенное внимание. Так, в
Финляндии
уже
с
седьмого
класса
ученики
обязательно
на
одну-три
недели
погружаются в реальную трудовую деятельность, работая в разных компаниях. Они
изучают вопросы построения карьеры, а в 9 классе выбирают профессию при
помощи специалистов кадровых служб предприятий.
В
Германии
после
окончания
гимназии
большинство
молодых
людей
примерно год стажируются в разных фирмах (организациях) с тем, чтобы выбрать
направление подготовки, по которому они будут учиться в университете.
А в Японии в течение обучения в старшей школе учащийся может попробовать
себя примерно в 50 профессиях /специальностях (узнать, в чем состоит та или иная
трудовая деятельность).
Хорошо было бы перенять опыт, вводить какие-нибудь практические занятия в
производстве, или используя дистанционную форму обучения проводить мастер-
классы по разным профессиям.
В начале
ноября
на полях
чемпионата
WorldSkills
Hi-Tech
в Екатеринбурге
был презентован
новый
Проект.
О н предполагает
модернизацию
методик
преподавания предмета и освоение учащимися современных концепций. Эксперты
отмечают,
что изменение
подходов
улучшит
раннюю
профориентацию
за счет
появления
новых
направлений,
однако
необходимо
взвешенно
подходить
к нововведению,
учитывая
не только
высокие
технологии,
но и традиционные
навыки ведения быта, а также национальные традиции ряда регионов.
Согласно концепции, новый урок технологии будет направлен на реализацию
проектов
в научно-техническом
творчестве,
рассказала
генеральный
директор
АСИ Светлана
Чупшева.
«Урок
технологии,
который
мы предлагаем,
это как раз навыки,
которые
пригодятся
ребенку
в его профессиональной,
либо
в обычной жизни. Она (инициатива — прим. ТАСС) уже поддержана, подготовлены
и одобрены
Министерством
образования
методические
рекомендации,
которые
будут транслированы в школах, для того чтобы уроки технологии были максимально
эффективными с точки зрения формирования таких навыков у детей», — отметила
она.
По ее словам, в этом году в Москве уроки технологии уже проходили по новой
программе.
«Важно,
что они проходили
не внутри
общеобразовательных
учреждений, а в технопарке. Детям было очень интересно в течение трех месяцев
реализовывать
проекты
в пяти
ключевых
направлениях:
это и промышленный
дизайн,
и среда
„умный
дом“,
и робототехника,
и беспилотники.
Мы надеемся,
что уроки
технологии
постепенно
будут
внедрены
во всех
школах», —
сказала
Чупшева.
Литература:
1.
Гузеев,
В.В.
Планирование
результатов
образования
и
образовательная
технология. [Текст]/В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
2.
Даниленкова,
Г.
Г.
Педагогическое
проектирование
учебного
процесса
[Текст]/Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.
3.
Матяш,
Н.В.
Инновационные
педагогические
технологии.
Проектное
обучение: учеб. пособие для вузов / Н.В. Матяш. – М.: Академия, 2011. – 144с.
4.
Сидоров,
О.В.
Роль
интеграции
учебных
предметов
в
формировании
у
учащихся фундаментальных, естественно научных и технологических понятий /
О.В. Сидоров, Л.В. Яковлева // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. – 2013. – № 6 (12).
– С. 77-85.
5.
Сидоров, О.В. Проектирование технических объектов как средство развития
технического мышления учителей технологии // Технологическое образование в
инновационном
технологическом
развитии
экономики
страны:
материалы
20
Международ. науч.–практич. конф.по проблемам технологич. образования / под ред.
Ю.Л. Хотунцева. – М., 2014.