Автор: Сальникова Татьяна Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 15 "Аленка"
Населённый пункт: город Николаевск–на–Амуре Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие принципа регионализации в практике дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании»
определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона
осуществления образовательного процесса. Регионализация образования понимается как
учет
региональных
особенностей
(этнографических,
историко-культурных,
социально-
экономических, экологических и др.) в содержании и организации деятельности системы
образования и как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования (обучения,
воспитания, развития) ребенка, проживающего на территории региона.
Регионализация
дошкольного
образования
предполагает: активизацию самосознания
растущего человека как россиянина, как представителя определенного этноса и жителя
определенного региона; развитие образовательной сферы региона с учетом культурного,
эколого-географического богатства региона.
Ознакомление с краем – это стержень, вокруг которого интегрируются все виды
детской деятельности. Полученные новые знания делают детскую игру
интересной, а
трудовую
деятельность
целенаправленной
и
увлекательной.
Тщательно
продуманная
интеграция краеведческой информации в различные образовательные области позволяет
повысить
у
старших
дошкольников
познавательную
активность,
а
это
уже
гарантированный
результат
успеха.
Организация
образовательного
пространства,
основанного на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования,
существенно
изменила
подходы
к
организации
образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Образовательная
деятельность
строится
на
основе
взаимодействия
взрослых
с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития. Главное
для нас - формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Педагогическим коллективом
создан комплекс эффективных условий для развития у
детей
познавательной
активности,
самостоятельности
и
инициативности
в
познании
окружающего
социального и природного мира. Национально-региональный компонент
предусматривает
воспитание
детей
в
среде
с
национальным
колоритом. Начиная
со
среднего
дошкольного
возраста,
в
группах
оформляются уголки
краеведения,
подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Мы живем в многонациональном регионе, поэтому поликультурное воспитание
является неотъемлемой частью в воспитании маленьких граждан России. Работая с детьми
по данному направлению, мы нашли интересную форму организации образовательной
деятельности
с
детьми
–
реализация
долгосрочного
проекта
по
изучению
традиций,
культуры коренных малочисленных народов Севера. В реализации данного раздела нам
очень
помогают
студенты
Николаевского-на-Амуре
промышленно-гуманитарного
техникума и старшеклассники школы № 4 (руководитель элективного курса Хамидулина
Ю.В.). В ходе организованных Юлией Валерьевной театрализованных представлений о
жизни народов Нижнего Амура, которые
очень интересны детям, они знакомятся с
национальными
играми,
сказками,
музыкой,
костюмами,
ремеслами,
традициями
и
праздниками.
Стала системой организация практикумов по краеведению, в ходе которого дети не
только знакомятся с историей города и края, но и становятся активными участниками
создания
макетов,
проведения
экологических
акций.
Такие
формы
подачи
краеведческого материала позволяют погрузить детей в информацию, с которой их надо
познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс активных
методов
и
приемов.
Ребенку
предоставляется
возможность
действовать
рисовать,
рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические и подвижные игры. Для
того чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми, в
программе предусмотрена возможность отражения накопленного ими социального опыта
путем
оформления
продуктов детской
исследовательской
деятельности:
лэпбуков,
коллекций, книжек – самоделок, выставок творческих работ.
Мини-агрокомплекс
"Вырастайка"
одно
из
инновационных
направлений
деятельности педагогического коллектива. Все лето дети вместе с педагогами трудились
на огороде, наблюдали за погодой и, с помощью специального оборудования, отмечали
результаты наблюдений в журналах, а осенью педагоги перенесли его в помещение,
оборудовав экспериментальную комнату по земледелию. Здесь дети круглый год могут
экспериментировать, осуществлять практику выращивания рассады.
В детском саду создан музейный комплекс "Край, в котором мы живем", имеющий
две секции: "Краеведение" и "Ранняя профориентация".
Создавая музейный комплекс, мы
предположили,
что
это
даст
возможность
практического
претворения
новых
педагогических идей. Концептуальная основа музейно – образовательной среды детского
сада – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Для нас
важны, прежде всего, способы погружения воспитанников в знания и овладения миром
через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает
специфика музейно – образовательного пространства ДОУ.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему
необходимо знать не только, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки,
но и познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они
предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем
больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем
легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет
знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Педагоги с детьми стали
желанными
гостями
в
промышленно-гуманитарном
техникуме,
где
познают
мир
получения
профессий
плотника,
штукатура-мяляра,
механика,
электрика,
повара,
сварщика, рыбообработчика, педагога, участвуют в возможной для детей деятельности.
Исключительно важное место в работе музейного комплекса занимают экскурсии. И
это
вполне
закономерно,
так
как
музейная
экспозиция
и
экскурсионный
метод
взаимосвязаны.
Методические
формы
экскурсионной
работы
с
детьми
дошкольного
возраста из других детских садов в условиях нашего музея достаточно разнообразны:
проведение
обзорных
и
тематических
экскурсий,
проведение
познавательных
бесед,
организация выставок. Большое внимание уделяем
подготовке юных экскурсоводов из
старших дошкольных групп.
В детском саду функционируют кружки дополнительного образования детей по
рукоделию и
рисованию.
Педагоги знакомят детей с искусством коренных народов
Севера, дают возможность попробовать свои силы в элементарном
творчестве. Наши
воспитанники
являются
победителями
многочисленных
творческих
конкурсов
различного уровня.
Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного
возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи
вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти
прошлого,
к
своим
историческим
корням.
Взаимодействие
с
родителями
по
данному
вопросу
способствует
бережному
отношению
к
традициям,
сохранению
вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые
участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают
детям глубже осознать исторические факты и события. Начиная работу по воспитанию у
дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его
историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям,
особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.
Система работы с использованием такого многообразия методов эффективна при
воспитании патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям
их сопричастность к истории и современной жизни города и края. Она необходима не
только детям, но и тем, кто с ними работает. Во-первых, работая в такой парадигме,
взрослые поневоле меняются сами, меняются их приоритеты. Во-вторых, потому, что это
творческая работа, а значит – интересная, от которой можно получать удовольствие.
Народная мудрость гласит: «Счастье – это не когда ты делаешь всё что хочешь, а когда ты
хочешь делать всё, что ты делаешь». А значит наши педагоги и дети - счастливы!
Таким образом, усилиями администрации и всего педагогического коллектива, в
детском саду создан комплекс эффективных условий для регионализации дошкольного
образования.
Развитие
у
детей
самостоятельности
и
инициативности
в
познании
окружающего социального мира и природы родного края, помогает нам повысить уровень
качества образования, удовлетворять потребности заказчика образовательных отношений -
родителей.
Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это долговременный процесс, он
должен
осуществляться
ненавязчиво
и
постоянно,
с
самого
раннего
детства. Мы
убеждены, что воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, не может быть
успешным
без
глубокого
познания
истории
народа,
его
культуры.
Наши
дети
знают
историю своего города, знакомы со значимыми фактами в истории края, с удовольствием
играют в игры народов Нижнеамурья, слушают их песни, исполняют танцы и стихи. Но
разве есть пределы
для
воспитания любви к родине!? Николаевский район – зона
опережающего
развития,
имеющая
огромные
планы
благоустройства
и
развития.
Современный больничный комплекс, мост через Амур, крытый каток, Центр детского
развития. Нам будет, о чем рассказать детям, чтобы им не захотелось уезжать со своей
малой родины.
Мы уверены, впечатления детства у наших воспитанников станут истоками любви к
родному городу и людям, живущим в нём, истоками патриотических чувств, что поможет
им стать людьми ответственными, знающими и почитающими традиции своего народа,
историю родного края, любящими свою родину.