Напоминание

"Развитие принципа регионализации в практике дошкольного образования"


Автор: Сальникова Татьяна Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 15 "Аленка"
Населённый пункт: город Николаевск–на–Амуре Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие принципа регионализации в практике дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании»

определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона

осуществления образовательного процесса. Регионализация образования понимается как

учет

региональных

особенностей

(этнографических,

историко-культурных,

социально-

экономических, экологических и др.) в содержании и организации деятельности системы

образования и как процесс обеспечения полноты и непрерывности образования (обучения,

воспитания, развития) ребенка, проживающего на территории региона.

Регионализация

дошкольного

образования

предполагает: активизацию самосознания

растущего человека как россиянина, как представителя определенного этноса и жителя

определенного региона; развитие образовательной сферы региона с учетом культурного,

эколого-географического богатства региона.

Ознакомление с краем – это стержень, вокруг которого интегрируются все виды

детской деятельности. Полученные новые знания делают детскую игру

интересной, а

трудовую

деятельность

целенаправленной

и

увлекательной.

Тщательно

продуманная

интеграция краеведческой информации в различные образовательные области позволяет

повысить

у

старших

дошкольников

познавательную

активность,

а

это

уже

гарантированный

результат

успеха.

Организация

образовательного

пространства,

основанного на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования,

существенно

изменила

подходы

к

организации

образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Образовательная

деятельность

строится

на

основе

взаимодействия

взрослых

с

детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего

социальную ситуацию его развития. Главное

для нас - формирование и поддержка их

положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Педагогическим коллективом

создан комплекс эффективных условий для развития у

детей

познавательной

активности,

самостоятельности

и

инициативности

в

познании

окружающего

социального и природного мира. Национально-региональный компонент

предусматривает

воспитание

детей

в

среде

с

национальным

колоритом. Начиная

со

среднего

дошкольного

возраста,

в

группах

оформляются уголки

краеведения,

подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Мы живем в многонациональном регионе, поэтому поликультурное воспитание

является неотъемлемой частью в воспитании маленьких граждан России. Работая с детьми

по данному направлению, мы нашли интересную форму организации образовательной

деятельности

с

детьми

реализация

долгосрочного

проекта

по

изучению

традиций,

культуры коренных малочисленных народов Севера. В реализации данного раздела нам

очень

помогают

студенты

Николаевского-на-Амуре

промышленно-гуманитарного

техникума и старшеклассники школы № 4 (руководитель элективного курса Хамидулина

Ю.В.). В ходе организованных Юлией Валерьевной театрализованных представлений о

жизни народов Нижнего Амура, которые

очень интересны детям, они знакомятся с

национальными

играми,

сказками,

музыкой,

костюмами,

ремеслами,

традициями

и

праздниками.

Стала системой организация практикумов по краеведению, в ходе которого дети не

только знакомятся с историей города и края, но и становятся активными участниками

создания

макетов,

проведения

экологических

акций.

Такие

формы

подачи

краеведческого материала позволяют погрузить детей в информацию, с которой их надо

познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс активных

методов

и

приемов.

Ребенку

предоставляется

возможность

действовать

рисовать,

рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические и подвижные игры. Для

того чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми, в

программе предусмотрена возможность отражения накопленного ими социального опыта

путем

оформления

продуктов детской

исследовательской

деятельности:

лэпбуков,

коллекций, книжек – самоделок, выставок творческих работ.

Мини-агрокомплекс

"Вырастайка"

одно

из

инновационных

направлений

деятельности педагогического коллектива. Все лето дети вместе с педагогами трудились

на огороде, наблюдали за погодой и, с помощью специального оборудования, отмечали

результаты наблюдений в журналах, а осенью педагоги перенесли его в помещение,

оборудовав экспериментальную комнату по земледелию. Здесь дети круглый год могут

экспериментировать, осуществлять практику выращивания рассады.

В детском саду создан музейный комплекс "Край, в котором мы живем", имеющий

две секции: "Краеведение" и "Ранняя профориентация".

Создавая музейный комплекс, мы

предположили,

что

это

даст

возможность

практического

претворения

новых

педагогических идей. Концептуальная основа музейно – образовательной среды детского

сада – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Для нас

важны, прежде всего, способы погружения воспитанников в знания и овладения миром

через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает

специфика музейно – образовательного пространства ДОУ.

К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему

необходимо знать не только, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки,

но и познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они

предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем

больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем

легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет

знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Педагоги с детьми стали

желанными

гостями

в

промышленно-гуманитарном

техникуме,

где

познают

мир

получения

профессий

плотника,

штукатура-мяляра,

механика,

электрика,

повара,

сварщика, рыбообработчика, педагога, участвуют в возможной для детей деятельности.

Исключительно важное место в работе музейного комплекса занимают экскурсии. И

это

вполне

закономерно,

так

как

музейная

экспозиция

и

экскурсионный

метод

взаимосвязаны.

Методические

формы

экскурсионной

работы

с

детьми

дошкольного

возраста из других детских садов в условиях нашего музея достаточно разнообразны:

проведение

обзорных

и

тематических

экскурсий,

проведение

познавательных

бесед,

организация выставок. Большое внимание уделяем

подготовке юных экскурсоводов из

старших дошкольных групп.

В детском саду функционируют кружки дополнительного образования детей по

рукоделию и

рисованию.

Педагоги знакомят детей с искусством коренных народов

Севера, дают возможность попробовать свои силы в элементарном

творчестве. Наши

воспитанники

являются

победителями

многочисленных

творческих

конкурсов

различного уровня.

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного

возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи

вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к

памяти

прошлого,

к

своим

историческим

корням.

Взаимодействие

с

родителями

по

данному

вопросу

способствует

бережному

отношению

к

традициям,

сохранению

вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые

участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают

детям глубже осознать исторические факты и события. Начиная работу по воспитанию у

дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его

историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям,

особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.

Система работы с использованием такого многообразия методов эффективна при

воспитании патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям

их сопричастность к истории и современной жизни города и края. Она необходима не

только детям, но и тем, кто с ними работает. Во-первых, работая в такой парадигме,

взрослые поневоле меняются сами, меняются их приоритеты. Во-вторых, потому, что это

творческая работа, а значит – интересная, от которой можно получать удовольствие.

Народная мудрость гласит: «Счастье – это не когда ты делаешь всё что хочешь, а когда ты

хочешь делать всё, что ты делаешь». А значит наши педагоги и дети - счастливы!

Таким образом, усилиями администрации и всего педагогического коллектива, в

детском саду создан комплекс эффективных условий для регионализации дошкольного

образования.

Развитие

у

детей

самостоятельности

и

инициативности

в

познании

окружающего социального мира и природы родного края, помогает нам повысить уровень

качества образования, удовлетворять потребности заказчика образовательных отношений -

родителей.

Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это долговременный процесс, он

должен

осуществляться

ненавязчиво

и

постоянно,

с

самого

раннего

детства. Мы

убеждены, что воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, не может быть

успешным

без

глубокого

познания

истории

народа,

его

культуры.

Наши

дети

знают

историю своего города, знакомы со значимыми фактами в истории края, с удовольствием

играют в игры народов Нижнеамурья, слушают их песни, исполняют танцы и стихи. Но

разве есть пределы

для

воспитания любви к родине!? Николаевский район – зона

опережающего

развития,

имеющая

огромные

планы

благоустройства

и

развития.

Современный больничный комплекс, мост через Амур, крытый каток, Центр детского

развития. Нам будет, о чем рассказать детям, чтобы им не захотелось уезжать со своей

малой родины.

Мы уверены, впечатления детства у наших воспитанников станут истоками любви к

родному городу и людям, живущим в нём, истоками патриотических чувств, что поможет

им стать людьми ответственными, знающими и почитающими традиции своего народа,

историю родного края, любящими свою родину.



В раздел образования