Автор: Марченко Алина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 21
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург, Колпинский район
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Авторский проект по патриотическому воспитанию "Волшебное приключение птицы Колпицы"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 21 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Автор- составитель проекта
Воспитатель
Марченко А.А.
2018 учебный год
В моем сердце уголок найдется
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой родиной зовешься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!
ТЕМА ПРОЕКТА: "ВОЛШЕБНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПТИЦЫ
КОЛПИЦЫ"
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в
условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами.
Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше
видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается
главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и
задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине –
это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает
своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или
отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал
личную ответственность за родную землю и ее будущее.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа
“Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”,
ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан
России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и
дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться
научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания
детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том,
надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто
высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен
войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих
детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой,
чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет
осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для
того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить
свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и
болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда
она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова,
какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к дошкольнику определяется как потребность
участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города,
Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как
сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя
частью окружающего мира.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
Можно
ли
через
изучение
своего
РОДНОГО
КРАЯ,
воспитать
чувство
гражданственности и патриотизма.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитание любви к родному городу, гордость «Я- Колпинец».
Вызывать познавательный интерес к городу.
Формировать начальные знания о городе.
Создание
в
детском
учреждении
предметно-развивающей
среды,
способствующей этому воспитанию.
Нами была проведена беседа с детьми о городе Колпино и она показала,
что знания детей находятся на низком уровне.
Поэтому мы выделили несколько основных задач патриотического воспитания
дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Уточнять представление о жизни улицы.
Знакомить с архитектурой города.
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной
деятельности через формирование представлений о родном городе.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, к природе
родного края, к культурному наследию своего народа.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети детского сада № 21 старшей группы № 10, родители, воспитатели и доп.
педагоги.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
ноябрь 2017- май 2018 года.
ВИД ПРОЕКТА:
ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Для детей:
рисунки, поделки
Для педагогов:
презентации, фотографии, видеофильмы
Для родителей:
Участие в выставках, конкурсах, изготовление стенгазет, макет улиц
города.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для детей должны знать и называть:
Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому,
семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с
удовольствием идти в детский сад.
Место работы родителей, значимость их труда.
Место проживания: город, улицу; символику города,
достопримечательности.
Для педагога:
повышение профессионализма;
внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
личностный и профессиональный рост;
самореализация.
Для родителей.
повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений
между детьми и родителями, самореализация.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Познавательные занятия, экскурсии;
Продуктивная деятельность;
Художественное творчество
Чтение художественной литературы
Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
Деятельность участников проекта на различных этапах
№
п/п
Этапы проекта
Действия
детей
Действия
педагогов
Действия
родителей
1.
Подготовительн
ый
Проведение
беседы на
выявление
уровня знаний
детей о городе
Колпино.
Определение темы и
сроков проекта,
уточнение цели,
определение
источников
информации.
Мотивация детей и
родителей. Помощь
по просьбам;
наблюдение.
Уточнение
информации;
Обсуждение
задания. Выбор
и обоснование
критериев
успеха
2.
Деятельностный
Непосредствен
ная
деятельность
Проведение занятий.
Беседы: о городе
Колпино, "Моя
Сбор
информации.
Экскурсионная
детей в рамках
проекта.
Целевые
прогулки.
Знакомство с
городом, игры
и пр.
улица", "Район, где я
живу", "Моя семья.
Организация
экскурсий с
родителями
(достопримечательно
сти), краеведческий
музей.
деятельность.
Выполнение
работ; участие
в конкурсах,
фотовыставках,
изготовление
стенгазет и т. д.
3.
Завершающий
Проведение
итоговой
беседы на
выявление
уровня знаний
о городе
Колпино.
Изготовление
фотоальбома
«Город
Колпино –
глазами детей».
Подведение итогов
работы над проектом.
Благодарность за
работу в проекте.
Обсуждение
перспективы
развития проекта
(создание банка
данных «Моя малая
родина» с целью
дальнейшего
использования).
Изготовление
модели «Улицы
нашего города».
Системная паутинка по проекту
«Волшебное приключение птицы Колпицы.»
Игровая деятельность
(центр игры)
Развитие речи
(центр литературы)
Художественно –
изобразительная
деятельность
(центр искусства)
Сюжетно ролевые
игры («Дочки
матери»,
«Путешествие по
городу»,
«Экскурсии»,);
Дидактические
игры (пазлы,
домино, лото и
пр.);
Подвижные игры
и спортивные
(«Мы - машины»,
«Мы
-пешеходы»).
Знакомство с книгой
(«Колпинская
Азбука»,
энциклопедия
«Жизнь города»);
Иллюстрированный
материал и наборы
сюжетных и
предметных
картинок;
Стихи о городе,
загадки;
Изготовление книжки
«Мой любимый город
–Колпино»,
«Достопримечательн
Рисование «Моя
семья»;
Изготовление
альбомов для
фотографий
«Моя дружная
семья»;
Аппликация на
тему «Дома в
нашем городе»;
Изготовление
макетов домов, в
котором живут
дети (совместно
с родителями);
Оформление
ости моего города».
Целевая прогулка на
ближайшую улицу
(мы переходим
улицу).
Изготовление книг:
«Рассказы детей о
моём городе»,
«Сборник стихов о
городе» (стихи и
иллюстрации)
альбомов «Мой
район –
Колпино», « Я –
Колпинец»;
Коллективная
аппликация
«Город в
котором я живу.
Развитие естественно
– научных
представлений
(центр науки, песка и
воды)
Развитие математических
представлений
(центр математики и
кулинарии)
Конструктивная
деятельность
(центр
строительства)
Детское
эксперементирова
ние,
с
мокрым
песком
«Постройка
домов»,
фильтрование
в о д ы
«
Р е к а
Ижора»;
Целевая
прогулка
п о
у ч а с т к у
д е т с ко г о
с а д а
( п р и р о д а
н а
участках детского
сада);
Изучение
энциклопедии
о
городе;
Изучение
п р и р о д ы
н а
участке
детского
сада;
Изготовление
гербария
«Наша
красивая клумба»;
Рассматривание
на
карте
нашего
района;
Строительство
Д л я
о п е р а ц и й
классификации
наборы
картинок
(с
изображением
домов
« С е л о
– г о р о д » ,
«Высокий
низ к ий
дом»,
« Ш и р о к а я -
у з к а я
у л и ц а » ,
«Одноэтажный
многоэтажный
дом»,
«Длинные
короткие
мосты»;
Для
обучения
счету
(предметы
заменители машинки,
д о м а
и
п р . ) ,
«Сосчитай дома»;
Пространственные
представления
(план
ближайшей
улицы,
карта района);
П р е д с т а в л е н и е
о
времени
наблюдение
за городом в течении
дня
и
соотнесение
ч а с т е й
с у т о к
и
времени года;
З н а к о м с т в о
с
календарём
природы
Постройка
«Моего
дома»;
« Го р о д
м о е й
мечты»
Целевая
п р о г у л к а
н а
ближайшую
улицу
(назначение
домов);
Строительство
домика по схеме.
города
из
снега
(«Льдинки»
замораживание
окрашенной воды
в
р а з н ы х
ф о р м о ч к а х
и
украшение
льдинками
п о с т р о е к
и з
снега).
« Го р од
в
р а з н о е
время года»;
Составление
домов
и з
п а л о ч е к
Кюизенера;
Развитие
экологической
культуры детей
«центр «Открытая
площадка»)
Тема проекта
Продукт проекта-
Театрализованная
деятельность
(центр
драматизации)
Посадка цветов на
клумбах
(облагораживание
нашего города);
Беседы о
бережном
отношении к
нашему городу и
его чистоте;
Уборка площадки
от мелкого
мусора: «Сделаем
город чистым».
«Волшебное
приключение птицы
Колпицы».
Создание
фотоальбома: «Город
Колпино – глазами
детей»
«Мы
артисты»
инсценировка
сказок
«Репка»,
«Колобок» и пр.
в
Д о м е
творчества
или
культуры;
Виды
т е ат р о в
(пальчиковый,
кукольный,
настольный,
бибабо и пр.)
Изготовление
приглашений
на
вечер
досуг
о
городе;
Развитие физической
культуры
(центр физкультуры)
Музыкальное воспитание
(центр музыки)
Развитие
представлений о
человеке в истории и
культуре
(все центры)
Составление
речевок
о
моем
городе;
Альбом «Я и мой
спортивный
город»,
«Мама
папа я спортивная
семья».
П о д б о р
д е т с к и х
песен о городе;
Ознакомление
детей
с
гимном
н а ш е го
города;
Проведение
вечеров
досугов о городе;
Разучивание танца ко
дню Рождения города
«Город какой он
сейчас и какой
был»
рассматривание
иллюстраций;
Фотовыставки:
«Зарождение
нашего города»,
«Современный
Колпино.
город», «Город
Колпино –
глазами детей».