Автор: Васильева Нюрбина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Маганинская СОШ им.С.И.Тимофеева–Кустуктаанап"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Горный улус с.Орто–Сурт
Наименование материала: технологическая карта урока по русскому языку
Тема: Склонения имен существительных
Раздел: начальное образование
Тема: Склонения имен существительных
Цели:
Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен
существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа
склонения по окончанию и роду.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать
словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к
природе.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тренажер, электронная
таблица, музыка
ХОД УРОКА.
1.
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку.
Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу.
Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2.
(
презентация
-
приложение 1
)
(ответы детей).
- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку,
т.е. выход или решение наших проблем.
2. Постановка учебной задачи.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном
падеже)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же
падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.
3.
Изучение нового материала.
Слайд 3
(презентация –приложение 1
). Конь, вода, Юра, земля, дочь, море,
дядя, стол, окно, степь
- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в
единственном числе)
- Разделите имена существительные на группы.
- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и
окончанию. Слайд 4
(презентация-приложение1
).
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его
СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего
склонения. Слайд 4
(презентация –приложение1
).
- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-
му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и
мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся
существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с
окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского
рода с мягким знаком на конце.) Электронная таблица (
приложение3)
.
- Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли сделали вывод? (читают
правило)
4.
Первичное закрепление.
а) Выполнение тренажера.
( приложение 2)
б) Фронтальная работа.
- Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши
существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).
5.
Динамическая пауза.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1
скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.-
правую ногу к груди.
А) Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (баран)
Б) Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (белка)
В) Заверчу, закружу,
В небеса улечу (вертолет)
Г) Ящик на коленях пляшет –
То поет, то горько плачет (гармонь)
Д) Никого не обижает,
А её все толкают (дверь)
Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)
6.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А сейчас посмотрите на экран. Выберите себе то задание, которое вам
подходит. Прочитайте задание. Слайд 5
. (презентация – приложение 1)
Работа проходит на три уровня.
Спишите
предложения, у
существительных
определите
склонение.
Обозначьте границы
предложений.
Спишите, у
существительных
определите
склонение.
Составьте предложения по
схемам. Запишите. У
существительных
определите склонение.
Мы шли сосновым
лесом. Вид местности
был усталым от жары.
Тропинка вывела нас
к роще. Мы отдыхали
под большим деревом.
Через поляну вьется
лесная тропинка мы
любим гулять по этой
тропке поздней
осенью мы здесь
наблюдаем за отлетом
птиц.
Проверка.
- Как вы определили склонение у существительных? ( поставили
существительные в единственном числе, в именительном падеже)
7.
Межпредметная связь. ( Включается фонограмма с голосами птиц)
Слайд 6
(презентация – приложение 1)
- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы
только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя
в лесу, на поляне?
8.
Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале
урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания?
(существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение
существительных? (чтобы правильно писать окончание
существительного).
9.
Домашнее задание.
1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
2 уровень - упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения,
пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить
склонение существительных.
10. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как узнать склонение существительных?