Напоминание

Особенности преподавания литературы в 11 классе (в рамках апробации учебника В.В.Агеносова издательства "Дрофа" по программе литературного образования В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского, Н.Б.Тралковой, соответствующей ФГОС) " Методико–информационный обзор некоторых тем и форм работы.


Автор: Щербинина Людмила Семёновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №26"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности преподавания литературы в 11 классе (в рамках апробации учебника В.В.Агеносова издательства "Дрофа" по программе литературного образования В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского, Н.Б.Тралковой, соответствующей ФГОС) " Методико–информационный обзор некоторых тем и форм работы.
Раздел: полное образование





Назад




Особенности преподавания литературы в 11 классе (в рамках апробации

учебника В.В.Агеносова издательства "Дрофа" по программе

литературного образования В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского,

Н.Б.Тралковой, соответствующей ФГОС) "

Методико-информационный обзор некоторых тем и форм

работы.

Целью

преподавания

литературы

в

школе

является

формирование

критически

мыслящей

личности,

способной

преобразовывать

жизнь

в

соответствии

с

эстетическими,

нравственными и культурными традициями.

Авторы апробируемого мною и моими учениками учебника

при создании его опирались как на серьёзный культурологический

аспект

литературы,

так

и

нравственно-эстетические

её

составляющие.

Теоретический

материал

включает

наряду

с

традиционными

подходами

и

новый

взгляд

современных

исследователей и литературоведов на такие темы, например, как

«Серебряный

век»,

«Творчество

М.Горького»,

«Творчество

С.

Есенина»; очень глубоко и интересно раскрываются произведения

Л. Андреева, В. Маяковского, Е.Замятина, М. Булгакова. В отличие

от

других

авторов

учебников,

А.Архангельский

и

В.Агеносов

не

проходят мимо таких значительных имён в русской литературе, как

М.Пришвин, И.Шмелёв, В.Набоков

Работая

по

данной

программе,

учитель

в

зависимости

от

с п е ц и ф и к и

о б р а з о в а т е л ь н о г о

у ч р е ж д е н и я

и

у р о в н я

подготовленности учащихся за период обучения в основной школе

может использовать

в учебно-воспитательной деятельности как

весь материал, так и его часть.

Процесс

реализации

данной

программы

обеспечивается

разработанной методической концепцией и УМК, содержащим:

учебники литературы;

хрестоматии;

рабочие тетради;

методические рекомендации учителю;

порталы цифровых образовательных ресурсов;

программные

комплексы

Операционная

Система

Заданий

( О С З )

« Х р о н о л а й н е р » ,

« Ж и в а я

р о д о с л о в н а я » ,

«Концептуальные схемы»(интеллект-карты).

У нас в работе есть, к сожалению, только учебник, программа

и интернет.

Структура построения учебного материала такая же, как и в

других

учебниках,

но,

кроме

учебной

статьи,

вопросов

и

заданий, тем для сочинений, рекомендуемой литературы, в

монографический

блок

включены

темы

для

проектов

и

и с с л е д о в а н и й ,

л а б о р а то р н ы х

р а б о т,

с е м и н а р о в .

Монографические

блоки

следуют

друг

за

другом

в

хронологическом

порядке

и

отражают

периоды

развития

русской литературы 20 века.

Я взяла в пример « Творчество А. Блока». Объём учебной статьи -

двадцать страниц. Затем

предлагается таблица для проведения

лабораторной

работы.

Мы

её

проводили,

ребята

сравнивали

стихотворения

М.Лермонтова

«Родина»

и

А.Блока

«Грешить

бесстыдно, беспробудно…» Далее даны вопросы для повторения,

которые ранжированы по уровню сложности, дифференцированы

по дидактическим задачам (частные и обобщающие), даны задания

к семинару, темы сочинений, задания для группового проекта и

исследования.

В конце учебника даны ссылки для привлечения интернета.

Методическая

концепция

предусматривает

также

использование

современных

образовательных

технологий:

проектной,

исследовательской

деятельности,

РКМЧП,

«мозговой

штурм»,

«творческая

мастерская»,

«литературные

дебаты»,

проведение

семинаров, лабораторных работ и др.

На уроках мы эти технологии применяем. Создаём проекты. Они

готовятся

ребятами

и

в

виде

устных

докладов,

и

в

виде

презентаций.

Ещё

ребята

выпускали

газету

«Любимые

поэты

Серебряного века».

Выполняем

операционную

систему

заданий

«ХроноЛайнер».

На

слайде вы видите ученицу, проследившую маршрут во времени,

как развивалась русская сатирическая драматургия от Гоголя до

Маяковского .

Развиваем

критическое

мышление

через

чтение

и

письмо.

Например, учащиеся получают карточки с анализом стихотворений,

сцен,

эпизодов,

где

среди

правильных

утверждений

есть

ошибочные. Вот эти ошибки ребята находят.

Десятый класс. Прошли литературные дебаты по

теме «Семья в

романе Толстого и в наше время». Семинар по трилогии Чехова

«Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви».

А совсем недавно ребята выполнили лабораторную работу по теме

«Христианские мотивы в лирике А.Ахматовой».

Д а н н ы й

о б з о р

х о ч е т с я

д о п о л н и т ь

с л е д у ю щ и м и

размышлениями. Учебник, с моей точки зрения, предназначен для

классов с читающими ребятами. В его аннотации так и написано:

углублённы уровень. Беда в том, что в гуманитарные классы идут

ребята, которым «не нужна литература, а нужна история», как они

говорят. И ещё те, кому не даётся математика. Поэтому некоторые

формы работы не удаётся применить, например, мы не составляли

интеллект-карты.

И ещё.

Сейчас

говорят

о

том,

что

необходимо

вернуть

школе

воспитывающую функцию, от которой её освободили, причислив к

сфере

образовательных

услуг.

А

нашему

обществу,

как

сказал

президент,

сейчас

нужны

патриоты,

высоконравственные

граждане,

принимающие

судьбу

Отечества

как

личную,

осознающие ответственность за судьбу своей страны, укоренённые

в духовных и культурных традициях своего многонационального

народа.

А

на

каких

произведениях

русской

литературы

мы

сформируем

гражданственность,

ответственность

и

духовность?

Молодому

поколению

нужны

примеры,

идеалы,

чтобы

«делать

жизнь

с

кого».

Если

мы

росли

на

примере

Павки

Корчагина,

молодогвардейцев, равняясь на Тимура и его команду, то сейчас

этого нет Нужны труженики, а не бизнесмены, чтобы поднимать

промышленность и сельское хозяйство , а на каких произведениях

их

воспитывать?

Я

предлагаю

добавить

в

программу

для

обязательного

изучения

и

роман

Островского

«Как

закалялась

сталь»,

и

фадеевскую

«Молодую

гвардию»,

и

шолоховскую

«Поднятую

целину».

Вы

скажете,

что

это

произведение

в

программе есть, но оно дано на выбор, а почему не изучать и его, и

«Тихий

Дон»

тоже?

А

трилогия

Ю.Германа

«Дело,

которому

ты

служишь»?

А

«Любовь

земная»

Проскурина?

Да

много

можно

подобрать произведений, чтобы наши дети и внуки понимали, «что

жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за

бесцельно

прожитые

годы,

чтобы

не

жёг

позор

за

мелкое

и

пошленькое прошлое …»



В раздел образования