Автор: Канева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №6 "Сказка"
Населённый пункт: город Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей."
Раздел: дошкольное образование
Общение с природой как составляющая развития коммуникативных
навыков детей.
Общение — это взаимная передача информации при совместной
деятельности людей. Общение дает возможность человеку оценить и познать
самого
себя
через
посредство
других
личностей.
Коммуникация
—
это
действие между партнерами по общению, состоящее во взаимном обмене
информацией. Главным средством коммуникации является речь. С помощью
речи обмениваются сведениями, высказывают свое мнение, спорят, люди,
участвующие в общении, взаимно воздействуют друг на друга, используя
речь.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,
страх
и
радость.
Самостоятельно
ребёнок
не
может
найти
ответ
на
все
интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда
нравственное
и
коммуникативное
развитие
детей
вызывает
серьёзную
тревогу.
Действительно,
всё
чаще
взрослые
стали
сталкиваться
с
нарушениями
в
сфере
общения,
а
также
с
недостаточным
развитием
нравственно-эмоциональной
сферы
детей.
Это
обусловлено
чрезмерной
«интеллектуализацией»
воспитания,
«технологизацией»
нашей
жизни.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
лучший
друг
для
современного
ребёнка
–
это
телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или
компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми,
но
и
друг
с
другом.
А
ведь
живое
человеческое
общение
существенно
обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
В
работе
с
детьми
своей
группы
я
обнаружила
проблемы
взаимоотношений
между
дошкольниками,
обратила
внимание
на
конфликтные ситуации, которые периодически возникали. Дети не умели
договариваться, часто ссорились, не слышали и не слушали друг друга, были
агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали
нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному
процессу в целом.
Я сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с
окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
Коммуникативные навыки стала развивать в образовательной и повседневной
деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в
общении с природой.
На мой взгляд, родная природа – это могущественный источник, из
которого
человек
черпает
свои
первые
знания,
впечатления.
Дети
рано
начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и
особенно
живой
природы.
Маленький
ребенок
смотрит
в
мир
широко
открытыми глазами и замечает все: трудолюбивую пчёлку на цветочке в саду,
крохотного
паучка
в
густой
траве.
Природа
привлекает
внимание
детей
1
сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с
ней, дети открывают для себя новый мир.
Ознакомление детей с окружающей природой и экологическое воспитание
в педагогическом процессе детского сада осуществляется в повседневной
жизни,
на
НОД,
прогулках,
экскурсиях
в
природу,
играх
и
чтении художественной литературы.
В своей работе по развитию коммуникативных навыков я активно
использую прогулки. Вместе с детьми мы наблюдаем за окружающей нас
природой: за облаками, деревьями, насекомыми, какими-либо природными
явлениями. Обсуждаем и сравниваем, какая погода была вчера и сегодня; как
ведут себя насекомые, зависимо от природных условий (дождь или солнце),
собираем листочки и веточки, которые в дальнейшем пригодятся нам для
продуктивной деятельности.
Затем, уже в группе, наши наблюдения перерастают в различные виды
деятельности.
Творчество.
Используя
природный
материал,
воплощаем
в
жизнь
фантазии детей: рисуем то, что видели на прогулке и добавляем что-то
своё; лепим различных героев, а затем придумываем и обыгрываем с
ними какой-нибудь сюжет.
О п ы т н о - э кс п е р и м е н т а л ь н а я
д е я т е л ь н о с т ь .
В
п р о ц е с с е
экспериментирования дети задают вопросы, касающиеся близких и
далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными
связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать
объяснения
явлениям
природы
и
поведению
животных.
Словарь
дошкольников
пополняется
словами,
обозначающими
сенсорные
признаки,
свойства,
явления
или
объекта
природы
(цвет,
форма,
величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый
- тёплый и прочее). Постепенно, в процессе работы, в группе был
создан экспериментальный центр, в котором дети в свободном доступе
могут играть, ставить простейшие опыты. Также мы с воспитанниками
часто посещаем «экологическую комнату» детского сада, наблюдаем
за животными в «живом уголке», ставим опыты.
Чтение литературы. Как я уже говорила, дети сейчас мало общаются.
И не только друг с другом, но и со взрослыми. А всё о того, что мы
перестали читать. Наше поколение врядли можно назвать читающим.
Поэтому,
большое
внимание
в
свое
работе
уделяю
чтению
художественной
литературы
о
живой
и
неживой
природе,
рассматриванию
сюжетных
картинок
с
изображением
животных,
природы и составлению простейших рассказов по ним.
Живого общения с книгой, не заменит никакой компьютер или планшет,
поэтому я всегда разрешаю детям брать книги, рассматривать иллюстрации.
2
Ведь если это запрещать делать, заботясь об их целостности, тогда интерес к
книгам угаснет, а соответственно и к чтению. Детей заинтересовывают яркие
картинки, и они начинают задавать вопросы, все вместе мы ищем ответы на
эти вопросы, плавно переходя к прочтению какого-либо произведения.
Игра. Всем известно, игра – ведущий вид деятельности ребёнка
дошкольного
возраста.
Игра
может
быть
любой:
дидактической
(«Сравни и скажи», «Природа - не природа», «Четвёртый лишний»,
«Угадай
по
описанию»),
,
сюжетно-ролевой
(«Зоопар»
«Ветеринарная клиника») , настольно-печатной («Подбери пару»,
«Четыре времени года», «Ботаническое лото»).Главная цель игр,
которые я использую в своей работе – развитие коммуникативных
навыков через общение с природой.
В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое
бесценное
свойство
человеческой
личности,
как
наблюдательность,
любознательность,
что
в
свою
очередь
порождает
массу
вопросов,
требующих
ответов,
которые
можно
найти
с
помощью
наблюдений,
логического
мышления.
Таким
образом,
в
процессе
систематических,
целенаправленных наблюдений, чтения литературы, творческой и опытно-
экспериментальной
деятельности
у
ребёнка
расширяется
кругозор,
развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память,
совершенствуются мыслительные процессы. Дети думают и отвечают на
вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие
связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
Квест-игра «Путешествие по временам года»
Цель:
Задачи:
Оборудование: 4
ключа,
сундук,
карта,
карточки
с
заданиями,
трубочки
склеенные
из
тонкой
бумаги
чуть
больше
карандаша,
карандаши,
3
одноразовые тарелочки, тара с песком, вода в прозрачных стаканах, пена для
бритья, пипетки, разведённая гуашь синего цвета, СНЕГ в таре, железные
кружки, блюдца или тарелочки, тара с солью, стакан с водой. ……..молоко в
тарелочках, разведённая гуашь в таре, пипетки, моющее средство в пиале,
ватные палочки.
Ребята, сегодня перед дверями нашей группы я нашла письмо. Без вас я его
не читала. Хотите узнать. Что в нём? (Да)
Здравствуйте, мои друзья!
Прилетаю с ветром я!
Дождиком дорожки поливаю,
И листики с деревьев я срываю.
А потом прихожу с метелью,
И красивой новогодней елью!
И опять я с вами тут,
Когда подснежники цветут!
После с ароматом скошенной травы
И полетом маленькой пчелы!
Каждый знает это вот
Я король Круглый….
Хочу я с вами поиграть,
И задания вам дать.
Выполните мои задания,
Получите сюрприз приятный.
Сюрприз у меня сундучке,
У сундука четыре ключа!
Моих дочек посетите
Все ключи вы получите!
Соберёте
все
ключи,
откроете
сундучок,
и
там
вас
ожидает
сюрприз
(медальки «Знатоку окружающего мира»). А чтобы вам было легче и вы не
заблудились, отправляю карту, по которой будете следовать (лист формата А4,
на котором стрелками указан маршрут).
- Готовы поиграть с королем Круглым годом? (Да)
- А что же за 4 дочери у него? (Весна, Зима, Осень, Лето)
- Тогда в путь. Куда же нам идти? (смотрим карту)
Отправляемся. На каждом столе лежат карточки с заданиями.
1 СТАНЦИЯ «ЛЕТО»
На карточке вопрос: Летом можно много гулять на свежем воздухе, играть
в песок и встретить в нём большое количество различных насекомых.
Почему насекомые не погибают под тяжестью песка?
Опыт «Своды и тоннели»
Задача: выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются
им, а выбираются целыми и невредимыми.
4
Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем
песком
так,
чтобы
концы
трубочки
выступали
наружу.
Вытаскиваем
карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.
- Почему трубочка не помялась?
- Что происходит с насекомыми, когда они находятся в песке?
Вывод. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые,
попавшие в песок, остаются невредимыми.
- Как вы думаете, ответили мы на вопрос короля?
Под столом приклеен ключ, отрываю его, достаю, идем дальше по карте.
2 СТАНЦИЯ «ОСЕНЬ»
На карточке вопрос: Осень бывает разной. Бывает осень-красавица в
жёлто-оранжевых красках, а может быть хмурой и дождливой.
Почему из тучек идёт дождь?
Опыт «Домашний дождик»
На
столе
стоят
стаканы
с
водой.
Добавляем
пышные
«облака»
из
пены
тонким слоем. Затем капаем в разных местах из пипетки (шприца) несколько
капель
подкрашенной
синей
воды,
до
тех
пор,
пока
«из
туч
не
пойдёт
дождик».
- Почему капельки стали падать вниз?
- Почему из туч идёт дождь?
Вывод:
Краска
просочилась
сквозь
пену
и
опустилась
на
дно
за
счет
большей плотности. Опыт показывает и объясняет, что такое дождь. Когда
маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и
тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться
в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь. Вода и пена -
состоят из маленьких частичек. Но у разных веществ эти частицы находятся
на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее они друг к другу, тем
выше плотность вещества.
- Как вы думаете, ответили мы на вопрос короля?
Под столом приклеен ключ, отрываю его, достаю, идем дальше по карте.
3 СТАНЦИЯ «ЗИМА»
На
карточке
вопрос:
Совсем
скоро
наступит
зима,
а
значит
и
большие
морозы. Как вы думаете можем ли мы здесь и сейчас, в комнате создать
сильный мороз? Проверим?
Опыт «Делаем мороз -30 градусов без холодильника»
Для эксперимента надо положить в полиэтиленовый пакет кубики льда (10
шт.) и с помощью молотка разбить их в «кашу» (если на улице есть снег,
можно не колоть лед, а воспользоваться им). Потом нужно выложить колотый
лед в железную кружку, налить на подставку (большую доску или табуретку)
небольшую лужицу воды и поставить кружку в нее. А потом насыпать в
кружку 2 ст. л. соли и перемешать соль со льдом. Осторожно, не беритесь за
кружку голыми руками, а используйте прихватки или варежки! Ведь в это
время она остыла до -30 градусов Цельсия! Дальше надо подождать 2-3
5
минуты. А после этого попробовать поднять кружку с подставки. Это сделать
невозможно - она накрепко примерзла!
Вывод. В предыдущих опытах мы уже наблюдали как соль действует на
лед. Он начинает таять. Этот процесс требует очень больших затрат энергии.
Ведь
чтобы
из
твердого
состояния
вода
перешла
в
жидкое,
должен
разрушиться порядок молекул (кристаллическая решетка). А энергия это
берется
из
окружающей
среды,
резко
охлаждая
все
вокруг.
Поэтому
получается, что лед в кружке тает, а сама она охлаждается до больших
температур. Таких, что от нее замерзает лужица на подставке и та намертво
приклеивается к кружке.
4 СТАНЦИЯ «ВЕСНА»
На
карточке
вопрос: Почему так говорят «Весна-красна»? (Потому что
приходом весны всё становится ярче и краше. Красный, значит красивый).
А
какие
ещё
цвета
можем
встретить
весной? (Весна
полна
самых
разнообразных красок и сейчас мы это докажем).
ОПЫТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
На столе стоят тарелочки с молоком, разбавленная гуашь разного цвета. С
помощью пипетки капаем краски в молоко. Ватную палочку обмакиваем в
жидкость для мытья посуды и касаемся ею в самый центр тарелки с молоком.
Молоко начнёт двигаться. А краски смешиваться.
- Почему краски стали смешиваться?
- Какие краски весной можно встретить?
Вывод. Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и
приводит их в движение. Соответственно краски смешиваются.
Под столом приклеен ключ, отрываю его, достаю, идем дальше по карте.
(возвращаемся к сундуку)
Открываем сундучок, достаём медальки (вручаю)
- Ребята, вы большие молодцы!
- Чьи задания мы выполняли?
- Вам понравилось наше приключение?
- Какие опыты вам запомнились больше всего?
6