Напоминание

"Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей."


Автор: Канева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №6 "Сказка"
Населённый пункт: город Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Общение с природой как составляющая развития коммуникативных

навыков детей.

Общение — это взаимная передача информации при совместной

деятельности людей. Общение дает возможность человеку оценить и познать

самого

себя

через

посредство

других

личностей.

Коммуникация

это

действие между партнерами по общению, состоящее во взаимном обмене

информацией. Главным средством коммуникации является речь. С помощью

речи обмениваются сведениями, высказывают свое мнение, спорят, люди,

участвующие в общении, взаимно воздействуют друг на друга, используя

речь.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем

того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,

страх

и

радость.

Самостоятельно

ребёнок

не

может

найти

ответ

на

все

интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда

нравственное

и

коммуникативное

развитие

детей

вызывает

серьёзную

тревогу.

Действительно,

всё

чаще

взрослые

стали

сталкиваться

с

нарушениями

в

сфере

общения,

а

также

с

недостаточным

развитием

нравственно-эмоциональной

сферы

детей.

Это

обусловлено

чрезмерной

«интеллектуализацией»

воспитания,

«технологизацией»

нашей

жизни.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

лучший

друг

для

современного

ребёнка

это

телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или

компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми,

но

и

друг

с

другом.

А

ведь

живое

человеческое

общение

существенно

обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

В

работе

с

детьми

своей

группы

я

обнаружила

проблемы

взаимоотношений

между

дошкольниками,

обратила

внимание

на

конфликтные ситуации, которые периодически возникали. Дети не умели

договариваться, часто ссорились, не слышали и не слушали друг друга, были

агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали

нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному

процессу в целом.

Я сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с

окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Коммуникативные навыки стала развивать в образовательной и повседневной

деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в

общении с природой.

На мой взгляд, родная природа – это могущественный источник, из

которого

человек

черпает

свои

первые

знания,

впечатления.

Дети

рано

начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и

особенно

живой

природы.

Маленький

ребенок

смотрит

в

мир

широко

открытыми глазами и замечает все: трудолюбивую пчёлку на цветочке в саду,

крохотного

паучка

в

густой

траве.

Природа

привлекает

внимание

детей

1

сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с

ней, дети открывают для себя новый мир.

Ознакомление детей с окружающей природой и экологическое воспитание

в педагогическом процессе детского сада осуществляется в повседневной

жизни,

на

НОД,

прогулках,

экскурсиях

в

природу,

играх

и

чтении художественной литературы.

В своей работе по развитию коммуникативных навыков я активно

использую прогулки. Вместе с детьми мы наблюдаем за окружающей нас

природой: за облаками, деревьями, насекомыми, какими-либо природными

явлениями. Обсуждаем и сравниваем, какая погода была вчера и сегодня; как

ведут себя насекомые, зависимо от природных условий (дождь или солнце),

собираем листочки и веточки, которые в дальнейшем пригодятся нам для

продуктивной деятельности.

Затем, уже в группе, наши наблюдения перерастают в различные виды

деятельности.

Творчество.

Используя

природный

материал,

воплощаем

в

жизнь

фантазии детей: рисуем то, что видели на прогулке и добавляем что-то

своё; лепим различных героев, а затем придумываем и обыгрываем с

ними какой-нибудь сюжет.

О п ы т н о - э кс п е р и м е н т а л ь н а я

д е я т е л ь н о с т ь .

В

п р о ц е с с е

экспериментирования дети задают вопросы, касающиеся близких и

далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными

связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать

объяснения

явлениям

природы

и

поведению

животных.

Словарь

дошкольников

пополняется

словами,

обозначающими

сенсорные

признаки,

свойства,

явления

или

объекта

природы

(цвет,

форма,

величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый

- тёплый и прочее). Постепенно, в процессе работы, в группе был

создан экспериментальный центр, в котором дети в свободном доступе

могут играть, ставить простейшие опыты. Также мы с воспитанниками

часто посещаем «экологическую комнату» детского сада, наблюдаем

за животными в «живом уголке», ставим опыты.

Чтение литературы. Как я уже говорила, дети сейчас мало общаются.

И не только друг с другом, но и со взрослыми. А всё о того, что мы

перестали читать. Наше поколение врядли можно назвать читающим.

Поэтому,

большое

внимание

в

свое

работе

уделяю

чтению

художественной

литературы

о

живой

и

неживой

природе,

рассматриванию

сюжетных

картинок

с

изображением

животных,

природы и составлению простейших рассказов по ним.

Живого общения с книгой, не заменит никакой компьютер или планшет,

поэтому я всегда разрешаю детям брать книги, рассматривать иллюстрации.

2

Ведь если это запрещать делать, заботясь об их целостности, тогда интерес к

книгам угаснет, а соответственно и к чтению. Детей заинтересовывают яркие

картинки, и они начинают задавать вопросы, все вместе мы ищем ответы на

эти вопросы, плавно переходя к прочтению какого-либо произведения.

Игра. Всем известно, игра – ведущий вид деятельности ребёнка

дошкольного

возраста.

Игра

может

быть

любой:

дидактической

(«Сравни и скажи», «Природа - не природа», «Четвёртый лишний»,

«Угадай

по

описанию»),

,

сюжетно-ролевой

(«Зоопар»

«Ветеринарная клиника») , настольно-печатной («Подбери пару»,

«Четыре времени года», «Ботаническое лото»).Главная цель игр,

которые я использую в своей работе – развитие коммуникативных

навыков через общение с природой.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое

бесценное

свойство

человеческой

личности,

как

наблюдательность,

любознательность,

что

в

свою

очередь

порождает

массу

вопросов,

требующих

ответов,

которые

можно

найти

с

помощью

наблюдений,

логического

мышления.

Таким

образом,

в

процессе

систематических,

целенаправленных наблюдений, чтения литературы, творческой и опытно-

экспериментальной

деятельности

у

ребёнка

расширяется

кругозор,

развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память,

совершенствуются мыслительные процессы. Дети думают и отвечают на

вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие

связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

Квест-игра «Путешествие по временам года»

Цель:

Задачи:

Оборудование: 4

ключа,

сундук,

карта,

карточки

с

заданиями,

трубочки

склеенные

из

тонкой

бумаги

чуть

больше

карандаша,

карандаши,

3

одноразовые тарелочки, тара с песком, вода в прозрачных стаканах, пена для

бритья, пипетки, разведённая гуашь синего цвета, СНЕГ в таре, железные

кружки, блюдца или тарелочки, тара с солью, стакан с водой. ……..молоко в

тарелочках, разведённая гуашь в таре, пипетки, моющее средство в пиале,

ватные палочки.

Ребята, сегодня перед дверями нашей группы я нашла письмо. Без вас я его

не читала. Хотите узнать. Что в нём? (Да)

Здравствуйте, мои друзья!

Прилетаю с ветром я!

Дождиком дорожки поливаю,

И листики с деревьев я срываю.

А потом прихожу с метелью,

И красивой новогодней елью!

И опять я с вами тут,

Когда подснежники цветут!

После с ароматом скошенной травы

И полетом маленькой пчелы!

Каждый знает это вот

Я король Круглый….

Хочу я с вами поиграть,

И задания вам дать.

Выполните мои задания,

Получите сюрприз приятный.

Сюрприз у меня сундучке,

У сундука четыре ключа!

Моих дочек посетите

Все ключи вы получите!

Соберёте

все

ключи,

откроете

сундучок,

и

там

вас

ожидает

сюрприз

(медальки «Знатоку окружающего мира»). А чтобы вам было легче и вы не

заблудились, отправляю карту, по которой будете следовать (лист формата А4,

на котором стрелками указан маршрут).

- Готовы поиграть с королем Круглым годом? (Да)

- А что же за 4 дочери у него? (Весна, Зима, Осень, Лето)

- Тогда в путь. Куда же нам идти? (смотрим карту)

Отправляемся. На каждом столе лежат карточки с заданиями.

1 СТАНЦИЯ «ЛЕТО»

На карточке вопрос: Летом можно много гулять на свежем воздухе, играть

в песок и встретить в нём большое количество различных насекомых.

Почему насекомые не погибают под тяжестью песка?

Опыт «Своды и тоннели»

Задача: выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются

им, а выбираются целыми и невредимыми.

4

Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем

песком

так,

чтобы

концы

трубочки

выступали

наружу.

Вытаскиваем

карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

- Почему трубочка не помялась?

- Что происходит с насекомыми, когда они находятся в песке?

Вывод. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые,

попавшие в песок, остаются невредимыми.

- Как вы думаете, ответили мы на вопрос короля?

Под столом приклеен ключ, отрываю его, достаю, идем дальше по карте.

2 СТАНЦИЯ «ОСЕНЬ»

На карточке вопрос: Осень бывает разной. Бывает осень-красавица в

жёлто-оранжевых красках, а может быть хмурой и дождливой.

Почему из тучек идёт дождь?

Опыт «Домашний дождик»

На

столе

стоят

стаканы

с

водой.

Добавляем

пышные

«облака»

из

пены

тонким слоем. Затем капаем в разных местах из пипетки (шприца) несколько

капель

подкрашенной

синей

воды,

до

тех

пор,

пока

«из

туч

не

пойдёт

дождик».

- Почему капельки стали падать вниз?

- Почему из туч идёт дождь?

Вывод:

Краска

просочилась

сквозь

пену

и

опустилась

на

дно

за

счет

большей плотности. Опыт показывает и объясняет, что такое дождь. Когда

маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и

тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться

в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь. Вода и пена -

состоят из маленьких частичек. Но у разных веществ эти частицы находятся

на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее они друг к другу, тем

выше плотность вещества.

- Как вы думаете, ответили мы на вопрос короля?

Под столом приклеен ключ, отрываю его, достаю, идем дальше по карте.

3 СТАНЦИЯ «ЗИМА»

На

карточке

вопрос:

Совсем

скоро

наступит

зима,

а

значит

и

большие

морозы. Как вы думаете можем ли мы здесь и сейчас, в комнате создать

сильный мороз? Проверим?

Опыт «Делаем мороз -30 градусов без холодильника»

Для эксперимента надо положить в полиэтиленовый пакет кубики льда (10

шт.) и с помощью молотка разбить их в «кашу» (если на улице есть снег,

можно не колоть лед, а воспользоваться им). Потом нужно выложить колотый

лед в железную кружку, налить на подставку (большую доску или табуретку)

небольшую лужицу воды и поставить кружку в нее. А потом насыпать в

кружку 2 ст. л. соли и перемешать соль со льдом. Осторожно, не беритесь за

кружку голыми руками, а используйте прихватки или варежки! Ведь в это

время она остыла до -30 градусов Цельсия! Дальше надо подождать 2-3

5

минуты. А после этого попробовать поднять кружку с подставки. Это сделать

невозможно - она накрепко примерзла!

Вывод. В предыдущих опытах мы уже наблюдали как соль действует на

лед. Он начинает таять. Этот процесс требует очень больших затрат энергии.

Ведь

чтобы

из

твердого

состояния

вода

перешла

в

жидкое,

должен

разрушиться порядок молекул (кристаллическая решетка). А энергия это

берется

из

окружающей

среды,

резко

охлаждая

все

вокруг.

Поэтому

получается, что лед в кружке тает, а сама она охлаждается до больших

температур. Таких, что от нее замерзает лужица на подставке и та намертво

приклеивается к кружке.

4 СТАНЦИЯ «ВЕСНА»

На

карточке

вопрос: Почему так говорят «Весна-красна»? (Потому что

приходом весны всё становится ярче и краше. Красный, значит красивый).

А

какие

ещё

цвета

можем

встретить

весной? (Весна

полна

самых

разнообразных красок и сейчас мы это докажем).

ОПЫТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

На столе стоят тарелочки с молоком, разбавленная гуашь разного цвета. С

помощью пипетки капаем краски в молоко. Ватную палочку обмакиваем в

жидкость для мытья посуды и касаемся ею в самый центр тарелки с молоком.

Молоко начнёт двигаться. А краски смешиваться.

- Почему краски стали смешиваться?

- Какие краски весной можно встретить?

Вывод. Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и

приводит их в движение. Соответственно краски смешиваются.

Под столом приклеен ключ, отрываю его, достаю, идем дальше по карте.

(возвращаемся к сундуку)

Открываем сундучок, достаём медальки (вручаю)

- Ребята, вы большие молодцы!

- Чьи задания мы выполняли?

- Вам понравилось наше приключение?

- Какие опыты вам запомнились больше всего?

6



В раздел образования