Напоминание

Урок по чтению и развитию речи по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (по "Сказке о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкина)


Автор: Титова Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МООО КОУ Омской области "Адаптивная школа – интернат № 19"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по чтению и развитию речи по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (по "Сказке о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкина)
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования Омской области

Казённое образовательное учреждение «Адаптивная школа – интернат № 19»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

РЕЧИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА С НАРУШЕННЫМ

СЛУХОМ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

ПО ТЕМЕ

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ !»

(ПО «СКАЗКЕ О ПОПЕ И ЕГО

РАБОТНИКЕ БАЛДЕ» А.С. ПУШКИНА)

Составила: учитель русского языка и литературы

Титова Светлана Николаевна

УРОК ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

Ход урока.

1.

Организационный момент (приветствие, сообщение темы урока, речевой

треугольник).

2.

Сообщение цели урока.

Тема: «Что за прелесть эти сказки !»

(обобщающий урок по теме «Сказочный мир А.С. Пушкина»; систематизация

знаний по сказке Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»).

Цель

-

Обобщить знания учащихся об А.С. Пушкине, его творчестве и

сказках.

-

Систематизировать знания по теме: «А.С. Пушкин «Сказка о попе и

работнике его Балде».

Задачи:

-

закрепить

знание

творчества

А.С.

Пушкина,

вспомнить

факты

биографии;

-

формировать навык анализа произведения;

-

развивать образное о логическое мышление, память, речь;

-

учить мыслить самостоятельно;

-

расширять словарный запас;

-

проявлять творческие способности;

-

воспитывать интерес к литературному чтению.

Оборудование: портрет

А.С.

Пушкина,

презентация

к

уроку,

компьютер,

проектор,

сюжетные

картинки

к

«Сказке

о

попе

и

работнике

его

Балде»,

перчаточные куклы для инсценировки сказки.

Форма работы на уроке – групповая.

Работа по теме урока.

3. Сообщение о поэте (рассказ ученика, показ слайдов).

4. Проверка знания сказок А.С. Пушкина:

«Узнай и назови сказку по рисунку».

- Сказки Пушкина вы изучали и в начальной школе, и в 5-м классе. Давайте

проверим,

сумеете

ли

вы

отгадать

сказки

по

рисункам

(учащиеся

просматривают слайды и угадывают, к какой сказке они относятся).

5. Обобщение знаний по сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике

его Балде».

-

Как

называется

сказка,

над

которой

мы

работали

на

уроках

чтения?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»).

-

Какая это сказка: авторская или народная? (Авторская, потому что у неё

есть один автор).

-

Вспомните и назовите героев сказки (Поп, Балда, Попадья, Бесы).

6. Инсценировка «Встреча с героями сказки».

-

Вспомните, как начинается сказка? (учащиеся показывают отрывок из

сказки с перчаточными куклами).

7. Словарная работа.

-

В сказке есть много устаревших слов. Что они означают?

Задание: соединить слово с его толкованием.

Толоконный лоб

принудительный сбор денег или продуктов

Полба

глупый человек

Оброк

может быть

Супостат

противник, враг

Авось

разновидность пшеницы, каша из неё

8. Викторина «Самый внимательный читатель».

(Ученики из данных вариантов ответов выбирают правильный ответ и

зачитывают его).

Где встретил поп Балду?

1.

на базаре,

2.

на рынке,

3.

на ярмарке.

За какую плату согласился работать Балда у Попа?

1.

за 3 рубля,

2.

за 3 подзатыльника,

3.

за 3 щелка.

За какой срок задолжали черти попу оброк?

1.

за 3 года,

2.

за 5 лет,

3.

за 10 лет.

Где жили черти?

1.

в болоте,

2.

в море,

3.

в реке.

Кто в семье не любил Балду?

1.

попадья,

2.

поп,

3.

попёнок.

Кто соревновался в беге с бесёнком?

1.

Балда,

2.

заяц,

3.

кобыла.

Во что сложили черти оброк?

1.

в сумку,

2.

в сундук,

3.

в мешок.

С какого щелка подпрыгнул поп до потолка?

1.

с первого,

2.

со второго,

3.

с третьего.

9. Работа с сюжетными картинками (составить сказку при помощи отрывков

из неё и сюжетных картинок).

-

Прочитайте

отрывок

из

сказки,

вставьте

нужное

слово

и

подберите

картинку:

10. Итог урока.

-

Слова

Балды:

«Не

гонялся

бы

ты

поп

за

дешевизной»

стали

поговоркой. В них заключена основная мысль сказки.

-

Какие качества человека высмеиваются в сказке?

(жадность, глупость, лживость, хитрость).

-

Докажите, что жадным быть плохо, используя пословицы:

Ненасытному все мало;

Жадность – горю начало;

Много захочешь – последнее потеряешь.

11. Оценки за урок.

12. Домашнее задание: нарисовать рисунки к сказке.



В раздел образования