Автор: Титова Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МООО КОУ Омской области "Адаптивная школа-интернат № 19"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков коммуникативной компетенции на уроках русского языка и развития речи у учащихся с нарушенным слухом"
Раздел: среднее образование
Министерство образования Омской области
Казенное образовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа – интернат
№ 19»
ДОКЛАД
на тему:
«Формирование навыков коммуникативной
компетенции на уроках русского языка и развития речи
у учащихся с нарушенным слухом»
Составила: учитель Титова С. Н.
Содержание:
1. Введение.
2. Речевая деятельность и формирование коммуникативной компетенции на уроках
русского языка, литературы и развития речи.
3.Виды упражнений на уроках русского языка для формирования коммуникативной
компетенции.
1. Введение
Учебный предмет «Русский язык» в школе имеет познавательно-практическую
направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них
языковые
и
речевые
умения.
Вместе
с
тем
«Русский
язык»
выполняет
и
общепредметные связи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе для учащихся с
нарушенным
слухом
является
формирование
языковой
и
коммуникативной
компетенции учащихся.
Языковая компетенция формирует у учащихся основные знания о родном языке, его
устройстве и функционировании.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих
практических задач: формирование орфографических и пунктуационных умений и
навыков (в пределах программных требований); овладение нормами русского языка,
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение основами устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных сферах и ситуациях общения. Данное определение наиболее приемлемо для
сурдопедагогики,
так
как
главной
тенденцией
процесса
обучения
учащихся
с
нарушенным слухом является коммуникативность. И большинство пособий построено
на коммуникативной основе.
Словесная речь, формирующаяся в процессе обучения детей с нарушенным
слухом языку как средству общения в ходе всего учебно-воспитательного процесса,
является основой обучения, развития и воспитания школьников, способом присвоения
социального опыта.
По Л.С. Выготскому, язык и речь это не простая количественная прибавка к
психике. Ученый отметил, что устная речь занимает среднее место между речью
письменной, с одной стороны, и внутренней речью, с другой.
В сурдопедагогике и сурдопсихологии очень мало исследований по данной
проблеме.
Как
показывают
исследования,
своеобразие
протекания
процессов
социализации
определяется
дефектом
слуха,
специфическими
отношениями
с
окружающими.
Относительная
изоляция
от
"
слышащего
"
социума,
обусловленная
нарушением
слуха,
ведёт
к
обеднению
опыта
общения
и
сужению
контактов
со
слышащими сверстниками.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы развития
коммуникативной компетенции в теории сурдопедагогики, с одной стороны, и её
значимость для успешной социализации учащихся с нарушенным слухом, с другой,
определили актуальность этой темы.
2. Речевая деятельность и формирование коммуникативной компетенции на
уроках русского языка, литературы и развития речи у учащихся с нарушенным
слухом
Хочу остановиться на формировании коммуникативной компетенции, так как
она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации
и адаптации учащихся с ОВЗ в современном мире.
Коммуникативная компетенция - это овладение видами речевой деятельности и
основами устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения.
Реализация
коммуникативной
цели
обучения
предполагает,
что
речевая
деятельность формируется во всех ее видах: чтение, говорение, письмо. При этом всем
ясно, что способность к речевому общению слышащих и неслышащих учащихся – это
качественно
разные
способности.
Неслышащий
ученик
владеет
элементарными
свойствами
речи,
его
лексический
запас
ограничен,
речь,
как
правило,
маловыразительна
и
скудна.
У
н и х слабо
сформированы
навыки
развития
речи.
Учащиеся не могут аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы,
или просто свободно и произвольно общаться друг с другом.
О
ни стараются заменить
живую
речь
стандартной
житейской
мимикой
и
жестами,
т.е.
примитивными
невербальными
способами
общения.
Ребята
затрудняются
в
создании
самостоятельных,
с в я з н ы х ,
о б о б щ ё н н ы х
у с т н ы х
и
письменных
высказываний.
Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с нарушенным
слухом – процесс длительный и достаточно сложный. Большая роль отводится урокам
русского
языка.
Для
этого
надо
знать
учебные
возможности
каждого
ученика,
учитывать
работоспособность
и
уровень
сформированности
интеллектуальных
умений школьников. Определив учебную работоспособность каждого, определяем и
направления
работы
с
классом.
Это
специальные
упражнения
по
развитию
речи,
дидактический материал, составление алгоритмов и опорных схем.
Немаловажным является подбор коммуникативных упражнений, рассчитанных
на развитие навыков речевой деятельности и их дифференциация в зависимости от
подготовленности учащихся.
Главным
средством
создания
возможностей
общения
на
уроке
признается
система ситуативных упражнений. Их называют коммуникативными. Они широко
используются,
прежде
всего,
в
процессе
формирования
коммуникативной
компетенции.
Думаю, что учитель русского языка и литературы на каждом уроке ставит своей
целью развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их кругозора.
На уроках подбираются такие задания, которые помогают уяснить основные правила
произношения,
постановки
ударения,
образования
слов
и
синтаксических
конструкций.
Важное место в формировании коммуникативной компетенции занимают уроки
развития
речи.
Упражнения
на
таких
уроках
опираются
на
все
виды
речевой
деятельности: устная и письменная речь, чтение, диалоги. На практических занятиях
учатся составлять деловые бумаги: заявления, автобиографию.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.
Формы работы с текстом: проводится словарная работа, составление плана к
тексту, ответы на вопросы плана, выборочное списывание, дополнительное задание к
тексту, составление таблицы, заучивание отрывка наизусть и т.д.
Интересны и познавательны всегда уроки русского языка по разделу «Лексика».
На
этих
уроках
уделяется
внимание
работе
над
многозначными
словами,
рассматриваются
синонимы
и
антонимы.
Обогащению
речи
школьников
служит
знакомство с фразеологизмами, прежде всего, с таким типом устойчивых выражений,
как
крылатые
слова
(этому
способствуют
и
уроки
литературы).
Выяснение
происхождения
крылатых
слов,
связанных
с
античными
мифами
и
историей,
с
библейскими текстами, с текстами отечественной и зарубежной литературы расширяет
их кругозор.
Но следует помнить, что развитие коммуникативной компетенции на уроках
русского языка и развития речи – это сложный процесс, который не сводится к
количественному увеличению словаря. Ведь основной единицей коммуникативной
деятельности является речь.
Сущность работы по развитию речи неслышащих школьников заключается в
формировании
средства
общения,
в
обучении
пользоваться
словесной
речью
как
средством общения, средством познания окружающей жизни.
3.Виды упражнений на уроках русского языка для формирования
коммуникативной компетенции
Соединить деятельность учащихся по выработке (закреплению) практических
навыков
письма
и
речевому
развитию
позволяет
работа
с
текстом
как
основной
дидактической единицей.
1. Восстановление деформированного текста.
2. Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов.
3. Составление конспекта статьи.
4. Письмо по памяти.
5. Редактирование текста.
6. Определение границ предложений.
7. Найти общие и различные черты у выделенных слов.
8. Сравни слова как части речи и части слова (на одной строчке выписываются
слова, которые обозначают части речи, на другой – слова, которые обозначают части
слова).
9.
Группировка
слов
по
определённому
признаку
(по
родам,
по
количеству
слогов, по склонениям, по написанию с ь и без ь).
10. Из данного перечня слов найти лишнее.
Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся.
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
• расшифровка
пословиц,
поговорок,
фразеологических
оборотов
по
отдельным
признакам;
• разгадывание загадок;
• игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.
Задание 1. Угадайте слово по его описанию.
«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь». Родной или крестный. Шляпка на
ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Орел, а не птица.
Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы?
Запишите их. Объясните смысл.
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4.
Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном.
Таким образом, формирование комммуникативной компетенции на уроках
русского языка, литературы и развития речи и её реализация способствует развитию
речевого поведения. А различные формы, методы и приёмы работы направлены на то,
чтобы развивать речевую активность неслышащих детей.