Напоминание

"Деятельность педагогов по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Полева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Центр развития ребенка-детский сад №264"
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность педагогов по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деятельность педагогов по развитию познавательных

процессов детей старшего дошкольного возраста.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у

дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, -

любознательности,

инициативности,

произвольности,

творческого

самовыражения. Развитие этих качеств, основанных на формировании всех

познавательных процессов, является приоритетной задачей образования на

дошкольной ступени.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это

сложный комплекс, включающий в себя развитие познавательных процессов

(восприятия,

мышления,

памяти,

внимания,

воображения),

которые

представляют собой различные формы ориентации ребенка в окружающем

мире, в самом себе и регулируют его деятельность.

Развитие речи детей дошкольного возраста занимает особое место в

подготовке к систематическому обучению. Ведь речь является той важнейшей

составляющей

развития

ребенка,

на

основе

которой

происходит

общее

психическое становление, развиваются такие познавательные процессы, как

восприятие,

память,

воображение,

внимание,

совершенствуется

эмоционально-волевая сфера.

Систематические занятия по развитию речи и художественной литературе

несут

в

себе

большие

возможности

по

развитию

всех

познавательных

процессов.

В дошкольном возрасте познавательная активность связана с

проявлением

любознательности,

пытливости

ума,

изобретательности.

Поэтому

мы

стараемся

организовывать

занятия,

таким

образом,

чтобы

взрослый занимал партнерскую позицию любознательного участника, а дети

получали

бы

возможность

проявить

собственную

инициативу.

Сама

структура занятия в системе развивающего образования, предполагающая

постановку проблемной задачи и ее решение, способствует поддержанию у

детей

познавательного

интереса.

Для

каждого

занятия

выбирается

интересный отправной момент – какое–то событие, вызывающее интерес

детей и позволяющее поставить перед ним цель. Организация занятий в

форме путешествий в прошлое, в форме экскурсий, лабораторий «маленьких

исследователей» помогает активизировать потребность к познанию, желание

узнать новое. Нередко, после обсуждения на занятии возможностей полета

Незнайки

на

воздушном

шаре

или

“путешествия

в

край,

овеянный

легендами»

у детей возникает желание, обратившись к познавательной

литературе,

узнать

устройство

летательного

аппарата

или

узнать,

какие

предметы быта окружали людей, живущих в прошлом веке.

Наряду с развитием любознательности у детей старшего дошкольного

возраста идет процесс совершенствования внимания. Этому способствуют

игры и игровые упражнения, которые воспитатели включают в структуру

1

каждого занятия: « Кто наблюдательнее?», « Не ошибись»,

« Сравни и

назови»

и

другие.

Ребята

учатся

сосредотачивать,

концентрировать

свое

внимание на выполнении задания, и уже к концу подготовительной группы

большинство

ребят

управляет

своим

вниманием,

т.е.

оно

становится

произвольным.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться

произвольная

память.

На

занятиях

по

художественной

литературе,

развитию

речи

дети

совершенствуют

сознательное,

целенаправленное

запоминание рассказов, стихотворений, сказок, диалогов из мультфильмов.

Это

происходит

эффективнее,

когда

словесный

материал

вызывает

эмоциональный

отклик

у

детей,

когда

они

сопереживают

героям

произведения.

Например:

при

заучивании

стихотворения

Дрожжина

«Привет»

ребята,

при

анализе

произведения

говорили,

что

испытывают

гордость за свою страну, за трудолюбивый народ. При таком осмыслении

заучивание происходит быстрее.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и

основными вспомогательными средствами при обучении являются различные

символы,

схемы,

наглядные

модели.

Поэтому,

на

занятиях

мы

часто

используем при заучивании или пересказе художественных произведений

опорные

схемы

и

модели,

что

облегчает

детям

процесс

запоминания.

Использование моделей на занятиях не только совершенствует память, но и

развивает

способность

у

детей

к

пространственному

мышлению,

воображению, дети учатся классифицировать и обобщать.

В конце дошкольного возраста начинает формироваться словесно-

логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами и

понимать логику суждений. Поэтому

развитию речи детей постоянно

сопутствуют

упражнения,

направленные

на

овладение

мыслительными

операциями. Составляя на занятии рассказ по серии картинок, дети учатся

определять

логическую

последовательность

событий,

при

решении

кодированных задач у ребят совершенствуются умения обобщать, находить

закономерности и делать вывод, словесные игры «Назови одним словом»,

«Что

лишнее?»,

«Найди

ошибку»

способствуют

развитию

умений

классифицировать и обобщать.

Наиболее важной предпосылкой развития теоретического мышления (по

мнению

Кудрявцева

Т.В.)

является процесс

воображения.

Развитие

воображения происходит на основе речевого развития ребенка, воображение

дает возможность

представить, преобразовать предмет в его отсутствие,

создать новый образ, создать замысел и планировать его достижение. Этому

способствует

использование

на

занятиях

словесных

игр

и

упражнений,

направленных

на

развитие

фантазии.

Это

придумывание

небылиц,

перевертышей, нелепиц, использование таких эффективных приемов как:

метод инверсии, метод фокальных объектов, творческие игры-драматизации,

инсценировки.

Развитие воображения наиболее эффективно происходит при обучении

детей творческому рассказыванию и сочинительству.

2

При обучении творческому рассказыванию дети в рамках выбранного

сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место

и

время

действия,

соблюдать

логику

развития

сюжета,

эмоционально

передавать

переживания

действующих

лиц.

Наиболее

интересными

и

эффективными методами являются: придумывание рассказов и сказок по

опорным

словам;

составление

историй

по

графическим

или

цветовым

моделям;

В

результате

проводимой

работы

не

только

совершенствуется

монологическая

речь

детей,

высказывания

детей

начинают

отвечать

необходимым

требованиям,

но

и

совершенствуется

внимание,

память,

мышление и воображение.

Систематический комплексный подход к речевому развитию старших

дошкольников способствует развитию всех познавательных процессов.

Таким

образом,

на

основе

успешно

сформированных

познавательных

процессов

у

будущих

первоклассников

формируются

универсальные

психологические предпосылки к учебной деятельности, что, несомненно,

поможет облегчить процесс обучения детей в школе.

3



В раздел образования