Автор: Мельникова Анна Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: БМАДОУ № 41
Населённый пункт: город Березовский, Свердловская область
Наименование материала: тезисы
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
Раздел: дошкольное образование
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
Мельникова А.Ю., студентка 2
курса магистратуры
Уральский
государственный
педагогический университет,
Алмазова С. Л..,к.психол.н.,
доцент
г. Екатеринбург, Россия
Аннотация.
В
статье
рассмотрена
профессиональная
и
психологическая готовность педагогов дошкольной образовательной
организации к осуществлению инклюзивной практики. Использованы
следующие методы: метод опросника, тестирования, анкетирования, а
также описательный метод (написание сочинения).
Ключевые
слова:
инклюзивное
образование,
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
профессиональная
и
психологическая готовность педагогов, синдром «профессионального
выгорания».
На сегодняшний день инклюзивное (включающее) образование
является приоритетной формой организации обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ).
Поэтому
система
образования
в
дошкольных
образовательных
организациях
претерпевает
значительные
изменения.
Инклюзивное
образование
предполагает
совместное
обучение
и
воспитание
нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Развитие инклюзивного подхода в образовании сталкивается с
рядом
различных
проблем.
Для
образовательной
организации
становится
важным
продумывать
условия
обучения
и
воспитания
каждого
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Становится
необходимым
создавать
специальные
образовательные
условия.
К
таким
условиям
можно
отнести:
адаптированные
образовательные
программы,
развитие
предметно-пространственной
среды, которая пополняется с учетом индивидуальных особенностей
детей с ОВЗ,
наличие в образовательных организациях педагогов-
специалистов,
таких
как
педагог-дефектолог,
педагог-психолог,
учитель-логопед, а также тьюторов.
Также
необходимо
создавать
безбаръерную
среду,
чтобы
обеспечить
доступность
для
каждого
ребенка.
Руководителю
образовательной организации необходимо обеспечить межличностные
отношения участников образовательных отношений, а также оценить
профессиональную
и
психологическую
готовность
педагогов
к
осуществлению инклюзивного образования.
Чтобы
определить
готовность
педагогов
к
осуществлению
и н к л ю з и в н о го
о б р а зо ва н и я ,
а
т а к же
о ц е н и т ь
у р о в е н ь
сформированности их представлений о детях с ОВЗ и инклюзивном
образовании, было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальное
исследование
проводилось
на
базе
Березовского
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад
№ 41». Детский сад функционирует с сентября 1991 года, в январе
2010 года получил статус «Центр развития ребенка». В 2011 году в
детский
сад
поступило
сразу
три
ребенка
с
ОВЗ.
Это
ребенок
с
синдромом
Дауна,
ребенок
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата и ребенок после кохлеарной имплантации.
Двое из них
поступили в группу раннего возраста (2- 3 года), и один ребенок в
младшую группу (3- 4 года).
На сегодняшний день детский сад посещает 41 ребенок с ОВЗ,
из
них
10
детей
инвалидов.
Дети
имеют
различные
нарушения
в
развитии: это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с синдромом
Дауна,
дети
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата,
дети
с
задержкой
психического
развития,
ребенок
с
расстройством
аутистического спектра. В дошкольном образовательном учреждении
функционирует 11 групп, каждая, из которой является инклюзивной.
Так как учреждение имеет статус «Центр
развития ребенка»,
штат
укомплектован
всеми
необходимыми
педагогами-
специалистами. В детском саду работают 2 учителя-логопеда, педагог-
психолог,
учитель-дефектолог,
инструктор
по
физической
культуре,
воспитатель
по
изобразительной
деятельности,
2
музыкальных
руководителя, педагог по театрализованной деятельности.
В эксперименте приняли участие 18 респондентов: воспитатели,
педагоги-специалисты,
руководитель
образовательной
организации,
старший
воспитатель
и
медицинская
сестра.
Возраст
педагогов
варьируется от 24 до 60 лет.
Для проведения исследования использовался метод опросника,
тестирования, анкетирования, а также описательный метод (написание
сочинения). Для того чтобы качественно воспитывать и обучать детей
дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, было важно определить, в
каком эмоциональном состоянии находятся педагоги образовательной
организации.
Эмоциональное
«выгорание»
-
это
состояние
физического,
эмоционального,
умственного
истощения.
Это
выработанный личностью механизм психологической защиты в форм
полного
или
частичного
исключения
эмоций
в
ответ
на
психотравмирующие
воздействия.
Синдром
эмоционального
выгорания ряд авторов обозначает как синдром профессионального
«выгорания».
Интерес к синдрому профессионального «выгорания» вызван
тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые
ощущают
себя
измотанными,
обессиленными
и
эмоционально
«потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их
работы. В настоящее время определен широкий круг профессионалов,
склонных к эмоциональному «выгоранию», к которому относятся и
педагоги [О. И. Бабич, 2009].
Для определения выраженности «синдрома профессионального
выгорания» был проведен опрос педагогов. Использовалась методика
диагностики
уровня
эмоционального
выгорания
В.
В.
Бойко.
Он
выделяет
три
фазы
стресса:
нервное
напряжение,
резистенция
и
истощение. В каждой из фаз выделяется ряд симптомов.
Анализ
результатов
опроса
показал,
что
среди
педагогов
синдром профессионального «выгорания» имеет различный уровень
сформированности.
У
14
педагогов
уже
сложился
синдром
профессионального «выгорания». В основном это педагоги-стажисты,
возраст
которых
от
45
лет
и
выше.
Также
была
выявлена
группа
педагогов,
с
повышенной
угрозой
напряжения
психологического
здоровья. Эта группа составляет 4 педагога.
Для
педагогов,
работающих
с
детьми
очень
важно
благополучное психологическое и эмоциональное состояние, а также
личностные качества.
Особенно важными являются такие качества, как
готовность
к
пониманию
психических
состояний
детей
и
сопереживанию,
то
есть
эмпатия,
и
потребность
в
социальном
взаимодействии. При работе с детьми дошкольного возраста очень
часто повышается восприимчивость и раздражительность. Поэтому
было необходимо определить темперамент и оценить эмоциональную
устойчивость каждого из педагогов, работающих с дошкольниками.
Для этого был использован личностный опросник Г. Айзенка.
Педагогам
было
предложено
ответить
на
57
вопросов,
которые
касались обычного способа их поведения. Ответы оценивались по трем
шкалам: шкала экстраверсии и интроверсии, шкала нейротизма
и
шкала
искренности.
Анализ
результатов
показал,
что
3
педагога
являются
глубокими
интровертами,
4
педагога
–
интровертами,
5
педагогов
имеют
склонность
к
интроверсии,
3
педагога
имеют
склонность
к
экстраверсии,
3
педагога
являются
яркими
экстравертами.
10
педагогов
имеют
очень
высокий
уровень
нейротизма, склонны к повышенной эмоциональной восприимчивости
и раздражительности.
Так
как
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
посещают
каждую
группу,
было
важно
выяснить
уровень
сформированности представлений педагогов об обучающихся с ОВЗ и
об
инклюзивном
образовании.
Им
было
предложено
ответить
на
вопросы анкеты, которые носили открытый характер, а также написать
эссе на тему: «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивной группе».
Проанализировав ответы педагогов, можно сделать вывод, что
они могут объяснить термин «ограниченные возможности здоровья».
На вопрос «Испытываете ли вы трудности при работе с детьми
с
ограниченными возможностями здоровья?» 8 педагогов ответили, что
«не испытывают», остальные педагоги испытывают трудности в работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они считают, что
«таким
детям
необходимо
уделять
больше
внимания
в
ущерб
остальным детям».
Все педагоги согласны с тем, что при работе с детьми с ОВЗ
необходимо использовать специальные методы и приемы для обучения
и воспитания. 10 педагогов говорят о том, что у них нет определенных
знаний и умений для того, чтобы дать качественное образование детям
с ограниченными возможностями здоровья.
Также
было
необходимо
узнать
мнение
педагогов
об
инклюзивном образовании, а также о том, как они относятся к тому,
что дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются
вместе с нормально развивающимися детьми.
Ответы педагогов были различные. Инклюзивное образование
педагоги понимают как: «дистанционное образование», «включение
ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь группы»,
«когда все дети получают одинаковое образование», «включение детей
в образовательную деятельность, независимо от их индивидуальных
особенностей».
На вопрос: «Должны ли дети с ограниченными возможностями
здоровья посещать группу вместе со всеми» педагоги также давали
различные ответы. 4 педагога считают, что «не должны», так как
нормально
развивающимся
детям
группы
тяжело
принимать
таких
детей, особенно детей-инвалидов. 9 педагогов говорят, что дети с ОВЗ
должны посещать группы вместе со всеми, так как это благоприятно
действует как на одних детей, так и на других. Дети с ограниченными
возможностями здоровья лучше социализируются, а дети, не имеющие
нарушений
в
развитии
учатся
находиться
рядом
с
детьми
с
ОВЗ,
помогать друг другу, тем самым проявлять толерантность и эмпатию.
3
педагога
считают,
что
дети
должны
посещать
группы,
в
зависимости от вида нарушения в развитии.
2
педагога
категорически
против
того,
чтобы
дети
с
о г р а н и ч е н н ы м и
в о з м о ж н о с т я м и
з д о р о в ь я
п о с е щ а л и
общеобразовательные дошкольные организации, так как считают, что
нормально
развивающиеся
обучающиеся
получают
внимание
не
в
полном объеме.
Все педагоги согласны с тем, что для качественного образования
детей с ОВЗ необходимо создавать специальные условия.
Предлагая педагогам написать эссе, были определены ключевые
моменты. Обращалось внимание на восприятие проблемы, то есть как
педагог
относится
к
тому,
что
его
группу
посещают
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
как
педагог
решает
эту
проблему, какие трудности испытывает. Оценивалась психологическая
и профессиональная готовность педагогов к принятию инклюзивного
образования.
Обобщив результаты эссе, можно сделать следующие выводы.
Всем педагогам психологически было нелегко справится с тем, что в
группу поступали дети с разными нарушениями в развитии. Они были
не
готовы
работать
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья, боялись того, что им предстоит сотрудничать не только с
самими детьми, но и с их родителями. У некоторых педагогов были
отрицательные эмоции при работе с данными детьми. Но после того,
как педагоги привыкали к детям, начинали с ними взаимодействовать,
отрицательные
эмоции
менялись
на
положительные.
На
данный
момент все педагоги относятся ко всем детям одинаково.
Также все педагоги говорят о том, что необходимо получить
знания о различных категориях детей, а также обучиться специальным
методам и приемам, для предоставления качественного обучения и
воспитания детей с ОВЗ. Очень важным, по их мнению, является
тьюторское
сопровождение
детей
с
ОВЗ.
Для
многих
педагогов
важным
остается
материально-техническое
оснащение
группы.
Не
всем педагогам хватает дидактических материалов для обучения детей
с ОВЗ.
Также педагоги говорят о проблеме межличностных отношений
между
обучающимися
дошкольного
возраста,
а
также
между
родителями
обучающихся.
Не
все
нормально
развивающиеся
дети
принимают
детей
с
ОВЗ,
а
также
не
все
родители
нормально
развивающихся детей готовы к принятию детей с ОВЗ в их группе.
Поэтому иногда в группах создается неблагоприятный эмоциональный
и психологический климат как среди обучающихся, так и среди их
родителей.
Обобщив
результаты
исследования
готовности
педагогов
к
осуществлению инклюзивного образования, можно сделать следующие
в ы в од ы .
П е д а го г и
и м е ют
ка к
п с и хо л о г и ч е с к и е
т а к
и
профессиональные трудности.
Инклюзивное образование будет очень ценным, если создать все
необходимые специальные условия как для детей с ограниченными
возможностями здоровья, так и для самих педагогов.
Литература
1.
Возняк
И.
В,
Л.
В.
Годовникова.
Интеграция
детей
с
ограниченными возможностями в образовательный процесс.
Начальная
школа
/
авт.
–
сост.
И.
В.
Возняк,
Л.
В.
Годовникова.– Волгоград. : Учитель, 2011. 87с.
2.
Бабич
О.
И.
Профилактика
синдрома
профессионального
выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения /
авт.- сост. О. И. Бабич. – Волгоград.: Учитель, 2009. 122с.
3.
Волосовец
Т.
В,
Кутепова
Е.
Н.
Инклюзивная
практика
в
дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.:
Мозаика – Синтез, 2011. 144с.