Напоминание

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ


Автор: Мельникова Анна Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: БМАДОУ № 41
Населённый пункт: город Березовский, Свердловская область
Наименование материала: тезисы
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Мельникова А.Ю., студентка 2

курса магистратуры

Уральский

государственный

педагогический университет,

Алмазова С. Л..,к.психол.н.,

доцент

г. Екатеринбург, Россия

Аннотация.

В

статье

рассмотрена

профессиональная

и

психологическая готовность педагогов дошкольной образовательной

организации к осуществлению инклюзивной практики. Использованы

следующие методы: метод опросника, тестирования, анкетирования, а

также описательный метод (написание сочинения).

Ключевые

слова:

инклюзивное

образование,

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

профессиональная

и

психологическая готовность педагогов, синдром «профессионального

выгорания».

На сегодняшний день инклюзивное (включающее) образование

является приоритетной формой организации обучения и воспитания

детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ).

Поэтому

система

образования

в

дошкольных

образовательных

организациях

претерпевает

значительные

изменения.

Инклюзивное

образование

предполагает

совместное

обучение

и

воспитание

нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.

Развитие инклюзивного подхода в образовании сталкивается с

рядом

различных

проблем.

Для

образовательной

организации

становится

важным

продумывать

условия

обучения

и

воспитания

каждого

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Становится

необходимым

создавать

специальные

образовательные

условия.

К

таким

условиям

можно

отнести:

адаптированные

образовательные

программы,

развитие

предметно-пространственной

среды, которая пополняется с учетом индивидуальных особенностей

детей с ОВЗ,

наличие в образовательных организациях педагогов-

специалистов,

таких

как

педагог-дефектолог,

педагог-психолог,

учитель-логопед, а также тьюторов.

Также

необходимо

создавать

безбаръерную

среду,

чтобы

обеспечить

доступность

для

каждого

ребенка.

Руководителю

образовательной организации необходимо обеспечить межличностные

отношения участников образовательных отношений, а также оценить

профессиональную

и

психологическую

готовность

педагогов

к

осуществлению инклюзивного образования.

Чтобы

определить

готовность

педагогов

к

осуществлению

и н к л ю з и в н о го

о б р а зо ва н и я ,

а

т а к же

о ц е н и т ь

у р о в е н ь

сформированности их представлений о детях с ОВЗ и инклюзивном

образовании, было проведено экспериментальное исследование.

Экспериментальное

исследование

проводилось

на

базе

Березовского

муниципального

автономного

дошкольного

образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад

№ 41». Детский сад функционирует с сентября 1991 года, в январе

2010 года получил статус «Центр развития ребенка». В 2011 году в

детский

сад

поступило

сразу

три

ребенка

с

ОВЗ.

Это

ребенок

с

синдромом

Дауна,

ребенок

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата и ребенок после кохлеарной имплантации.

Двое из них

поступили в группу раннего возраста (2- 3 года), и один ребенок в

младшую группу (3- 4 года).

На сегодняшний день детский сад посещает 41 ребенок с ОВЗ,

из

них

10

детей

инвалидов.

Дети

имеют

различные

нарушения

в

развитии: это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с синдромом

Дауна,

дети

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата,

дети

с

задержкой

психического

развития,

ребенок

с

расстройством

аутистического спектра. В дошкольном образовательном учреждении

функционирует 11 групп, каждая, из которой является инклюзивной.

Так как учреждение имеет статус «Центр

развития ребенка»,

штат

укомплектован

всеми

необходимыми

педагогами-

специалистами. В детском саду работают 2 учителя-логопеда, педагог-

психолог,

учитель-дефектолог,

инструктор

по

физической

культуре,

воспитатель

по

изобразительной

деятельности,

2

музыкальных

руководителя, педагог по театрализованной деятельности.

В эксперименте приняли участие 18 респондентов: воспитатели,

педагоги-специалисты,

руководитель

образовательной

организации,

старший

воспитатель

и

медицинская

сестра.

Возраст

педагогов

варьируется от 24 до 60 лет.

Для проведения исследования использовался метод опросника,

тестирования, анкетирования, а также описательный метод (написание

сочинения). Для того чтобы качественно воспитывать и обучать детей

дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, было важно определить, в

каком эмоциональном состоянии находятся педагоги образовательной

организации.

Эмоциональное

«выгорание»

-

это

состояние

физического,

эмоционального,

умственного

истощения.

Это

выработанный личностью механизм психологической защиты в форм

полного

или

частичного

исключения

эмоций

в

ответ

на

психотравмирующие

воздействия.

Синдром

эмоционального

выгорания ряд авторов обозначает как синдром профессионального

«выгорания».

Интерес к синдрому профессионального «выгорания» вызван

тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые

ощущают

себя

измотанными,

обессиленными

и

эмоционально

«потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их

работы. В настоящее время определен широкий круг профессионалов,

склонных к эмоциональному «выгоранию», к которому относятся и

педагоги [О. И. Бабич, 2009].

Для определения выраженности «синдрома профессионального

выгорания» был проведен опрос педагогов. Использовалась методика

диагностики

уровня

эмоционального

выгорания

В.

В.

Бойко.

Он

выделяет

три

фазы

стресса:

нервное

напряжение,

резистенция

и

истощение. В каждой из фаз выделяется ряд симптомов.

Анализ

результатов

опроса

показал,

что

среди

педагогов

синдром профессионального «выгорания» имеет различный уровень

сформированности.

У

14

педагогов

уже

сложился

синдром

профессионального «выгорания». В основном это педагоги-стажисты,

возраст

которых

от

45

лет

и

выше.

Также

была

выявлена

группа

педагогов,

с

повышенной

угрозой

напряжения

психологического

здоровья. Эта группа составляет 4 педагога.

Для

педагогов,

работающих

с

детьми

очень

важно

благополучное психологическое и эмоциональное состояние, а также

личностные качества.

Особенно важными являются такие качества, как

готовность

к

пониманию

психических

состояний

детей

и

сопереживанию,

то

есть

эмпатия,

и

потребность

в

социальном

взаимодействии. При работе с детьми дошкольного возраста очень

часто повышается восприимчивость и раздражительность. Поэтому

было необходимо определить темперамент и оценить эмоциональную

устойчивость каждого из педагогов, работающих с дошкольниками.

Для этого был использован личностный опросник Г. Айзенка.

Педагогам

было

предложено

ответить

на

57

вопросов,

которые

касались обычного способа их поведения. Ответы оценивались по трем

шкалам: шкала экстраверсии и интроверсии, шкала нейротизма

и

шкала

искренности.

Анализ

результатов

показал,

что

3

педагога

являются

глубокими

интровертами,

4

педагога

интровертами,

5

педагогов

имеют

склонность

к

интроверсии,

3

педагога

имеют

склонность

к

экстраверсии,

3

педагога

являются

яркими

экстравертами.

10

педагогов

имеют

очень

высокий

уровень

нейротизма, склонны к повышенной эмоциональной восприимчивости

и раздражительности.

Так

как

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

посещают

каждую

группу,

было

важно

выяснить

уровень

сформированности представлений педагогов об обучающихся с ОВЗ и

об

инклюзивном

образовании.

Им

было

предложено

ответить

на

вопросы анкеты, которые носили открытый характер, а также написать

эссе на тему: «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в

инклюзивной группе».

Проанализировав ответы педагогов, можно сделать вывод, что

они могут объяснить термин «ограниченные возможности здоровья».

На вопрос «Испытываете ли вы трудности при работе с детьми

с

ограниченными возможностями здоровья?» 8 педагогов ответили, что

«не испытывают», остальные педагоги испытывают трудности в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они считают, что

«таким

детям

необходимо

уделять

больше

внимания

в

ущерб

остальным детям».

Все педагоги согласны с тем, что при работе с детьми с ОВЗ

необходимо использовать специальные методы и приемы для обучения

и воспитания. 10 педагогов говорят о том, что у них нет определенных

знаний и умений для того, чтобы дать качественное образование детям

с ограниченными возможностями здоровья.

Также

было

необходимо

узнать

мнение

педагогов

об

инклюзивном образовании, а также о том, как они относятся к тому,

что дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются

вместе с нормально развивающимися детьми.

Ответы педагогов были различные. Инклюзивное образование

педагоги понимают как: «дистанционное образование», «включение

ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь группы»,

«когда все дети получают одинаковое образование», «включение детей

в образовательную деятельность, независимо от их индивидуальных

особенностей».

На вопрос: «Должны ли дети с ограниченными возможностями

здоровья посещать группу вместе со всеми» педагоги также давали

различные ответы. 4 педагога считают, что «не должны», так как

нормально

развивающимся

детям

группы

тяжело

принимать

таких

детей, особенно детей-инвалидов. 9 педагогов говорят, что дети с ОВЗ

должны посещать группы вместе со всеми, так как это благоприятно

действует как на одних детей, так и на других. Дети с ограниченными

возможностями здоровья лучше социализируются, а дети, не имеющие

нарушений

в

развитии

учатся

находиться

рядом

с

детьми

с

ОВЗ,

помогать друг другу, тем самым проявлять толерантность и эмпатию.

3

педагога

считают,

что

дети

должны

посещать

группы,

в

зависимости от вида нарушения в развитии.

2

педагога

категорически

против

того,

чтобы

дети

с

о г р а н и ч е н н ы м и

в о з м о ж н о с т я м и

з д о р о в ь я

п о с е щ а л и

общеобразовательные дошкольные организации, так как считают, что

нормально

развивающиеся

обучающиеся

получают

внимание

не

в

полном объеме.

Все педагоги согласны с тем, что для качественного образования

детей с ОВЗ необходимо создавать специальные условия.

Предлагая педагогам написать эссе, были определены ключевые

моменты. Обращалось внимание на восприятие проблемы, то есть как

педагог

относится

к

тому,

что

его

группу

посещают

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

как

педагог

решает

эту

проблему, какие трудности испытывает. Оценивалась психологическая

и профессиональная готовность педагогов к принятию инклюзивного

образования.

Обобщив результаты эссе, можно сделать следующие выводы.

Всем педагогам психологически было нелегко справится с тем, что в

группу поступали дети с разными нарушениями в развитии. Они были

не

готовы

работать

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья, боялись того, что им предстоит сотрудничать не только с

самими детьми, но и с их родителями. У некоторых педагогов были

отрицательные эмоции при работе с данными детьми. Но после того,

как педагоги привыкали к детям, начинали с ними взаимодействовать,

отрицательные

эмоции

менялись

на

положительные.

На

данный

момент все педагоги относятся ко всем детям одинаково.

Также все педагоги говорят о том, что необходимо получить

знания о различных категориях детей, а также обучиться специальным

методам и приемам, для предоставления качественного обучения и

воспитания детей с ОВЗ. Очень важным, по их мнению, является

тьюторское

сопровождение

детей

с

ОВЗ.

Для

многих

педагогов

важным

остается

материально-техническое

оснащение

группы.

Не

всем педагогам хватает дидактических материалов для обучения детей

с ОВЗ.

Также педагоги говорят о проблеме межличностных отношений

между

обучающимися

дошкольного

возраста,

а

также

между

родителями

обучающихся.

Не

все

нормально

развивающиеся

дети

принимают

детей

с

ОВЗ,

а

также

не

все

родители

нормально

развивающихся детей готовы к принятию детей с ОВЗ в их группе.

Поэтому иногда в группах создается неблагоприятный эмоциональный

и психологический климат как среди обучающихся, так и среди их

родителей.

Обобщив

результаты

исследования

готовности

педагогов

к

осуществлению инклюзивного образования, можно сделать следующие

в ы в од ы .

П е д а го г и

и м е ют

ка к

п с и хо л о г и ч е с к и е

т а к

и

профессиональные трудности.

Инклюзивное образование будет очень ценным, если создать все

необходимые специальные условия как для детей с ограниченными

возможностями здоровья, так и для самих педагогов.

Литература

1.

Возняк

И.

В,

Л.

В.

Годовникова.

Интеграция

детей

с

ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Начальная

школа

/

авт.

сост.

И.

В.

Возняк,

Л.

В.

Годовникова.– Волгоград. : Учитель, 2011. 87с.

2.

Бабич

О.

И.

Профилактика

синдрома

профессионального

выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения /

авт.- сост. О. И. Бабич. – Волгоград.: Учитель, 2009. 122с.

3.

Волосовец

Т.

В,

Кутепова

Е.

Н.

Инклюзивная

практика

в

дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных

учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.:

Мозаика – Синтез, 2011. 144с.



В раздел образования