Автор: Сахарова Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Золушка"
Населённый пункт: Иркутская область, п. Янгель
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Спасаем свою няню от Бабы Яги"
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие в старшей - подготовительной группе.
«Спасаем свою няню
от Бабы – Яги»
МДОУ детский сад «Золушка», п. Янгель, 2016г.
Воспитатель: Сахарова Л. В.
Цель: автоматизация звука Ш в речи детей.
Задачи:
Закрепить умение составлять предложения на заданную тему.
Упражнять детей в умении делить слова на слоги.
Учить определять место звука в слове.
Закреплять умение проводить звуковой анализ слов,
Развитие фонематического слуха, мыслительных операций.
Развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат,
дикцию детей.
С помощью словесных игр развивать у детей фонематический слух,
мышление, находчивость, быстроту реакции.
Обогащать и активизировать речь детей.
Развивать умение слышать и слушать друг друга, приходить на помощь друг
другу.
Оборудование: Письмо, игрушка Чебурашка, цветы синие, зеленые и
красные, буква Ш, картинки: змея, шарик воздушный, машина и конфеты в
вазе для угощения.
Ход занятия.
Дети вошли в группу и поздоровались с гостями. Встали в
круг.
(раздается звонок телефона)
Воспитатель: Ой, кто это звонит? Мешает нам заниматься.
Звонит
Н.
Ю.:
Помогите!
Помогите,
ребята!
Спасите
меня,
пожалуйста!
Меня похитила Б.Я.
В: Успокойся Н.Ю, скажи как тебе мы можем помочь.
Н.Ю.:
Ищите письмо , в нем все написано. Ребята, спасите меня от Б.Я!
Помогите!!! Помогите!!
( телефон отключается)
В: отключилась…. Ребята, вы что-нибудь поняли?
Дети: Н.Ю. похитила Б. Я., она в беде и мы должны ее спасти.
В: а что она говорила о письме?
Дети: Надо искать письмо.
В: Ребята, давайте поищем письмо, может мы из него что-нибудь поймем.
(Дети ищут и находят письмо)
Письмо.
Я ,Великая и Прекрасная Баба Яга, мне надоело самой готовить обед, мыть
посуду, заправлять кровать и я похитила вашу няню, теперь она будет жить у
меня. Будет меня кормить, наводить порядок в моей избушке, а вы все
делайте сами. Ха-ха-ха!
Но если вы выполните все мои задания, то я так и быть отпущу вашу няню!
В: что , ребята, будем выручать Н. Ю. нам без нее никак.
Тогда
давайте
постараемся
и
выполним
все
задания
Б.
Я.
Правильно
и
быстро, а то наверное Н. Ю. очень плохо у Б.Я.
1.
Задание.
На стульчики можно присесть только тогда, когда услышите первый звук
своего имени.
В: Я буду называть звуки, а вы чье имя начинается с этого звука называете
свое имя и садитесь на стульчик.
(дети садятся)
В: Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно справились с первым заданием
Бабы Яги.
2.Задание. Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о
каком времени года говорится в этой загадке.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
А теперь составьте предложение об осени.
Сколько слов в этом предложении?
Какое первое слово (осень)
Назовите второе слово (наступила)
Давайте посчитаем слоги в первом слове (О-сень)
А теперь посчитаем слоги во втором слове (на- сту – пи-ла)
Ну, вот и со вторым заданием мы справились, молодцы.
3.задание. Ребята, вспомните, пожалуйста, чем отличается звук от буквы?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Давайте споем песенку о звуке.
Дети поют, а на проигрыш, играют на музыкальных инструментах.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
На
какие
две
группы
делятся
все
звуки? (Звуки
делятся
на
гласные
и
согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук
можно
долго
тянуть.
Согласный
звук
не
тянется,
потому
что
при
его
произнесении воздух встречает препятствия.
Расскажите стих. о гласных и согласных звуках.
Гласные тянутся к песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Вос: А сейчас самое большое задание.
4.задание. Ребята, следующее задание. Мы с вами должны научиться четко и
правильно произносить звук Ш и различать слова со звуком Ш.
Характеристика звука.
Когда мы произносим звук Ш - язык чашечкой, губы округлены.
Как вы думаете звук Ш гласный или согласный.
Звук
[ш]
согласный,
потому
что
во
рту
преграда,
глухой,
потому
что
горлышко молчит, только твердый. Ребята, послушайте внимательно,
у звука Ш есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
Запомните это и когда мы будем проводит звуковой анализ слов и если вам
встретится звук Ш , вы должны помнить, что звук Ш не бывает мягким, он
всегда твердый.
Произношение изолированного звука.
Давайте вспомним:
- как шипит змея? [ш-ш-ш]
- как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]
- гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]
А на письме звук Ш обозначается буквой Ш
Физминутка «Как живёшь?».
Выполняем движения согласно тексту.
Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)
Как идешь –Вот так (идут)
Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)
Как бежишь - Вот так (бег на месте)
Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)
Как грустишь –Вот так (грустят)
Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)
Машешь вслед – Вот так (помахать)
А грозишь? – Вот так! (грозят друг другу)
Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку ,наклон головы вправо)
Как шалишь – Вот так ( надуть щёки и кулачками нажать на них)
Автоматизация звука [ш] в слогах
Посмотрите, к нам в гости пришел кто? Чебурашка говорит,что он хочет нам
помочь освободить Н. Ю.
Скажите,
в какой части слова его имени мы его слышим звук Ш? (Звук [ш]
слышится в середине слова).
Автоматизация звука [ш] в слогах.
Ребята, Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и
прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! Чебурашка насторожился,
испугался. Шта-што-шту-шты!». Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И
Чебурашка успокоился.
Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)
Дополните их звуком [м]. - Какое слово получилось? (Шум.)
Звуковой анализ слова ШУМ.
Посмотрите на схему. Из скольки квадратов состоит схема? (3)
Значит в слове ШУМ сколько звуков? (3)
Правильно в слове ШУМ 3 звука. Я вам прочитаю слова так, чтобы ясно
слышался первый звук .(читаю)
Первый звук Ш. Какой он гласный или согласный? Фишку какого цвета
поставим, в какой квадратик? ( в первый квадратик? синий)
Читаю слова так, чтобы был слышен второй звук (У)
Звук У гласный или согласный? (гласный)
Какого цвета фишку поставим, в какой квадратик? ( во второй квадратик?
А теперь прочитаем слово так, чтобы слышался хорошо третий звук
Звук М гласный или согласный? Твердый или мягкий?
Значит какого цвета фишку поставим .
А согласные мягкие какой фишкой обозначаем? (зеленой)
А теперь предлагаю сходить на лесную полянку, на которой растут
Красные, синие и зеленые цветы. Представьте, что эти цветочки обозначают
звуки. Красный цветок какой обозначает звук?
А синий цветок какой обозначает звук?
Зеленый цветок какой обозначает звук?
Мы сегодня изучали звук Ш и я предлагаю вам взять
цветок, который
обозначает этот звук. Берите по одному цветку и садитесь.
Какого цвета цветок ты взял? Почему?
Поиграем в игру, где мы будем учиться слышать звук (ш) среди слов. Я
буду называть слова, а вы, если услышите звук Ш помашите синим цветком.
малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура, шапка, зонт,
шарф.
Игра «Поймай звук и составь слово»
Я будут бросать вам звуки, а вы ловите их и называйте получившиеся слова.
Шаг, мак, лук, жук, сон, сыр, сын, дочь, мама, мышь,сом.
Игра «Поймай слово и продолжай»
Я называю слово, а вы внимательно слушайте последний звук в слове и
называете слово, которое начинается с этого звука. ( карандаш и т.д)
Слушайте внимательно.
Игра «Назови слово из двух слогов»
(дети стоят в кругу)
Я буду бросать мяч и называть слово с одним слогом, а вы возвращаете мне
мяч, изменив слово так, чтобы у него было 2 слога. Мяч – мячик, лист –
листик, сад – садик, куст – кустик, лук – лучок, сын – сынок, стол – столик,
суп – супчик, кот- котик, сыр – сырок, торт – тортик, волк –волчок. Шар –
шарик, дом –домик.
Игра «Четвертый лишний»
Я буду называть слова, а вы внимательно послушайте и скажите, какое слово
лишнее и почему.
Мишка, рубашка, карандаш, щука.
Шубка, кукла, шапка, шарф.
Ручка, мишка, машина, крыша.
Игра «Назови дни недели»
Назовите дни недели по порядку.
Назовите дни недели, в которые вы ходите в детсад
Игра «Измени слово»
Я называю слово, вы меняете звук Ж на звук Ш и проговариваете новое
слово: Жить, ужи, мажет, жалить, тужить, жар.
Вот мы и выполнили все задания Б Я.
Входит Н.Ю. с конфетами:
Спасибо вам, ребята! Вы спасли меня от Б.Я. Скажите, очень трудные были
задания? Какое задание вам больше понравилось? А какое задание было
самое трудное? Подойдите все ко мне я вас обниму. Спасибо, мои дорогие! А
я принесла вам угощение.