Автор: Гусманова Ирина Гафуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №109"
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Итоговое комплексное занятие для средней группы.
Тема: "Весна"
Раздел: дошкольное образование
Итоговое комплексное занятие по теме «Весна» в
средней группе
Гусманова Ирина Гафуровна
Воспитатель гр. Радуга
МБДОУ детский сад №109
Цель:
Выявить уровень знаний у детей о весенних изменениях в живой и
неживой природе, уточнить характерные признаки весны, выявить
простейшие причинно-следственные связи, развивать зрительное
восприятие, слуховое и зрительное внимание, активизировать
качественный словарь, развивать воображение, воспитывать любовь к
природе.
Оборудование:
Демонстрационный: картинки с изображением весенних сюжетов, птиц,
цветов.
Раздаточный: счётные палочки, геометрические фигуры (квадрат, овал,
треугольник, круг), гуашь, поролоновые губки, ватман формата А1.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в гости, а к кому отгадайте:
Если снег повсюду тает
Превращается в ручей.
Травка робко вылезает
День становиться длинней
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер
Значит к нам пришла (весна).
Воспитатель: Правильно. А какое сейчас время года? Какое время года
сменила весна? А как мы узнали, что пришла весна? По каким приметам мы
узнаем весну?
– Какое весной солнышко? Как долго оно находится на небе? Что случилось
со снегом? Как меняется природа?
Ответы детей: стало жарко, солнышко очень высоко на небе, очень яркое,
снег растаял.
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель: Правильно. Начало весны - март, середина весны – апрель, и
конец весны – май. Вот у этих весенних месяцев мы с вами и побываем в
гостях.
И первым у кого мы побываем в гостях это март, начало весны.
Дети подходят к мольберту на которой размещены картинки ранней весны.
Воспитатель: - Что, происходит в природе ранней весной?
Дети: снег темнеет, тает, бегут ручьи, на крышах появляются сосульки, на
реках ледоход, появляются проталинки.
Дидактическая игра «Когда что происходит».
- Зима ушла, а весна – (пришла)
- Зимой медведь спит, а весной - (просыпается)
- Зима холодная, а весна (тёплая)
- Зимой солнце светит, а весной (греет)
- Зимой снег выпадает, а весной (тает)
- Зимой заяц белый, а весной (серый)
- Зимой дни короткие, а весной (длинные)
- Зимой деревья спят, а весной (просыпаются).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили.
Воспитатель: Попрощаемся с мартом и отправимся в гости к апрелю.
Дети подходят к следующему мольберту, где размещены картинки с
сюжетами середины весны и птицами.
Воспитатель: Какие изменения в природе происходят в середине весны?
Дети: Появляются проталинки, снег совсем растаял, на реках ледоход, на
деревьях набухают почки, просыпаются звери после зимней спячки,
прилетают перелётные птицы, распускаются первые весенние цветы.
Воспитатель: Назовите перелётных птиц и покажите их на картинках.
Дети называют перелётных птиц и показывают их на картинках.
Работа с раздаточным материалом:
Воспитатель: Ребятки, у вас на подносах лежат счетные палочки
предлагаю из счётных палочек сложить стайку из пяти птиц и затем
пересчитать.
Затем из палочек сложить скворечник.
Воспитатель: молодцы, а теперь каждый взял из подноса фигуру
Как эти фигуры называются?
Дети: геметрические.
Воспитатель: молодцы.
Чем они отличаются друг от друга?
Дети: формой, цветом и размером.
Подвижная игра «Птички в гнёздышках».
Воспитатель: Попрощаемся с апрелем и отправимся в гости к последнему
месяцу – маю. (Дети подходят к мольберту на которой картинки с сюжетами
конца весны.)
Назовите изменения, которые происходят в природе в конце весны?
Дети: На деревьях появляются почки, цветут сады и цветы, растёт травка,
ведётся работа в саду и огороде, становиться тепло.
Воспитатель:
Снова к нам пришла весна,
Сколько света и тепла!
Тает снег, журчат ручьи,
Скачут в лужах воробьи!
А совсем скоро, ребята,
проснутся от своего зимнего сна пчёлки,
бабочки, жучки.
Как их можно назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
(Раздаётся шум у окна).
Воспитатель: Ребята! Кто же это?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Да она нам письмо принесла. Ребята, прочитаем его?
Дети: Да, прочитаем.
Воспитатель (читает письмо): «Здравствуйте, ребята!
Пишут вам луговые бабочки. Наступила весна, и мы проснулись после
долгого сна. Но вот беда: ещё не появилась первая травка на земле, не
распустились на деревьях зелёные листочки, не зацвели весенние цветы на
лугах. А без их нектара, аромата и сладкого сока мы, бабочки, можем
погибнуть. Помогите нам, ребята! Бабочки»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь бабочкам?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята в конце весны цветут одуванчики и давайте с вами
сейчас нарисуем для бабочек самые нежные луговые цветы – воздушные и
лёгкие одуванчики.
Ребята, сначала посмотрим фотографию одуванчика в траве. Ребята,
понравился вам одуванчик?
Дети: Да, понравился.
Воспитатель (читает стихотворение):
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим цветок-одуванчик.
Какой он формы? (Круглой)
А какого цвета? (Жёлтого)
Ребята, а на что похож одуванчик? (На солнышко)
Да, ребята, «Одуванчики-цветы, словно солнышко желты!»
Ребятки Что есть у одуванчика? (стебель, листья и цветок)
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Ребята давайте с вами. Подберем слова сравнения к
нашему одуванчику
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …(мячик)
Мягкий, как …(вата)
Белый, как …(мел, снег)
Пушистый, как …(пух)
Ответы детей: круглый как мячик, мягкий как вата, белый как мел,
пушистый как пух.
Игра на внимание: «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель: закреплять знания о многообразии цветов.
Ход игры. Воспитатель называет цветы вперемешку, кто заметит ошибку, должен
хлопнуть в ладоши (роза, пион, муха, ромашка и т.д.).
Воспитатель: Вот какой удивительный цветок!
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время,
и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-
далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются
новые цветы.
Воспитатель: Ребята! А сейчас давайте превратимся в художников и
нарисуем для бабочек на зелёном лугу много-много одуванчиков.
Итак, приступим к работе!
Ребятки подошли к столу
Давайте нарисуем цветочки, а рисовать мы с вами будем необычным
способом поролоновыми губками.
Показываю несколько приемов рисования. Мокнем нашу губку в желтую
краску, поставим на листе яркую точку. Напоминаю, что надо не торопиться
и все делать аккуратно.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось на листе бумаги? Какого
цвета у нас цветочки?
Дети: - Желтые.
Воспитатель: Правильно, а как они называются?
Дети: одуванчики.
Дети рисуют самостоятельно
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на наш рисунок. Бабочке очень
понравились ваши цветы. Она говорит вам спасибо. К сожалению ей пора
улетать.
Дети садятся на свои места.
В конце занятия подводиться итог:
Воспитатель: дети, у вас получилась очень интересная работа. Полянка.
Вам нравится?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли?
Дети: Бабочкам.Дети садятся.
Воспитатель: дети, а теперь нашу полянку поместим на доску, у нас
получилась большая поляна одуванчиков, посмотрите как красиво.
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами побывали в гостях у весны и
вспомнили все изменения в природе, которые происходят весной, и можем
с ней попрощаться. Будем встречать следующее время года лето. Также к
нам залетала бабочка, которой мы помогли и она нас отблагодарила.
(угощение)