Автор: Волкова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №6 "Зоренька"
Населённый пункт: г. Ступино Московской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Традиционные технические средства и компьютер в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Традиционные технические средства и компьютер в детском
саду».
Введение
Информационные
технологии,
это
не
только
и
не
столько
компьютеры
и
их
программное
обеспечение.
Под
компьютерными
средствами
подразумевается
использование
компьютера,
интернета,
телевизора,
видео,
DVD,
CD,
мультимедиа,
аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие
возможности для коммуникации.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование
компьютерных средств в различных видах образовательной деятельности. ООД в детском
саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением
большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все
это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Использование традиционных компьютерных средств в детском саду
Данное
направление
развития
образовательной
отрасли,
как
подчеркивается
в
государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Использование
компьютерных
средств
является
одним
из
приоритетов
образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его
профессиональной компетентности
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным
мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко
использовать их в своей педагогической деятельности.
Для
того,
чтобы
воспитать
физически
развитого,
любознательного,
активного,
эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми
и
сверстниками
ребенка,
необходимы
подготовленные
педагогические
кадры,
способные
сочетать
традиционные
методы
обучения
и
современные
информационные
технологии.
Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир
новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на
следующий
уровень
системы
непрерывного
образования,
дать
возможность
стать
участниками
единого
образовательного
пространства
РФ.
Для
этого
необходимо
внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Целью работы при использовании компьютерных средств в ООД, является,
повышение
качества
образования
через
активное
внедрение
в
воспитательно-
образовательный процесс информационных технологий.
Задачами работы стали:
• систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного
процесса;
• разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-
образовательного процесса;
• расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-
образовательном процессе;
• создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических
материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
•
создание
комплексной
интегрированной
модели
информационно-методического
обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Использование компьютерных средств выводит усвоения полученных знаний
дошкольниками на более высокий уровень.
Внедрение компьютерных средств в воспитательно-образовательный процесс
детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:
• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они
передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
•
позволяют
увеличить
восприятие
материала
за
счет
увеличения
количества
иллюстративного материала;
• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во
взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
•
использование
мультимедийных
презентаций
обеспечивает
наглядность,
которая
способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая
наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например,
воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает
детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет
самостоятельно или вместе с родителями;
• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию
памяти, воображения, творчества детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам
следующие возможности:
• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения
детей.
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа
видеофрагментов.
• Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
•
Высокая
скорость
обновления
дидактического
материала
на
экране
значительно
экономит время на занятии.
•
Высокая
скорость
обновления
дидактического
материала
на
экране
значительно
экономит время на занятии.
•
Эффективное
игровое
средство
отработки
навыков
чтения,
счета
и
т.
п.,
развития
творческих способностей дошкольников.
• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов
информации в текстовой и образной форме.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в
дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных
проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду –
проведение
медиа
занятий
с
применением
мультимедийных
презентаций.
Она
дает
возможность
оптимизировать
педагогический
процесс,
индивидуализировать
обучение
детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность
психолого-педагогической деятельности.
Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они
всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы.
Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип.
При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же,
вызывает
бурю
эмоций.
В
следующий
раз
ребенок
будет
подбирать
картинки
и
иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот
вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.
Применение компьютерной техники позволяет сделать ООД привлекательным и по-
настоящему
современным,
решать
познавательные
и
творческие
задачи
с
опорой
на
наглядность.
По
сравнению
с
традиционными
формами
обучения
дошкольников,
компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным
особенностям
детей
дошкольного
возраста:
предъявление
информации
на
экране
компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Компьютер несет в себе
образный
тип
информации,
понятный
дошкольникам,
учитывая
наглядно-образное
мышление
детей
дошкольного
возраста.
Одновременно
используется
графическая,
текстовая,
аудиовизуальная
информация.
Наглядный
материал,
используемый
в
презентациях,
слайд-шоу,
дает
возможность
воспитателю
выстроить
объяснение
на
занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная,
слуховая, моторная.
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал
поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему.
Также
можно
более
детально
остановиться
на
вопросах,
вызывающих
затруднения.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует
повышению интереса детей к изучаемому материалу. Использование анимации и вставки
видеофрагментов
дает
возможность
показать
динамические
процессы.
Компьютер
обладает стимулом познавательной активности детей. Такая ООД побуждают детей к
поисковой
и
познавательной
деятельности.
Использование
разного
рода
слайд-шоу
и
видеофрагментов
позволяет
показать
детям
те
моменты
из
окружающего
мира,
наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Высокая динамика занятия
способствует
эффективному
усвоению
материала,
развитию
памяти,
воображения,
творчества
детей.
Признавая,
что
компьютер
–
новое
мощное
средство
для
интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-
воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как
самой
ООД,
так
и
всего
режима
в
целом
в
соответствии
с
возрастом
детей.
Для
поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое
значение
имеют
условия,
в
которых
проходят
занятия.
Для
уменьшения
зрительного
напряжения
важно,
чтобы
изображение
на
экране
компьютера
было
четким
и
контрастным,
не
имело
бликов
и
отражений
рядом
стоящих
предметов.
Нельзя
использовать мультимедийные технологии на каждой ООД, так как при подготовке и
организации
такой
ООД
от
педагога,
а
также
от
детей,
требуется
больше
интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того,
при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Информационно-коммуникативные
технологии
прочно
входят
во
все
сферы
жизни
человека.
Соответственно,
система
образования
предъявляет
новые
требования
к
воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые
должны
способствовать
не
замене
традиционных
методов,
а
расширению
их
возможностей.
Классификация и эффективность технических средств обучения
Традиционные компьютерные средства - совокупность технических устройств с
дидактическим
обеспечением,
применяемых
в
учебно-воспитательном
процессе
для
предъявления
и
обработки
информации
с
целью
его
оптимизации.
Традиционные
компьютерные средства объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и
дидактические
средства
обучения
(носители
информации),
которые
с
помощью
этих
устройств воспроизводятся.
Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их
устройства,
функциональных
возможностей,
способов
предъявления
информации.
Перечислим их основные классификации:
1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
2) по принципу устройства и работы;
3) по роду обучения;
4) по логике работы;
5) по характеру воздействия на органы чувств;
6) по характеру предъявления информации.
Заключение
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать
многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя
забывать о норме.
Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени.
Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм,
предполагающим
выполнение
задания
по
определенным
этапам
с
последующим
сохранением полученных результатов.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при
подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше
интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того,
при частом использовании компьютерных средств у детей теряется особый интерес к
таким занятиям.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-
коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не
могут и не должны.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
• Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего
возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
• Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
• Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и
отработку зрительно-пространственных отношений.
• Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически
переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же
важна и смена деятельности во время занятия.
•
Для
проведения
фронтальных
занятий
мы
используем
мультимедийный
проектор,
расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном
образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более
высокий
уровень.
Несет
в
себе
образный
тип
информации,
обладает
стимулом
познавательной активности, облегчает работу воспитателя.
Библиография
1.
Алеева
А.П.
Использование
технических
средств
в
детском
саду
//Дошкольное
воспитание.- 1984.- № 4.
2. Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка - М.: Вентана-Графф, 2003. - 16 с.
3. Грановская Р.М. Дети и компьютеры // Вопросы
психического здоровья детей и
подростков. - 2001. - № 1. - С. 40-45.