Напоминание

Традиционные технические средства и компьютер в детском саду


Автор: Волкова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №6 "Зоренька"
Населённый пункт: г. Ступино Московской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Традиционные технические средства и компьютер в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Традиционные технические средства и компьютер в детском

саду».

Введение

Информационные

технологии,

это

не

только

и

не

столько

компьютеры

и

их

программное

обеспечение.

Под

компьютерными

средствами

подразумевается

использование

компьютера,

интернета,

телевизора,

видео,

DVD,

CD,

мультимедиа,

аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие

возможности для коммуникации.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование

компьютерных средств в различных видах образовательной деятельности. ООД в детском

саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением

большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все

это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Использование традиционных компьютерных средств в детском саду

Данное

направление

развития

образовательной

отрасли,

как

подчеркивается

в

государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Использование

компьютерных

средств

является

одним

из

приоритетов

образования.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его

профессиональной компетентности

Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным

мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко

использовать их в своей педагогической деятельности.

Для

того,

чтобы

воспитать

физически

развитого,

любознательного,

активного,

эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с

взрослыми

и

сверстниками

ребенка,

необходимы

подготовленные

педагогические

кадры,

способные

сочетать

традиционные

методы

обучения

и

современные

информационные

технологии.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир

новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на

следующий

уровень

системы

непрерывного

образования,

дать

возможность

стать

участниками

единого

образовательного

пространства

РФ.

Для

этого

необходимо

внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Целью работы при использовании компьютерных средств в ООД, является,

повышение

качества

образования

через

активное

внедрение

в

воспитательно-

образовательный процесс информационных технологий.

Задачами работы стали:

• систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного

процесса;

• разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-

образовательного процесса;

• расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-

образовательном процессе;

• создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических

материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

создание

комплексной

интегрированной

модели

информационно-методического

обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Использование компьютерных средств выводит усвоения полученных знаний

дошкольниками на более высокий уровень.

Внедрение компьютерных средств в воспитательно-образовательный процесс

детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они

передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

позволяют

увеличить

восприятие

материала

за

счет

увеличения

количества

иллюстративного материала;

• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во

взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

использование

мультимедийных

презентаций

обеспечивает

наглядность,

которая

способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая

наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые

нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);

• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает

детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет

самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию

памяти, воображения, творчества детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам

следующие возможности:

• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения

детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа

видеофрагментов.

• Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

Высокая

скорость

обновления

дидактического

материала

на

экране

значительно

экономит время на занятии.

Высокая

скорость

обновления

дидактического

материала

на

экране

значительно

экономит время на занятии.

Эффективное

игровое

средство

отработки

навыков

чтения,

счета

и

т.

п.,

развития

творческих способностей дошкольников.

• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов

информации в текстовой и образной форме.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в

дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных

проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду –

проведение

медиа

занятий

с

применением

мультимедийных

презентаций.

Она

дает

возможность

оптимизировать

педагогический

процесс,

индивидуализировать

обучение

детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность

психолого-педагогической деятельности.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они

всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы.

Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип.

При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же,

вызывает

бурю

эмоций.

В

следующий

раз

ребенок

будет

подбирать

картинки

и

иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот

вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

Применение компьютерной техники позволяет сделать ООД привлекательным и по-

настоящему

современным,

решать

познавательные

и

творческие

задачи

с

опорой

на

наглядность.

По

сравнению

с

традиционными

формами

обучения

дошкольников,

компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным

особенностям

детей

дошкольного

возраста:

предъявление

информации

на

экране

компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Компьютер несет в себе

образный

тип

информации,

понятный

дошкольникам,

учитывая

наглядно-образное

мышление

детей

дошкольного

возраста.

Одновременно

используется

графическая,

текстовая,

аудиовизуальная

информация.

Наглядный

материал,

используемый

в

презентациях,

слайд-шоу,

дает

возможность

воспитателю

выстроить

объяснение

на

занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная,

слуховая, моторная.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал

поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему.

Также

можно

более

детально

остановиться

на

вопросах,

вызывающих

затруднения.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует

повышению интереса детей к изучаемому материалу. Использование анимации и вставки

видеофрагментов

дает

возможность

показать

динамические

процессы.

Компьютер

обладает стимулом познавательной активности детей. Такая ООД побуждают детей к

поисковой

и

познавательной

деятельности.

Использование

разного

рода

слайд-шоу

и

видеофрагментов

позволяет

показать

детям

те

моменты

из

окружающего

мира,

наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Высокая динамика занятия

способствует

эффективному

усвоению

материала,

развитию

памяти,

воображения,

творчества

детей.

Признавая,

что

компьютер

новое

мощное

средство

для

интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-

воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как

самой

ООД,

так

и

всего

режима

в

целом

в

соответствии

с

возрастом

детей.

Для

поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое

значение

имеют

условия,

в

которых

проходят

занятия.

Для

уменьшения

зрительного

напряжения

важно,

чтобы

изображение

на

экране

компьютера

было

четким

и

контрастным,

не

имело

бликов

и

отражений

рядом

стоящих

предметов.

Нельзя

использовать мультимедийные технологии на каждой ООД, так как при подготовке и

организации

такой

ООД

от

педагога,

а

также

от

детей,

требуется

больше

интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того,

при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Информационно-коммуникативные

технологии

прочно

входят

во

все

сферы

жизни

человека.

Соответственно,

система

образования

предъявляет

новые

требования

к

воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые

должны

способствовать

не

замене

традиционных

методов,

а

расширению

их

возможностей.

Классификация и эффективность технических средств обучения

Традиционные компьютерные средства - совокупность технических устройств с

дидактическим

обеспечением,

применяемых

в

учебно-воспитательном

процессе

для

предъявления

и

обработки

информации

с

целью

его

оптимизации.

Традиционные

компьютерные средства объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и

дидактические

средства

обучения

(носители

информации),

которые

с

помощью

этих

устройств воспроизводятся.

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их

устройства,

функциональных

возможностей,

способов

предъявления

информации.

Перечислим их основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

2) по принципу устройства и работы;

3) по роду обучения;

4) по логике работы;

5) по характеру воздействия на органы чувств;

6) по характеру предъявления информации.

Заключение

Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать

многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя

забывать о норме.

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени.

Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм,

предполагающим

выполнение

задания

по

определенным

этапам

с

последующим

сохранением полученных результатов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при

подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше

интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того,

при частом использовании компьютерных средств у детей теряется особый интерес к

таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-

коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не

могут и не должны.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

• Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего

возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

• Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

• Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и

отработку зрительно-пространственных отношений.

• Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически

переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же

важна и смена деятельности во время занятия.

Для

проведения

фронтальных

занятий

мы

используем

мультимедийный

проектор,

расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном

образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более

высокий

уровень.

Несет

в

себе

образный

тип

информации,

обладает

стимулом

познавательной активности, облегчает работу воспитателя.

Библиография

1.

Алеева

А.П.

Использование

технических

средств

в

детском

саду

//Дошкольное

воспитание.- 1984.- № 4.

2. Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка - М.: Вентана-Графф, 2003. - 16 с.

3. Грановская Р.М. Дети и компьютеры // Вопросы

психического здоровья детей и

подростков. - 2001. - № 1. - С. 40-45.



В раздел образования