Автор: Дамавичене Татьяна Вениаминовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Филиал МБУ ДО "ДШИ № 1 г. Надыма" в п. Приозёрный
Населённый пункт: п. Приозерный, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: «Формирование певческого дыхания на начальной стадии обучения в классе сольного пения»
Раздел: дополнительное образование
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 ГОРОДА НАДЫМА»
В ПОСЕЛК ПРИОЗЁРНЫЙ
КОНСПЕКТ
открытого урока по предмету «Сольное пение»
по теме:
«Формирование певческого дыхания
на начальной стадии обучения в классе сольного пения»
Преподаватель хоровых и
теоретических дисциплин
Дамавичене Т.В.
2018 г.
2
Пояснительная записка
Данный открытый урок посвящён работе над правильным дыханием во время пения, а
также тому, как правильно объяснить и показать ребёнку верный путь в пении, чтобы голос
всегда
звучал
звонко
и
не
натужно,
независимо
от
регистров
и
нюансов
в
вокальном
произведении.
В многочисленных пособиях по работе с детскими голосами подробно рассматриваются
вопросы о певческом дыхании. Дыхательная гимнастика – важная часть распевания, она крайне
необходима детям на начальном этапе обучения пению. «Искусство пения – это искусство
дыхания» - самая известная истина. Голос – это и есть дыхание. Дыхание – энергетический
источник
голоса.
С
певческим
дыханием
связан
один
из
самых
старых,
широко
распространённых и вместе с тем один из наименее расшифрованных терминов, так называемая
певческая опора. Это та основа, на которой держится певческий звук, то, чего добиваются все
педагоги–вокалисты
от
своих
учеников.
Именно
певческая
опора
(«appogiare
la
voce»
-
«поддерживать голос», итал.) придаёт голосу присущий ему певческий тембр, большую силу,
полётность, а главное неутомимость.
Дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также
ведущих
качеств
певческого
голосообразования:
яркости
звука,
силы
и
гибкости
голоса,
длительности
звучания,
развития
диапазона.
Кроме
того,
ребёнок
начинает
заниматься
дыхательной
гимнастикой
через
приятный,
эмоционально
окрашенный вид
деятельности –
пение. Это формирует у него «дыхательное удовольствие», которое чрезвычайно важно в
процессе оздоровления дыхательной функции. Таким образом, физиологическая сущность
«вдыхательной установки» заключается в обеспечении наилучшего контроля за выдыхаемым
воздухом с целью наибольшей экономии и создании оптимального давления на голосовые
связки.
Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут
необычных
форм
знакомства
с
новым
музыкальным
материалом,
в
которых
могли
бы
воплотиться
их
активность,
деятельный
характер
мышления,
тяга
к
самостоятельности.
Поэтому,
возникает
необходимость
в
использовании
нестандартных
форм
урока:
урок
–
дискуссия, урок – состязание, урок – музыкальная викторина, урок – защита, а также введение
различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих
способностей. Формы занятий на уроках сольного пения тесно перекликаются между собой:
так, например, наряду с уроком – дискуссия может возникнуть такая форма урока как урок –
защита приобретенных знаний и навыков.
Исходным положением при проведении данного занятия являются авторские методики
ведущих специалистов в области хорового искусства и музыкальной педагогики: упражнения
для осанки и снятия мышечного напряжения, предлагаемые Виктором Поповым; дыхательная
гимнастика по системе А. Н, Стрельниковой; упражнения для укрепления дыхательных мышц
во время выдоха по системе Н. Княжинской (педагог по вокалу РАМ им. Гнесиных); хоровое
сольфеджио по системе Г. Струве.
Думается, что формируя певческое дыхание у детей младшего возраста, их восприятие
музыкальных произведений
станет
особенно эффективным.
Данный
вид занятия способен
воздействовать
не
только
на
процесс
обучения,
развитие
кругозора
и
духовного
начала
младших школьников, но и выступать как средство снятия зажатости юного исполнителя.
Источником
зажима
могут
являться
глубокие
переживания,
спрятанные
в
глубоких
тайниках
детской
души.
Посторонние
мысли
не
просто
мешают
сосредоточиться
на
3
исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам
и
ногам.
Для
начинающих
исполнителей
важно
знать,
что
хотя
бы
даже
стремление
к
внутреннему
спокойствию
играет
важную
роль
в
исполнительском
мастерстве.
И
в
этом
огромную роль играет дыхательная гимнастика.
Воздействие
музыки
на
ребенка
происходит
на
трех
уровнях:
вибрационном,
эмоциональном и духовном. В связи с этим, перед нами стоит единственная и очень важная
цель – развитие вокально-хоровых навыков.
Тема занятия: «Формирование певческого дыхания на начальной стадии обучения в
классе сольного пения»
Цель
урока - добиться
осмысленного
правильного
дыхания,
которое
в
последствие
будет
поставлено на автоматизм, а также чтобы ребёнок понял, куда направлять звук при пении,
чтобы он всегда звучал звонко и без особых физических затрат.
Задачи урока:
- работа над правильным взятием воздуха, отработка этого механизма через специальные
дыхательные упражнения
- работа над звонким и чистым пением во всех регистрах, на любых скачках в вокальных
распевках и в произведениях
- правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения, в характере, с
осмыслением художественного текста и образа
- Продолжение работы над новым произведением
Форма организации занятия: индивидуальная
Формы и методы работы:
- показ учащейся и работа вместе с ней над дыхательными упражнениями
- правильные и подходящие учащейся по голосу специальные, в зависимости от проблем,
имеющихся у учащейся, вокальные упражнения
- правильный разбор произведения, точное интонирование учащейся мелодии и нужных в
произведении нюансов, соединение с партией концертмейстера
- работа над образом в произведении, музыкальностью в каждой фразе
Оборудование: музыкальный инструмент (синтезатор), зеркало
Время занятия: 45 минут
План проведения занятия.
1.
Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой
а) упражнение №1 «Ладошки»
б) упражнение №2 «Погончики»
в) упражнение №3 «Обними плечи»
2. Упражнения на дыхание
а) «Собачка»
б) «Воздушный шарик»
в) «Тараканище»
г) «Ныряние
д) «Взять дыхание»
е) «Чудо-нос» (мотив здоровья)
ж) «Скрип двери»
3. Интонационные упражнения
4
4. Работа с произведениями.
а) Эстонская народная песня «Вей, ветерок»;
б) А. Лядов «Зайчик»
Ход занятия:
П: Сегодня у нас очень важный урок, на котором нам необходимо будет показать, что
ты узнала о певческом дыхании и как научилась петь, используя эти знания. Но прежде, чем
мы начнем делать дыхательную гимнастику, давай вспомним, что мы знаем о дыхании.
Вопрос-ответ (2-3-мин.)
1.
Наше дыхание состоит из трех важных процессов, каких…(вдох, задержка дыхания и
выдох);
2.
Каким должен быть вдох? (быстрым, но незаметным, коротким, но глубоким);
3.
Певческий вдох и выдох разделяются…(мгновенной паузой – опора для звука);
4.
Каким должен быть выдох? (медленный, экономный);
5.
Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);
6.
Что помогает нам укрепить мышцы живота и научиться правильно дышать? (дыхательная
гимнастика).
1.
Проводится дыхательная гимнастика по системе А. Н. Стрельниковой (5 мин.)
Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время вдоха, при этом следить, чтобы вдох
был незаметным, но глубоким и плечи при этом не поднимались, коротким и быстрым с
помощью эмоции тревоги, которая наилучшим и естественным образом его организует, следить
за одновременным совпадении вдоха и движений рук:
а) упражнение №1 «Ладошки»: руки поднять и вытянуть перед собой, одновременно с
вдохом руки резко согнуть в локтях (хватательные движения руками), выполнять в умеренном
темпе 8 раз;
б) упражнение №2 «Погончики»: руки согнуть в локтях не уровне пояса, резко бросать
руки вниз одновременно с вдохом, выполнять в умеренном темпе 8 раз;
в) упражнение №3 «Обними плечи»: руки согнуть в локтях на уровне груди и сложить их
друг на друга, одновременно с вдохом делать резкие движения руками
к спине, сжимая
грудную клетку, выполнять в умеренном темпе 8 раз;
2.
Упражнения на дыхание (10 мин.)
Упражнение № 1 «Собачка»
Активный
короткий
(шумный)
вдох
носом,
как
будто
ребёнок
принюхивается
(как
собачка к вкусной колбаске, лежащей в
углу комнаты). Крылья носа должны смыкаться,
дыхание необходимо тут же выпустить, приоткрыв рот. Следим, чтобы ребёнок не поднимал
плеч и грудную клетку. Во время вдоха эмоционально командуйте ему: «Нюхай! Вдох!»
Упражнение № 2 «Воздушный шарик»
1). Взять как можно больше воздуха в живот, проверяя при этом руками надутие живота, как
мяча. Только после того, как ребёнок взял воздух в живот, а не в грудную клетку продолжаем,
или переходим в следующий этап данного упражнения.
2). Набрав воздух в живот, задержать его на 2-3 секунды, ощущая заполненность всего себя и
только после этого выпускаем через букву
«с» воздух маленькими порциями (как сквозь
ослабленную ниточку завязанного воздушного шарика), наклоняясь при этом вперёд.
5
Упражнение № 3 «Тараканище»
Напомнить ребёнку сказку К. Чуковского «Тараканище», в которой крокодил проглотил
солнышко. Предложить представить себя этим «крокодилом»: «Держи это солнышко в себе!»
(на счёт 1,2,3,4,5…..)
Упражнение № 4 «Ныряние
Это упражнение построено по принципу и задачам, как и упражнение «Тараканище» -
задержка дыхания на вдохе и на выдохе, т. е. после глубокого вдоха делается полный выдох и
дыхание задерживается. Следует напомнить, что если больше не сможет «сидеть под водой», то
нужно «вынырнуть», но при этом запомнить, сколько секунд они просидели без дыхания.
Упражнение № 5 «Взять дыхание»
Согнув в локтях руки в верхней части грудной клетки, резким движением обнять себя,
закинув руки за спину, т. е. сжать грудную клетку. Делать это движение активно, но легко,
меняя
положение
рук: правая
внизу,
левая
наверху
и
наоборот.
Акцентировать
внимание
ученика только на вдохе. Выдох должен быть самопроизвольным и почти не слышным.
Упражнение № 6 «Чудо-нос» (мотив здоровья)
Упражнение № 6 «Скрип двери»
После задержки дыхания, попросить ребёнка выпускать не воздух (и не голос!), а
«скрип», как скрипит несмазанная дверь. При скрипе следить за тем, чтобы в нём не было не
единой голосовой краски. Скрип вырабатывает не только равномерный выдох, но и является
своего
рода
массажем
голосовых
связок,
держит
диафрагму,
мышцы
живота.
Контролем
6
правильности
выполненного
упражнения
является
желание
выдохнуть
остатки
воздуха
и
расслабить мышцы брюшного пресса.
3.
Интонационные упражнения с
выполнением
всех
дыхательных
правил
и
закрепления
певческих навыков (10мин)
1).
Песня-дразнилка.
Формируются
активная
артикуляция
и
опорное
дыхание,
не дающее
интонационно сползать с заданной ноты.
2). Упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка
пения мажорного тетрахорда, плавность и постепенность выдоха.
3).
Упражнение,
где
сочетается
необходимость
правильного
интонирования,
чёткость
исполнения штрихов, опора дыхания.
4). В этом упражнении чередуем legato и staccato, тем самым формируя опору звука на дыхании.
4). Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса. Дыхание берём по
фразам, а затем всё упражнение нужно выполнить на одном дыхании.
5). Упражнение дикционно сложное, исполняется с ускорением.
4. Работа с произведениями (15 мин)
Репертуар:
а) Эстонская народная песня «Вей, ветерок»;
б) А. Лядов «Зайчик»
7
Задачи для исполняемого репертуара:
1.
работать над дыханием по фразам, экономным выдохом и пением на опоре, активным
вдохом в заданном темпе;
2.
развивать внутренний слух, пропевая фразы поочередно: то вслух, то про себя;
3.
соблюдать динамический контраст, музыкальную выразительность.
Каждое
произведение
вначале
работы
над
ним
следует
пропеть
нотами
с
дирижированием. При этом особое внимание необходимо уделить фразировке, расстановке
динамических оттенков.
П:
Спасибо
всем! Я
считаю,
что
мы
сегодня
очень
плодотворно
поработали.
Все
поставленные задачи выполнены. На следующем занятии мы продолжим работу над техникой
певческого дыхания и будем применять его в работе над музыкальными произведениями.
Заключение.
Подведя
итог
проведенного
занятия,
можно
сказать,
что
с
помощью
методик
по
формированию певческого дыхания у детей младшего возраста их чувства эмоциональной
отзывчивости, воображение, фантазия развиваются в большей степени, помогают глубже и
точнее понять содержание учебного процесса. Учащиеся становятся более раскрепощенными,
гармоничными,
а
их
ответы
–
более
грамотными,
оригинальными,
разнообразными,
что
усиливает впечатление детей.
Таким образом, осознание важности использования певческого дыхания в развитии
вокально-хоровых
навыков
и
личностных качеств
младших
школьников,
управление
этим
видом
деятельности
в
нужном
педагогу
направлении
позволяет
повысить
эффективность
учебного процесса, делает его оптимальным.
Список использованной литературы.
1.
1. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности/Л.Л. Бочкарев. – М.: Институт
психологии «РАН», 1997. – 352 с.
2.
2. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г.П. Стулова. –
М.: Прометей, 1992. – 270 с.
3.
3. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой/ М.Н. Щетинин. – М.:
Метафора, 2004.