Напоминание

Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста


Автор: Дороченкова Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №9 "Кораблик"
Населённый пункт: Белая Гора
Наименование материала: статья
Тема: Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из

важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное

развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая

деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора,

компьютера, телефонов и планшетах , часто свободное время старших

дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего

родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и

энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко

обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности

в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному

поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить

словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в

познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в

его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого

развития традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация

фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты,

моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая

деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование

художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия,

наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе

непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать

представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять

положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию

интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой

деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых

процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность

невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную

деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы

правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить

следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную

направленность. Главным является качество языкового содержания,

обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий

большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у

него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает

нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая

звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные

или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь

дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и

явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего

руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает,

что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому

что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он

самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит

в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение,

систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом

представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о

материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются.

Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о

природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее

всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в

стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у

ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача

воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия,

наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить

на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск

ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника

познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем

выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего

мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой

чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и

называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого

развития дошкольников является игра. И если во время организованной

образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он

имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с

этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое

развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем

мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла

обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности,

расширяют знания о геометрических формах и пространственных

отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе,

поскольку, обязательным элементом в них является познавательное

содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок

прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную

задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить,

классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в

решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны

для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться

видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать

выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-

речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и

предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её

оформления - доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном

распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в

себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности,

иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный

материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения

опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это

сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование

умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого

раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не

возникнет.



В раздел образования