Автор: Иванова Лариса Вениаминовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: С П МАДОУ детский сад № 3
Населённый пункт: Город Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие детской инициативы, через экспериментирование"
Раздел: дошкольное образование
Развитие детской инициативы, через экспериментирование
«Ни одно великое открытие
не было сделано без инициативы»
Эмерсон Р.
У детей ни дня не проходит без новых открытий. Уже в младенческом
возрасте ……Л. С. Выгодский неоднократно говорил, что в дошкольном
возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года –
практически единственным способом познания мира. Уходя своими
корнями в манипулировании предметами.
Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на
преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.
Детская инициативность в младшем дошкольном возрасте проявляется в
выборе тематических игр, в постановке и разрешении новых игровых
проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми
дошкольник обращается к взрослому и сверстникам, в организации и
осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А в старшем
дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах
деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной
деятельности, в экспериментировании.
Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме
проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде
вербального исследования (т. е. дети задают вопросы взрослому – почему?
зачем? как? откуда и др.) или риторических, как бы адресованных самому
себе.
По мнению Н. Н. Поддьякова детское экспериментирование – одна из форм
организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов
познавательной деятельности, с другой.
Термин «Эспериментирование» понимается, как особый способ
практического освоения действительности, направленный на создание
таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою
сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила
развивать в детях инициативу, для того чтобы в процессе
экспериментирования ребёнок приобрёл следующие навыки: видеть и
выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; выделять
существенные проблемы и связи; отбирать средства и материалы для
самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.
Формы работы с детьми: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Эксперименты могут проводиться в группе, на участке, в лесу, в парке.
Могут быть индивидуальными (1 – 4 ребёнка); групповыми (5 – 10 детей) и
коллективными (вся группа).
По причине эксперименты могут быть:
- случайными,
- запланированными,
- поставленные в ответ на вопрос ребёнка.
По продолжительности эксперименты бывают:
- кратковременные (от 5 до 15 мин.)
- длительные (свыше 15 мин.)
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные,
- многократные (или циклические).
Для развития детской инициативы через экспериментирование, решила
сначала:
- определить зону экспериментирования,
- подобрала методическую литературу
- выделила место для хранения материала
- оформила картотеку опытов и наблюдений
- с помощью родителей наполнили материалом для опытов и
экспериментов (специальная посуда, природный материал,
утилизированный материал (пробки, проволока и т. д.), прочее)
- разработала мнемотаблицы
- оформила правила поведения в лаборатории
- оформила лэпбук по темам: «Всё о воде», «Воздух и его свойства»
При проведении эксперимента я использовала метод наблюдения, опыты
относятся к наглядным методам и являются основным методом
дошкольного обучения. Наблюдения бывают разного вида, они зависят от
характера познавательных задач. В практической деятельности: это
наблюдения разпознающего характера, где формируются знания о
свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями
и преобразованием объектов. Также использовала игровой метод, который
сопровождался в сочетании с другими приёмами: вопросами,
объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов
использовала ситуативные беседы. Применяла для уточнения, коррекции
знаний, их обобщения и систематизации. Для развития детской
инициативы использую сюрпризный момент:
-«Чудесный мешочек»
-«Посылка от Знайки»
- «Письмо от Мальвины»
- «Загадки из космоса» и т. д.
Дети испытывают радость, начинают задавать вопросы, проявляют
инициативу и любознательность.
Для развития инициативы ещё использую необычные дни, например:
- «День фантастических превращений»
- «Целый день на луне»
- «Логический день»
В такие дни все виды деятельности, включая режимные процессы,
организовываю с детьми в соответствии с замыслом и принятыми ролями.
Таким образом, дети научились выделять и ставить проблему, которую
нужно было решить; научились находить разные решения; научились
проверять все возможные решения; делать выводы; делать обобщения.
В заключении хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди,
научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком и
нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В
этом на мой взгляд, заключается актуальность темы: «Развитие детской
инициативы, через экспериментирование.