Напоминание

"Развитие детской инициативы, через экспериментирование"


Автор: Иванова Лариса Вениаминовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: С П МАДОУ детский сад № 3
Населённый пункт: Город Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие детской инициативы, через экспериментирование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие детской инициативы, через экспериментирование

«Ни одно великое открытие

не было сделано без инициативы»

Эмерсон Р.

У детей ни дня не проходит без новых открытий. Уже в младенческом

возрасте ……Л. С. Выгодский неоднократно говорил, что в дошкольном

возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года –

практически единственным способом познания мира. Уходя своими

корнями в манипулировании предметами.

Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на

преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.

Детская инициативность в младшем дошкольном возрасте проявляется в

выборе тематических игр, в постановке и разрешении новых игровых

проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми

дошкольник обращается к взрослому и сверстникам, в организации и

осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А в старшем

дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах

деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной

деятельности, в экспериментировании.

Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме

проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде

вербального исследования (т. е. дети задают вопросы взрослому – почему?

зачем? как? откуда и др.) или риторических, как бы адресованных самому

себе.

По мнению Н. Н. Поддьякова детское экспериментирование – одна из форм

организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов

познавательной деятельности, с другой.

Термин «Эспериментирование» понимается, как особый способ

практического освоения действительности, направленный на создание

таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою

сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила

развивать в детях инициативу, для того чтобы в процессе

экспериментирования ребёнок приобрёл следующие навыки: видеть и

выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; выделять

существенные проблемы и связи; отбирать средства и материалы для

самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.

Формы работы с детьми: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Эксперименты могут проводиться в группе, на участке, в лесу, в парке.

Могут быть индивидуальными (1 – 4 ребёнка); групповыми (5 – 10 детей) и

коллективными (вся группа).

По причине эксперименты могут быть:

- случайными,

- запланированными,

- поставленные в ответ на вопрос ребёнка.

По продолжительности эксперименты бывают:

- кратковременные (от 5 до 15 мин.)

- длительные (свыше 15 мин.)

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные,

- многократные (или циклические).

Для развития детской инициативы через экспериментирование, решила

сначала:

- определить зону экспериментирования,

- подобрала методическую литературу

- выделила место для хранения материала

- оформила картотеку опытов и наблюдений

- с помощью родителей наполнили материалом для опытов и

экспериментов (специальная посуда, природный материал,

утилизированный материал (пробки, проволока и т. д.), прочее)

- разработала мнемотаблицы

- оформила правила поведения в лаборатории

- оформила лэпбук по темам: «Всё о воде», «Воздух и его свойства»

При проведении эксперимента я использовала метод наблюдения, опыты

относятся к наглядным методам и являются основным методом

дошкольного обучения. Наблюдения бывают разного вида, они зависят от

характера познавательных задач. В практической деятельности: это

наблюдения разпознающего характера, где формируются знания о

свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями

и преобразованием объектов. Также использовала игровой метод, который

сопровождался в сочетании с другими приёмами: вопросами,

объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов

использовала ситуативные беседы. Применяла для уточнения, коррекции

знаний, их обобщения и систематизации. Для развития детской

инициативы использую сюрпризный момент:

-«Чудесный мешочек»

-«Посылка от Знайки»

- «Письмо от Мальвины»

- «Загадки из космоса» и т. д.

Дети испытывают радость, начинают задавать вопросы, проявляют

инициативу и любознательность.

Для развития инициативы ещё использую необычные дни, например:

- «День фантастических превращений»

- «Целый день на луне»

- «Логический день»

В такие дни все виды деятельности, включая режимные процессы,

организовываю с детьми в соответствии с замыслом и принятыми ролями.

Таким образом, дети научились выделять и ставить проблему, которую

нужно было решить; научились находить разные решения; научились

проверять все возможные решения; делать выводы; делать обобщения.

В заключении хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди,

научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В

этом на мой взгляд, заключается актуальность темы: «Развитие детской

инициативы, через экспериментирование.



В раздел образования