Напоминание

"Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"


Автор: Ижболдина Наталья Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик""
Населённый пункт: Мурманская область, город Гаджиево, ул. Колышкина, д. 118А
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей дошкольного возраста к чтению

Опыт работы МБДОУ «Детский сад № 1 «Семицветик»

г. Гаджиево, городской округ ЗАТО Александровск, Мурманская область

СЛАЙД2

В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит

чтению.

Книги

расширяют

кругозор

детей,

развивают

эмоционально-

познавательную деятельность, стимулируют мышление и речь, содействуют

воспитанию нравственных качеств.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих

себя», – писал великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.

В

современном

обществе

у

книги

появилось

много

конкурентов

телевидение,

интернет,

кино

и

мультфильмы.

Печатные

книги

заменяют

разнообразные гаджеты. Книжный рынок изобилует изданиями для детей самого

разного толка: книжки-игрушки, раскраски, с наклейками, аудиозаписями и

другими интерактивными функциями. Зачастую качественная детская литература

подменяется суррогатами массовой культуры.

СЛАЙД3

При этом роль чтения по-прежнему остаётся важнейшим инструментом в

воспитании и образовании ребёнка, начиная с самого раннего возраста.

Хорошая детская книга? Как она должна выглядеть? Как среди тысяч детских

изданий выбрать правильную книгу? Каким критериям должна отвечать хорошая

детская книга?

Первое и очень важное правило – детская книга должна соответствовать

возрасту ребенка! У каждого возраста свой круг интересов.

Второй важный критерий – это иллюстрация! Опыт должен научить видеть и

отличать хорошо иллюстрированную книгу от плохой!

Третий критерий – детская книга должна быть ориентирована на развитие,

т.е. потребует от ребенка-читателя определенных усилий: интеллектуальных,

эмоциональных. Возможно, потребуется почитать ее несколько раз, обсудить или

проиграть, чтобы понять и испытать радость открытия.

Четвертый критерий – хорошая детская книга должна быть занимательной,

способной

увлечь,

быть

понятной,

высокохудожественной,

написанной

литературным языком.

Пятый критерий – хорошая детская книга воспитывает! Она несет идею

добра,

правды,

любви,

учит

ребенка

душевной

чуткости,

способности

сопереживать, разделять горести и радости, формируя тем самым культуру чувств

ребенка!

Задачи приобщения детей к чтению решают на государственном уровне.

Многие социальные институты, в числе которых библиотеки, культурно-

досуговые и образовательные учреждения. Большое значение в решении данной

проблемы придается и дошкольным образовательным учреждениям.

1

В библиотечке для дошкольников должны быть книги разные: не только

сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия; разные

фольклорные произведения – русские народные потешки, прибаутки, заклички,

считалки, дразнилки, колыбельные. Из поэтических произведений для детей

целесообразно приобретать, прежде всего, произведения классиков детской

литературы: А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака,

В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей

пользуются стихи и

рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой. Среди рассказов и

сказок русских писателей рекомендуются произведения К. Ушинского (рассказы и

сказки «Для детей»), Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»), Д. Мамина-Сибиряка

«Алёнушкины сказки», рассказы Н. Носова (сборники «Живая шляпа», «Бобик в

гостях у Барбоса»), сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный

солдатик», бр. Гримм «Бременские музыканты». Среди лучших книг о живой

природе следует назвать «Большие и маленькие» Е. Чарушина, произведения

В. Бианки и В. Сладкова.

СЛАЙД4

К основным формам работы по развитию интереса детей к чтению в

условиях детского сада относятся:

уголки

чтения,

где

должна

быть

представлена

литература,

соответствующая

возрасту

детей;

обязательно

должен

учитываться

региональный компонент;

громкие чтения и рассказывания;

занятия

по ознакомлению с произведениями для детей, биографиями

писателей и иллюстраторов, по истории возникновения книг, книжной

графике;

мастерские по ремонту книг;

выставки детских рисунков и поделок

по мотивам прочитанных

произведений;

рукодельные книги;

обмен родительским опытом

по привлечению детей к чтению

на

родительских собраниях;

взаимодействие с детской библиотекой;

литературные досуги, утренники, праздники, викторины с участием

детей и родителей;

СЛАЙД5

Мы рады предложить собственный педагогический опыт работы по

приобщению дошкольников к чтению, апробированный в разных возрастных

группах детского сада. Наряду с традиционными формами и методами, мы

стремимся внедрить инновационные, соответствующие времени и прогрессу.

Так, непосредственная образовательная деятельность по художественной

литературе организуется в форме бесед, инсценировок, громких чтений и

коллективных

обсуждений

на

основе

художественных

произведений,

2

предусмотренных образовательной программой: «Козлятки и волк», «Репка» и др.

Совместная деятельность

в

режимные моменты включает: подвижные и

малоподвижные игры с использованием масок героев сказок, драматизации сказок

с использованием настольного театра.

СЛАЙД6 и СЛАЙД7

Посредством различных творческих конкурсов, а именно конкурсов чтецов,

также прививается любовь и вкус к литературному слову, поэтической рифме,

декламации. Конкурс чтецов «Чтение – вот лучшее учение» имел патриотический

характер, был организован для детей средней и старшей групп. Дети в русских

народных костюмах на высоком эмоциональном подъёме читали стихи о Родине, о

родной природе, истории Отечества. Доброжелательная обстановка и громкие

аплодисменты воодушевляли ребят. Всем участникам были вручены дипломы и

памятные подарки.

Воспитанники нашего детского сада принимают участие и в других

творческих конкурсах, организуемых на региональном уровне. Например, наши

лучшие чтецы выступили на городском фестивале чтецов «Живая книга», где

была задана основная тема – экология. Один из воспитанников занял призовое

место. А также стали участниками VI областного конкурса чтецов «Чьи стихи мы

знаем с детства?».

СЛАЙД8

Организуются выставки детских рисунков. Одна из которых, «Моя любимая

книга». Дошкольники рисуют своих любимых книжных героев, сказочных

персонажей и обложки любимых книжек. Все участники проявляют творческую

фантазию и разнообразие.

СЛАЙД9

Интересным опытом явилась постановка сказки «Репка на новый лад» в

подготовительной группе, которую показали детям младших групп.

СЛАЙД10

Стали традиционными посещения библиотеки воспитанниками старших и

подготовительных к школе групп, где дети также активно приобщаются к

книжной

и

информационной

культуре,

знакомятся

с

новыми

именами,

рассматривают книги и журналы, участвуют в литературных играх и утренниках.

СЛАЙД11 и СЛАЙД12

В каждой возрастной группе нашего детского сада оформлен Книжный

уголок, где собраны литературные календари, портреты писателей, иллюстрации,

комплекты материалов для ремонта книг в «Книжкиной больнице». Согласно

тематическому плану, календарю знаменательных дат, сезонности меняется

наглядное оформление Книжного уголка, экспозиция книг,

портретов и

иллюстраций.

3

СЛАЙД13

В

нашем

детском

саду

был

объявлен

Конкурс

рукотворной

книги,

призванный активизировать интерес и потребность в чтении книг, а также

совместную творческую деятельность детей и родителей. Сама идея проведения

конкурса возникла на этапе открытия нашего детского сада с названием

Семицветик. Оно же дало имя главному герою будущей книги – Малыш

Семицветик. Содержание книги составили небольшие рассказы-истории из жизни

маленького героя. Вместе с детьми Малыш Семицветик попадает в круговорот

самых невероятных приключений, учится дружить, получает новые знания,

занимается спортом и незаметно для себя растет. Отдельное внимание уделено

Родине – знакомству с городом Гаджиево. Авторы и иллюстраторы книги – наши

воспитанники – дети, придумавшие эти поучительные и весёлые истории.

Систематическое знакомство с литературой и её жанрами, писателями и

иллюстраторами, творческие конкурсы и занятия сподвигли ребят на создание

собственных рассказов и сказок, придумывание разных героев и персонажей с

забавными именами – мистер Тюльпан и Лучик, семья Колокольчиковых и т.д.

На конкурс были представлены самые разные книги, сделанные руками детей

и их родителей. Их отличало большое разнообразие и оригинальность – как в

плане содержания, так и в плане оформления: книги-«гармошки», книги-

блокноты, сделанные в технике аппликации, из ткани, бумаги, картона, тесьмы,

рисованные книги, книги с компьютерной графикой. Книги содержали рассказы и

истории о спорте и здоровье, о приключениях и путешествиях, об увлечениях и

друзьях.

СЛАЙД14

Таким образом, получилась наша большая книга «Малыш Семицветик»,

которая насчитывает почти сто страниц и совсем скоро выйдет в свет в

профессиональном полиграфическом исполнении.

СЛАЙД15

Подводя итог проведённой работе по приобщению дошкольников к чтению,

мы видим определённые результаты. Во-первых, наши дети действительно любят

книгу и чтение, они знакомы с детской классикой и современной детской

литературой; во-вторых, заметно расширились знания детей об окружающей

жизни, наших детей вполне можно назвать начитанными; в-третьих, чтение

выявило

и

развивает

творческие

способности

детей,

активно

работает

воображение, фантазия, которые проявляются и в рисовании, и в лепке, и в

музыке, и в играх, и в театрализации; в-четвёртых, налицо успехи в речевом

развитии – увеличился словарный запас, более качественным стали построение

предложений, пересказ, рассказывание, более свободным стало общение между

детьми и со взрослыми; и, наконец, очевидно формирование нравственно-

патриотических

чувств.

Всё

это

в

целом

содействует

гармоничному

и

всестороннему развитию ребёнка.

4

Приобщая детей к художественной литературе, формируя литературный вкус,

мы используем разнообразные, в том числе, нетрадиционные формы работы с

детьми,

родителями,

общественностью,

творческие

и

конкурсно-игровые

мероприятия, проектную деятельность, сотрудничество с детской библиотекой

«Малышок»

Таким образом, мы способствуем тому, чтобы дошкольники сохраняли

интерес к книге, прививаем любовь к чтению, побуждаем детей к обмену своими

впечатлениями после прочтения, ведь научить любить и понимать книгу – значит

научить мыслить и чувствовать.

5



В раздел образования