Автор: Ижболдина Наталья Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик""
Населённый пункт: Мурманская область, город Гаджиево, ул. Колышкина, д. 118А
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению
Опыт работы МБДОУ «Детский сад № 1 «Семицветик»
г. Гаджиево, городской округ ЗАТО Александровск, Мурманская область
СЛАЙД2
В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит
чтению.
Книги
расширяют
кругозор
детей,
развивают
эмоционально-
познавательную деятельность, стимулируют мышление и речь, содействуют
воспитанию нравственных качеств.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих
себя», – писал великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.
В
современном
обществе
у
книги
появилось
много
конкурентов
–
телевидение,
интернет,
кино
и
мультфильмы.
Печатные
книги
заменяют
разнообразные гаджеты. Книжный рынок изобилует изданиями для детей самого
разного толка: книжки-игрушки, раскраски, с наклейками, аудиозаписями и
другими интерактивными функциями. Зачастую качественная детская литература
подменяется суррогатами массовой культуры.
СЛАЙД3
При этом роль чтения по-прежнему остаётся важнейшим инструментом в
воспитании и образовании ребёнка, начиная с самого раннего возраста.
Хорошая детская книга? Как она должна выглядеть? Как среди тысяч детских
изданий выбрать правильную книгу? Каким критериям должна отвечать хорошая
детская книга?
Первое и очень важное правило – детская книга должна соответствовать
возрасту ребенка! У каждого возраста свой круг интересов.
Второй важный критерий – это иллюстрация! Опыт должен научить видеть и
отличать хорошо иллюстрированную книгу от плохой!
Третий критерий – детская книга должна быть ориентирована на развитие,
т.е. потребует от ребенка-читателя определенных усилий: интеллектуальных,
эмоциональных. Возможно, потребуется почитать ее несколько раз, обсудить или
проиграть, чтобы понять и испытать радость открытия.
Четвертый критерий – хорошая детская книга должна быть занимательной,
способной
увлечь,
быть
понятной,
высокохудожественной,
написанной
литературным языком.
Пятый критерий – хорошая детская книга воспитывает! Она несет идею
добра,
правды,
любви,
учит
ребенка
душевной
чуткости,
способности
сопереживать, разделять горести и радости, формируя тем самым культуру чувств
ребенка!
Задачи приобщения детей к чтению решают на государственном уровне.
Многие социальные институты, в числе которых библиотеки, культурно-
досуговые и образовательные учреждения. Большое значение в решении данной
проблемы придается и дошкольным образовательным учреждениям.
1
В библиотечке для дошкольников должны быть книги разные: не только
сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия; разные
фольклорные произведения – русские народные потешки, прибаутки, заклички,
считалки, дразнилки, колыбельные. Из поэтических произведений для детей
целесообразно приобретать, прежде всего, произведения классиков детской
литературы: А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака,
В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей
пользуются стихи и
рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой. Среди рассказов и
сказок русских писателей рекомендуются произведения К. Ушинского (рассказы и
сказки «Для детей»), Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»), Д. Мамина-Сибиряка
«Алёнушкины сказки», рассказы Н. Носова (сборники «Живая шляпа», «Бобик в
гостях у Барбоса»), сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный
солдатик», бр. Гримм «Бременские музыканты». Среди лучших книг о живой
природе следует назвать «Большие и маленькие» Е. Чарушина, произведения
В. Бианки и В. Сладкова.
СЛАЙД4
К основным формам работы по развитию интереса детей к чтению в
условиях детского сада относятся:
уголки
чтения,
где
должна
быть
представлена
литература,
соответствующая
возрасту
детей;
обязательно
должен
учитываться
региональный компонент;
громкие чтения и рассказывания;
занятия
по ознакомлению с произведениями для детей, биографиями
писателей и иллюстраторов, по истории возникновения книг, книжной
графике;
мастерские по ремонту книг;
выставки детских рисунков и поделок
по мотивам прочитанных
произведений;
рукодельные книги;
обмен родительским опытом
по привлечению детей к чтению
на
родительских собраниях;
взаимодействие с детской библиотекой;
литературные досуги, утренники, праздники, викторины с участием
детей и родителей;
СЛАЙД5
Мы рады предложить собственный педагогический опыт работы по
приобщению дошкольников к чтению, апробированный в разных возрастных
группах детского сада. Наряду с традиционными формами и методами, мы
стремимся внедрить инновационные, соответствующие времени и прогрессу.
Так, непосредственная образовательная деятельность по художественной
литературе организуется в форме бесед, инсценировок, громких чтений и
коллективных
обсуждений
на
основе
художественных
произведений,
2
предусмотренных образовательной программой: «Козлятки и волк», «Репка» и др.
Совместная деятельность
в
режимные моменты включает: подвижные и
малоподвижные игры с использованием масок героев сказок, драматизации сказок
с использованием настольного театра.
СЛАЙД6 и СЛАЙД7
Посредством различных творческих конкурсов, а именно конкурсов чтецов,
также прививается любовь и вкус к литературному слову, поэтической рифме,
декламации. Конкурс чтецов «Чтение – вот лучшее учение» имел патриотический
характер, был организован для детей средней и старшей групп. Дети в русских
народных костюмах на высоком эмоциональном подъёме читали стихи о Родине, о
родной природе, истории Отечества. Доброжелательная обстановка и громкие
аплодисменты воодушевляли ребят. Всем участникам были вручены дипломы и
памятные подарки.
Воспитанники нашего детского сада принимают участие и в других
творческих конкурсах, организуемых на региональном уровне. Например, наши
лучшие чтецы выступили на городском фестивале чтецов «Живая книга», где
была задана основная тема – экология. Один из воспитанников занял призовое
место. А также стали участниками VI областного конкурса чтецов «Чьи стихи мы
знаем с детства?».
СЛАЙД8
Организуются выставки детских рисунков. Одна из которых, «Моя любимая
книга». Дошкольники рисуют своих любимых книжных героев, сказочных
персонажей и обложки любимых книжек. Все участники проявляют творческую
фантазию и разнообразие.
СЛАЙД9
Интересным опытом явилась постановка сказки «Репка на новый лад» в
подготовительной группе, которую показали детям младших групп.
СЛАЙД10
Стали традиционными посещения библиотеки воспитанниками старших и
подготовительных к школе групп, где дети также активно приобщаются к
книжной
и
информационной
культуре,
знакомятся
с
новыми
именами,
рассматривают книги и журналы, участвуют в литературных играх и утренниках.
СЛАЙД11 и СЛАЙД12
В каждой возрастной группе нашего детского сада оформлен Книжный
уголок, где собраны литературные календари, портреты писателей, иллюстрации,
комплекты материалов для ремонта книг в «Книжкиной больнице». Согласно
тематическому плану, календарю знаменательных дат, сезонности меняется
наглядное оформление Книжного уголка, экспозиция книг,
портретов и
иллюстраций.
3
СЛАЙД13
В
нашем
детском
саду
был
объявлен
Конкурс
рукотворной
книги,
призванный активизировать интерес и потребность в чтении книг, а также
совместную творческую деятельность детей и родителей. Сама идея проведения
конкурса возникла на этапе открытия нашего детского сада с названием
Семицветик. Оно же дало имя главному герою будущей книги – Малыш
Семицветик. Содержание книги составили небольшие рассказы-истории из жизни
маленького героя. Вместе с детьми Малыш Семицветик попадает в круговорот
самых невероятных приключений, учится дружить, получает новые знания,
занимается спортом и незаметно для себя растет. Отдельное внимание уделено
Родине – знакомству с городом Гаджиево. Авторы и иллюстраторы книги – наши
воспитанники – дети, придумавшие эти поучительные и весёлые истории.
Систематическое знакомство с литературой и её жанрами, писателями и
иллюстраторами, творческие конкурсы и занятия сподвигли ребят на создание
собственных рассказов и сказок, придумывание разных героев и персонажей с
забавными именами – мистер Тюльпан и Лучик, семья Колокольчиковых и т.д.
На конкурс были представлены самые разные книги, сделанные руками детей
и их родителей. Их отличало большое разнообразие и оригинальность – как в
плане содержания, так и в плане оформления: книги-«гармошки», книги-
блокноты, сделанные в технике аппликации, из ткани, бумаги, картона, тесьмы,
рисованные книги, книги с компьютерной графикой. Книги содержали рассказы и
истории о спорте и здоровье, о приключениях и путешествиях, об увлечениях и
друзьях.
СЛАЙД14
Таким образом, получилась наша большая книга «Малыш Семицветик»,
которая насчитывает почти сто страниц и совсем скоро выйдет в свет в
профессиональном полиграфическом исполнении.
СЛАЙД15
Подводя итог проведённой работе по приобщению дошкольников к чтению,
мы видим определённые результаты. Во-первых, наши дети действительно любят
книгу и чтение, они знакомы с детской классикой и современной детской
литературой; во-вторых, заметно расширились знания детей об окружающей
жизни, наших детей вполне можно назвать начитанными; в-третьих, чтение
выявило
и
развивает
творческие
способности
детей,
активно
работает
воображение, фантазия, которые проявляются и в рисовании, и в лепке, и в
музыке, и в играх, и в театрализации; в-четвёртых, налицо успехи в речевом
развитии – увеличился словарный запас, более качественным стали построение
предложений, пересказ, рассказывание, более свободным стало общение между
детьми и со взрослыми; и, наконец, очевидно формирование нравственно-
патриотических
чувств.
Всё
это
в
целом
содействует
гармоничному
и
всестороннему развитию ребёнка.
4
Приобщая детей к художественной литературе, формируя литературный вкус,
мы используем разнообразные, в том числе, нетрадиционные формы работы с
детьми,
родителями,
общественностью,
творческие
и
конкурсно-игровые
мероприятия, проектную деятельность, сотрудничество с детской библиотекой
«Малышок»
Таким образом, мы способствуем тому, чтобы дошкольники сохраняли
интерес к книге, прививаем любовь к чтению, побуждаем детей к обмену своими
впечатлениями после прочтения, ведь научить любить и понимать книгу – значит
научить мыслить и чувствовать.
5